-AdRiver-
Evgenii написал 7 минут назад к игре Колонизаторы: # Подскажите, а база может играться сразу с дополнениями: Колонизаторы. ...
Slim_Slam_Snaga написал 15 минут назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Не в тему. Насколько термин "итерация" уместна в контексте геймдизайн...
Evgenii написал 16 минут назад к игре Star Wars: Rebellion: # Подскажите,а интересно будет играть именно в 3 или 4, или оставшиеся и...
british написал полчаса назад к статье Faeria – необычная цифровая CCG: # аххаха
Metalize написал полчаса назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # На все ответ — да. Из интересного, она ещё усиливает и способности Зей...
С миру по нитке [21.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World в авг...
«Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»
На CrowdRepublic стартовал сбор средств на коллекционное издание «Бестиария Сиги...
Портал в мир приключений [19.07.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...

ivanovkr

Mansions of Mandess. Приключение в лавкрафтовском стиле

Обзор игры Mansions of Mandess, Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2», 05 апреля 2013

Информация

добавить
игры Mansions of Madness
Дата: 05 апреля 2013
Оценка пользователей
8.7743
-

Опытным любителям настольных игр порой достаточно лишь взглянуть на коробку, чтобы понять, что за игра окажется внутри. О чём нам может рассказать коробка с игрой Mansions of Madness, также известной в России как «Обитель безумия»?

 

  • Логотип издательства FFG недвусмысленно намекнёт о том, что играть нам предстоит в америтреш, а качество компонентов окажется традиционно на высшем уровне;
  • Значок Arkham Horror сообщит о том, что сюжет игры перекликается с рассказами Говарда Филлипса Лавкрафта, а значит, нам предстоит встретиться с древним злом, оккультными науками и невиданными чудовищами.

Забегая немного вперёд, сообщим, что играть нам предстоит в игру «один против всех», в которой роль злых сил достанется одному из игроков (как правило, тому, кто лучше всех знает правила), а роль Сыщиков-исследователей — всем остальным. Игра предназначена для 2-5 игроков (наш опыт показывает, что чем больше — тем веселее), а среднее время партии составляет два-три часа.

 

Содержимое коробки


Открыв коробку, мы обнаружим двусторонние тайлы для составления игровых полей, карты двух форматов (стандартные и уменьшенные, как это принято у FFG), большое количество токенов, а также фигурки монстров и игроков из нехрупкой пластмассы, которые при желании можно раскрасить.

 

Правила игры достаточно сложны, так что будьте готовы к тому, что разобраться со всем этим великолепием с ходу не удастся. Поэтому перед началом первой игры как минимум один человек должен внимательно изучить правила и — желательно — «попробовать» игровую механику, разложив игру и поиграв сам с собой (либо с другом).

 

Содержимое коробки: составное поле, пластмассовые миниатюры, большое количество карт и токенов


Подготовка к игре

 

На стадии подготовки игрокам предстоит сделать выбор: кто будет играть «Хранителем» (т.е. выступит на стороне сил зла), а также по какому сценарию предстоит играть. Всего в игре существует пять различных сценариев-историй, каждый из которых имеет три различных варианта развития событий. Итого мы получаем 15 разных сюжетов. С одной стороны, не так уж и много. С другой — даже чтобы по одному разу отыграть все эти варианты, потребуется провести 15 вечеров — не так уж и мало!

 

В ходе подготовки к игре Сыщики займутся составлением игрового поля и выбором персонажей, которые отличаются характеристиками (сила, меткость, интеллект и т.п.), а также стартовыми предметами (при этом для каждого персонажа доступно четыре варианта распределения навыков, и, соответственно, разные стартовые предметы и специальные возможности). Хранитель тем временем выбирает одну из трёх карт цели (в которой содержатся условия победы той и другой стороны) и в соответствии с инструкцией Хранителя раскладывает на игровом поле карточки предметов, препятствий и подсказок. Вся эта информация до поры до времени остаётся неизвестной для Сыщиков.

 

У каждого персонажа есть четыре «вариации» с разными характеристиками

 

Таким образом, в начале игры Сыщики не только не знают, что они найдут в очередной комнате — полезный предмет или зря потратят время, — но даже не представляют (в отличие от Хранителя), что именно им нужно сделать для того, чтобы одержать победу.

 

Поиск этой информации — одна из их основных задач. При этом карты с текстовыми подсказками ещё нужно правильно расшифровать. Так, запах подгоревшей пищи намекнёт, что неплохо бы проверить кухню, а шум водопроводных труб подскажет сообразительным сыщикам, что следующую улику стоит поискать в ванной.

 

На практике такая механика нередко оборачивается большим количеством злорадного веселья для Хранителя. Так, довольно сложно удержаться от смеха, когда кто-то из игроков, сам того не ведая, помогает силам зла. Также возможны комичные ситуации, когда монстры не обращают внимания на игроков и занимаются «своими делами», а Сыщики пытаются сообразить, где же кроется подвох и что именно они должны сделать, чтобы остановить силы зла.

 

Комната покрыта свежей кровью. Вы едва смогли удержать в себе съеденный обед. Прямо поверх висящей на стене картины красными буквами написано: «Ты не можешь ему помочь». Нарисованная ниже кровавая стрелка указывает вправо.

 

Все сценарии имеют схожую структуру. Наши герои-Сыщики встречаются лицом к лицу с таинственной ситуацией: у заказчика расследования не выходит на связь партнёр по бизнесу, в старом монастыре происходят странные вещи, в посёлке стали пропадать люди и т.п. Прибыв на «место происшествия» и начав исследовать «нехороший дом», Сыщики обнаруживают, что им предстоит сразиться с силами, находящимися за гранью повседневной реальности. В зависимости от выбранного сценария, игрокам предстоит встреча с зомби и маньяками, приверженцами древних культов и ведьмами, древними созданиями и подземными жителями.

Знакомьтесь: хтонианец и культист. Карточки с характеристиками монстров вставляются прямо в пластмассовые подставки.

 

Ход игры

 

Игроки ходят по очереди — Сыщики, затем Хранитель, затем снова Сыщики и т.д. При этом у Сыщиков, как правило, есть не так много возможностей: за один ход они могут совершить два перемещения и одно действие (исследовать комнату в поисках ценных предметов, оружия или подсказок, атаковать монстра, попытаться решить загадку-паззл, применить один из предметов и т.п.). У Хранителя возможности куда более обширны. Каждый ход он получает токены угрозы (по числу Сыщиков), которые может тратить на различные гадости: вызов и перемещение монстров, оживление мертвых, поджог комнат особняка, либо погружение помещений в темноту, «покупку» карт, дающих ему новые возможности и т.д. Монстры, как им и положено, могут атаковать Сыщиков (а могут, напротив, оставить их в покое, если это на данный момент выгодно Хранителю), огонь и темнота усложняют проверки тех или иных навыков, в общем, практически любое действие Хранителя усложняет жизнь остальным игрокам.

 

Сыщики сражаются с последователями культа. Дедушка с палочкой уже нанёс 2 повреждения своему оппоненту.

 

Однако и это ещё не всё. Для того, чтобы Сыщики не чувствовали себя излишне спокойно, у Хранителя есть возможность действовать во время хода Сыщиков, играя на них карты Мифов. Многие из этих карт разрешено использовать только в определённых ситуациях. Например, только в маленькой комнате у персонажа может случиться приступ клаустрафобии, а упасть с лестницы Сыщик может только в том помещении, где она есть. При получении достаточного количества повреждений или при достаточно сильном испуге (рассудок игрока от увиденных ужасов повреждается точно так же, как и его здоровье), Хранитель может вручить игроку карту Травмы, избавиться от которой будет не очень-то просто. Такая карта с достаточно большой вероятностью будет портить жизнь Сыщику до конца игры. Так, персонаж со сломанной ногой не сможет перемещаться с обычной скоростью, ослепший или оглушённый не будет достаточно адекватно ориентироваться или стрелять, а следовательно чаще будет заваливать проверки в бою или при уклонении.

 

Заклинивший замок — довольно несложное препятствие. Достаточно пройти проверку на силу и выбить дверь.

 

Что касается повреждения рассудка, то тут Сыщиков начинают одолевать различные фобии. Один начинает бояться темноты, другой будет пугаться собственного отражения в зеркале, третий вдруг заболеет клептоманией и начнёт воровать предметы у своих друзей, а окончательно сошедшие с ума персонажи даже могут покончить жизнь самоубийством, не выдержав окружающих их ужасов. К счастью, в большинстве случаев это не будет означать, что игрок больше не участвует в расследовании: ему всего лишь предстоит выбрать нового Сыщика, который займёт место погибшего и появится в стартовой комнате.

 

Исключение — эндшпиль, самый конец игры, когда решается, кто же победит. На этом этапе «погибшие» игроки могут лишь сопереживать оставшимся в живых товарищам. А сопереживать будет чему: нередко возникают ситуации, когда для победы одной из противоборствующих сторон достаточно продержаться лишь несколько ходов. В другом случае Сыщики могут внезапно узнать, что они уже сделали всё, что могли, и теперь их задача — сбежать из проклятого места, причём чем быстрее — тем лучше.

 

Вконец запуганный Сыщик до конца хода оказывается во власти Хранителя. Кто знает, что тот заставит его сделать?


Наконец, ещё один фактор, влияющий на ход игры — это время. Каждый ход Хранитель обязан поместить токен времени на карту Событий. При накоплении достаточного числа токенов (3-5 штук), карта открывается, и случается... а вот что именно случается, зависит от того, как далеко продвинулись Сыщики в своём расследовании, и от того, какой вариант развития событий выбрал Хранитель в начале игры. Иногда нерасторопные игроки рискуют получить какой-либо штраф за свою медлительность, в других случаях происходят события, не связанные с прогрессом игроков.

 

Середина игры: Сыщики сражаются с монстрами, во дворе пылает пожар, на поле много неисследованных помещений.


Система боя и прочих проверок (например, проверки, испугался ли Сыщик монстра, вошедшего в комнату) организована с помощью кубика d10 и карт с описанием возможных боевых ситуаций. При столкновении игрока с монстром Хранитель берёт одну из трёх колод, соответствующих типу монстра (гуманоид, животное, неведомая тварь), после чего ищет карту с текстом, соответствующим типу оружия, которое есть у игрока. Текст на карте определит, какую проверку должен пройти игрок. Так, если Сыщик атакует монстра с помощью топора, то ему предстоит проверка на силу, а обладатель огнестрельного оружия должен будет пройти проверку на меткость. Однако бывают и исключения: например, монстр может ринуться в контратаку, и тогда владелец пистолета будет бросать кубик уже не на меткость, а на силу воли, которой должно хватить, чтобы хладнокровно прицелиться и не выронить от испуга оружие. Для улучшения результатов бросков разрешается тратить токены навыков (Skill Point), которые прибавляют к броску кубика показатель удачи (Luck) персонажа. Однако ресурс этот весьма ограничен, и распоряжаться им нужно с умом.

 

Монстры, которые вступают в игру, также содержат сюрпризы: одинаковые с виду создания имеют немного отличающиеся характеристики, которые становятся известны не раньше, чем случится боевое столкновение с монстром. Мелочь, а приятно.

 

По ходу игры Сыщикам предстоит не раз обсудить свой план действий: одни персонажи лучше проявляют себя в бою, у других больше ходов для решения головоломок-паззлов, которыми закрыты практически все ценные предметы и подсказки, третьи особенно успешны в применении заклинаний и обращении с оккультными предметами. Правильное распределение ролей и активный обмен предметами — залог успеха в игре за Сыщиков.

 

Все мы знаем, что случается с персонажами фильмов ужасов после того, как один из них произносит фразу: «Давай разделимся». Разделить Сыщиков и разделаться с одним из них, пока остальные спешат на помощь — одна из выигрышных (но далеко не единственная) тактика Хранителя.

 

Подводя итоги

 

Какие впечатления остались у нас от игры? Исключительно положительные. Крайне интересной показалась находка со скрытой для Сыщиков задачей. Это позволяет держать игроков в напряжении почти всю игру.
Из недостатков можно отметить «просадки» по ходу игры во время сборки паззлов. Некоторыми игроками высказывалось мнение, что паззлы портят игру, излишне замедляя её ход и заставляя игроков скучать, пока один из них пытается собрать головоломку.

 

Даже такой несложный паззл способен надолго задержать Сыщика с невысоким показателем интеллекта

 

Второй минус — ограниченное число историй-сценариев. Пять историй всё-таки остаются пятью историями, даже если у них разные концовки. Не факт, что в одной и той же компании удастся с интересом отыграть все 15 вариантов, а создание собственных историй на основе имеющихся — удовольствие не для всех. Конечно, на помощь могут прийти дополнения, но их придётся докупать отдельно. В общем, будьте готовы к тому, что ресурс реиграбельности ограничен. В Mansions of Madness не получится играть бесконечно. Впрочем, этого и не требуется: потраченные деньги игра отрабатывает на все 100%, особенно если человек, играющий за Хранителя, окажется не только хорошим игроком, но и хорошим актёром, способным с выражением зачитывать художественный текст и всячески «поддерживать атмосферу». Если вашего знания английского языка для перевода текстов «на лету» недостаточно — не беда. Переводы всех карт легко найти в Интернете, после чего достаточно распечатать и вставить их в кармашки-протекторы с соответствующими картами.

 

Миниатюры можно раскрасить самостоятельно

 

В качестве приятных бонусов стоит отметить наличие специальной программы для Android, позволяющей следить за психическим и физическим здоровьем персонажей, а также автоматизировать процесс вытаскивания карт во время боя (приложение так и называется — Mansions of Madness).

 

Фигурки сыщиков можно использовать и в других играх «лавкрафтовской» серии от FFG. Так, персонажи совпадают с некоторыми персонажами из игр Arkham Horror или Elder Sign.

 

И последнее: для более удобного хранения компонентов игры желательно обзавестись специальным кейсом или набором коробочек/пактиков (оригинальная коробка, увы, не справляется с задачей сортировки карт и токенов), а перед началом игры не забудьте скачать с официального сайта FFG и распечатать последнюю версию FAQ. В нём содержатся ответы на ряд вопросов, которые неизбежно возникнут уже в первой же игре.

 

Желаем вам страшного вечера!

 

P.S. В оформлении статьи использованы фотографии с сайта boardgamegeek.com.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
AlexFang написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Давно на нее облизываюсь.
С кем бы поиграть...

MisteriG написал 5 лет назад: #

Другая проблема - поиграть есть с кем, вот русифицировать бы уже закончить...фух Т_Т Надо же такое количество карточек придумать XD

GamerXXX написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Хороший обзор. Приятно было почитать.
Сыграли в игру уже два раза. В первый раз Хранитель очень легко выиграл за счёт нашего незнания игры - тупо лезли на монстров и ни на что больше внимания не обращали. Во второй раз я был хранителем - победили сыщики, а мне нехватило чуток. Вроде сценарии показались очень сбалансированными - намного интереснее, чем в Ужасе Аркхэма. Паззлы нас пока не утомляют. Сейчас ещё хочу попробовать скачать гайд по улучшению сценариев, который нашёл на всё том же bgg. Ещё бы фигурки раскрасить.:)

ivanovkr написал 5 лет назад: #

Да, желательно, чтобы хотя бы один игрок среди сыщиков знал, что не нужно биться с монстрами или тупо обшаривать все комнаты подряд (вторая распространенная ошибка).

vladimirs написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор.
Мы "просадку" с пазлами решили просто - разрешили остальным помогать, кроме Хранителя, конечно. Ну и в правилах есть вариант собирать головоломку на время.

ivanovkr написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Мы тоже разрешили помогать с паззлами - это хоть как-то занимает остальных игроков.
Но всё равно лично у меня есть ощущение, что паззлы тут - инородный элемент. Гораздо более естественно смотрелись бы, например, варианты с бросками кубиков а-ля Elder Sign - накидать за несколько попыток определенную комбинацию, чем выше интеллект - тем больше попыток... что-нибудь в этом духе.

Вариант с паззлами "на время" нам не понравился - слишком усиливает давление на игрока, а игра это всё-таки отдых. Мы играем в достаточно расслабленном виде, частенько после ужина, под бокал вина - тут совершенно не хочется решать задачки на время. ;)

Padmasambhava написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я всегда только на время - чем больше стресса для игрока, тем лучше. Я же keeper - злой гений, жрец тёмных богов и вообще.

ivanovkr написал 5 лет назад: #

Ггг. :)

Я обычно играю за keeper'а, и могу сказать, что и без времени есть достаточно много возможностей для "запугивания" игроков.

Иногда бывает достаточно сказать что-нибудь с глубокомысленным видом, а игроки уже сами из этого напридумывают всякого. :)))

Mootabor написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Мы сделали по другому. Паззлы могут помогать разгадывать игроки, стоящие в той же комнате, остальные молчат. Вроде как заглядывает через плечо и дает советы.

ivanovkr написал 5 лет назад: #

Оригинальная задумка, мне нравится.

sputnik1818 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

На игру заглядывался - тематика интересна, но останавливает то, что мы за Аркхэм пока так и не сели.
Мне понравился обзор - всё по делу. Спасибо.

ivanovkr написал 5 лет назад: #

У меня тоже давно куплен Аркхэм (английский и с дополнениями к тому же - т.е. куча денег потрачена), и мы за него тоже никак не можем сесть.

Поэтому я поначалу сомневался - покупать ли Mansions of Madness, когда Аркхэм неиграный на полке стоит.

Так вот: Mansions of Madness мне показался куда более дружественным к новичкам, не игравшим ранее в сложные игры.
Даже людям, имеющим отдаленное отношение к настолкам, очень легко объяснить - каждый ход у вас есть два перемещения и одно действие. Дальше объясню по ходу игры, поехали.

В результате необходимым условием "входа в игру" является, разве что, толковый keeper, который не будет тормозить и постоянно лазить в правила.

Leks написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Хороший обзор, мне понравился, спасибо.

ivanovkr написал 5 лет назад: #

И Вам спасибо за отзыв. :)