| Идут сборы на Hands in the Sea | |
| Колодостроительный дуэльный варгейм по Первой Пунической войне. | |
| Идут сборы на Suriya: The Last Horizon | |
| Асимметричный колодостроительный варгейм в далеком будущем. | |
| Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями | |
| Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал... | |
| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| игры |
Bardsung
|
| компании |
Steamforged Games Ltd
|
| Дата: | 15 мая 2022 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 7.1833 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG.

Я вложился в Bardsung на уровне Legend (весь геймплейный контент, но без бонусов вроде мебели или неопренового коврика), несмотря на то, что от настольного Dark Souls у меня остались... не самые радужные впечатления. И я рад отметить, что Bardsung оказалось намного дружелюбнее и интереснее Dark Souls.

Коробка довольно внушительная; одна лишь база размером с Descent. В комплекте идёт куча треев разной степени полезности. Держатели жетонов замечательные, но большая часть остальных треев — просто выемки под миньки. А держатель карт даже нельзя вытащить из коробки отдельно от других треев.

Выглядит они здорово, но за красоту приходится расплачиваться удобством. То же самое относится и к тайлам: они яркие и красочные, но разглядеть разграничивающие тайл на зоны линии довольно непросто. Из-за этого к игре прилагается целый лист, разъясняющий, как именно разграничен каждый тайл.
То же самое относится и к книге правил. Правила довольно неплохо разъясняют процесс битвы (с наглядным примером), экспедиции и кампании. Однако из-за этого правила разбросаны по разным секциям, и очень трудно найти нужные тебе моменты. И даже после нахождения отыскать их во второй раз тяжело.
FFG обычно избегает этой проблемы за счёт наличия двух книг правил: обучающей и справочника. В Bardsung же справочник далеко не полный, и толку от него было мало даже после того, как я сыграл для практики несколько партий в соло.
Вы, вероятно, подумаете, что игра в целом мне не понравилась, но это не так. За исключением книги правил Bardsung мне очень зашла. На мой взгляд, это один из лучших данжен-кроулеров, в которые я играл, и точно лучший среди Descent-оподобных (к «Мрачной гавани» лично я равнодушен, но эта игра совершенно иного рода).
Что именно мне понравилось? Могу выделить следующее:

Приятно, что в кои-то веки у тебя просто кубики с цифрами и минимум модификаторов. Большая часть проверок требует кинуть D20, добавить параметр навыка и сравнить с требующейся цифрой. И всё. Наверное, это ближайший аналог D&D, если не считать официальной линейки настолок по D&D. В Bardsung точно такие же 6 параметров и точно такая же механика преимуществ и помех, как и в пятой редакции. Главное же — что она работает и что всё разрешается быстро.
Как только вы осваиваетесь с правилами, ходы протекают очень быстро. Перемешать карты для определения инциативы, сделать 2 действия. Атака — просто проверка навыка с последующим броском на урон, чтобы определить, нанесли вы критический удар или нет. Все способности указаны на карточках, отслеживать их нетрудно. ИИ монстров простой, но вполне эффективный.

Монстры либо здоровы, либо травмированы, либо мертвы. Живучие монстры после получения раны просто переворачиваются. У боссов может быть несколько карточек, каждую из которых требуется «убить» по отдельности. По сравнению с играми, где рядом с монстром может лежать с десяток жетонов урона, — это просто глоток свежего воздуха.
Подземелья генерируются в стиле Warhammer Quest: Silver Tower — колодой карт. Также тут есть колоды карт, модифицирующие встреченных вами монстров и преграды; как правило, повышением их параметров или усложнением проверок навык. Благодаря этому каждая встреча немного отличается от предыдущей, и вы никогда точно не знаете, что именно ждёт вас за углом.
Также тут есть замечательный аналог таймера в виде жетонов эхо. Если слишком долго задерживаться на одном месте, то появятся ловушки или бродячие монстры. Также имеет смысл закрывать за собой двери, поскольку это снизит частоту появления вышеперечисленного.

В Bardsung очень гибкая система прокачки; вы можете наращивать параметры, получать новые навыки и переворачивать уже имеющиеся, тем самым усиливая их. Ещё вы можете брать навыки из других классов по немного повышенной цене. Но даже в рамках одного класса есть несколько вариантов развития. К примеру, Ночное перо (птицечеловек-разбойник) под моим руководством прокачал навыки, облегчающие изоляцию монстров и дающие бонусы в бою 1 на 1. Но я также мог бы прокачать яд или же сфокусироваться на добивании раненых врагов за счёт бесплатных действий.
По моим ощущениям, в игре присутствуют интересные тактические решения. Мне особенно понравилось проворачивание следующей комбинации: первой атакой нанести урон монстру и затем переместить его или себя в подходящую позицию для нанесения второй, более мощной атакой. Или же в процессе исследования воспользоваться спецспособностью, чтобы ворваться в комнату, вынести монстра и следом уничтожить знамя, которое дало бы моим врагам большой бонус.
Каждая глава делится на «разделы», а каждый раздел играется довольно быстро (или будет играться, когда я наконец освоюсь окончательно с правилами), так что можно без проблем доиграть текущий раздел и затем собрать игру, в отличие от других данжен-кроулеров, где каждая партия занимает минимум 1–2 часа.
Кое-что мне не понравилось:
Как и упоминалось выше.
Порой вам будет попросту не везти и ваши броски будут ужасными. Не то чтобы это критический недостаток, поскольку рандом — неотъемлемая часть данжен-кроулеров, однако в Bardsung он усугубляется тем, что ваши предметы не перезаряжаются без траты золота, что может вызвать снежный ком. При хороших бросках вам незачем перезаряжать предметы, так что вы тратите золото на покупку дополнительных сокровищ и становитесь сильнее. При плохих бросках вы не только лишаетесь доступа к предметам, но и золота тоже, так что оправиться от череды неудач становится сложно. Лично я готов с этим смириться, списав это на неотъемлемую составляющую игру, к тому же помогающую генерировать разнообразные истории.

Если не считать небольших недочётов, Bardsung — отличная игра, напомнившая мне о том, как в десятилетнем возрасте я впервые открыл красную коробку D&D и бродил по подземельям с первоуровневым воином, бросая кубики и надеясь, что в этот раз я наконец добуду меч +2. На мой взгляд, Bardsung идеально передаёт те самые впечатления от похождения по подземельям, за что я готов закрыть глаза на её недостатки. Игра определённо останется в моей коллекции, и я рекомендую её всем любителям данжен-кроулеров.