![]() |
С миру по нитке [29.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Ruinborn: Dungeons of Cabora |
Темный данжен кроулер с соревновательным, кооперативным и соло режимами. | |
![]() |
Итоги Geek Media Awards 2025 |
Результаты премии Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... |
Почему можно не купить понравившуюся тебе игру? Нет денег — это самая серьёзная, но самая неуважительная для настольщика причина: значит, не очень-то и понравилась. Более весомый вариант: ну сколько ж можно... Есть же уже аналогичная, и не одна.
К чему это я? У меня тоже есть игры про гонки!
Этот обзор — запоздалый отклик на статью «Snow Tails против Formula D». Просто в апреле я ещё не был знаком с «Тесерой»...
Об этой игре, остающейся одной из моих любимых уже более двух десятков лет, я обещал не писать: летом о ней подробно рассказал Влад Чопоров на «Триоминосе», о чём и поведала нам «Обзорная башня» №37. Правда, ссылка уже не работает, но, к счастью, правила игры были вовремя скопированы на Nастольный Blog. Тем, кто не станет прерывать чтение этого обзора путешествием по ссылке, поясню, что это чисто логическая игра (вообще без рандомности) о кольцевых автогонках, придуманная скучающими от безделья научными сотрудниками одного из советских НИИ и разрекламированная журналом «Наука и жизнь», впервые рассказавшим о ней. Игра отличается непритязательностью компонентов: поле и по две одинаковые фишки на игрока.
У меня эта игра есть в трёх вариантах. Первый — просто «Гонки» — классический вариант с самой простой трассой.
Второй — «Регата» , где, во-первых, вместо машинок — катера (ну это, конечно, существенное отличие), а во-вторых, более сложная трасса (в правилах — правый вариант). Сложность её в том, что по правилам игры фишка, которую нельзя продвинуть, сходит с дистанции. А продвинуть нельзя, если на пути соперник. Обычно трасса состоит из трёх-четырёх параллельных дорожек, и места более-менее хватает. Так вот, в «Регате» то четыре дорожки, то две-три, а в одном месте вообще остаётся одна! И не попасть в затор теперь — задачка не из лёгких...
Зато третий вариант…
... Вот тут люди спорят, что лучше — европейское дерево или американский пластик? А что вы скажете про РУССКИЙ МЕТАЛЛ?
Я не знаю, кому это пришло в голову — выпустить логическую настольную игру в металле. И поле, и машинки — металлические!!!
При этом, как в лучших традициях современных евроигр, поле было разборное и состояло из отдельных сегментов — прямых и изогнутых. И из них можно было собирать трассы по своему усмотрению! (Не много ли я ставлю восклицательных знаков?)
Конечно, ни коробка, ни правила (не игры, а именно её металлического варианта) у меня не сохранились. Как я вспоминаю, трасс можно было построить всего две — простую и более сложную. Но я-то сразу, ещё в магазине оценил, на какую золотую жилу напал, и купил ДВА экземпляра. Теперь у меня 6 прямых и 12 угловых сегментов. Играть, правда, можно только на полу: никакого стола не хватит...
Участок поля в сравнении с миплом из "Каркассона"
«Догони» — характерный образец советского творчества. Полиграфия никакая, пластик плохой, фишки примитивные... Зато механика... не скажу — уникальная, но я больше нигде о такой не слышал. И тоже никакой рандомности!
Итак, всё игровое поле заполнено расположенными в правильном порядке кружками (ударение на А). Кружки разноцветные — но это исключительно для удобства, с точки зрения правил они равнозначны.
У каждого игрока две фишки — одна (задняя) обозначает его машину, вторая (передняя) — текущую скорость и направление движения. И есть ещё третья фишка — вспомогательная (не обязательно того же цвета).
Как это выглядит на практике: участник ставит вспомогательную фишку строго симметрично задней относительно передней. Для тех, кто забыл школьный курс математики настолько, что не понял предыдущую фразу, поясню: это значит, что все три фишки должны располагаться на одной прямой (текущее направление движения), а расстояние от передней до задней и до вспомогательной должно быть одинаковым (текущая скорость).
После этого участник снимает свою заднюю фишку и переставляет её на один из пяти кружков по своему выбору: на тот, где стоит вспомогательная, либо на любой из четырёх соседних. Таким образом он может корректировать (но незначительно) скорость и направление.
Самое главное: теперь фишки поменялись местами! Бывшая передняя стала задней, а переставленная задняя — передней.
Не удержавшийся в пределах поля пропускает три хода и начинает опять с нулевой скорости... но это уже детали. Как деталями являются и конкретные правила игры — благо, их описано целых четыре варианта.
Самый симпатичный, на мой взгляд, вариант слалома: расставляются фишки-метки, которые нужно объехать. При этом расставляются они в произвольном порядке (вот вам и реиграбельность), а участники движутся навстречу друг другу, поэтому повторять ходы за более сильным соперником не получится: в каждый момент движения текущая задача у игроков может быть разной.
Из других вариантов отмечу «салочки» — игру, в которой важен не результат, а процесс. Я убегаю — ты догоняешь, догнал — теперь ты убегаешь, а я догоняю. И так пока не надоест...
Впрочем, правил придумать можно много. Всё-таки главное в «Догони» — её механика.
Но хватит впадать в ностальгию, вернёмся к сегодняшнему дню. «Гонки лесорубов» — это перевод длинного названия Fast Flowing Forest Fellers. Обратите внимание — все слова на F: это фирменный почерк Фридмана Фриза.
Какие там признаки еврогейма выделял Максим Симонов? Непрямое противостояние, семейный формат, главенство механики, деревянные компоненты, карты вместо кубиков?.. Всем этим признакам «Гонки лесорубов» удовлетворяют в полной мере.
Игровое поле — это два фрагмента реки. А всего таких фрагментов в комплекте 12 (6 двусторонних), и все они сочетаются между собой. Поэтому, если я ничего не путаю, возможны 120 вариантов трассы. А кто вам мешает сделать игровое поле из трёх или четырёх фрагментов?
По реке плывут лесорубы. Как ни странно, мужчины и женщины (может, у нас в России женщины шпалы кладут, а в Германии лес рубят?). Во всяком случае, каждый игрок управляет двумя фишками своего цвета (а если игроков мало, то появляется третья — но уже окрашенная в нейтральный цвет). Скоростные возможности обоих полов равны (во дают женщины-лесорубы!).Каждой фишке соответствует набор из 8 карт продвижения с цифрами от 1 до 5. Участник берёт карты всех своих лесорубов, перетасовывает их вместе и набирает в руку 3 штуки. В свой ход он может пойти сыграть одной из карт и переместить нужную фишку. Иногда ты вынужден двигать совсем не того лесоруба, которого хочется, потому что такие карты...
Лесорубы перемещаются по клеткам (гексам) на реке... а реки-то не простые, с течением. Хорошо, если снесёт в нужную сторону, а если в противоположную? Оттащит едва ли не к старту.
Лесорубы умеют толкаться. Если ты хочешь встать на клетку, занятую соперником, — подтолкни его. И если в результате он попал на клетку с течением, то это судьба (хотя и ход-то не его) — унесёт его, завертит. Хорошо, если снесёт в нужную ему сторону, а если в противоположную? Ну, я это уже писал...
А ещё по реке плывут брёвна. Настоящие (в смысле — сделанные из дерева). Они только мешаются. Но их тоже можно толкать. Вот как толкнёшь бревно, а оно как толкнёт соперника, а он как попадёт на течение... Ну, вы уже поняли, да? Жаль, что больше двух предметов (лодок и брёвен) толкнуть не под силу... Брёвна, кстати, тоже сносит течением.
«Гонки лесников» — очень милая семейная игра, сильно, на мой взгляд, смахивающая на Snow Tails. Судя по году издания, это как у Бойля с Мариоттом: хорошая мысля приходит в голову всем сразу. Какая из них лучше? Один раз поуправляв собачьей упряжкой, я скажу так: если бы мне предложили две игры на выбор, я бы, скорее всего, выбрал Snow Tails. Но держать две подобных игры — это смотри выше, а «Лесорубы» не настолько хуже, чтобы от них избавляться. Пожалуй, в них чуть выше зависимость от карт. Зато вариантов поля больше...
Но хватит о людях, машинах и лодках. На старт вызываются верблюд, собака, слон, петух и черепаха! Это и есть Crazy Derby.
Забавно, что в первом варианте этой игры неутомимого Райнера Книции речь шла о дизайнерской одежде и супермоделях. Интересно, что общего у условного Hugo Moss и верблюда?
Игра карточная, причём карт каждого животного разное количество — в зависимости от сложности его пути к победе. У игрока на руках всегда 6 карт (положил — сразу взял).
Каждое выкладывание карты приближает к победе в отдельном забеге выложенное животное. Что нужно, чтобы выиграла собака? Нужно, чтобы на столе оказались открыты четыре карты с собакой. А слон побеждает, если пять. И так далее.
Как только оказывается, что открыто столько карт, сколько нужно одному из участников дерби для победы, раунд заканчивается — естественно, его победой. Все карты с изображением победителя участники забирают себе (это их выигрышные очки), а остальные уходят в отбой. Начинается следующий забег — и так, пока не кончится колода.
А ещё в игру может вмешаться животное-звезда (при определении победителя эта карта считается за две) и судья, который дисквалифицирует участника забега и отправляет все его открытые карты в сброс.
Несмотря на присущую картам неизбежную рандомность, игра требует расчёта, скорее психологического: стоит ли бороться за победу семикарточной черепахи, если верблюд выигрывает с трёх карт? Но зато и очков каждая карта черепахи приносит 7, а не 3. И в колоде их 15, а не 7. Вот и думайте...
Хороший филлер. Смешной и достаточно азартный.
А ещё про гонки у меня есть обладатель первой Spiel des Jahres далёкого 1979 года, «Заяц и ёж», и новинка этого года, Draco. Но это уже совсем другая история.
Вот ирония судьбы: в Draco дракончика не хватало, а в «Лесорубах» у меня лишний гонщик. Причём неправильный (такого сочетания цвета и пола не бывает).
Кстати, при покупке игр всегда проверяйте их комплектность.