Siar написал полчаса назад к фото Коробка: # О, Печорин?
RobinHood написал полтора часа назад к игре Крестоносцы: # Не играл, не спорю. Посмотрел на эту мешанину всего, и решил, что есть...
Aviraen написал 2 часа назад к игре Lords of Waterdeep: # Вот казалось бы мне очень нравятся Лорды и мне очень нравится колодост...
vadmedz написал 2 часа назад к статье Петля трагедии – что я поменял в игре: # Все карты в коробке! Просто в одной карточке допущена ошибка Подробне...
vadmedz написал 2 часа назад к статье Петля трагедии – что я поменял в игре: # Будем знать!
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...
С миру по предзаказу (23.11-05.12)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.

vladdrak

Зовите его Хозяин

Игры-История-Культура №26, 30 июля 2012

Информация

добавить
игры Chinese Domino
Домино
проекты Игры-История-Культура
Дата: 30 июля 2012
Оценка пользователей
8.9521
-

Я живу в Москве, одном из крупнейших городов мира. Но — на окраине, что накладывает свой отпечаток. С одной стороны моего дома стоит голубятня, а с другой — стол для доминошников. И этот стол не пустует, «культурная» жизнь за ним продолжается каждый день с утра и до вечера. Постоянно сидят разные компании с водкой и пивом. Кто помоложе — играют в карты, а вот старшее поколение предпочитает домино. И иногда чувствую я некоторую зависть к этой тусовке — не сеют, не жнут, а сыты бывают и в настольные игры играют. Да ещё и подсказали мне идею рассказать про домино.

 

История возникновения игры достаточно известна. Неизвестно только имя того лентяя, которому не хотелось каждый раз для игры бросать два кубика, поэтому он сделал таблички с возможными вариантами бросков кубиков. Но жил он в Китае, т.е. эту страну надо считать родиной домино. Хотя китайское домино — это скорее отдельная игра. Ближе к карточным. Поэтому половинки доминошной фишки не разделены чертой — для китайцев более важна сумма очков на фишке, а не значения конкретных половинок. И у китайцев сами фишки несколько другой формы, ширина и длина соотносятся скорее как 2:5, а не 1:2, как в европейском домино.

 

Считается, что из Китая в Европу игру привёз Марко Поло. В Европе игра видоизменилась до известного нам вида. Появились половинки «пусто» (у китайцев только значения от 1 до 6), и каждой фишки стало по одной штуке, а у китайцев некоторые присутствовали в двойном количестве.

 

В 18-м веке игра стала модной во Франции. А то, что модно во Франции, достаточно быстро становится модно везде. Французы же и дали название, уловив схожесть чёрных фишек с белыми точками с введённым французами же в моду плащом домино. Чёрным с белой отделкой.

 

Георг Гроот, портрет Елизаветы Петровны в маскарадном домино. 18 век


Надо отметить, что фишки домино используются не только для игр. Есть разные системы гадания, основанные на вытягивании одной фишки из мешка. И у разных предсказателей имеет значение либо каждая конкретная фишка, либо цифры на её половинках, либо сумма этих цифр. Также домино любят составители разных головоломок и математических задач. Самая известная загадка про домино, на мой взгляд, такая: у шахматной доски отрезали с противоположных углов по полю, осталось 62 поля; у нас есть 31 фишка домино, каждая размером ровно с 2 поля; Можно ли их все выложить на доску?

 

Ещё домино любят за «принцип домино». Каждый год проходит праздник День домино, когда добровольцы в течение нескольких недель расставляют разноцветные фишки, а потом в час X под запись телевизионщиками роняется одна фишка, и... каждый раз организаторы пытаются побить свой собственный рекорд в книге Гиннеса. И счёт там идёт уже на миллионы костяшек, упавших после первой. А из упавших костяшек складываются различные красивые картинки.

 

О том, как серьёзно люди подходят к делу, говорит тот факт, что в 2005 году уронивший нечаянно во время подготовки несколько тысяч фишек был застрелен. Охранник без всяких сомнений выхватил пистолет и пристрелил бедолагу, пока тот не учинил большего погрома. А событие это не стало достоянием криминальной хроники, а осталось лишь историей этого праздника потому, что жертвой охранника стал неизвестно как залетевший в зал воробей.

 

И ещё перед тем, как перейти к рассказу о конкретных играх в домино, надо отметить, что домино с числом точек от 0 до 6 — самое распространённое. Но не единственное. Выпускаются наборы и до 9, 12, 15 или 18 точек. О некоторых играх, использующих расширенные наборы, будет рассказано далее.

 

А вот теперь о «Козле» и его родне :)

 

Уж так повелось, что самый популярный вариант игры у нас носит название «Козёл». А партию в домино соответственно называют «забить козла». Базовые правила: все игроки набирают фишки и начинают их выкладывать на поле, прикладывая слева или справа к уже выложенным таким образом, чтобы значения у лежащей и уже выложенной совпадали, с целью избавиться от фишек у себя на руке раньше остальных. А различия в остальных правилах порождают разные игры. И различий этих существует очень много.

  • Со старшего или с младшего дубля начинается кон?
  • Добираются ли фишки с базара, если нечем ходить?
  • В две стороны растёт поле или больше? (Например, «Севастополь» отличается от «Козла» тем, что от первой фишки поле идёт в 4 стороны.)
  • Победитель записывает себе сумму очков проигравших или проигравшие записывают каждый себе свою сумму как штрафные очки?
  • Прощаются ли в первые коны штрафные очки, меньшие некоторого значения?
  • И т.д.

 

И не удержусь, покажу, как лёгким движением руки из некоммерческой игры получается коммерческая. Есть варианты игры, где увеличение сторон поля является не только допустимым, но и обязательным. Каждый раз, когда появляется дубль, сперва должны быть выложены вокруг него 4 фишки (4 — самый распространённый вариант, но бывают и другие), а только потом можно прикладывать фишки в других местах. Некоммерческий вариант, играемый домино с фишками 0-6, называется «Мальтийский крест». Т.к. поле до момента появления второго дубля этот крест и напоминает. А если выкладывать не под прямым углом? Получается коммерческая игра «Куриные лапки», играемая по тем же правилам, но набором домино 0-9.

 

Фото с BGG


Пятерное домино (Fives Family). Очень похоже на классическое домино. Но с одним существенным отличием, позволяющим выделить такие игры в отдельный класс. И, как многие доминошные игры, придуманы не так давно — первую игру семейства придумал в 50-е годы прошлого века Доминик Арманино. Отмечу идеально подходящее для специалиста по домино имя! А отличие таково: победные очки зарабатываются не только в конце кона, но и по ходу игры. В любой момент игры, когда сумма очков с двух сторон поля делится без остатка на 5, игрок, сделавший такую ситуацию, получает победные очки. За 5 — 1 очко, за 10 — 2 очка. И в конце игры тот, кто избавился от всех фишек, получает победные очки в количестве суммы фишек на руках соперников, делённой на 5.

 

Портрет Арманино на обратной стороне коробки с домино


Эти правила тоже обросли вариантами. Есть тройное домино, где 5 заменено на 3, есть варианты, где у дублей суммируются обе половинки. Есть менее очевидные продолжатели традиции, к примеру «Авеню и стриты», где от любого стыка «главной улицы» можно выложить фишку вбок, а победные очки приносит окружённый со всех сторон фишками «квартал».

 

Поезда (Trains). Неизвестная в России, но популярная в США ветвь развития домино.

 

Как раз в эти игры чаще всего играют расширенными наборами домино или как минимум парой наборов обычного. Каждая фишка — это вагон. А выкладывание её на поле — это построение поезда. Но, хоть мы и прикладываем фишки к совпадающим значением фишкам на игровом поле, но концепция совсем другая. Общий поезд, к которому прикладывают фишки все игроки, может быть, а может и не быть. Зато у каждого игрока есть перед ним свой собственный поезд. И в свой ход надо сперва выложить фишку в свой поезд, а потом можно по желанию выложить ещё фишку в чужой поезд или общий. А если в свой не можешь положить, приходится говорить «Ту-ту!» и пропускать ход. Опять-таки, и у этого семейства игр существуют разные варианты правил. В выпускаемой ныне игре «Мексиканский поезд» в комплект входят паровозики для игроков. Если игрок пропустил ход, то он ставит на свой поезд паровозик. И тогда его поезд становится легальной целью для выкладывание первой фишки другими игроками. Т.е. не только сам отстал в деле избавления от фишек на руке, но и соперниках жизнь облегчил.

 

 

В каких-то из предыдущих статей я уже рассказывал о пуританских нравах США на рубеже 19 и 20 веков и изысках геймдизайнеров по выдаванию карточных игр за что-то другое. Разумеется, в такой обстановке американцы переоткрыли китайскую идею, что с помощью домино можно играть в игры, похожие на карточные. И опять из целого семейства игр я расскажу про самую известную — «42». Игра на 4-х (две пары) игроков, немного похожая на бридж. Всем сдаётся по 7 фишек и проходит торговля. Выигравший торговлю заказывает козырную масть. В каждой масти дубль — самая старшая карта, остальные — по вторым половинкам. При игре у фишки, с которой зашли мастью, является старшая половинка. Соперники должны ходить в масть, если есть возможность, если нет — то можно бить козырем. Фишки с суммой очков 10 стоят 10 очков, с суммой 5 — 5, каждая взятка — 1 очко. Итого, каждую партию разыгрывается 2*10+3*5+7=42 очка, откуда и появилось название игры. Победителям записывается не реально набранное, а наторгованное количество очков. Если не добрали — то их же получают в минус.

 

На обложке учебника игры в «42» её называют «Национальной игрой Техаса»!


И я думаю, что большинство читателей знает, ответом на какой вопрос является «42». Тем, кто не знает, не буду портить удовольствие от будущего чтения Дугласа Адамса. А пока перейду к конспирологической версии игры. Как известно, сейчас модно говорить, что всё было не так и известные факты надо истолковывать по-другому.

 

Вот домино — при чём тут плащи монахов? Да, игра вышла из монастырей. Значит... надо вести её название от латинского первоисточника — Dominus. Т.е. Хозяин. А точнее — Хозяин всего сущего, Господь. Католическое благословение звучит как Dominus vobiscum. И 7 типов значков на фишках — может ли быть это случайностью? Нет, скорее всего, тут есть глубокий смысл! Который приоткроет вот такая цитата:

 

«Семеричное построение присуще всему сущему в Космосе, от целой Вселенной до её мельчайшего атома. Каждая клеточка во вселенной, включая Человека, планеты, звёзды, системы и галактики СЕМЕРИЧНЫ. Число 7 имеет особое оккультное или магическое значение во всех мировых религиях и мифах. Это число божественное, священное, и тайна его пока человечеству не может быть раскрыта.» (Е. Блаватская, «Тайны Вселенной»)

 

Добавить к этому, что «Рыба» — это не только описание игровой ситуации в домино, но и тайное имя Христа, — и можно придти к определённым выводам.

 

А чтобы не завершать статью непостижимой загадкой, перейду от высокого к бытовому. Традиционно напишу фразу, что эта разновидность настольных игр и в наши дни хорошо себя чувствует. Вот у моих детей есть игра доминошного типа, выпущенная одной из подмосковных компаний, с надписью на коробке: «Разработано при участии педагогов и психологов». И после всего вышерассказанного про домино я должен признаться, что не понимаю, как в эту «разработанную» игру играть, как в настольную игру. Из всего того нового, что привнесли «педагоги и психологи», упомяну лишь, что точки расставлены с обеих сторон фишек.  И я не понимаю — зачем? Т.е. все слова про обучение счёту и мелкую моторику — оно здорово, но играть-то как?

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Valenox написал 13 лет назад: #

А на мой взгляд самый интересный и динамичный вариант домино - это Маггинс. Кратность 5 и ответвления добавляют остроты. При этом игра не столь рутинная как лапки и поезда.