С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
8.1051 |
- |
Сегодня у нас в гостях YCV, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
— Юра Журавлёв. Вегетарианец. Разработчик настольных игр и активный игрок. Работник компании «Стиль жизни». Много смеётся и любит жизнь. Характер мягкий. Не женат.
— Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нём первыми?
— Периода увлечения у меня два, как, собственно, и у большинства всех тех, кто попадал сюда ранее, — детство и зрелость. В детстве любовь к играм во мне пробудила, как это ни странно, бабушка. (: Перед тем как уложить меня спать, она в качестве совместного времяпрепровождения играла со мной в карточного «Дурака». И всегда после последней партии говорила что-то вроде «Дураку спокойней спится», ну или «дурочке», если проигрывала она. (: Также в карты повально играла вся местная малышня, и игр было очень много. Разве что до покера с преферансом не добрались. (: Но моей любимой игрой была «33», когда игроки по очереди меняли карты с руки на карты на столе, стараясь собрать наибольшую комбинацию из трёх карт. В неё я мог играть часами. Кстати, тогда же я по журналам «Наука и жизнь» и «Юный техник» узнал несколько карточных пасьянсов и периодически их раскладывал. Тогда же стал пытаться придумывать свои первые карточные игры. Но без особого энтузиазма и умения.
Дедушка научил меня играть в шахматы, причём, что самое интересное, я совершенно не помню процесса обучения, как будто я играл в них всегда. Забавно. А ещё дедушка меня всегда обыгрывал. Реванш удалось взять всего пару лет назад, да и то он мне, по-моему, уступил, не воспользовавшись своим правом «взятия на проходе». (: Шахматы же привнёс в мою жизнь и двоюродный брат. Он тогда занимал какие-то почётные места на турнирах, и мне было интересно с ним соревноваться. Хотя он и любил понтоваться. Помню, как он потратил два хода в нашей партии, чтобы показать мне, что конь может пройти на клетку одним путём (буква «Г» слева направо), а вернуться другим (буква «Г» справа налево). (:
Затем на какой-то период образовалась тишина по части игр. Пробрало меня только в 2009 году. Я тогда приехал в Барнаул к своей девушке, а мама у неё работала в магазине детских товаров. И среди прочего в магазине, а следовательно, и дома, были настольные игры. Тут-то меня и накрыло. (: Я познакомился с играми: «Сумасшедший лабиринт», «Арне», «That`s Life», «Can`t Stop», «Зачарованные: Сила трёх», «Scotland Yard», какая-то карточная про составление слов (в одной партии я долго уговаривал всех принять моё «здесь пни», хотя можно было выложить только одно слово (: ) и другие. Пользуясь служебным положением мамы моей девушки, мы таскали домой с её работы всякие настолки и изучали их, некоторые потом покупались в домашнюю коллекцию.
А потом «нас было не остановить». (% Вернувшись в Москву, я устроился на 9 месяцев в магазин «Игровед» и тем окончательно привязал себя к индустрии. О чём ещё ни разу не пожалел. (;
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
— Львиная доля моих партий проходит в клубе «Случайное место», который я курирую. В клубе большая коллекция настолок и большой поток людей, так что всегда есть во что поиграть, включая новинки и «домашки» наших завсегдатаев. Также у меня есть вторая прекрасная игровая компания, где мы каждый раз знакомимся с новыми играми индустрии, впрочем, в основном это патигеймы и несложные семейки.
С домашними поигралками всё не очень, т. к. родственники не прониклись моим хобби. Хотя мама помогала тестировать «Коста Руану», даже сделала её первое оформление, а затем ей понравились «Stone Age» и «Кингсбург» (на «Тортугу» она отреагировала «что ты мне всякие шашки суёшь?!» (: ). Иногда заходит брат, и мы или тестируем с ним что-нибудь новенькое из моего, или играем во что-то несложное. И здесь я несколько на перепутье, хотелось бы мне более активно играть дома? Ведь у меня и так стабильно по 3–4 игротеки в неделю, плюс, домашняя работа над прототипами. Но, наверное, я всё-таки играл бы в настолки каждый день, буде такая возможность. (%
— Расскажи поподробнее про клуб «Случайное место». Как он образовался? Где и во что вы играете? Сколько обычно приходит людей на игровые встречи? Сколько новых разработок вы тестируете?
— Клуб образовался 3 года назад с моей подачи и с помощью друзей. Изначально он задумывался как место сбора московских авторов для тестов своих проектов. До какого-то момента всё так и было, но последний год мы больше встречаемся, чтобы пообщаться, поиграть, ну и под шумок потестировать игры незначительного числа авторов. (: Вообще клуб имеет богатую историю, и я могу легко назвать несколько известных широкому кругу людей событий, корни которых остались именно в «Случайном месте».
Так как мы располагаем не очень большим помещением, то комфортно себя чувствовать одновременно могут не больше 12–15 человек. Пик посещаемости был то ли 23, то ли 25 человек, когда вновь пришедшие игроки были просто вынуждены уйти, так как не осталось ни одного свободного уголка ни за одним из столов. На каждую встречу в среднем приходит 2–3 новичка, что для столь узкоспециализированного клуба, да без рекламы, я считаю, очень хороший показатель.
По части разработок клуб сейчас провисает. Из постоянных авторов ходят только трое, включая меня самого. Так как каждый работает над своими 1–2 проектами за раз, то получается, что за месяц мы тестируем по 5–6 авторских игр. Но, честно говоря, меня это совершенно устраивает, т. к. я прекрасно помню времена бессмысленной работы чуть ли не по ночам, когда к новой встрече я готовил прототип какого-то иногороднего автора, чтобы через 2–3 теста он забросил эту идею совсем. После такого было жаль потраченного времени. А сейчас, оглядываясь на всё произошедшее в дальнейшем, так и вовсе сомневаешься в адекватности моральных устоев некоторых людей, для которых так старался.
— Как сейчас на твой взгляд обстоят дела с настольными играми в Москве и окрестностях? Ощущается ли приток новых игроков или число практически не меняется?
— В Москве всё прекрасно. Есть много клубов, много людей, много игротек от больших компаний, много антикафе и просто кафе с коллекцией игр (пусть это «Алиас» и «Опята», но глаз цепляется, и это хорошо). Новые игроки, по крайней мере на игротеки «Случайного места», приходят постоянно, и многие остаются, что особенно приятно, учитывая направленность клуба. Интересно наблюдать живой интерес и «эволюцию» вновь пришедших игроков. (:
Что творится в области — без понятия. Разве что упорно ходят слухи про действующий клуб в Зеленограде, но я там так и не побывал, хотя несколько раз были такие планы, пару лет назад.
— Насколько тебе самому удаётся привлекать кого-то к своему хобби? Какие игры ты для этого используешь?
— Если мне не лень и я в хорошем настроении, то я занимаюсь привлечением новых людей стабильно по 3 раза в неделю, когда приглашаю новичков присоединиться к нашей игровой компании. (: Но так как прямо цели такой у меня не стоит, то и какой-то системы в «подсаживании» у меня нет, я люблю импровизировать. Если вижу, что люди легко освоили «Тайное послание» или «Эй, это моя рыба!», то вполне могу предложить «Takenoko» или «Glen More». Если всё туго, то остаёмся на прежнем уровне — «Сплэш!», «Доббль», «Маленький принц». В общем, это очень ситуативный процесс, зависящий от уровня новичков, моего настроения и того, куда упадёт мой взгляд на полку с настолками. (:
— Как изменились твои игровые вкусы за годы увлечения?
— Наверное, никак. (% Ну, то есть я, в принципе, вижу не очень много хороших игр, которые стоят того, чтобы доставать их с полки, так что в моём полку только прибывает, без отстающих. Играя в игру, я сразу могу понять для себя, как часто я готов в неё играть, и обычно выбранная в начале периодичность самая оптимальная для меня. Например, в недавние «Codenames» я готов играть по 3–4 раза в неделю. «7 Wonders: Duel» я с радостью разложу 1–2 раза в день. Та же история с «RftG». А вот «Alchemists» больше раза в месяц мне будет тяжело даваться. «Терра Мистика» — 1 раз в 2–3 месяца.
Так что вкусы как таковые не меняются, они одни и те же, просто смещается график тех или иных игр относительно друг друга. (:
— Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
— Мой любимый жанр — это игры с уникальными карточными механиками, т. е. всякие «7 Wonders», «7 Wonders: Duel», «Elysium», «RftG», «Seasons», «Колоретто». Недавно открыл для себя «Nations» — прекрасная вещь, хоть и очень долгая, к тому же по требованиям к просчёту ходов напоминает «Elysium». Зато совершенно не понравилась «New Era», при всей моей любви к Тшевичеку. Очень перегруженная и неизящная игра. Всё никак не опробую его же «Поселенцев», на них есть определённые надежды.
При этом я абсолютно равнодушен к декбилдингу, для меня все эти игры на одно лицо, что «Доминион», что «Ascension», что «Resident Evil», что «WoT: Rush», что» Громовой камень», что «Eminent Domain», что «Trains», что «Звёздные империи», фух... В них, от игры к игре, нет нового вызова, чего-то радикально отличного, все они об одном и том же — о построении своей колоды, и это скучно.
А вообще меня можно поймать или на карточный движок, или на оригинальность процесса, как то: «Tzolk`in», «Yinsh», «Sidi Baba», «Находка для шпиона» и т. д.
К тематике никаких требований. (: Разве что мне нравится играть в новые по тематике игры, это расширяет и общий кругозор, и моё понимание индустрии, как автора. Например, недавно я сыграл в «Chew», карточную игру по одноимённому комиксу. Игра тупняк тупняком, но комикс заинтересовал, и вуаля, впервые в своей жизни я зашёл в магазин комиксов. И это круто. (:
— На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры?
— Сейчас я предпочту стабильность. Если при моём первом заказе из-за рубежа я стал счастливым обладателем такой ерунды, как «Zeus on the Loose», «Micro Monsters», «Fantasy» и «Zippy», то теперь я куплю то, что зарекомендовало себя среди моих друзей, а также доверенных СМИ. Хотя... Нет, я несколько лукавлю. (% С прошедшего «Эссена» я попросил привезти мне «504», а до этого там же купил «1001», «Theomachie» (на немецком!), «Realm of Wonder», «Two Crowns» и что-то ещё.
— Какова сейчас пятёрка самых играемых/любимых игр?
— Первое место в пятёрке всегда меняется, и зависит это от текущего рабочего «графика» разработок. (: А так, игры на все времена для меня — это «RftG», «Yinsh», «Elysium», «Liar`s Dices». Нигде не могу найти Бурмовский «Tamsk», но он потенциально может добавиться в список любимых игр. (:
— Ты назвал пятёрку самых играемых сейчас игр, а можешь назвать ещё пятерку своих игр на все времена (те, которые взял бы сейчас с собой на необитаемый остров)?
— Да собственно, смотри выше. Картами из «RftG» и «Elysium» можно разводить костры, этого хватит на некоторое время. Мой набор кубиков для «Liar`s Dices» из прозрачного пластика, так что даже без зажигалки и спичек, при должном терпении, я смогу развести костёр от солнечного света. (; Кольца от «Yinsh» прекрасно подходят для обжимки трав для их последующей просушки, а также для дополнительной страховки верёвки, когда я полезу на пальму или в горы. (:
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— В последнее время всё реже читаю что-либо по настольным играм. Уже такой перегруз информацией, что просто необходимо отпустить этот процесс. За последнее время заходил всего на 4 ресурса — «Тесеру», блоги Ю. Тапилина и А. Григоренко и в группу «ГРаНИ» в ВК.
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
— Разве что «Космическую тревогу» на русском. А так, ждал «504» и «7W: Duel», они вышли. (:
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Очень хорошо оцениваю. Люди занимаются своим делом, давая отечественному игроку возможность попробовать игры, которые в ином случае обошли бы его стороной. И при этом мне не важно, что именно адаптируется на наш рынок — «Ужас Аркхэма» или «Бонанза», в любом случае прибыль от них пойдёт в оборот, и компании смогут лучше и оперативнее удовлетворять запросы всех игроков.
Для меня нет какой-то существенной разницы между игрой на русском и на английском, благо текст там зачастую технический, а потому понятный. Но из-за доступности и простоты восприятия, конечно, стараюсь при прочих равных брать локализацию.
Из хотелок/ожидалок локализаций — «Space Alert», «Mansions of Madness», «Android», «Arabian Night».
— В этом году набирает популярность издание игр с помощью систем софинансирования, как ты к этому относишься? Интересны ли тебе российские площадки софинансирования?
— Прекрасно отношусь. (: Для авторов это возможность попробовать свои собственные силы в качестве маркетологов, напрямую пообщаться с потребителем. Для издательств это пиар и защита от больших рисков, если продукт окажется невостребованным. Для бэкеров это вкусные добавки к «основному блюду», а также вообще возможность это самое блюдо получить.
Однако лично мне это интересно постольку-поскольку. Сам я, скорее всего, не буду выходить ни на какую площадку софинансирования, у меня просто нет нужных для этого навыков, проверено. (: И поддерживать там кого-то тоже вряд ли буду. Это нужен такой классный проект, что я даже не знаю какой. (:
— Как ты относишься к «Кикстартеру»? Поддержал ли на нём какие-то проекты?
— Ответил выше.
— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
— Ответил выше, ибо не вижу какой-то существенной разницы от того, как именно будет локализована игра.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
— Сейчас — проверить личные сообщения и быстро пробежаться по новостям и статьям.
— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
— «Тесера» — хороший специализированный ресурс по настолкам. Да, Кэп с вами. (: Т.к. я не отношусь к активному населению сайта в части обсуждений, то для меня «Тесера» — это новостной сайт, и в этом плане он свою задачу выполняет на все 100%. В целом я всем доволен.
— Сейчас появилась информация, что планируется запуск «Тесеры» 2.0, что бы ты обязательно хотел увидеть в новой версии?
— Этой информации 100 лет в обед. (% Честно говоря, кое-что зная, могу предположить, что никакой «Тесеры» 2.0 никогда уже не будет. Ну, только если не найдутся добровольцы. Лично я не жду никакой новой версии сайта, поэтому и каких-то планов на неё у меня нет.
— На твой взгляд, много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?
— Я по работе довольно часто отправляю молодых авторов на «Тесеру», со ссылками на конкретные игры. Собственно, так «Тесеру» и вижу — новости и база данных по играм. И с этим всё хорошо, есть и фото, и правила, и видео, и ссылки, и вообще.
Что до общения, то здесь себе дороже высказывать собственное мнение. Это не тот функционал, на который стоит делать упор, но который почему-то на равных делит лавры с идеей базы данных. На сайте собрался контингент, создавший очень странную атмосферу, мне она не нравится. Так можно общаться в баре за бутылкой пива, но даже там никто так общаться не будет, потому что велик шанс получить в глаз, а то и в оба сразу. А в Интернете люди себе позволяют такое. Ради бога, их право, но я перед каждым комментом на «Тесере» минут 10 думаю и выверяю текст. (%
— Последние несколько лет у нас проходят достаточно крупные игровые конвенты. В России — «Игрокон», «МИПЛ», на Украине — «Игросфера». На каких из них тебе удалось побывать и какие остались впечатления? Как ты оцениваешь подобные события?
— Безусловно, я стараюсь посещать все московские «Игроконы», но только лишь для того, чтобы увидеться со знакомыми людьми, пообщаться с ними. Раньше я представлял там свои игры, но потом понял, что мне это без надобности, т.к. гораздо удобнее работать с издателем напрямую. На «МИПЛе» не был ни разу, ибо далёко. На «Игросфере» был, тогдашние впечатления были яркими и мечтательными, но сейчас я понимаю, что это очень маленький фестиваль, и его ценности я сейчас не вижу. Вообще, я не очень люблю толпы людей и какие-то большие посиделки/встречи, так что для меня подобные мероприятия носят, скорее, официальный характер.
— Расскажи, как ты стал разработчиком настольных игр? Сколько игр ты разработал на данный момент до полноценного игрового варианта? Сколько прошло времени с момента начала пути разработчика до издания первой игры?
— Первые серьёзные разработки были в центральной Сибири, в Барнауле. Просто пришёл в голову вопрос «А кто придумывает настольные игры?» и тут же родилась мысль, что можно и самому заняться этим делом. Мы с девушкой сели за стол с бумагой и ручками, стали накидывать идеи. У меня всё пошло легко и быстро, а ей не понравилось. На том и порешили. (:
На данный момент, полагаю, у меня больше 150 проектов вообще, и из них хотя бы раз я тестировал игр 100. На вторую и более партию прошло игр 40–50. Издано на данный момент 7 проектов, из них 1 в совместном творчестве с другими авторами. («Зоомагия», «Наместник», «Коста Руана», «Сказания десяти племён», «Фиксики. Починялки», «Фиксики. Лесные тропинки» и «Золушка».)
А первая моя игра («ЗооМагия») была издана через полтора года после начала моего геймдизайнерского пути. Ждать пришлось, конечно, долго, но оно того стоило. (:
— Каков был путь к изданию твоей первой игры? Какие эмоции ты испытал, когда узнал, что твоя игра будет издана? Были ли особые эмоции в связи с выходом «Наместника» на Западе?
— «ЗооМагия» издаётся сейчас практически в том же виде, что и была задумана изначально, разве что дизайн поменялся относительного первых прототипов. (: Собственно, тестов было не очень много, игра работала сразу. Гораздо интереснее история оформления. Его делали два художника. Контуры животных и фоны карт рисовал Саша Закиров из пресловутого Барнаула, нашёлся по знакомым. (: А раскрашивал животных и оформлял коробку Илья Семисалов из почившей компании «Intree», которая оставила свой след в истории благодаря «Опятам». К ним я, к слову, тоже приложил свою руку, но потом плюнул на этот проект и самоустранился. Обоим художникам я заплатил из своего кармана, и эти суммы за счёт роялти, кстати, давно отбились.
Эмоции касательно издания передать трудно. Уже сейчас это воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А тогда я носился с этой коробочкой, всем доказывая свою профпригодность. (: Особенно родным, которые в тот момент ещё не отошли окончательно от моего решения бросить институт и податься на вольные хлеба геймдизайна.
Что касается «Наместника», то для меня собранная для него на «Кикстартере» сумма была ошеломительной. Я вообще не мог представить, что моя игра способна собрать подобные деньги. И, безусловно, первые месяц-два я внимательно следил за отзывами на игру на BGG. (% Это совершенно непередаваемо, когда твою игру серьёзно обсуждают, взвешивают, оценивают люди из Америки, Польши, Италии, Германии. Поначалу я себе даже чувствовал неуместным во всём этом. Мол, как это так, это всё происходит со мной?! Да вы ошиблись. В общем, точка сборки после этого сместилась основательно, чему я очень рад. (:
— Ведутся ли сейчас ещё какие-то работы по «Наместнику» или можно сказать что этот проект завершён? Если можешь, расскажи историю выхода этой игры и внесённых в неё изменений.
— Да, мы сейчас с ребятами из МХ занимаемся разработкой и тестами дополнения для игры. Это будет модульное дополнение, состоящее из трёх самостоятельных частей. Надеюсь, что каждый сможет себе найти вариант по вкусу, тем более что я обращался к аудитории «Тесеры» за мнением по поводу желаемых изменений, и некоторые идеи получили развитие.
Что касается истории развития и доработок игры, то я уже писал об этом в своём блоге, также это обсуждалось на страницах «Тесеры». Не вижу смысла раскрывать данную тему по двадцатому разу.
— Если не секрет, над какими играми ты сейчас работаешь? На какой они стадии? Уже есть какие-то решения по их изданию?
— Не знаю, когда выйдет это интервью, но на середину декабря в стенах МХ всё ещё готовится к изданию игра, которая раньше называлась «Пантеон». Это несложная карточная настолка с очень активным взаимодействием между игроками. Большего пока говорить не буду, предоставлю всё маркетологам издателя. (:
Сейчас работаю над очень амбициозным проектом под названием «Пионеры». Второй раз в моей жизни у меня ощущение сдачи курсовой (наверное, это именно оно, сам я никогда курсовую не сдавал), игра тянет из меня все нити и плетёт из них такие верёвки, что мама дорогая. Но кайф от этого непередаваемый. Вообще же игра давняя, и я сделал долгий перерыв в её разработке. Ныне с удовольствием вернулся к ней. Не хочу пока что освещать все детали разработки и переговоров с издателями, просто тихонько лелею надежду, что произведу революцию в настольном геймдизайне. (%
— Какую отечественную игру на данный момент ты считаешь самой лучшей?
— У меня критический склад ума, так что мне очень легко критиковать и выискивать алмазы в навозе. Критиковать я буду любую отечественную игру, я вижу их недочёты, не стараясь, впрочем, лезть со своими уставами в чужой монастырь. То, что мне не нравится, это моё личное дело, благо опыт этому научил. Что до алмазов... я вижу пару любопытных проектов с перспективами, но не из изданных. Когда в России появится автор уровня Влаады Хватила, Антуана Боза или Кори Конички, тогда я лично скажу ему об этом.
— На твой взгляд, чего не хватает нашим разработчикам для выпуска интересных, сложных и комплексных игр? Или, может, и не стоит переживать по этому поводу и идти своим путём, а всё образуется само собой?
— Определённо не хватает одного — дерзости. Чтобы стать лучшим, нужно иметь смелость заявить об этом во всеуслышание, и всеми силами соответствовать этому. Возможно, набивая при этом шишки чуть больше, чем все остальные. Пока я не знаю никого, кто посягал бы на подобные лавры. Всё то, что я видел, это разработки для себя, без перспектив роста за пределы стен собственных квартир авторов.
Идти своим путём в своём темпе важно. Но в таком случае нужно или наслаждаться прогулкой, или чётко понимать конечную цель пути. Не будет запроса — не будет и необходимого результата, так что само собой ничего не образуется.
— Как ты относишься к созданию Гильдии разработчиков настольных игр, считаешь, что это полезное начинание? Насколько я понимаю, ты в неё не входишь, почему? Если я ошибаюсь и ты в ней состоишь, то что это тебе даёт?
— Нормально отношусь, хорошие ребята, почти всех активистов я знаю «за руку», с некоторыми мы примерно в одно время начинали. (: Их дело, безусловно, полезное. Сейчас в группе в ВК порядка полутора тысяч людей, идут живые обсуждения, публикуются новости, организуются конвенты и совместные выезды. Это говорит о важности и полезности гильдии.
Да, сам я в гильдии не состою. Раньше состоял, даже был мастером, написал для них статью по мипл-плейсменту. (: История моего ухода тесно связана с историей «Случайного места», и я не хотел бы вдаваться в подробности, слишком много ремарок придётся давать. Ну и ещё я не вижу для себя каких-то полезностей в плане тестов от людей, которые сами только-только начинают заниматься геймдизайном. Что касается мастеров гильдии, то у нас есть телефоны друг друга, и если появится что-то важное, мы всегда можем созвониться и обсудить возникший вопрос вне официоза «гильдиец / не гильдиец». В любом случае всё решают личные взаимоотношения.
— В последние годы у нас прошло несколько конкурсов для разработчиков настольных игр. Как ты оцениваешь подобные мероприятия? Насколько они способны повлиять на ситуацию с отечественными разработками?
— С авторскими конкурсами вопрос скользкий. Я сам был инициатором того же «КОРНИ», и вот мы проводим его уже в четвёртый раз, а толку не очень много. Я когда-то давно высказывал мысль о том, насколько наш геймдизайн глубоко в яме. Это после того, как мой начальник показал мне фото авторский зоны на Gen Con (или это была выставка в Нюрнберге?). Это был огромный зал с полусотней столов точно, и за каждым сидели люди — авторы, издатели и тестеры. После такого понимаешь, что дело делаешь, конечно, нужное, но, скорее, формальное, чем по-настоящему полезное. Те же «ГРаНИ» постоянно проводят взаимотестрование с каким-то регламентом и резюме. Но потом эти игры издаются или отправляются на «КОРНИ», и ты понимаешь, что подобные конкурсы практически никак не влияют на уровень разработок. Наверное, в сотый раз повторюсь, что геймдизанер должен быть геймдизайнером и нести личную ответственность за всё, что выпускает. Это полноценная профессия со своими требованиями, нюансами, и при этом вполне способная принести деньги. Конкурсы же устраиваются, скорее, для тех, кто только входит в индустрию.
— Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— Да, конечно. Я играю на гитаре, немного, для себя. (: Периодически вспоминаю про скалолазание. Люблю читать. Иногда нападает Смотрун, и я начинаю смотреть фильмы и сериалы, но, благо, без фанатизма. Впрочем, ту же «Теорию большого взрыва» я пересмотрел всю. (% Люблю мультсериалы, но только те, что на слуху — «Симпсоны», «Время приключений», «Гравити Фоллз». Копаться в поисках шедевров не хочется, потому что я тогда начинаю думать, что занимаюсь фигнёй по жизни, а для меня это очень опасные мысли. (:
Проникся идеей аудиокниг, за лето-осень в метро прослушал много интересных работ, все по саморазвитию. Но художку слушать таким образом никогда не буду — свой голос в голове роднее. Кстати, может кого заинтересует, нашёл интересный сервис для скорочтения в интернете, называется «Spritzlet». Он в маленьком окошке с заданной скоростью выдаёт слова по одному, успевай только читать. Мне понравилось. Сейчас читаю через этот плагин «1984».
Грешен спонтанными поездками. Я вообще люблю импровизацию, и это пока что вершина данного искусства для меня, — выйти ночью погулять по центру и в итоге внезапно уехать на пару дней в соседний город, никому об этом не сказав. Или утром посмотреть фильм, вдохновиться им, а вечером уже трястись в поезде в известном направлении. Вообще, у меня страсть к путешествиям и прогулкам. Например, со мной невозможно нормально гулять по лесу, я смогу найти такие болота, о которых, наверное, и местные не знают. (% То же самое с горами и реками, я могу бродить по ним часами — и мне не будет скучно. А когда всё плохо, и мне этого в жизни не хватает, я включаю «TES IV: Oblivion» и бесцельно бегаю по карте, открывая новые локации. (:
Ещё увлекаюсь практиками. Это общее название для всего, чем занимаешься целенаправленно и с интересом, иногда из-за того, что жизнь катится к чертям, а иногда просто так. Сюда входят ведические практики, практики осознанного сновидения, вегетарианство, сталкинг, также я постоянно придумываю что-то своё, или мир подкидывает. (: Недавно узнал интересную практику, когда мысленно представляешь себе предмет перед собой в другом цвете. Получается прикольно, а главное, практически применимо, так как это практика осознанного сновидения.
— Играешь ли в планшетные/компьютерные версии настольных игр? Как ты к ним относишься?
— Раньше, когда был планшет, играл. Сейчас нет. Отношусь нормально. Как видишь, мир от таких экспериментов не перевернулся, интерес к настолкам у людей не пропал, как это пророчили на заре этой тенденции.
— Напоследок какое-нибудь пожелание/обращение к тесеровцам.
— Хм. Так как я за осознанность во всём, то и пожелание будет философским, для медитации: найти себя и не отпускать.
Ахимса по всем фронтам и дхарма превыше всего. (; Йоханга!