-AdRiver-
tonik78rus написал 8 минут назад к игре Восходящее солнце: # Дом Бонсай покупает крепость за 1 монету? Или строительство не считает...
la_venteuse написала 11 минут назад к статье Мир игры Anachrony: # Ну конечно! Как играть без овечек и пшенички?! *сарказм*
GeniusGray написал 21 минуту назад к статье Мир игры Anachrony: # > Намешано как-то и киберпанка, и постаппокалипсиса и футуризма Истор...
GeniusGray написал 23 минуты назад к статье Мир игры Anachrony: # С точки зрения игрового процесса - мир игры вполне цельный. Механики о...
hickname написал 25 минут назад к мысли на тему Обзор Tiny Epic Quest, Fantahzee и Histrio.: # Kingdoms - середнячок. Defenders - муть какая-то. Galaxies - имхо лучш...
С миру по нитке [24.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» осенью 2...
Портал в мир приключений [24.05.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
С миру по нитке [23.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...
Голосуем кошельком [23.05.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [22.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прояс...

Scorpius

Обзор игры By Fire and Sword

02 апреля 2015

Информация

добавить
игры Огнём и Мечом
компании Wargamer
клубы WarGame in Kiev
Дата: 02 апреля 2015
Оценка пользователей
8.0742
-

«Огнём и мечом хлопов, огнём и мечом», — кричал коронный гетман Потоцкий в середине 17 века, если верить старому советскому фильму «Богдан Хмельницкий» 1941 года.

 

 

Докричался в итоге до гибели собственного сына, уничтожения польской администрации в Украине, присоединения Украины к России, добровольного перехода войска Запорожского со всеми городами и православным населением под руку русского царя, и... Появления уже в нашем времени варгейма «Огнём и мечом», созданного его соотечественниками.

 

 

Здесь сразу надо отметить, что данный варгейм охватывает не только события Освободительной войны Богдана Хмельницкого, а и вообще большую часть войн 17 века.

 

В наличии мы имеем такие стороны, как поляки-литовцы, казаки, московиты, шведы, крымские татары и османы. Все нации со своими специальными правилами, уникальными войсками и характеристиками.

 

 

В дополнении, носящем название «Потоп. Северная Война 1655–1660», относительно недавно прогремевшем на «Кикстартере», вышли новые нации, типа Трансильвании, Дании и т.д… Впрочем, дополнение — это отдельная тема. Которую мы затрагивать не будем, в силу того что нам с вами за глаза хватит и оригинала.

 

На фото скирмиш-стартер московитов. Стоит 50 евро.

 

Итак, чем же нас порадовал разработчик? Прежде всего довольно таки детализированными металлическими миниатюрами масштаба 15 мм. Миниатюры хоть и детализированные, но не без греха. У лошадей, например, очень любят ломаться хвосты при малейшей встряске. Так, у меня в двух скирмиш-стартерах, Польском и Литовском, и наборе Драгунов были отломаны хвосты у 8 лошадок.

 

На фото набор с польскими драгунами. Стоит 22 евро.

 

Причём, судя по заявлению самих издателей-продавцов, это у них частая проблема, которую они предлагают решать заменой покалеченной конины на нормальную. Сразу оговорюсь, что-то там заменять мне было лень, обошлись банальным подклеиванием, просверливанием и т.д. Ну да Бог с ними, с лошадками. Итак, скирмиш-стартеры...

 

На фото скирмиш-стартер литовцев. Стоит 45 евро.

 

Свои скирмиш-стартеры есть у каждой нации. А у Речи Посполитой их целых два, один для поляков, другой для литовцев. Есть ещё своего рода делюксовый набор «Gosiewski foray», знаковый тем, что включает в себя польских рейтар, легендарных крылатых гусар, а также именную миниатюру самого гетмана Госиевского. Все остальные нации имеют только по одному скирмиш-стартеру.

 

На фото делюксовый набор «Gosiewski foray» за 65 евро.

 

Что же входит в данный стартер? На самом деле уже по его составу мы можем судить об основной тактике игры нации, к которой он принадлежит. Поляки и литовцы с большим количеством кавалерии играют в основном от неё. Московиты играют от пехоты при поддержке кавалерии и большого количества пушек (единственная фракция, в стартер которой положили пушку). Казаки играют от пехоты, активно использующей оборонительные сооружения, «возы».

 

Понятное дело, что одним стартером разработчик не ограничился. И вы можете расширить вашу армию за счёт покупки новых блистеров и коробочек, с различными подразделениями пехоты, конницы и артиллерии согласно ростеру той армии, которую вы собираете.

 

Армии в этой игре набираются на очки, так называемые FSP. На примере выше мы видим, что минимальный набор казацкого скирмиша — это четыре FSP, в которые входят две сотни обычных казаков и две сотни регистровых казаков. В скирмиш-стартере, помимо этих четырёх сотен (одна из которых заменена на конную сотню), есть набор пластунов и две казацкие «оборонительные повозки». Таким образом, размер стартера казаков — это шесть FSP. Фото стартера ниже.

 

 

Собственно этот самый скирмиш-стартер даёт нам только самый минимум. Так называемый «скирмиш-уровень» игры. Да и то неполный «скирмиш-уровень». Что значит скирмиш-уровень? Это игра одним полком. В полку, как правило, 10–12 подразделений-рот, каждая из которых состоит из 3–4 подставок, на каждой из которых находится по три миниатюры.

 

Стартер же нам предоставляет 5–6 подразделений-рот. Это, как правило, минимальный размер полка.

 

 

Следующий уровень игры — «дивизионный уровень», дивизия состоит минимум из 3-х, максимум из 5-ти полков (у московитов может быть шесть), и должна включать главнокомандующего. Специальную миниатюру, продающуюся в отдельном наборе.

 

Если говорить языком денежных знаков, для того, чтобы собрать нормальный скирмиш-уровень, вам придётся выложить порядка 80–100 евро. Дивизионный уровень выльется во все 200 евро (а то и больше, если вы захотите собрать собственнную дивизию). Хотя, конечно, никто не мешает вам ограничиться покупкой одного единственного стартера по цене 40–50 евро. Для того чтобы распробовать и понять, нужно вам всё это или нет, его вполне хватит.

 

 

Откровенно говоря, как мне показалось, половина фана у этой системы как раз и состоит в собирании различных национальных дивизий, то есть в свого рода коллекционировании. Собственно даже рулбук данной системы нам на это активно намекает. Будучи весьма немалым по размерам и количеству страниц (около 400), половину себя любимого он посвящает именно составлению различных ростеров, историческому бэкграунду и различным красивым картинкам.

 

Что касается заказов с сайта издателя wargamer.pl. Польские камрады работают хорошо, но странно. Хорошо то, что они всегда отвечают на почту по вопросам, которые у вас могут возникнуть, что у них практически всегда, всё что надо есть в наличии, что в магазине у них помимо миниатюр есть кубики и необходимые маркеры для игры (последние покупать совершенно не обязательно, так как в интернете есть необходимая распечатка со всеми маркерами-жетонами). Странность же их заключается в том, что за четвёртую позицию, которую вы положите в свою посылку, они увеличат сумму доставки этой посылки в три раза, независимо от того, что это были за позиции. Объясняю на пальцах...

 

 

... Вы можете положить четыре набора кубиков-жетонов, по восемь евро каждый набор (в сумме 32 евро), и получить доставку в 30 евро. А можете положить три больших скирмиш-сета, по цене 50 евро за каждый, и получить доставку в 10 евро. При этом, если к этим скирмишам вы подкините ЛЮБУЮ четвертую позицию, цена доставки будет искомые 30 евро. Честно говоря, с такой как по мне не очень логичной политикой я сталкиваюсь первый раз, и это немного шокирует.

 

Но давайте отойдём от всех этих мелочей жизни и посмотрим, что же нам предлагает сама механика игры. А предлагает она как ни странно что-то похожее на то, что когда-то предлагала настольная «Игра престолов». Мы имеем лимитированное количество очков приказов, которое зависит от количества и уровня опытности наших командиров. В скирмиш-уровне это, как правило, 2–5 приказов. Эти приказы мы и наш противник выкладываем в закрытую рядом с нашими подразделениями. Выкладывать можно на расстоянии 20 см от командира, отдающего приказ, за каждые последующие 20 см приказ будет стоить дороже. То есть чтобы отдать приказ отряду на расстояние 35 см, нам придётся потратить на него 2 очка приказов.

 

 

В дальнейшем все ранее отданные приказы выполняются постоянно. То есть дав единожды приказ отряду идти вперёд, больше такой приказ давать уже не надо будет. Он будет идти вперёд каждый ход, правда, если вы не дадите другой приказ, он в итоге может просто промаршировать до конца поля и выйти за края карты (если вы вообще забьёте на маневрирование), или что куда более вероятно, просто будет выпилен более расторопным противником.

 

Самих приказов немного. Это собственно приказ движения, при котором пехота ходит, как правило, на 10 сантиметров (единицы измерения в игре именно сантиметры, а не распространённые дюймы), а кавалерия на 20 см. Приказ атаки, который подразумевает рукопашный бой и атаку кавалерии.

 

 

И приказ защиты, который позволяет среагировать на приказ атаки и, например, пострелять по атакующим или спрятать ваших стрелков за рядами пикинеров согласно правилу «пикейщики и стрелки», или просто попытаться увернутся от атаки, отступив, например, в лес от атакующей вас кавалерии.

 

Последний приказ «Flee» не является приказом в полном смысле этого слова. Это, скорее, маркер статуса бегства отряда.

 

 

Каждый отряд имеет мораль. И если поначалу мораль всегда свежая, то понесший потери в ходе стрельбы по нему или проигравший рукопашную схватку отряд будет дезорганизован. Дезорганизованный отряд не может получать приказы, пока его мораль не восстановит командир. Если дезорганизованный отряд ещё раз получит по шапке в ходе обстрела или рукопашного боя, он побежит. Не разбежится, а именно побежит к краю стола. И может убежать за этот самый край, пока его не перехватит командир, будучи в необходимом для этого расстоянии от такого отряда и прокинув соответствующий тест. Вообще все тесты в игре проходят с помощью кубика Д10, на котором надо выкидывать меньше или равно той цифры, которая указана в вашей характеристики, с учётом различных модификаторов.

 

 

Что касается самого боя, согласно старым добрым варгеймерским традициям, он происходит с кучей модификаторов оружия (важно знать, что в руках у ваших войск: будь то бердыш московских стрельцов, казацкая сабля, татарский лук или польский пистоль — всё имеет свои характеристики), местности, морали юнита и прочих радостей жизни. Несмотря на немалое количество модификаторов, все они запоминаются достаточно быстро и после одного-двух боёв уже не требуют подсматривания в табличку. Правда, это при условии, что вы играете стартер на стартер. Больший формат игры будет требовать от вас более трудоёмкого подхода к партии и РУЧНОГО, ДА, ДА, ИМЕННО РУЧНОГО переписывания характеристик на листок, содержащий ваш ростер. «Почему так?» — спросите вы.

 

Тут всё просто. Несмотря на то, что в книге правил все эти характеристики местности, модификаторы атаки, оружия, специальные правила наций прописаны в отдельных таблицах, все эти таблицы раскиданы по всему 400-страничному рулбуку. И вам придётся немало попотеть, постоянно листая его взад и вперёд и сверяясь с каждой из табличек. Поэтому лучше будет, если вы и ваш оппонент перед партией все цифры выпишите заранее.

 

Впрочем когда такие мелочи останавливали настоящих ценителей варгеймов?

 

 

В принципе, второй пункт, чем может взять эта игра, кроме коллекционной составляющей, о которой я писал выше, это как раз именно характеристики. Характеристики оружия ваших солдат. Пика, копьё, пика крылатых гусар, пистоли, бердыши, испанские мушкеты, всё... Абсолютно всё имеет свои уникальные характеристики и отображение на миниатюре. Бердыши, например, отлично работают при рукопашной в нападении. Испанские мушкеты на ближней дистанции пробивают практически любую броню, да и на дальней представляют серьёзную угрозу, пушки Орган удачным залпом могут снести половину роты, пистоли могут стрелять на короткую дистанцию, а могут давать вам бонус всё в той же рукопашной схватке.

 

 

Вообще стрелковое оружие в этой игре страшная сила, очень страшная, если бы не одно но... У ваших стрелков в критический момент может просто закончиться порох. «Какой тогда выход?» — спросите вы. Простой и даже банальный. Подобрать их с трупов ваших товарищей и ваших врагов. Даже такой вариант предусматривает данный варгейм. Кстати, о трупах. Чтобы убить одну подставку, вы должны нанести ей три попадания, которые эта самая подставка не сможет засейвить с помощью своей брони. Здесь вступает в роль та самая убойность испанских мушкетов, пушечных ядер и прочих радостей жизни того времени.

 

Стоит отметить ещё одним момент: стрельба в этой игре происходит автоматически (если позволяет дальность стрельбы оружия и наличие линии видимости). Отдавать отдельно приказ на стрельбу нужно только пушкам.

 

 

Вот как-то так всё это и играется. Откровенно говоря, я рассказал лишь о половине всех нюансов и возможностей, которые даёт нам этот в высшей степени интересный варгейм, рассказал достаточно поверхностно и в общих чертах. Более глубокое и детальное изучение системы «Огнём и мечом», будет темой уже другого обзора.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
LumberJAN написал 3 года назад: #

На второй картинке нарисована конница с палкой для селфи :)

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Солдатиков покупать лень, а вот красивый альбом с военной формой тех лет я б купил.
А статья прикольная, люблю тот период времени.

DrNik написал 3 года назад: # скрыть ответы

интересно, но как-то не цепляет - Сага и ФоВ как-то больше приглянулись

а вообще Вармаш и Малифо - мой выбор :)

Scorpius написал 3 года назад: # скрыть ответы

Вармаш в Киеве играют активненько. А вот Малифо по моему толком и нету ни у кого :(...Так то жаль, давно хотел попробовать её.

DrNik написал 3 года назад: #

Малифо ближе к настолкам за счёт менеджмента руки карт. Это, конечно, не совсем чтобы тематично, но зато в плане игры получаются интересные комбы.