-AdRiver-
Skivbard написал 10 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # Хм, не заметил( Как-то не чувствуется даже как обсценная лексика Я б и...
Desert_witch написал 17 минут назад к мысли на тему Lords of Hellas. Первые впечатления: # *Шепотом, перед этим оглядевшись по сторонам* Я понятия не имею. :| Во...
Desert_witch написал 20 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # Уоп. Если успеете - подредактируйте цитату, я очень не хочу чтобы по в...
slflycat написал 24 минуты назад к мысли на тему Lords of Hellas. Первые впечатления: # Что-то я не очень понял - а зачем цветные миниатюры сначала закрашиват...
Skivbard написал 25 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # >>И, если честно, второй подход мне нравится гораздо больше. Сюжет - э...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 
С миру по нитке [13.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...

vladdrak

Взаимодействие культур

Игры-История-Культура №53, 02 мая 2013

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 02 мая 2013
Оценка пользователей
8.7726
-

Если помните, когда-то я поделился цитатой из Геродота, что все известные грекам настольные игры позаимствованы ими у лидийцев. И добавил, что когда-нибудь это мне может пригодиться для статьи. Вот этот момент и настал.

 

Мы сейчас живём в очень маленьком мире. Или даже лучше сказать, в тесном. Технический прогресс как стартовал, так и уменьшает и уменьшает наш мир. Поезд, автомобиль, самолёт, спутник, интернет. Все они практически не оставляют нам удалённых уголков земного шара. Всё рядом. Не надо бродить многие месяцы, страдая от болезней, чтобы сказать: «Доктор Ливингстон, я полагаю?». Достаточно поискового запроса в интернете. Все эти банальные истины я пишу ради того, чтобы сказать, что не знаю, о каком количестве игр пойдёт речь в сегодняшней статье. Хочу-то я рассказать об одной. Но, например, BGG со мной не согласен. И всё дело в том, что чем глубже в прошлое, тем больше становится мир. Несколько сотен километров в строну от одной цивилизации — и мы видим уже совсем другую цивилизацию, с другой культурой. И не всегда найдётся «отец истории», чтобы описать культурный обмен между этими цивилизациями. Так что приходится полагаться на убеждение, что люди всегда любили хорошие настольные игры. Поэтому играм было легко переходить от одной цивилизации к другой.

 

Джирофтская цивилизация — одна из самых «молодых» древних цивилизаций. В том смысле, что первые сообщения о её обнаружении появились только в нашем веке. В 2001 году после наводнения крестьяне обнаружили много древних предметов. После появления на чёрном рынке неизвестного учёным добра на указанном крестьянами месте начали проводить раскопки. А по результатам раскопок и объявили, что найдена новая цивилизация. Там не всё гладко с этими сообщениями. Некоторые учёные считают, что заявления преждевременны, находок пока слишком мало, а часть из них, возможно, подделана. Не углубляясь в обоснованность этих суждений, отмечу, что площадь, на которой находят предметы джирофтской культуры, составляет 400 квадратных километров. Для примера, Аркаим, столь популярный у отечественных любителей альтернативных знаний, по площади в несколько десятков раз больше. И это только один город из многих, относящихся к одной цивилизации. А современная Москва с прирезанным с юга куском больше в 6 раз.

 

Отмечу ещё несколько важных для повествования деталей. Джирофт расположен на юге Ирана. В нескольких сотнях километров на восток от Ура. Находки датируются серединой третьего тысячелетия, т.е. приблизительно ровесники предметов из Ура. И в раскопках найдены настольные игры. Так же, как и игра «Ур», игра из Джирофта получила название «Джирофт».

 

 

Это — новодел. Предприимчивые люди уже начали выпускать копии игры «Джирофт» как сувениры. Найденные поля для игр отличаются. Есть люди-скорпионы, есть совсем без украшения, но самая популярная форма — это вот такой орел, по крыльям, туловищу и хвосту которого сделано игровое поле. Ни правил, ни фишек не найдено. Что, впрочем, не может нам помешать. Если верна гипотеза о соотнесении Джирофтской цивилизации с упоминающейся в шумерских эпосах страной Араттой, лежащей на восток от Шумера и побеждённой ориентировочно в 27-26 веках до нашей эры, то можно предположить, что найденные упомянутым в прошлой статье Финкелем правила какой-то игры, которые не очень подходят для «Ура», как раз являются правилами «Джирофта». Хотя, если Аратта побеждена ранее середины 3 тысячелетия, то Джирофт возник позже.

 

Но можно пойти более длинным путем. Спустя много времени, в 17-18 веках из Азии (с территории современных Сирии, Ирана, Ирака) в Египет придут гиксосы. И более сотни лет будут править Египтом. И как раз в это время в Египте появляется и становится популярной игра «Асеб» или «20 квадратов». Поле для которой было обнаружено в гробнице Тутанхамона (но это уже позже, 14 век).

 

«Асеб» в Британском музее

 

А «Асеб» — игра более известная. И её родословную ведут от «Ура». Возможно из-за того, что находки в Джирофте достаточно свежие, ещё никто не ведёт родословную через найденное промежуточное звено. Но уверен — со временем это случится.

 

Здесь тоже 20 квадратов игрового поля, как в «Уре», но поле распрямлено. И нет обратного хода, фишки проходят поле и выходят. Также каждое четвёртое поле — особое, дающее право на дополнительный ход и, предположительно, являющееся «островком безопасности». Кости у египтян — уже честные d4, с равной вероятностью выпадения всех цифр. А фишек стало по пять. Остальные правила реконструированные, тут убежденности нет, что они были у египтян:

  • Одиночная фишка срубается, но на неспециальном поле можно ставить две фишки. Тогда они защищены от атаки.
  • Вывод — с точного выбрасывания значения.
  • Если игрок не может сделать ход, то соперник получает дополнительный ход.
  • Если единственный ход игрока заставляет переместить свою фишку на специальное поле, занятое своей же фишкой, то игрок таким ходом срубает свою фишку.
  • Игрок по желанию может двигать блок из двух фишек как одну фишку. Но, во-первых, при попадании на специальное поле одна фишка уходит на старт по предыдущему правилу, а во-вторых, после передвижения эта конструкция теряет защиту от атаки. Соперник может выбить сразу обе фишки.

 

Фото из каталога выставки в Нью-Йорке

 

А вот эта находка — серьёзная загадка. Тут надо напомнить, что Иран и Ирак соседи дружные, как кошка с собакой. И если у Ирака есть Шумер, Вавилон и Месопотамия, то для Ирана находка под Джирофтом очень важна именно в плане утереть нос соседу. И иранские археологи уже публично заявляют, что, пусть нет находок старше 2500 года до н.э., найденная цивилизация существовала с 4000 или даже 5000 года до н.э. И здесь колыбель всех восточных цивилизаций, и письменность шумеры позаимствовали у Джирофта, и игра «Ур» — вариант игры «Джирофт». И т.д., и т.п. И ещё один момент. До того, как государство организовало раскопки, в течение года артефакты добывали местные крестьяне и толкали на чёрном рынке. Вот эта игровая доска — из той партии, добытой мародёрами. Т.ч. место и обстоятельства находки неизвестны. И ещё раз повторю, есть мнение, что, пока некоторые ковырялись в земле, более ушлые изготавливали «древние артефакты» у себя дома по образцу найденного соседями.

 

Главным за находки в Джирофте назначен иранский археолог Юсеф Маджидзаде. Именно он в начале 2005 года написал статью в журнал «Персидский журнал», в которой сообщил, что изъято у мародёров 5 игровых полей — 3 «орла», человек-скорпион и плоская доска. Именно эта доска на фото, а орлы — в начале статьи. Но дальше он описывает находки: «Все доски приблизительно одного размера и имеют по 12 или 18 дырок, поэтому они были, скорее всего, использованы в качестве игры древними жителями этой области». И вот тут уже понимаешь, что ничего не понимаешь.

 

Человек-скорпион

 

У скорпиона 16 отверстий, у орла — 20, а на доске — 36. И нигде нет 12 и 18, если не считать, что число отверстий на доске из каких-то соображений Маджидзаде разделил на 2 или 3.

 

Не уверен, что смогу угадать ход размышлений человека, загадывающего такие математические загадки. Но можно предположить, как это поле увязать с «20 квадратами». Очень редко, но находили в Египте «20 квадратов» для 4 игроков. Грубо говоря, это два поля, состыкованных вместе. Два игрока бежали с одной стороны, а два — с другой. Так и тут, в центральной линии осталось 12 полей, а с 6х4 боковых игроки заводили фишки. Непонятно только, зачем им 6 полей, если максимальный бросок 4 и предполагается, что фишек было по пять.

 

Ещё есть вариант, что это версия египетского «Сенета», у которого ширина в 10 полей заменена на сакральное 12.

 

Моя же первая мысль, когда я увидел эту доску, что это поле для римского «Дуодецима», который появится только через 2 тысячи лет. Но поле просто один в один. 3х12 с разделением посередине.

 

Ну и ещё до кучи. Одна из самых древних игр человечества — «Мехен». Полей и фишек до нас дошло много, а правила не сохранились. Есть только более поздние реконструкции. Так вот, традиционно игровое поле изображалось в виде змеи. И тут оформление в виде змей. Вынесенные по бокам картинки — это увеличенные головы змей с углов доски. Итого, у нас есть поле, на основании которого можно строить версию, что большая часть игр с полем, придуманных до нашей эры, на самом деле всего лишь варианты одной игры. Придуманной древними иранцами. Бредово, но издают же люди книги с версиями вроде того, что Иван Грозный и Иоанн Креститель — это одно и то же лицо. Но мне кажется, что лучше необъяснённая загадка, чем дутая сенсация.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Henrylee написал 5 лет назад: #

Интересная статья