-AdRiver-
Desert_witch написал 8 минут назад к игре Сквозь века.: # Кто и зачем это делает? =_=
SinCleaR написал полчаса назад к новости Голосуем кошельком [18.07.2018]: # Мииинькии
Univanger написал 2 часа назад к игре Новые корпорации. Эксперимент №1.: # Я не знаю. Это Ивана коробка. Где-то евро 30, наверное.
ldmonster написал 3 часа назад к мысли на тему "Покорение Марса" - это что-то типа "Монополии"?: # Кстати, интересная теория. Развивайте ее.
ZiGfrid написал 3 часа назад к игре Resident Evil 2 - The Board Game: # Да я понял)))
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...

Port

7 Wonders. Советы по игре

14 октября 2015

Информация

добавить
игры 7 чудес
Дата: 14 октября 2015
Источник: BGG
Оценка пользователей
9.1968
-

Цель статьи — рассмотреть неочевидные стратегии 7 Wonders.

 

Я опишу только вариант для четверых, т.к. считаю, что это оптимальное количество игроков.

 

На каждую предложенную стратегию могут быть контрпримеры. Если вы начинаете игру с идей повторить чьи-нибудь шаги, то, скорее всего, вы проиграете.

 

В 7 Wonders есть огромное множество разных стратегий, и я не собираюсь рассказывать, что все они плохи и только мои хороши. Вы должны критически оценивать любой совет.

 

7 Wonders прекрасно сбалансированная игра и одна из лучших стратегий по нескольким причинам. Прежде всего — здесь нет гарантированного способа выигрывать каждую партию. Игра тонко, но значительно меняется в зависимости от чудес света, так что одной стратегии недостаточно, к тому же надо всё время корректироваться в зависимости от игры оппонентов. Легко забыть, что вы играете против остальных игроков, даже против того, кто сидит напротив (каламбур прямо). Многие стратегические игры требуют принять план действий заранее и строго ему следовать. Такие игры обычно наказывают игрока за неточное соблюдение пути. А в 7 Wonders очень часто надо менять коней на переправе — и это не ошибка, это необходимость, зачастую приводящая к победе.

 

ТЕОРИЯ И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Есть множество постов о том, какие карты лучше, какие хуже. Больше ли шансов выиграть игру с West Trading Post или с Excavation в первом этапе? Могут ли слабые карты в начале игры стоить вам победы? Также есть масса обсуждений, какая из стратегий лучше. Карты науки рулят! Или же они отстойные? Хороша ли военная стратегия или стоит получить -6 очков и сосредоточиться на других облостях? Много информации посвящено «хорошим» и «плохим» чудесам и выбору лучшей стороны.

 

Но проблема в том, что очень много различных факторов, которые влияют на победу, и просто нереально провести строгий статистический анализ. Просто не существует серебряной пули для победы, типа «Всегда занимайся наукой» или «Никогда не проигрывай битвы». 

 

Так есть ли вообще смысл измерять? Ответ — да и ещё раз да. По своей сути 7 Wonders — экономическая игра. Это 30 минут, в течение которых вы пытаетесь получить то, что хотят и другие игроки. Главная идея — ограничить возможности других и расширить свои.

 

 

РЕСУРСЫ

 

При внимательном рассмотрении видно, что игра прекрасно сбалансирована. Определённые моменты баланса довольно легко заметить. Например, в первой эпохе каждый ресурс есть на одинаковом количестве коричневых карт.

 

Другие моменты баланса более тонкие. Ресурсы, которые появляются на меньшем количестве карт, нужны для карт с большим количеством очков, а те, которые появляются чаще, но в меньших количествах, нужны для карт с меньшим количеством очков.

 

Общая стратегия — попытаться получить одно дерево, руду, камень и глину, даже если с таким набором не удастся построить чудо без затрат денег, недостающий материал с большой вероятностью можно купить у соседей. Но если вам нужно 3 ресурса, всегда лучше иметь три камня или глины, чем дерева или руды.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ

 

Д — дерево, Р — руда, Г — глина и К — камень. В скобках указано количество карт.

 

Эпоха 1:

  • Lumber Yard — Д (2)
  • Ore Vein — Р (2)
  • Clay Pool — Г (1)
  • Stone Pit — К (1)
  • Timber Yard — Д, К (1)
  • Clay Pit — Г, Р (1)
  • Excavation — Г, К (1)

9 карт / 2,3 карты на игрока / 12 ресурсов / 3 ресурса на игрока.

 

Эпоха 2:

  • Sawmill — Д, Д (2)
  • Brickyard — Г, Г (2)
  • Quarry — К, К (2)
  • Foundry — Р, Р (2)
  • Caravansery — Р (1) (также даёт ресурсы)

9 карт / 2,3 карты на игрока / 17 ресурсов / 4,3 ресурса на игрока.

 

ИТОГО:

 

18 карт / 4,5 карты на игрока / 29 ресурсов / 7,3 ресурса на игрока.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ

 

Есть три продукта: стекло, бумага и ткань. Они появляются в первых двух эпохах.

 
Эпоха 1:

  • Стекло (1)
  • Бумага (1)
  • Ткань (1)

3 карты / 0,8 карты на игрока.

 

Эпоха 2:

  • Стекло (1)
  • Бумага (1)
  • Ткань (1)
  • Forum (1)

4 карты / 1 ресурс на игрока.

 

ИТОГО:

 

7 карт / 1,8 ресурса на игрока.

 

Видно, что в игре на четверых много ресурсов и явный недостаток продуктов.

 

ПОБЕДНЫЕ ОЧКИ

 

В среднем за игру выкладывается 18 карт, и вы всегда выбираете: увеличить очки (синие карты / зелёные / строительство чуда), попробовать в будущем получить очки (красные / зелёные / чудо), расширить свои возможности (коричневые / серые / жёлтые) или вообще сбросить карту. 


В каждом раунде у нас есть подсказка относительно стоимости карт — это само чудо. В первой эпохе хорошая карта — это та, которая даёт 3 очка, во втором этапе 5 очков, а в третьем этапе 7 очков.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИНИХ КАРТ

 

Количество очков и карт в колоде.

 

Эпоха 1:

  • Altar — 2 (1)
  • Theater — 2 (1)
  • Baths — 3 (1)
  • Pawnshop — 3 (1)

Эпоха 2:

  • Temple — 3 (1)
  • Courthouse — 4 (1)
  • Statue — 4 (1)
  • Aqueduct — 5 (1)

Эпоха 3:

  • Gardens — 5 (2)
  • Senate — 6 (1)
  • Townhall — 6 (1)
  • Pantheon — 7 (1)
  • Palace — 8 (1)

С гражданскими строениями всё понятно, чем больше очков на карте, тем она лучше.

 

СИНИЕ КАРТЫ. ОЧКИ

 

Эпоха 1:

  • 4 разные карты / 1 карта на игрока / 10 очков максимум / 2,5 очка на игрока.


Эпоха 2:

  • 4 разные карты / 1 карта на игрока / 4 очка на игрока / 16 очков максимум.

Эпоха 3:

  • 5 разных карт / 6 карт всего / 1,5 карты на игрока / 9,3 очка на игрока / 32 очка максимум.


ИТОГО:

  • 13 уникальных карт / 14 карт всего / 3,5 карты на игрока / 15,75 очка на игрока / 58 очков максимум.

ГРАЖДАНСКИЕ СТРОЕНИЯ (СИНИЕ КАРТЫ). ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ

 

В синих картах много очков, и игнорировать их не стоит. В отличие от научных или военных карт, вам не надо заботиться, кто ваш сосед или какая у вас стратегия. А что, если вы хотите МНОГО синих карт? Прежде всего у вас должен быть доступ к стеклу. Конечно, хорошо бы заиметь бумагу с тканью для Pantheon и Palace, но стекло встречается чаще. С бумагой можно попробовать пойти в зелёную / синюю стратегию и построить Scriptorium, затем Courthouse. Если выбираете чисто зелёную стратегию, учтите, что Scriptorium также ведёт к Library и Senate. Что касается ресурсов, надо обращать внимания на все, но точно понадобится камень, глина и ранний камень для Baths, если возможно.

 

Тратьте деньги. Именно для этого они и существуют. Одно победное очко за три монеты — это утешительный приз. Если у кого-то много денег, значит, он построил слишком много ресурсов. Единственный момент, когда надо стараться не тратить — это первая эпоха. Деньги в начале второй эпохи дадут вам гибкость, но она вам может и не понадобиться. Так что, если сомневаетесь — тратьте. 

 

Из-за камня Пирамиды Гизы — хорошее чудо для строительства синих карт. Вавилон с глиной тоже неплох. Особенно полезно изобретение Scriptorium или Library.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОСТРОЕК (ЗЕЛЁНЫЕ КАРТЫ)

 

Некоторые скажут, что научные постройки — самое мощное в игре, остальные скажут, что они бесполезны. Верный ответ: они могут быть как тем, так и другим. Ценность увеличивается с уменьшением количества человек, которые пошли в науку.

 

Табличка (#), шестерёнка (*) и циркуль (^).

 

Эпоха 1:

  • Scriptorium — # (2)
  • Apothecary — ^ (1)
  • Workshop — * (1)

3 разные карты / 4 карты / 1 карта на игрока / 3 карты максимум.

 

Эпоха 2:

  • Dispensary — ^ (2)
  • Laboratory — * (1)
  • Library — # (1)
  • School — # (1)

4 разные карты / 5 карт / 1,3 карты на игрока / 4 карты максимум.

 

Эпоха 3:

  • Academy — ^ (1)
  • Lodge — ^ (1)
  • Observatory — * (1)
  • Study — * (1)
  • University — # (2)

5 разных карт / 6 карт / 1,5 карты на игрока / 5* карт максимум.

 

ИТОГО:

 

12 уникальных карт / 15 карт / 3,8 карты на игрока / 13* карт максимум.

 

Шестерёнка самая редкая. The Workshop в эпохе 1, the Laboratory в эпохе 2 и Observatory в эпохе 3 — все требуют стекла. Так что первым делом надо взять стекло. Так что если у вас в руках карта со стеклом, рассмотрите научную стратегию. Alexandria со стеклом также хороша для научной стратегии.

 

ОЧКИ ЗА НАУЧНЫЕ ПОСТРОЙКИ (ЗЕЛЁНЫЕ КАРТЫ)

 

В каждом типе научных построек есть по 4 карты, т.е. один тип даёт максимум 16 очков (если не рассматривать способность Вавилона и гильдии учёных).

 

Карта по счёту = +очков (всего очков):

  • 1 = 1 (1)
  • 2 = 3 (4)
  • 3 = 5 (9)
  • 4 = 7 (16)
  • 5 = 9 (25) — требует Вавилон или научную гильдию
  • 6 = 11 (36) — требует Вавилон и научную гильдию

Покупая последовательно карты разных типов, получаем:

  • 1 = 1(1)
  • 2 = 1(2)
  • 3 = 8(10) — первый полный набор
  • 4 = 3(13)
  • 5 = 3(16)
  • 6 = 10(26) — второй полный набор
  • 7 = 5(31)
  • 8 = 5(36)
  • 9 = 12(48) — третий полный набор
  • 10 = 7(55)
  • 11 = 7(62)
  • 12 = 14(76) — четвёртый полный набор
  • 13 = 9(85) — требует Вавилон или научную гильдию
  • 14 = 9(94) — требует Вавилон и научную гильдию

94 очка выглядят серьёзно. Но вы столько не наберёте, если даже вы набрали больше 50, это, скорее, говорит об уровне игры ваших противников, но не о вашем. 

 

Всегда надо стараться собирать наборы.

 

Научные здания позволяют много чего строить бесплатно, это хорошо, но раз уж пошёл по пути науки, лучше идти по нему.

 

Одно из самых полезных зданий — School (табличка), т.к. позволяет бесплатно построить и Academy (циркуль) and the Study (шестерёнка). Школа стоит 1 дерево и 1 бумагу.

 

НАУЧНЫЕ ПОСТРОЙКИ (ЗЕЛЁНЫЕ КАРТЫ). ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ

 

Сколько научных карт обычно можно собрать? Когда я иду в науку, я пытаюсь собрать 6 карт — два полных набора. И пытаюсь это сделать так быстро, как это можно. Два полных набора стоят 26 очков. Чуть больше 4 очков за карту, а это очень хороший результат, но надо постараться набрать их за первые два этапа. А есть ли смысл брать седьмую карту? Я считаю, что нет. Седьмая карта будет в третьей эпохе, а, как мы помним, нормальная оценка за карту в третьей эпохе — 7 очков, а седьмая карта даст мне только 5 очков. Даже если взять шестую и седьмую карты, седьмая даст 7 очков, а это то же самое, что синяя или гильдия. Так? Совсем нет. Синяя карта принесёт очки любому, гильдия — большинству, а вот зелёная только тем, кто пошёл в науку. И даже в этом случае игроку, который пошёл в науку, может не хватить совсем другой карты. Так что два полных набора — это хорошо и достаточно. После того как наберёте два набора, начните заниматься чем-то ещё. Оставляйте зелёные карты для других, как ненужные.

 

Когда поздно заниматься наукой? В третьей эпохе. 

 

Вам надо иметь хотя бы две зелёные карты перед третьей эпохой, тогда собирать науку было ещё выгодно. В общем, считайте, сколько вы сможете получить, и сравнивайте с оценкой за карту в эту эпоху.

 

Я принимаю решение, заниматься наукой или нет, исходя из моего чуда и количества игроков, которые собрались в науку. Если я начинаю игру с чудом, дающим предмет, особенно если это стекло, я постараюсь начать рано покупать научные здания. Минимальная цель — одна карта в первой эпохе и одна во второй.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЕННЫХ ПОСТРОЕК (КРАСНЫЕ КАРТЫ)

 

Интересная часть 7 Wonders.

 

Эпоха 1:

  • Guard Tower (2)
  • Barracks (1)
  • Stockade (1)

4 карты / 1 карта на игрока / 4 щита / 1 щит на игрока / 3 щита максимум.

 

Эпоха 2:

  • Stables (1)
  • Archery Range (1)
  • Walls (1)
  • Training Ground (1)

4 карты / 1 карта на игрока / 8 щитов / 2 щита на игрока / 8 щитов максимум.

 

Эпоха 3:

  • Siege Workshop (1)
  • Fortifications (1)
  • Arsenal (1)
  • Circus (1)

4 карты / 1 карта на игрока / 12 щитов / 3 щита на игрока / 12 щитов максимум.

 

ИТОГО:

 

12 карт / 3 карты на игрока / 24 щита / 6 щитов на игрока / 23 щита максимум.

 

В каждом раунде на игрока приходится ровное количество щитов. Поэтому если каждый будет покупать по одной карте в раунд, у всех будет ничья. Но если кто-то купит два здания, кому-то не достанется. 

 

ОЧКИ ЗА ВОЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ (КРАСНЫЕ КАРТЫ)

 

Ваши положительные очки — это ещё и отрицательные очки противников, так что если у вас 18 очков, они превращаются в 24. Идеальный вариант получить их, используя 5 карт, причём 4 из 5 лучше взять в первых двух раундах. Почему 5? Т.е. это почти 5 очков за карту. Но вы получаете очки только, если выигрываете. 

 

Можно выиграть и без военных построек, но это бывает затруднительно. Но не ввязывайтесь в гонку, победа шестью или семью картами — дорогая цена. 

 

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ. ВОЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ (КРАСНЫЕ КАРТЫ)

 

Для военных построек не нужны предметы (только Arsenal требует ткань). Больше всего военным постройкам необходимо дерево и/или железо. Во второй эпохе Walls и в третьей Circus требуют по три камня. Хотя Circus можно получить, построив здание второй эпохи Training Ground, которое вообще не требует камня. Siege Workshops, которое требует 3 глины, также лучше построить после Laboratory Science. Если вы планируете строить военные постройки, запаситесь деревом и железом. Можете приобрести и ткань, она нужна не только для Arsenal, но и для Strategists Guild, которое даёт очко за каждый -1 маркер у соседей.

 

Если вы идёте в военные постройки, сделайте это быстро, чтобы отбить желание у других игроков. Я обычно стараюсь купить две постройки в первой эпохе, две во второй и одну в третьей. Обычно этого достаточно для победы и для того, чтобы отбить желание у других. Я обычно не строю военное строение в первый же ход третьей эпохи, если только не могу больше ничего сыграть, а обычно делаю это, когда кто-то из оппонентов решил со мной потягаться.

 

Имейте в виду, что очень сложно идти в войну, если у игрока справа схожая сила к концу второй эпохи.

 

И помните, что две Guard Towers требуют глины.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРОЕНИЙ (ЖЁЛТЫЕ КАРТЫ)

 

Экономические строения — это отдельная песня, они не нужны, чтобы выиграть игру. Вы можете построить экономическое строение с мыслью, что оно пригодится, а потом оно окажется бесполезным. Они все очень ситуационны, и планировать основную стратегию на них — не лучшая идея. Постройки первых двух этапов не дают очков, а в третьем этапе они дают мало.

 

Эпоха 1:

  • MarketPlace — товар (1)
  • East Trading Post — ресурс (1)
  • West Trading Post — ресурс (1)
  • Tavern — 5 монет (1)

Эпоха 2:

  • Caravansery — ресурс (1)
  • Forum — товар (1)
  • Vinyard — золото за коричневые (1)
  • Bazar — золото за серые (1)

Эпоха 3:

  • Arena — золото и победные очки за чудо (1)
  • Lighthouse — золото и победные очки за жёлтые (1)
  • Haven — золото и победные очки за коричневые (2)
  • Chamber of Commerce — золото и победные очки за серые (1)

Стоит обратить внимание на Caravansery, Forum, Arenas и Chamber of Commerce. 

 

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСТРОЙКИ (ЖЁЛТЫЕ КАРТЫ)

 

Эпоха 1

 

Trade Post хорош, но если вы действительно собираетесь его использовать. Думаю, это идеальный вариант, когда надо 4 ресурса одного типа — Rhodos, Giza и B сторона Babylon. Если у вас другие чудеса, тогда стройте здания с товарами. Чем больше товаров у вас, тем больше у вас их будут покупать соседи, а вы сможете использовать эти деньги в Trade Post. Не стройте Trading Post с Ephesos, его можно построить и вовсе без ресурсов.

 

Marketplace — хорошее здание в первой эпохе, но может быть и худшим. Прежде чем играть Marketplace, убедитесь, что у соседей есть минимум два товара, которые можно купить, если это так, то сразу же стройте, а если нет, не стройте в надежде, что они появятся.

 

Лучшее время для Tavern — это когда вам надо совершить крутой манёвр. Построить первые два этапа Babylon стороны B будет мощно, так что если Tavern поможет вам в этом, покупайте. Построить второй этап Olympia стороны А тоже хорошо. А если ещё у вас есть Trading Post, направленный в сторону игрока с нужными ресурсами, Tavern даст вам сразу 5 ресурсов. Но если у вас нет чёткого плана, как вы будете использовать эти 5 монет, Tavern станет слабой картой. Ещё есть смысл сыграть её в конце раунда, чтобы были деньги на покупки в начале второго. Но обычно я выберу науку или военные постройки, а не Tavern. И я сначала выберу ресурсы, а не Tavern. Если у вас есть ресурс, которого нет у соседа, большая вероятность, что он его купит, и большая вероятность, что вы им воспользуетесь, а это уже 4 монеты.

 

Эпоха 2

 

The Caravansery и Forum — отличные карты, если вы можете их приобрести. И если что, их имеет смысл купить за 4 золота. Мне нравится их покупать, когда на меня направлен Trading Post или Marketplace. Если у вас уже есть пара товаров, я бы рассмотрел вариант — похоронить Forum, чтобы не достался остальным.

 

Vinyard и Bazar — оба крайних варианта. 9 монет — это три очка. Но если у вас мало денег и нет ресурсов, это может быть вариант. Но, скорее всего, это не улучшит вашего положения. Вообще их хорошо играть, когда больше и нечего сыграть или когда хочется, чтобы деньги не достались другим. Некоторые игроки любят «Trade Post»-стратегию, когда у них мало всего, но они это покупают у соседей, таких приятно оставить без денег, особенно если они пошли в науку. Если вы сами сыграли оба Trading Posts в первую эпоху, Bazar и Forum — прекрасный выбор. Вы сможете получить 9 ресурсов за 9 монет, а это очень эффективное использование денег.

 

Эпоха 3

 

Наконец за жёлтые карты можно получить очки. Худшие — Lighthouse и Haven. Это утешительные призы. Если ничего лучше нет, то играйте. Haven — наихудший. Есть смысл, если у вас 5 коричневых карт. Но я всё равно выбери Senate. Почему? Потому что, если у меня 5 ресурсов, маловероятно, что у моего соседа их столько же. Я всё равно получу свои 6 очков, а вот он получит уже меньше. Вообще, если можете набрать больше очков другими картами, не играйте Haven, если таких карт нет, но вы получите за неё больше, чем любой другой, всё равно не играйте её, особенно если надо докупать ресурсы. 

 

С Lighthouse похожая история. Если у вас 4 экономических строения + Lighthouse, вы получите 5 победных очков и 5 монет. Нельзя сказать, что Lighthouse бесполезный, просто можно найти и лучше. 

 

Arena хороша, если вы построили все этапы чуда — 3 победных очка и ещё 3 за 9 монет. Если вы построили сторону B Giza, оно принесёт вам целых 8 очков. Совсем неплохо для 2 камней и железа. Но если вы можете набрать столько же очков, не стройте Arena.

 

Chamber of Commerce: если планируете играть много продуктов, помните об этой карте. Можете получить 8 очков, если у вас есть все три продукта. Особенно внимательно стоит присмотреться к такому раскладу, если у вас Babylon.

 

ГИЛЬДИИ. ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ (ФИОЛЕТОВЫЕ КАРТЫ)

 

Всегда помните о картах гильдий, помните сколько нужно ресурсов для каждой и что она даёт. Когда ваша стратегия начнёт формироваться, подумайте, какие гильдии будут вам полезны и как вам их построить. Очень странно слышать от некоторых: «Я бы выиграл, если бы построил Scientists Guild, но мне не хватило железа, вам повезло». Не нам повезло, а ты плохо играл. 7 Wonders — это планирование, а не везение. 

 

 

ЧУДЕСА

 

В любой игре можно выиграть с любым чудом, все они хорошо сбалансированы, просто стратегии для одних более понятны, чем для других.

 

THE PYRAMIDS OF GIZA

 

Рассказ про Пирамиды будет чуть длиннее, чем другие, я объясню здесь общие стратегии, которые верны и для других чудес.

 

Пирамиды отлично подходят для новичка, их стратегия весьма очевидна. Ваша основная цель — построить чудо. А затем уже использовать другие источники очков. Сторона A и B играются похоже. Для A вам нужен доступ к 4 камням и 3 деревьям. На стороне B нужно на одно дерево меньше, но необходимы 3 глины и бумага. Также удобно, что нет разницы, когда строить чудо. Первый этап или третий, нет разницы.

 

В идеале нужно строить один этап чуда за эпоху. На стороне B надо построить два этапа в первой эпохе или 2 во второй. И помните, что если вы положили Altar под первое чудо, вы отняли у кого-то 2 очка и прибавили себе 3.

 

Есть и другие выгодные карты для чудес. Например, вы играете сторону B и в первую эпоху строите бумагу. Во вторую эпоху вы получаете бумагу, можно её использовать для чуда. В игре будет всего одна бумага (и Forum). Если кто-то хорошо пошёл в науку, хороните зелёные карты, если вы лидер в военной сфере, тогда красные.

 

Другой удобный момент, если в руке нет ничего хорошего.

 

Самый сложный аспект — надо много ресурсов. Многие новички вначале думают, как построить первый этап, потом второй и третий. С Giza так думать нельзя. С самого начала вы должны помнить, что последний уровень будет стоить 4 камня. На стороне B надо помнить о 3 глинах. Хорошая новость: с большой вероятностью у вас будут покупать ресурсы. Плохая — недостающие ресурсы вам придётся покупать у соседей. 

 

С Giza хорошо согласуется военная стратегия и гражданская. Для военной надо мало товаров, но много ресурсов. Гражданская хорошо работает, т.к. у вас будет много камня и на стороне B много глины. Если планируете строить много гражданских строений, вам понадобится стекло или Forum. Arena и the Builder's Guild в эпохе 3 также хорошо подходят.

 

THE HANGING GARDENS OF BABYLON

 

Сначала кажется, что Babylon легко разыграть. Просто играешь зелёные карты, верно? Наука, наука и ещё раз наука. Но обычно Babylon не набирает много очков.

 

Основная проблема — все занимаются только наукой, а как я говорил ранее, двух полных сетов (26 очков) вполне достаточно, а здесь достаточно 5. Так что занимайтесь чем-то ещё, например, гражданскими или военными строениями.

 

Иногда даже стоит сразу пойти в военные постройки, чтобы остальные не жадничали для вас науку. 

 

Если играете сторону A, можно попробовать сыграть только один набор науки. Взять одну карту в первой эпохе и одну во второй. Заняться военными, гражданскими постройками или всем вместе.

 

При розыгрыше стороны B есть вариант вообще не идти в науку. Можно даже не строить второй этап, профит от него часто бывает незначительный. Иногда игроки торопятся построить второй этап, но что они получают? Если вы играете с опытными игроками, вам немного останется в конце этапа. Можно заставить второй этап работать, если идти одновременно и в войну, и в науку, хотя всё равно, скорее, вам достанутся ресурсы или двойники ваших карт, а иногда то, что вы не можете построить. 

 

THE TEMPLE OF ZEUS AT OLYMPIA

 

Сторона A и B играются очень по-разному. Хорошая новость: вы начинаете с деревом, и, возможно, больше вам дерево строить не надо, а ещё дерево необходимо на множестве карт, в том числе военных. 

 

В отличие от многих чудес, сторона A намного интереснее стороны B. Второй уровень стороны A позволяет бесплатно построить здание. Если построите его в первой эпохе, много не получите, но можно взять научную или военную постройку.

 

Хорошо иметь второй этап в начале второй эпохи, можно построить что-то действительно вкусное, пока есть хороший выбор. А чем дольше вы тянете с постройкой, тем больше вероятность, что вам достанутся объедки со стола.

 

Но не используйте способность для того, чтобы купить что-то, что вы и так можете построить. Особенно обратите внимание на Pantheon и Palace.

 

На стороне B очень ценен третий этап, частенько можно найти гильдию у соседа, которая даст вам много очков.

 

THE COLOSSUS AT RHODOS

 

Основной вопрос: сможете ли вы собрать 4 руды, чтобы построить третий этап. Вообще, главная сила Rhodos в войне, и есть смысл строить все 3 этапа. 

 

4 руды в игре больше ни для чего не потребуются. Так что идеальный вариант — иметь два железа и остальные купить. А соседи частенько знают, что вам надо две руды, зачем им вам помогать? 

 

На стороне A многие пытаются построить второй этап так быстро, как это возможно. Это не лучшая идея. Если вы пытаетесь собрать дерево и глину для постройки чуда, вы не сможете сделать другие важные вещи: получить железо и построить военные здания. Обычно, если я сижу рядом с Rhodos, я не строю железо. Так что, играя за него, надо постараться взять два железа в первом этапе. 

 

Стройте военные постройки, идеальный расклад — две в первой эпохе, две во второй и одна в третьей, 18 очков и -6  у соседей. Также не забывайте про Strategists Guild. 

 

На стороне B стройте чудо, выигрывайте битвы, стройте синие строения и гильдии — вот путь к процветанию.

 

THE MAUSOLEUM AT HALIKARNASSOS

 

Все чудеса с товарами позволяют быстро начать строить научные здания. Но Halikarnassos является одним из самых сложных чудес для понимания. На первый взгляд, это ужасное чудо. Потом вам кажется, что вы немного разобрались, очков становится больше, но вы всё равно проигрываете. Осталось сделать последний шаг. В первый раз играя за Halikarnassos, выбирайте сторону A, чтобы лучше понять особенности. Когда строить чудо? Во второй эпохе? В третьей? Второй этап обычно даёт 5 очков, но если построить его в третью эпоху, можно получить и больше, верно? Нет. Иногда, конечно, везёт, но строя два этапа в третьей эпохе, вам придётся две карты положить под чудо.

 

Лучшее время играть второй этап Halikarnassos — эпоха 2. Осталось только выбрать правильную карту.

 

На стороне B стройте этапы последовательно в каждой эпохе. Но можно последний этап не строить вовсе. Частенько последняя карта не заслуживает внимания. Если собрались играть, считайте карты. Последняя военная постройка, которая выводит вас в лидеры — хороший ход, а просто увеличивает вашу силы — плохой.

 

THE TEMPLE OF ARTEMIS AT EPHESOS

 

Ephesos второй после Giza по простоте, т.к. большое количество денег позволяет легко подстроиться под любую стратегию. Вы можете построить всё что захотите. Вам надо мало ресурсов для чуда, т.е. вы можете построить меньше ресурсов. А каждый ресурс, который вы не построили — это возможность сыграть карту, приносящую очки. Именно в этот момент и понадобятся деньги. В игре на стороне A и B есть небольшие отличия, но основное остаётся одинаковым. Двойной Trading Post — очень сильный ход для Ephesos. Forum и Marketplace также полезны. Если и есть чудо, расположенное к экономическим постройкам — это именно Ephesos. Просто купите свою победу. И с малым количеством ресурсов Workers Guild в третьей эпохе хорошо подойдёт. 

 

На стороне A вам надо две бумаги, чтобы построить последний этап чуда. Скорее всего, вам придётся построить это самим. Ваши соседи не будут торопиться давать вам бумагу. Если у вас нет Forum, то нужен Press, который хорошо бы сделать в первую эпоху. Он не особо полезен в первой эпохе, но это лучше, чем не использовать более ценные карты второй эпохи. Также помните, что в игре нет никакой постройки, которая требует больше одной бумаги, так что две штуки нужны только для чуда. Хотя это и не сильно отличается от ситуации с Rhodos и 4 железом или Babylon с 4 глины. Больше так много ресурсов не требуется ни для каких целей.

 

Сторона B требует два дополнительных товара для третьего этапа. Поэтому можно задуматься о научных постройках. А у научных карт есть ещё один плюс. Если у вас их достаточно, вам понадобится ещё меньше ресурсов, т.к. с их помощью можно строить здания других типов. Зависимые карты — хорошая идея. Baths и Temple. Walls и Training Grounds. Сторона B даёт достаточно денег, чтобы почти не строить ресурсы. Обратная сторона монеты — у вас не будут покупать ресурсы. Но могут покупать продукты.

 

Ephesos хорошо подходит почти под любую стратегию. Наука, война, гражданские постройки и гильдии. Сторона B лучше А. Вы получите те же очки, но больше денег. Надо больше ресурсов, но вы не будете искать вторую ненужную бумагу. Обычно стороны хорошо сбалансированы, но не случае Ephesos.

 

THE LIGHTHOUSE AT ALEXANDRIA

 

Мне было сложнее всего выиграть с этим чудом, хотя это странно, я люблю покупать по одному ресурсу каждого вида. Есть однако несколько явных недостатков у Alexandria. Чаще всего с этим чудом я становился вторым. Остальные игроки показывали похожий результат. В топе, но редко первые. Я думаю, что главная проблема — наличие стекла, кажется, что чудо хорошо подходит для науки, а на практике всё выходит по-другому.

 

Сила Александрии — ресурсы. Что в игре на 4 не так ценно. Сторона A страдает проблемой, сходной со стороной А Ephesos. Вам необходимо два стекла, чтобы построить третий этап. И опять таки, скорее всего, вам придётся построить его самим, т.к. у соседей будет немного желания построить своё, если можно пользоваться вашим. Сторона B похожа на Forum, но вы и так уже начинаете со стеклом и полного профита не получите. Вы как бы получаете 2/3 форума. И вы думаете, они лучше 5 очков? Я так не считаю. 

 

В игре на  4, надо постараться сделать ресурсы ценными, сбрасывайте их или стройте с помощью них чудо. Сильный ход — попытаться избавиться от двух деревьев или двух железок. Стекло хорошо подходит для гражданских объектов, остальные ресурсы для гражданских и военных. После захоронения ресурсов зелёные карты будут пользоваться особым спросом, что приведёт к снижению их ценности. Всегда ли это работает? Конечно же, нет. Но это лучшая стратегия.

 

MANNEKIN PIS

 

Мне очень не нравится сторона A. И я не то чтобы не люблю за неё играть, мне вообще не нравится, когда она в игре. Mannekin Pis гарантирует, что два игрока будут с одинаковыми способностями. Причем ими будет обладать соседний игрок, и они смогут влиять друг на друга.

 

Сторона B совсем другая. Для одного уровня чуда достаточно легко подобрать стратегию. В начале у вас нет ни ресурса, ни товара, но есть деньги, за которые можно это купить. Для успешного розыгрыша надо использовать щит. Если вы не выиграете битву хотя бы один раз у одного соседа, вы просто не используете эту способность. Попытайтесь использовать этот один щит. Не обязательно всегда доминировать в войне, но пару сражений выиграть можно. Одна из хороших тактик делать то, что делает игрок слева, но делать это лучше. Вы разыграете в общем на две карты больше, поэтому можно попробовать.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Если вы считали, что 7 Wonders слишком сложная, надеюсь, она стала для вас проще. А для тех, кто считал, что игра слишком простая, надеюсь, появилась пища для размышлений.

 

P.S. Текст написан по материалам статьи «Some Complex Strategies For 7 Wonders».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
your_enigma написала год назад: #

Достойная статья об одной из любимых игр.

DmitriyP написал 2 года назад: #

10 баллов, заключение все объясняет:))

Shitovik написал 2 года назад: #

познавательно))

pilot63 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Приятное и весьма годное чтиво о любимой игре. Я правильно понимаю, что это не перевод, а авторская статья? Если да, то вдвойне респект.

Жаль только, что нет разбора Лидеров и Городов - мы почти всегда играем с ними, а размышлений на тему стратегии при игре с допам мне нигде не попадалось.

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Фигушки, беглый перевод
https://boardgamegeek.com/thread/691370/some-complex-strategies-7-wonders
Еще и покоцаный и без ссылки

pilot63 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за ссылку.
Порт, информацию о первоисточнике надобно указывать в описании.

Port написал 2 года назад: # скрыть ответы

Господа, полностью согласен. Косяк. Щас попрошу добавить, т.к. сам уже не могу.

Добавил.

Port написал 2 года назад: #

Спасибо за критику.

SkAZi написал 2 года назад: #

Вмемориз! Отличная статья, огромное спасибо!