Duncan_Isidor написал 9 минут назад к новости С миру по предзаказу: # 18хх взял, остальное какая-то хрень Бигбокс к плотине хорош, конечно, ...
Da2dy написал 22 минуты назад к игре Смешанный лес: # Игру это не спасет. Лучше сразу в Дартмур залетать, там хотя бы нет уж...
Da2dy написал полчаса назад к новости С миру по предзаказу: # Вписался в Мировой Порядок. Гегемония показала себя в деле просто отли...
ilya1809 написал полчаса назад к статье Топ 30 мастхэвных дополнений (часть 2): # Без понятия, о чем вы. И причем тут 11 место, если я говорил о карточк...
Siar написал полчаса назад к новости С миру по предзаказу: # Во-первых, не факт. Во-вторых, первый акт самодостаточен, если сюжет ...
С миру по предзаказу
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П...
Идут сборы на BattleForge: Berserker
Кооперативные битвы с искаженными скандинавскими боссами и монстрами с помощью р...
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии"
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/...

Siar

«Обитель тьмы» — обзор

27 июня 2023

Информация

добавить
игры Обитель тьмы
компании Магеллан
Smirk & Laughter Games
Дата: 27 июня 2023
Источник: «Игры на полке»
Оценка пользователей
8.6727
-

Обзор от блога «Игры на полке»

 

🎲 Страничка игры на BoardGameGeek

📖 Оригинальное название: The Night Cage

📜 Издатель: Magellan

🎎 Количество игроков: 1–5

⏱ Среднее время партии: 40–60 минут

📆 Возраст: 14+

 

 

 

 

Зачастую кооперативные игры повествуют о отрядах героев, в крайнем случае обычных людей, которые при этом обладают определёнными талантами, позволяющими героям бороться с безвыходной ситуацией. «Обитель тьмы» явно не из таких игр. Персонажи, за которых придётся играть участникам, очнулись в тёмном лабиринте, не имея под рукой ничего, кроме небольшой тускло горящей свечи. Постепенно освещая перед собой небольшие участки пространства, им придётся найти ключи и открыть ими врата, являющиеся единственным выходом из Обители тьмы. Игра очень атмосферно выделяется как своим сеттингом, так и оформлением, которое выполнено очень минималистично, но, как по мне, достаточно стильно. Любой компонент, включая поле и даже картон коробки, выкрашен в чёрный цвет, и лишь только фишки игроков, выполненные в форме свечей, являются единственными цветными компонентами, которые будут располагаться на игровом поле, сильно выделяясь. Я ассоциирую это с тем, что это единственные компоненты, которые дают игрокам надежду в этом всепоглощающем мраке. И пока они не погасли, только эти свечи смогут помочь обрести долгожданную свободу.

 

 

 

 

🧩 Игра предусматривает кооператив на 1–4 и 5 игроков. Также имеет более расширенные правила. В этой статье я буду рассматривать стандартную партию на 4 игрока.

 

 

Наполнение

 

 

▶️ Двустороннее игровое поле. Отличается от игры на 1–4 и 5 игроков. В первом случае поле будет состоять из квадрата 6×6 клеток, во втором случае — 7×7 клеток.

 

 

 

Поле 6×6 клеток для партии на 1–4 игрока

 

 

 

Поле 7×7 клеток для партии на 5 игроков

 

 

▶️ Тайлы участков лабиринта, врат, ключей и монстров. Включают в себя как тайлы для стандартной, так и для расширенной партии.

 

 

 

 

▶️ Планшеты состояний и фишки узников. На планшетах описаны доступные действия, а также ими обозначается статус игрока. Если его свеча будет погашена, то планшет переворачивается. Но об этом позже.

 

 

 

 

▶️ Жетоны решимости. Особые жетоны, которые будут позволять игрокам совершать особые действия.

 

 

 

 

▶️ Двусторонний планшет сброса. Планшет, позволяющий игрокам упорядочить сбрасываемые компоненты и облегчить их подсчёт. Имеет 2 стороны, как и поле, предназначенные для игры на 1–4 и 5 игроков.

 

 

 

 

▶️ Жетоны ключей. Именно их сбором и должны будут заниматься узники. Но собранные ключи не обеспечат им победу, пока они не найдут врата.

 

 

 

 

▶️ Свеча-органайзер. Символизирует объём воска свечей всех узников. В неё помещаются тайлы, предназначенные для партии. Если они подойдут к концу, до конца игры останется буквально несколько ходов.

 

 

 

 

▶️ Жетон четвёртого игрока. Опциональная на поле вещь. Так как партия на 1–4 в обязательном порядке играется четырьмя узниками, то при игре втроём четвертым узником предлагается играть всем по очереди, передавая этот жетон.

 

 

 

 

Сетап игры

 

 

♟️ Для игры по стандартным правилам на четверых игроков следует избавиться от некоторых компонентов. Они включают в себя: жетоны неотвратимых, предвестников, хранителей ключей и исчадий тьмы. Также необходимо отложить большой жетон плакальщика.

 

 

 

 

Подготавливаются все тайлы, участвующие в игре. Для удобства их подсчёта можно выложить их на планшет сброса. На нём указанно, сколько и каких плиток должно находиться в игре.

 

 

 

 

Из всех подготовленных плиток необходимо отобрать 4 Т-образных перекрёстка, 2 простых перекрёстка и 2 прямые. Они замешиваются отдельно от всех остальных тайлов. Сделано это для того, чтобы на самом первом ходу у игроков не было сюрпризов и были варианты для дальнейших действий.

 

 

 

 

После этих действий плитки делятся на две условные стопки, которые необходимо перемешать отдельно друг от друга. Основная масса кладётся в свечу-органайзер первой, стартовая стопка — поверх неё. Все плитки размещаются лицевой стороной вниз.

 

 

 

 

После подготовки компонентов поля каждому игроку необходимо взять планшет, фишку, стартовую плитку. Она всегда одинаковая. А также каждому выдаётся по одному жетону решимости.

 

 

 

 

Оставшиеся жетоны решимости, а также жетоны ключей помещаются в зоны игрового поля с соответствующими надписями. Можно приступать к игре.

 

 

 

Фото стартового расклада без учёта планшета сброса

 

 

Игровой процесс

 

 

Игровой процесс в игре завязан на выкладывание плиток и передвижение фишек игроков. В самом начале игры каждый участник выкладывает стартовую плитку на игровое поле. Выложить её можно произвольно и на любую незанятую клетку. После размещения стартовой плитки на неё выкладывается фишка узника. Как только фишка помещается на плитку, её свеча начинает освещать соседние плитки по направлению всех проходов, в которые она ведёт. Чтобы осветить проход, необходимо взять из органайзера нужное количество тайлов и логически продолжить ими лабиринт. Таким образом, игрок может освещать от двух до четырёх клеток, в зависимости от того, прямая это или какой-либо из перекрёстков.

 

❗️ Важно! Проходы в игре настолько узкие, что на одной клетке может находиться только один игрок. Участникам запрещено вставать на клетку, занятую другим игроком, и перемещаться через неё. Все взаимодействия происходят исключительно тогда, когда игроки находятся на соседних клетках, соединённых одним проёмом. Исключением является карта с вратами. Там настолько просторно, что на ней одновременно могут находиться все четыре фишки игроков.

 

Лабиринт в игре бесконечен. Любой игрок, выходя за край игрового поля, возвращается с другой его стороны. Это правило работает и с освещением: если светить за край игрового поля, то свет будет попадать на его противоположные концы.

 

 

 

Пример выкладывания стартовой плитки на угол поля. Игрок освещает 2 пути, которые продолжают лабиринт и выкладываются на противоположные концы поля.

 

 

Номинально каждый игрок может сделать одно из двух действий:

 

🟢 Переместиться. Перемещение происходит на 1 клетку в любую сторону. При этом игрок начинает освещать новые клетки, а старые, на которые не попадает свет, уходят в сброс. У свечи каждого игрока дальность освещения равна одной клетке по направлению любого прохода.

 

 

 

Пример перемещения красного игрока. Он перемещается на освещённый до этого тайл, выкладывает новые плитки в тех проёмах, которые начинает освещать. Плитка со стартовой локацией превращается в яму, а плитка с прямым проходом уходит с игрового поля, так как свет на неё больше не падает.

 

 

Как видно на примере, одна из клеток после перемещения игрока превращается в яму. Почему так происходит? На некоторых тайлах вдоль проходов изображены трещины. На таких плитках нельзя оставаться больше, чем один ход, а если с неё сойти, она превратится в яму.

 

🟢 Остаться на месте. Оставаясь на месте, игрок получает жетон решимости. Максимум у каждого участника может быть до двух таких жетонов. Выбирая это действие, новые тайлы не выкладываются, но свеча продолжает гореть. Поэтому необходимо будет взять одну плитку из органайзера и отправить её в сброс.

 

🔥 Жетоны решимости. Решимость — это единственное, что остаётся у узников в тёмном подземелье. И то в такой гнетущей темноте много её не наберёшь. Это очень полезные жетоны, которые не стоит недооценивать. Весь перечень действий, которые можно совершить за решимость, описан на планшете состояний.

 

 

 

Синий игрок, перемещаясь на перекрёсток, продолжает освещать клетку со стартовой локацией, ставшей ямой, а также начинает освещать 3 новых прохода, на двух из которых расположены ключи. При этом второй стартовый перекрёсток не сбрасывается, так как его освещает фиолетовый игрок.

 

 

❓ Для чего игроку может понадобиться оставаться на месте? Как видно из примера выше, за один свой ход игрок открыл сразу 2 клетки с ключами. Если он решит переместиться, к примеру, вниз, то он перестанет их освещать, и они пропадут. Тайлов с ключами всего шесть, и если он совершит это действие до того, как остальные игроки подберут ключи, то у группы больше не будет права на ошибку, так как, потеряв ещё одну плитку с ключом до того, как его подберут, игроки не смогут набрать их нужное количество и абсолютно точно проиграют. Также оставаться на месте можно и для того, чтобы не провоцировать пожирателей воска.

 

Пожиратели воска. Это особые создания, которые ненавидят свет. При этом они абсолютно равнодушны к мерно колышущемуся пламени свечи. Но если они заметят, что пламя перемещается, то сразу же начнут атаковать. Пожиратель воска атакует во всех направлениях от себя после перемещения любого из игроков в его поле зрения. Такая атака не имеет дальности и ограничивается исключительно стенами и ямами. Любой узник, попадающий под атаку пожирателя воска, гасит свою свечу и сбрасывает 3 тайла из органайзера.

 

 

 

Красный и синий игроки находятся в поле зрения пожирателя воска. Красный игрок сможет избежать атаки, переместившись на клетку с ключом, расположенную выше. Синий игрок может избежать атаки, прыгнув в яму, либо переместившись на ту же клетку с ключом, которая располагается справа от него. Какой бы из игроков ни избежал атаки, второму всё равно придётся тушить свою свечу.

 

Кроме того, может случиться ситуация, что два разных игрока вытащат пожирателей воска, которые будут располагаться на одной прямой. При этом если один пожиратель будет атаковать и своей атакой заденет другого, то тот также немедленно произведёт атаку. Каждая атака произойдёт один раз, но количество пожирателей в такой цепной реакции не ограничено.

 

 

 

Красный и жёлтый игроки находятся в зоне атаки пожирателя воска. Какой бы из игроков ни произвёл движение, второй попадёт под атаку за счёт действия цепной реакции.

 

 

Состояние «Свеча погашена»

 

 

Если у игрока погашена свеча, он сразу же переворачивает свой планшет состояния. Погашенная свеча не может больше освещать соседние фрагменты поля, а её владелец в панике начинает перемещаться в любом направлении, видя лишь ту клетку, на которую наступает. Фрагменты при этом выкладываются игроком не заранее, а только в тот момент, когда он на них наступает. Это очень опасное состояние, так как таким образом участник партии может сбросить нужный планшет или вытащить нового пожирателя воска, который своей атакой заставит его сбросить новые плитки из органайзера. Погашенную свечу можно вновь разжечь. Это произойдёт, если на соседней клетке с общим проходом окажется узник с горящей свечей.

 

 

 

Обе стороны планшета состояний

 

 

Для того чтобы победить в игре, каждому узнику необходимо подобрать по ключу и всем вместе собраться на одной плитке с вратами.

 

К проигрышу же может привести гораздо большее количество событий:

  • Плитки в свече органайзере закончатся до того, как игроки успеют собрать ключи и встретиться у врат.
  • В сброс уйдут все плитки врат.
  • Ключей осталось меньше, чем есть на данный момент на поле и у игроков.
  • Игрок упал в яму в то время, когда в органайзере кончились тайлы.
  • Во время фазы «Последнего мерцания» была сброшена плитка с игроком.

 

О падении в яму и последнем мерцании свечи

 

 

Лабиринт бесконечен не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Если случилась ситуация, что под узником образовалась яма, либо он прыгнул в неё добровольно, чтобы спастись или переместиться, то он должен будет выполнить ряд действий.

  • Выбрать либо ряд, либо столбец, в котором располагалась яма, и поставить рядом с ними фишку за краем поля. Делается это по своему выбору. Это символизирует падение узника.
  • Сбросить фрагменты, которые перестали освещаться из-за падения.
  • В начале хода поместить свою фишку на любую неосвещённую клетку в выбранном ряду или столбце, выставив перед этим плитку из органайзера. Приземлившись на плитку, игрок начинает освещать соседние клетки по обычным правилам. После этого сразу же можно выполнить ход.

Когда в органайзере больше не осталось плиток, игра заканчивается не сразу. Начинается фаза «Последнего мерцания». На этой фазе игроки в конце хода сбрасывают не только те фрагменты поля, которые перестали освещаться, но и один любой освещённый фрагмент. Учитывая то, что это действие обязаны делать даже те игроки, которые закончили своё передвижение на плитке с вратами, то момент этой фазы длится буквально один полный круг. Но правильно распорядившись своими действиями и договорившись о том, в каком порядке фрагменты будут сбрасываться, можно добиться успеха даже в самой безвыходной ситуации на поле. Проверено в собственных партиях.

 

 

Что нужно знать?

 

 

❗️ Поскольку у узников нет даже карманов, они не могут иметь на руках больше одного ключа, ведь во второй они держат свечу. Передача ключа возможна, если фишки находятся на соседних клетках, объединённых проходом.

 

❗️ Игрок не освещает соседнюю клетку, если она заканчивается стеной. Однако если она проходом упирается в стену клетки другого игрока, то такая стена будет освещаться, даже если выложивший её игрок переместится.

 

 

 

Пример, когда проход упирается в стену

 

 

Это свойство работает только в таком случае. Если обе прилегающие друг к другу клетки заканчиваются стеной, то тайл другого игрока освещаться не будет.

 

❗️ Погашенные свечи зажигаются автоматически, в независимости от того, чей ход сейчас происходит. При зажигании свечи игрок, в чей ход произошло это действие, выкладывает новые освещённые фрагменты.

 

❗️ Если игрока атаковали несколько пожирателей воска, то он будет сбрасывать плитку за каждую атаку.

 

 

Итог

 

 

Перечислю несколько особенностей «Обители тьмы». Абсолютно всё перечисленное я считаю плюсами для себя, но это исключительно для себя. Тем же, кто не часто играет в настольные игры, эти плюсы могут показаться минусами. И я постараюсь объяснить, почему.

 

Первое — нестандартное оформление. Мне оно более чем понравилось. Игра очень гнетущая, мрачная и атмосферная. На фоне кучи ярких семейных евро она смотрится тёмной лошадкой во всех смыслах.

 

Второе — кризисность. Удивительно, что игра на выкладывание плиток может быть кризисной, но это так. Ограниченность ходов и невозможность противостоять монстрам делает её очень необычным представителем жанра. Бездумное перемещение тратит тайлы быстрее. Необдуманное перемещение рядом с монстрами делает то же самое. Даже обычный пропуск хода приближает конец игры.

 

Третье — сеттинг. Давно заметил, что для того, чтобы игре стать популярной и семейной, мало быть простой. Чем игра приземлённее и понятнее для обычного обывателя, тем она популярнее, так как её можно просто и доступно объяснить как ребёнку, так и пожилому человеку. Я считаю, что именно поэтому семейные евро с темой природы, такие как «Крылья», «Каскадия» и «Арк Нова», так раскрутились в последние годы, а до них всегда был популярен «Билет на поезд» и ему подобные. Понятие же многоуровневого перестраивающегося лабиринта, окутанного тьмой, зайдёт далеко не всем.

 

Четвёртое — большая доля случайности. Многие любят продумывать ходы наперёд или, по крайней мере следить, за ходами оппонентов, которые видны на игровом поле. В этой игре каждый ход — абсолютный рандом. Может даже произойти ситуация, в которой игрок загонит себя в безвыходную ловушку, ничего для этого не предпринимая.

 

Теперь немного общих мыслей.

 

При высокой доле случайности игра с достаточно небольшим набором тайлов обладает поразительной реиграбельностью. Можно с полной уверенностью заявлять, что шанс сгенерировать одинаковое положение плиток на игровом поле в разных партиях просто отсутствует. Более того, то, что игра имеет расширенные правила, заставит убрать её на полку ещё очень не скоро.

 

В игре отсутствует какой-либо экшен, если можно так сказать. По сути игра — одна большая пространственная головоломка.

 

Гипотетически «Обитель тьмы» — это та игра, которая может быть подвержена болезни альфа-игрока. Мы это за собой не замечали и все действия пытались продумывать совместно. Кроме того, игра пытается это лечить за счёт жетона четвёртого игрока, за что ей отдельное уважение. Это значит, что автор знаком с проблемой и предложил свой вариант её решения.

 

Самый спорный для меня момент заключается в размере коробки. В игре не так много компонентов, а приловчившись, мы играли одну партию минут за 25. То есть в какой-то степени я бы даже отнес её к филлерам, но с такой коробкой это сделать просто невозможно. Для меня филлер — это что-то, что можно положить в карман куртки или маленький карман рюкзака, а раскинуть — на столе самого скромного размера. Игру как будто бы можно было сделать компактнее: уменьшить игровое поле, убрав большие края поля, которые не несут смысловой нагрузки. Планшеты игроков вполне можно было бы сделать в виде карточек, и так далее. Но имеем, что имеем. Не вижу смысла сильно жаловаться на такую вещь как размер коробки.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Riona написала 2 года назад: #

Выглядит интересно, хотелось бы попробовать.

Siar написал 2 года назад: # скрыть ответы

А как вам игра? Отзывов почти нет.

dar_ling написал 2 года назад: #

по описанию похожа на subterra. Там тоже клаустрофобия с блужданием по пещере в поисках выхода. Рандом был не такой уж и замечательный. Субтерра не зацепила.

fedorzhel написал 2 года назад: #

Один раз играл на игротеке, мне понравилось. Правда, тайлы были плохо перемешаны и пожиратили воска начали падать только в конце. Думаю над покупкой

a7v написал 2 года назад: #

Отличный арт