С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
персоны |
Иван Туловский
|
события |
Internationale Spieltage SPIEL
Мипл |
Дата: | 29 декабря 2011 |
8.888 |
- |
Перед вами текстовый пересказ доклада Ивана Туловского, директора проекта «Правильные игры», по теме «Российские настолки на европейской выставке SPIEL 2011. Первый опыт». С дополнениями Николая Пегасова, представителя компании «Мир Хобби». Доклад был сделан в рамках второй ежегодной выставки-ярмарки «МИПЛ», в Красноярске. Текстовое переложение предназначено для тех, у кого нет получаса на то, чтобы ознакомиться с оригиналом, кому легче воспринимать текст, нежели аудио, кто хочет освежить материал в памяти...
Слово Ивану Туловскому.
В этом году на выставке Spiel (Эссен, Германия) арендовали стенды три российские компании и один независимый разработчик, который не только организовал стенд и демонстрацию игры, но и создал и издал её своими силами.
Выставка проходит в октябре, в немецком городе Эссен, 150000 посетителей, 9 выставочных павильонов и 300 новых игр со всего мира. В рамках выставки работает отдельный павильон (Show Room), в котором представлены новинки всех издателей. В нём много комнат, и в первый день выставки там можно встретить журналистов и представителей компаний, знакомящихся с новинками рынка. В первый день в Show Room очень часто можно встретить и авторов игр.
Прим. ред. 29-ая ежегодная выставка-ярмарка Spiel (Эссен, Германия) позади. За четыре дня «Игры» 147000 гостей могли узреть более 750 новых продуктов от 810 участников выставки из 34 стран. При этом 48% участников приехали из-за границ Германии. Несколько вендоров сообщили, что уже за два первых дня распродали все свои новинки. Тот же Hans im Glück успел продать двойное дополнение Carcassone: The School и Dominion: Walled Village на сумму 13 712,35 €, а это точно более 4000 копий! В следующем году 30-ый и юбилейный Spiel откроет свои двери с 18 по 21 октября.
Было три российских стенда, но четыре российские компании: «Звезда», «Правильные игры» и «Мир хобби» (совместно с «Игрологией»). Кроме того, присутствовали представители компаний Zany Family (показывали западным издателям игру «Спаси праздник!»), «Мосигры» и «Стиля жизни», а также Игорь Краснодымов (разработчик и издатель игры Haunted Village).
«Звезда» демонстрировала следующие игры (в англоязычном издании, вроде и в немейком): «Великая Отечественная. Лето 1941», «Ван Хельсинг», «Остров обезьян», «Небоскрёбы» и «Лови мышей!». «Мир хобби» и «Игрология»: «Берсерк», «Метро 2033», «Тайный город», «Из грязи в князи» и «Свинтус 2.0». «Правильные игры»: «Зельеварение», «Эволюция», «Ордонанс», «Ордонанс. Королевство крестоносцев», «Загадко Леонардо» и «Загадка Леонардо. QUINTIS FONTIS» (отдельный набор для «профессионалов»). Самой большой популярностью среди наших игр пользовалась, пожалуй, «Эволюция». На втором месте — «Зельеварение». Затем — «Ордонанс» и «Загадка Леонардо». И мы продали всё, что привезли!
Слово Николаю Пегасову.
Мы готовились просто: постарались заранее (за полгода) забронировать стенд, поэтому попали в достаточно неплохой павильон. С моей точки зрения у Ивана место было похуже, чем у нас, поскольку, видимо, «Правильные игры» позже озаботились покупкой стенда.
Бронировать место заранее очень важно, поскольку павильонов девять, и можно попасть в плохие места. Есть и такие павильоны, куда компании стоят в очереди годами. Например, девятый и десятый павильоны заняты самыми крупными компаниями — чтобы попасть туда, надо ждать, когда какая-то из них уйдёт... Годами.
Важно, как мне показалось, украсить стенд, поскольку приходится конкурировать с соседями. Украшенные стенды просто оттягивают посетителей на себя. Опыт участия в российских выставках помог, и мы справились с оформлением.
Слово Ивану Туловскому.
Совершенно верно. Мы готовились позже и попали в седьмой павильон, павильон для новичков, где, можно сказать, издатели проходят отбор. Рядом с нами были две греческие компании, сбоку были корейцы, дальше были немцы, тоже впервые приехавшие в Эссен. Было очень интересно, потому что у людей совершенно свой взгляд на игры. Например, греческие игры я до этого не видел.
Мы долго думали, как оформить стенд. В Эссене все оформлены красиво, и нужна была идея. И Сергей Мачин предложил оформить стенд (поскольку игры были из России) так: помимо картинок с играми поместить кремль.
Слово Николаю Пегасову.
Spiel — выставка общеевропейская, и туда собираются компании со всей Европы. А самый большой рынок — американский. В следующем году, видимо, мы сделаем подобный стенд на американском GenCon'е. В принципе, это конкурент Spiel'я, вот только американцы не приезжают в Эссен, а тусуются у себя. Мне кажется, нужно брать стенд и там, и тут.
Что интересно, «Эссен» дешевле, чем выставки в России. По крайней мере, в Москве. Никакого коммерческого секрета нет: стенд в «Эссене» нам обошёлся в 1000 евро. Это стандартный стенд, как раз для новых компаний, 10 квадратов без оформления. Для сравнения, стенд на какой-нибудь московской выставке стоит дороже, но там бывают нюансы: например, выставка может быть выставкой производителей игрушек, китайских в первую очередь. Просто мы в них участвуем, и поэтому сравниваем.
Как везти игры в Эссен, для нас стало отдельным интересным вопросом, поскольку производство-то у нас в России.
Отвезти фуру из России в Германию не проблема. Но все интересовались, 2 кубометра — это вам зачем? Что можно вести из России в Германии объёмом 2 кубометра? О чём речь? В итоге нам не удалось договориться с транспортной компанией, и мы везли всё в самолёте. Мы точно выверили вес, посчитали, сколько за него нужно доплатить, и привезли в общей сложности 90 кг настольных игр.
Проблема со сроками существует не только в России. Игоря Краснодымова, к сожалению, подвела немецкая типография. Игорь перед выставкой думал, где печатать игру, и мы обсуждали с ним это. В России напечатать проблемой не стояло (и по срокам), проблема заключилась в том, как отвезти тираж в Эссен. И он решил печатать в Германии. В итоге в Эссене был представлен только прототип. Но тут это вылилось в плюс: у данной немецкой типографии есть своя розничная сеть, в которую игра в качестве поощрения и попала.
В принципе, в Германию слетать дёшево. По крайней мере, из Москвы. Если планировать заранее, билет Air Berlin стоит 5000 руб. (туда и обратно!). Виза в Германию стоит 2200 руб., страховка — где-то 1100 руб., гостиницу можно найти вполне приличную в Эссене за 50 евро в день (можно жить в номере вдвоём; тогда 25 евро в день). Питание на выставке выходит где-то 10 евро в день.
У нас была команда из 4 человек, стенд 10 квадратных метров и 2 игровых стола. Учитывая, что мы ещё ходили на всякие переговоры и давали интервью BGG (оно было выложено в прямом эфире), я бы сказал, что этого было мало. В следующем году мы планируем брать ещё промоутеров, обязательно говорящих по-немецки, потому что по-английски немцы, особенно среднего и пожилого возраста, понимают плохо, а их довольно много. Было представлено 5 игр и одно дополнение, была презентация в Show Room. Туда понадобится один дополнительный человек, и это тоже надо учитывать, если кто-то из компаний собирается в Эссен. Ведь там ходят журналисты и представители разных компаний.
Очень интересно: срез посетителей выставки кардинально отличается от игротек и выставок в России. В России очень много детей и подростков до 15 лет. В Эссене первые два дня не было детей вообще. По сути, выставка разделилась. Она проходит в четверг, пятницу, субботу и воскресенье. И вот в четверг и пятницу по ней бегают профессионалы. Т.е. люди, которые знают, за чем приехали на выставку, знают, что такое настолки и чего они хотят. Много было людей, которые подходили к нам со списком, смотрели на номер нашего стенда и говорили:
— Ага, «Эволюцию» и «Зельеварение» давайте, — забирали и уходили.
Был второй тип. Они подходили и говорили, чтобы им показали «Эволюцию». Смотрели 5 минут и либо покупали и уходили, либо просто уходили. Они ходили с большими чемоданами и сумками на колёсиках и покупали игры и, видимо, затем отправлялись с этими сумками в отель.
«Эволюция» кончилась во второй день (к обеду пятницы). Этому, правда, предшествовало, что мы выложили карточки наших игр на BGG и отправляли демо-копии на обзоры известным западным блогерам. И к нам приходили люди, которые знали, чего хотят, читают BGG... Вообще, мы продали всё. А сейчас находимся на стадии переговоров с иностранными издателями, и нам интересно, на каких языках «Эволюция» в итоге будет издана.
В субботу и воскресенье картина кардинально поменялась. Особенно, потому что в Германии начались школьные каникулы. Стало гораздо больше семей, детей с родителями, просто представителей более молодого поколения. Очень много людей среднего возраста и среднего возраст +, как мы его называем (25-50 лет). Они играют, им это интересно, и они покупают. И где-то было 50/50: старшее поколение против детей и подростков.
В субботу было гораздо больше детей. Они бегали по стендам, вместе садились играть промо-партии. Наши игровые столы были заняты около 98% времени, т.е. вставали одни люди, садились другие. Встречается, что люди просто садятся и играют на полу. В Эссене это тоже принято.
У немцев отсутствует культурный шок. Они спокойно восприняли игру про побег из концлагеря Stalag 17, как и «ВО. Лето 1941» «Звезды» (очень много покупали дополнений). К коробке (мы не демонстрировали, а просто выставили один образец) «День Победы» тоже был проявлен интерес.
Мне очень понравилась атмосфера. Очень доброжелательно. Люди, если стол занят, а игра интересна, готовы стоять и ждать 10-15 минут. Совершенно другой контингент: люди знают, что такое настолки. Они просто подходят и смотрят, потом задают пару уточняющих вопросов и садятся играть. Уровень вовлечённости и понимания пока выше, чем у нас.
В первый день мы познакомились с Райнером Кницией, и было очень интересно с ним пообщаться, поскольку в России — он живая легенда, человек, который делает огромное количество игр, и огромное количество его игр благодаря «Звезде» есть на русском, и у него куча идей. Кстати, «Мир хобби» издаст Ingenious Книции на русском в следующем году.
Посещаемость «Эссена» обусловлена досягаемостью. Из Парижа до Дюссельдорфа — 4 часа на поезде. От Дюссельдорфа до Эссена — полчаса на электричке. Из любого уголка Германии на машине доехать не проблема. Пробок не было — с парковкой проблем нет. Инфраструктура. Это очень важно.
К нам приходили разные люди: немцы, бельгийцы, французы, норвежцы, датчане, англичане. Американцев было мало (буквально несколько человек). Очень просто добираться. Нам до Красноярска лететь чуть дальше и дороже, чего скрывать. Но мы надеемся, что всё будет развиваться.
Все интересные новинки продаются за первый и второй дни. Если хотите купить что-то конкретное из новинок, рекомендую либо сделать предзаказ на сайте производителя, либо пройтись по выставке в первой половине первого дня (в четверг). А потом уже можно спокойно ходить и смотреть всё остальное. Планируйте заранее, что хотите купить, и покупайте в первый день.
Эссен — огромная выставка. Если любите настольные игры, знаете хотя бы немного английский язык, то, я считаю, надо ехать, потому что собираются совершенно разные люди, английский, на котором объясняются правила, простой, все всё время переспрашивают, и это нормально... Огромное шоу, и хотя бы 1 раз в жизни надо съездить посмотреть, что вообще бывает, к чему нам стремиться. Потому что в Германии эта культура насчитывает уже 50 лет, а Эссен, как её результат — 150000 посетителей.
В Эссене после выставки всё перемещается в кофейни. Мне было приятно, когда мне показывали фотографии, на которых немцы, купившие у нас «Эволюцию», играют в неё уже вечером (в 9-10 часов), за столиком в кофейне.
Эссен — небольшой город. И там по всей округе играют в настолки. Например, в пригородном отеле: в ресторане нашего отеля люди тоже играли в настолки (понятно, что тоже приезжие). В итоге создаётся атмосфера большой выставки в городе, что очень приятно. Рекомендую всем приехать и на ней побывать. Всё это очень стимулирует.
Мы очень довольны своим опытом и планируем съездить в Эссен в следующем году с новинками. Всех зовём на новую коллективную фотографию.
Слово Евгению Кузнецову (организатору российской выставки «МИПЛ»).
Мы были в Эссене второй год подряд, и нам было с чем сравнивать. Конечно, в первый год мы видели только «Звезду» под именем Sirius. Сейчас было более приятно видеть и остальных. Сама атмосфера за год не изменилась. Никаких отрицательных черт кризис не привнёс. Panic Station была продана к концу первого дня. Eclipse мы не успели купить... На третий день вообще всё кончилось, и часть игр, которые мы хотели купить, так и осталась лишь желанием. Выставка по-прежнему очень востребована. Я согласен с Иваном: все, кто увлекается играми, обязательно должны туда съездить. Для нас это было огромным стимулом. Конечно, мы переняли некоторый опыт. Аудитория там иная (они лучше понимаю настольные игры). В субботу и в воскресенье практически со всей Германии съезжаются семьи, как на экскурсию.
После доклада был задан интересный вопрос:
«Интересно, что две игры «Мира хобби» имеют литературный прототип, причём чисто российский. Были какие-то особенности в презентации этих игр? Задавали ли вопросы и приходилось ли на них отвечать? Сказалось ли это как-то?»
Слово Николаю Пегасову.
Проблема брендированных игр в том, что на Западе об этих сеттингах никто не знает. У нас «Метро 2033» — это хороший продаваемый сеттинг, а они лишь знают, что есть такая компьютерная игра у THQ, но, как бренд, они такие игры продавать не могут.
Чем мы заинтересовали людей нашим «Метро 2033»? Постапокалипсис, а другого такого сеттинга на рынке просто нет. Оказалось, что мы могли не платить Глуховскому здесь, в России, а просто сделать игру про апокалипсис, и там бы это было интересно. С моей точки зрения, наше главное достижение, что мы сделали в обеих играх интересные механики, чем смогли привлечь и наших западных партнёров. Более того, мы сделали офигенное оформление. Нам все говорили, что это высший пилотаж. FFG, AEG и Eagle Games, компании, которые славятся своим оформлением, говорили нам, что это очень круто. А некоторые компании просто просили продать им арты: «У вас есть «Берсерк» и 5000 картинок, а мы делаем фэнтези и хотим их получить». Но мы артами не торгуем, мы делаем их для себя. С моей точки зрения, чтобы игра продавалась на Запад, нужно сделать не только хорошие правила, но и оформление. Я надеюсь, что у нас получится с обеими играми, но, к сожалению, их придётся продавать туда не как брендированные игры. То, что они по российским книгам, на Западе никого не интересует.
Слово Ивану Туловскому.
Вопрос интересный: что продаёт — бренд или игра? Мы знаем, что бестселлеры («Каркассон», «Колонизаторы» и т.д.) сделаны не по брендам. Т.е., ажиотаж по брендам быстрее сходит.
Если человек приобретёт игру по бренду, и она на самом деле классная, мы получим ещё одного клиента, который ранее не был знаком с настольными играми! Те же, кто играет в настолки, чуть меньше наверно смотрят на бренды.
Слово Николаю Пегасову.
Да, хардкорные игроки, которые покупают хотя бы 2 игры в год, меньше смотрят на бренды. По этой причине мы отказались покупать лицензию на «Плоский мир. Анк-Морпорк», которую после нас приобрела «Звезда». С моей точки зрения, ты просто переплачиваешь за то, что ничего тебе не принесёт. Потому что для нас главное всё-таки, чтобы игра была интересной. Т.е. механика, а не лицо на коробке. И то, что является брендом у них, не обязательно бренд у нас (тот же Пратчетт популярен в России, но не так, как в Великобритании, и мы не готовы переплачивать за то, что нам ничего не принесёт).