zool_dd написал 2 минуты назад к игре Red7: # 1) вы должны выложить карту чтоб изменить правило и должны лидировать ...
pdruzik написал 26 минут назад к игре Res Arcana: # В правилах всё прописано. Цитаты из правил: "Сброс — это перемещение а...
Spiritum_Canis написал полчаса назад к игре 1984. Джордж Оруэлл: # Вспоминается история с Эфирным Лекарем))
Ludo_princeps написал полчаса назад к игре Великий Западный Путь. Аргентина: # Отвечу вопросом на вопрос, а коров вы куда сбрасываете?
dedalx написал час назад к игре Великий Западный Путь. Аргентина: # Как правильно сбрасываются карточки усталости? Про то что от них можно...
Обзорная башня [07.02.2023]
В этом выпуске: обзоры игр, включая King of Monster Island и Witchbound, пара ин...
«Покорители космоса. Новые горизонты» — старт продаж
Стильная игра и внушительное дополнение
С миру по нитке [03.02.2023]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В продаже: «Это ф...
Голосуем кошельком [02.02.2023]
Что можно поддержать кошельком на «Кикстартере»? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
С миру по нитке [01.02.2023]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: О новинках: Zero;...

Siar

Обзор Darkest Dungeon

22 января 2023

Информация

добавить
игры Darkest Dungeon: The Board Game
компании Mythic Games
Дата: 22 января 2023
Источник: boardgamegeek.com
Оценка пользователей
8.6635
-

Перевод обзора с BGG. Фото с BGG

 

 

 

 

Краткий обзор

 

 

Оценка — 7,5/10.

 

Покупайте DD, если:

 

+ Вам понравилась компьютерная версия ИЛИ если вы фанат гримдарка в духе Лавкрафта.

 

+ Вы хотите прямолийнейный кубометательный данжен-кроулер.

 

+ Вам нравятся красивые миниатюры и/или нравится красить их.

 

+ Вы не имеете ничего против игр, которые не отличаются высокой сложностью или тактической глубиной.

 

+ У вас много денег (для реиграбельности рекомендуется иметь как минимум 1 дополнение; на

данный момент возможно купить только Crimson Court).

 

Не покупайте DD, если:

 

- У вас мало денег (спасибо, Кэп).

 

- Вы предпочли бы купить за ту же цену 3–4 хороших настольных игры, пусть даже в них в сумме и меньше миниатюр.

 

- Вас не интересуют данжен-кроулеры.

 

- Вам безразличны миниатюры.

 

- Вы предпочитаете сложные настолки с тактической глубиной.

 

- Вам не нравится рандом (тут есть кубометание при атаке, рандомное исследование подземелья в коридорах, рандомная раскладка тайлов).

 

- Вам неприятна мысль, что можно проиграть из-за рандома.

 

- Вы не хотите играть в кампанию (вне режима кампании в DD толком не поиграть).

 

- У вас мало свободного пространства на столе.

 

 

Подробный обзор

 

 

Об игре в целом

 

 

 

 

Darkest Dungeon: The Board Game — данжен-кроулер на основе одноимённой компьютерной игры. Четвёрка героев (всегда четверо — то есть рассчитан на 1–4 игроков) заходит в подземелье, дерётся с монстрами, набирает опыт и золото, а также нередко погибает или получает ужасные травмы и расстройства (как в бою, так и в ходе блужданий по длинным коридорам, соединяющим набитые монстрами комнаты).

 

Кампания состоит из 4 актов. В каждом из актов 1–3 по три подземелья; в первых двух вы набираетесь золота и опыта, а в третьем дерётесь с боссом. После прохождения 3 боссов (то есть 9 подземелий) вам открывается финальный жуткий акт с самой жуткой частью Темнейшего подземелья. Спойлерить не стану; скажу лишь, что это определённо мой любимый акт.

 

После каждого похода в подземелье герои могут полечиться, оправиться и прокачать навыки в городишке Гамлет. У каждого персонажа также есть свой уникальный навык, которым можно воспользоваться в Гамлете. Некоторые подлечивают, другие дают доп. припасы или какие-то бонусы на следующий поход.

 

Прохождение каждого подземелья занимает 60–120 минут, а каждый визит в Гамлет — минут 10–30. Если у вас в группе все соображают быстро, то прохождение может занять ещё меньше времени (и наоборот), но поскольку вариантов действий у каждого отдельного взятого игрока, как правило, немного, то паралич анализа маловероятен.

 

 

 

 

В базе 11 персонажей, у каждого свои параметры и особенности. У многих одинаковые навыки, а у некоторых одинаковые роли, но по ощущениям все они разные и довольно близки к компьютерным оригиналам. Традиционных ролей (танк, целитель и дамагер) тут нет, зато есть боевые позиции, хорошо знакомы игравшим в компьютерный DD: агрессивная, защитная, дальнобойная и поддержка. Большинство персонажей оптимально себя проявляют в определённой позиции, но некоторые одинаково хороши в некольких позициях.

 

Очевидно, одни персонажи танкуют лучше или лечат лучше других, но эффект боевых позиций важнее. Большинство навыков героев и монстров работают только в определённых позициях, так что их положение очень важно. Причём в каждой стойке может находиться только один монстр и один герой.

 

В базе также есть 4 босса (не считая акта 4), куча разных монстров и довольно много всякого контента (черты характера, предметы, болезни, комнаты и т. д.). В совокупности всё это обеспечивает неплохую реиграбельность.

 

 

Геймплей

 

 

 

 

Большую часть игры вы проводите в бою. Вы активируете героев (раньше монстров, если повезёт — инициатива (т. е. порядок хода) определяется рандомно) и решаете, какие навыки применить. Что лучше: полечить союзника или врезать монстру? А, может, оглушить его, чтобы он пропустил ход? Или просто бафнуть союзника, чтобы повысить шанс на критическое попадание?

 

В бою у игрока есть 2 действия, которые можно потратить на перемещение, взаимодействие с лутом, смену позиции или использование навыков. Чаще всего применяются первое и и четвёртое. Тактика в бою в первую очередь заключается в грамотном перемещении, чтобы на следующий ход можно было применить сразу 2 навыка (во всяком случае я так играл). В сложных боях действий не хватает, так что вам может даже не хватить времени на открытие желанного сундука с лутом. Но обычно у вас есть время, чтобы открыть их в ходе боя. После боя они чудесным образом исчезают.

 

При применении навыка вы бросаете D10 на попадание. Если выбросить достаточно низкое значение, можно нанести критический удар. Монстры тоже используют D10, так что у обеих сторон есть шансы мазать и наносить критические удары.

 

В зависимости от уровня персонажа у игроков в бою есть выбор из 3–5 навыков (всего есть 7 навыков, на бой можно взять 3–5), что довольно много. Впрочем, порой оптимальных вариантов будет всего один-два. У некоторых персонажей есть однозначно полезные и никудышные навыки, так что если вам хочется всегда иметь много вариантов на выбор, выбирайте персонажа и навыки с умом. Какие навыки доступны для применения, зависит как от позиции персонажа, так и от дальности действия навыка: некоторые можно применить только против врага в одной с персонажем позиции, другие — в соседней, третьи — в 2 позициях от него. К счастью, есть и относительно гибкие навыки.

 

Бои занимают большую часть игрового времени. Между боями наступает фаза исследования: герои бродят по коридорам подземелья, бросают кубики и получают какие-то эффекты. Периодически в ходе исследования вы натыкаетесь на полные монстров комнаты, и тогда начинается бой. Подземелье представлено отдельным полем, на котором рандомно выложены тайлы комнат (в зависимости от текущей миссии), а исследование заключается просто в перемещении жетона / миниатюры группы из одной комнаты в другую. Как правило, у вас есть выбор, в каком порядке проходить подземелье, но порой вы просто идёте по прямой.

 

На мой взгляд, исследование подземелья очень атмосферно. Это довольно быстрый процесс, особенно учитывая механику разведки, которая в 90% случаях обязательна к применению. В процессе разведки каждый игрок получает единицу стресса (подробнее об этом ниже), затем вы раскрываете все соседние комнаты. Кроме того, в ходе следующего исследования вы будете бросать лишь 1 кубик исследования вместо 2. Поскольку (в зависимости от текущего акта) вы практически всегда получаете как минимум единицу стресса и сколько-то урона при броске кубика, разведка просто необходима. И это скучновато. Не во всех комнатах есть монстры, но в тех, что без монстров, вас поджидают негативные эффекты, так что имеет смысл проводить почти всё время в боях.

 

 

 

 

Теперь о стрессе. Помимо здоровья у вас также есть показатель стресса. По сути это вторая полоска HP. Стресс накапливается в ходе исследования, от некоторых способностей монстров, при получении критического удара, из-за особенностей некоторых комнат подземелья и даже от некоторых способностей героев. Если вы накапливаете 10 баллов стресса, вам приходится пройти проверку на решимость, бросив D10. Если вы её каким-то образом избегаете или выбрасываете 1–2, то получаете серьёзный баф, если выбрасываете 3+, то получаете психоз — серьёзный дебаф. Если вы накапливаете 20 баллов стресса, то помираете от сердечного приступа.

 

Должен отметить, что счётчики стресса сделаны просто ужасно. Их толком не разглядеть, а отмечается уровень стресса обычным жетончиком, который запросто можно случайно сдвинуть на неправильную позицию. Рекомендую отмечать уровень стресса отдельным кубиком или жетонами из какой-нибудь другой настолки (жетоны в форме мозга из «Ужаса Аркхэма» — самое то).

 

Помимо смерти от сердечного приступа персонажи также могут помереть, получив четвёртую негативную черту характера (чаще всего в процессе исследования) или просто когда здоровье доходит до нуля.

 

Однако, что необычно, при нулевом показателе здоровья персонаж не помирает моментально, а достигает т. н. порога смерти. В качестве награды/наказания вы получаете дополнительный кубик, который вам придётся бросать каждый раз, когда вы получаете урон. При выбрасывании черепа персонаж окончательно помирает. Можно обзавестись новым персонажем в Гамлете после того, как группа вернётся из подземелья, — если, конечно, в городе есть готовые присоединиться к группе приключенцы. Если же вы не можете набрать 4 персонажей, то проигрываете кампанию и вынуждены начать сначала.

 

 

 

 

Также вы проигрываете кампанию, если все 4 персонажа помирают в подземелье, что маловероятно, но возможно при сильном невезении.

 

О фазе Гамлета особо не буду распространяться. Она занимает всего 10–15 минут. Игроки тратят найденное в подземелье золото на лечение стресса и урона, а также на всяческие бонусы на следующий поход в подземелье. Ещё в Гамлете можно улучшать навыки и поднимать уровень персонажей. К слову, в игре есть важная опечатка: локация «Гильдия» позволяет повысить уровень персонажа или навыка на 1, а не повысить навык или персонажа 1 уровня до 2 уровня (в противном случае вы никак не смогли бы прокачаться выше 2 уровня).

 

 

Впечатления от игры

 

 

 

 

Внешний вид и качество компонентов

 

+ Шикарные миниатюры. Если вы любите их красить, то для вас это даже ++.

 

- Увы, в игре нет красных минек врагов, обещанных на старте кикстартерной кампании. Жаль, что не сложилось. Я бы с удовольствием их покрасил.

 

+ Качество прочих компонентов варьируется от приличного до превосходного.

 

- Карты в протекторах не влезают в коробочки. Печально, но ожидаемо. Придётся делать свой органайзер из картона и изоленты, как всегда.

 

 

Опечатки и правила

 

- В игре немало опечаток, в том числе на карточках и на игровом поле.

 

- В книге правил нет описания множества возможных ситуаций, что вынуждает народ задавать «тупые» вопросы в дискорде и фейсбуке. На самом деле не такие уж и тупые, поскольку книга правил объясняет лишь самые основы геймплея.

 

 

Фан

 

+ Игра фановая. Изничтожать монстров особенно приятно. При получении критического удара игроки морщатся, а при нанесении критического удара громко радуются.

 

+ Выбирать себе навыки интересно, как и продумывать комбы навыков разных персонажей.

 

 

Левел-апы и лут

 

+ Играть в RPG-подобые игры, в том числе в данжен-кроулеры, фаново во многом из-за кучи классного лута. Darkest Dungeon в этом плане несколько отличается от собратьев. Лута тут не слишком много, из предметов доступны только украшения. Они дают одноразовый бонус, а потом переворачиваются. Вам придётся применить на себе их негативный эффект, чтобы перевернуть обратно и снова получить бонус. Совсем непохоже на предметы в других известных мне настолках. Мне это нравится.

 

+ Ещё мне нравится, что украшения 3 уровня очень мощные и сильно оживляют геймплей.

 

* В Гамлете вы можете потратить очки опыта либо на прокачку навыков (у каждого персонажа их 7), либо на повышение уровня героя (от 1 до 3). Это добавляет в игру интересные решения и разнообразит билды.

 

* Правда, механика левел-апов довольно примитивная (хотя и близка к компьютерному оригиналу), так что не ожидайте развесистого древа навыков или кучи апгрейдов на выбор.

 

* Любителям игр с кучей лута DD может не зайти.

 

 

 

 

Тактическая глубина

 

* Тактические решения заключаются в основном в выборе, кого из врагов бить и какие навыки применять, а также когда лечиться и лечиться ли вообще.

 

* Местонахождение персонажа и местность за редкими исключениями не играют роли.

 

* Грамотный выбор апгрейдов очень важен, поскольку некоторые навыки однозначно лучше других.

 

* В целом игра неглубокая.

 

- Не рекомендуется любителям сложных глубоких данжен-кроулеров (если таковые вообще существуют в природе).

 

* Впрочем, я не считаю, что игра «играет сама в себя», как пишут некоторые.

 

* Зачастую в бою у каждого игрока есть 1–2 варианта действий (какой навык применять и в кого целить), которые явно лучше остальных, однако обычно есть ещё 3–5 вариантов действий, которые хоть и менее эффективны (более рискованны, как правило), но тоже жизнеспособны.

 

+ На высоких уровнях, когда у игроков больше навыков, вариантов действий больше. Также диапазон принимаемых решений сильно зависит от выбранных на бой навыков.

 

 

Сложность игры

 

* Исследовать коридоры подземелья (из-за кубиков исследования) опаснее, чем сражаться.

 

- ИИ довольно неплох, но порой монстры тупо ничего не делают. Игроки могут абузить эти знания (ну или попытаться абузить).

 

* Думаю, большинство игроков предпочтёт захоумрулить монстров, чтобы они не пропускали ходы просто потому, что рандомно выбрали атаку ближнего боя, когда не могут дотянуться до ближайшего персонажа.

 

* Сложность битв с боссами варьируется: одни боссы — слабаки, другие — серьёзные ребята.

 

+ Дополнение Crimson Court по ощущениям сложнее базы (как рядовые монстры, так и боссы). Правда, я не прошёл его полностью, так что это скорее первые впечатления.

 

 

Разнообразие

 

* Разнообразие присутствует почти во всём: броски кубиков в бою, рандомное вытягивание монстров, рандомная колода инициативы, рандомное подземелье.

 

* То же можно сказать и об исследовании подземелья, так как в коридорах вы бросаете кубики исследования.

 

* Вытягиваемые в ходе исследования события и отменяющие их предметы тоже рандомные.

 

* В начале подземелья вы можете выбросить на кубиках кучу бинтов и еды, а в ходе исследования окажется (опять же по воле кубиков), что вам не нужны ни бинты, ни еда.

 

* Поскольку вы исследуете подземелье в промежутках между комнатами и бросаете довольно много кубиков (1–2 кубика на каждого игрока в каждую фазу исследования), по статистике рандом должен сглаживаться из-за большого количества бросков. Тем не менее несколько выпавших находок (curio) подряд могут нанести вашей группе огромный ущерб.

 

* Каждая выпавшая находка даёт вам негативную черту характера, слабое кровотечение или отравление, а также добавляет стресса, а порой ещё и навешивает болезнь.

 

- Несколько критических ударов подряд также могут нанести вашей группе огромный ущерб. 3–4 разом — это практически конец игры вне зависимости от действий игроков.

 

- Как правило, смерть персонажей и/или проигрыш кампании наступают чисто по вине рандома: несколько активировавшихся монстров и/или критических ударов подряд, неудачное расположение локаций на карте подземелья, из-за чего вам приходится проходить много фаз исследований, неудачные события в Гамлете.

 

 

Раскладка и фидлинг

 

+ Раскладка занимает немало времени, но если озаботиться органайзером, как это сделал я, то на это уйдёт всего минут 10, что не так уж много.

 

+ Многие критиковали DD за переизбыток фидлинга, но на мой взгляд, всё не так уж страшно. Возни с компонентами не особо много, если сравнить с каким-нибудь «Ужасом Аркхэма» 2-й редакции.

 

- Порой довольно сложно запомнить все влияющие на результаты бросков эффекты, особенно модификаторы критических ударов; навыки, бафы героев, дебафы от монстров, предметы, освещение...

 

- Игра занимает очень много места, рекомендуется выделить под неё специальный стол (1,8 × 1,2 метра, хотя может хватить и стола в метр шириной). Если вы хотите быстро доставать миниатюры из коробки, под них также придётся выделить отдельный стол. Я раскладывал их на полках от Kallax, и вышло удобно, но подойдут и другие полки.

 

 

Реиграбельность

 

+ Реиграбельность высокая; в DD куча персонажей, монстров и боссов.

 

* Тем не менее я рекомендую прикупить дополнения: доступное сейчас Crimson court, а также Cove, Weald и/или Warrens, когда они выйдут.

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

6/10 — прямо из коробки. Поставил бы 7/10, если бы не опечатки и неясные правила.

7,5/10 — после разъяснения всех неясных моментов и с моими хоумрулами.

8-9/10 — когда я отполирую хоумрулы до блеска.

 

 

Главные достоинства игры

 

+ Фан. Бить монстров, спорить с друзьями, как лучше походить и т. д. очень фаново.

 

+ Просто потрясающие миниатюры.

 

 

Главные недостатки игры

 

- Запутанные правила с кучей неясных моментов. Очень рекомендую дискорд-канал Mythic Games и их канал Darkest Dungeon, где есть эррата и неофициальный FAQ. В каждом подземелье вы 1–5 раз столкнётесь с ситуациями, не описанными в книге правил.

 

- ИИ монстров порой до бесячего тупой. Это можно (и нужно) пофиксить хоумрулами.

 

 

Советы от меня

 

* Заранее договоритесь со своей игровой ячейкой, как разрешать неоднозначные ситуации, поскольку в правилах описано далеко не все, а копаться в тысячах комментариев на дискорде посреди партии не очень радует. Лично я рекомендую быстро найти 2 возможных варианта разрешения ситуации, бросить кубик и выбрать один. Позднее можно будет навести справки на BGG, в фейсбуке или дискорде.

 

* В первую очередь запасайтесь факелами: навешиваемые находками негативные черты характеры порой просто лютые.

 

* При выборе навыков обязательно берите навыки с разными радиусами действия (0, 1, 2), чтобы вам не приходилось много двигаться в бою.

 

* Лечение очень важно, даже если оно лечит всего 1 HP. Снятие стресса также очень важно, причём снимать его умеют всего несколько героев. Лечение кровотечения и отравления — тоже крайне полезные навыки.

 

 

Примечание: в конце обзора также приведены авторские хоумрулы, при желании можно ознакомиться.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Zatoichi написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Что значит нет красных минек врагов, если они есть на фото?

Siar написал полмесяца назад: #

Хороший вопрос...

Far02 написал полмесяца назад: #

гипотетически он может видеть их зелеными :)

AngryFerret написал 12 дней назад: #

Это фото тестовой версии игры с BGG и из соц.сетей. Вполне возможно, что в тираже цветной пластик не использовали.
Пока не могу сказать точнее. Мои коробочки ещё не доехали...

AngryFerret написал 12 дней назад: #
А можно немножко позанудствовать?

Hamlet - переводится как «поместье» или «небольшое поселение». Это точно не название поселения...
Недавно выходила игра с подобным названием. Можете насести справки.
Ну, это так, к слову...

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Выглядит неоднозначно, но все равно любопытно. Надеюсь локализацию разморозят.

ZiGfrid написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Согласен, но цена на Кикие оттолкнула, какая будет при локализации....

Siar написал полмесяца назад: #

Как у нового Descent-а?