Как учить играть в настолки

11 марта 2014

Emas написал 10 лет назад: #

Еще вариант. В чем-то есть сходство. http://gemenot.blogspot.ru/2014/12/blog-post_25.html#more

Chezare написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Эх... еще бы подобный алгоритм для игр от FFG...
Но спасибо! :)

Ardenis написал 11 лет назад: # скрыть ответы

краткий алгоритм разбора правил для многостраничных правил с кучей разделов: http://magazinot.ru/picture/Sasa/plan/PLAN-AAA.jpg

sokrat написал 11 лет назад: #

-) ... и работает же. Смотришь, через месяц смогли правильно сыграть в Ужас Аркхэма. А вообще - люди рассчитывают что правила будут по интуиции осваиваться. Или без знающего игрока лучше не садиться.

balury написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Кстати, странно, что ни на одном уровне пирамиды не говорится о знакомстве участников с игровыми компонентами. Сам я обычно делаю это в самом начале, а иначе по ходу объяснения правил кто-нибудь обязательно да ляпнет: "А вот эти жетончики для чего нужны?".
Видимо, автор статьи рассказывает о компонентах по ходу объяснения деталей.

MisteriG написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Обзор компонентов обычно уже в "Детали" входят. У нас обожают - а что это, а это что, а это куда?)

DrNik написал 11 лет назад: # скрыть ответы

как можно объяснить цель и механику без компонентов?

balury написал 11 лет назад: #

Если говорить общими словами, то, наверное, можно просто тыкать пальцем в сваленные горкой компоненты :)

Ogro написал 11 лет назад: # скрыть ответы

А что такого? Цель игры, в большинстве случаев, от компонентов не зависит (убить всех нахрен, набрать больше очков, выполнить квест, поставить мат королю), механику тоже можно пояснить, оперируя общими понятиями, без привязки к конкретным компонентам (строить маршруты, разыгрывая карты определённого цвета; по очереди расставлять рабочих на игровом поле для добычи ресурсов и совершения действий, дающих очки ит.д.)

ThunderWolf написал 11 лет назад: # скрыть ответы

в качестве примера: "эм... а кто из них король и что из этого мат?"
Если человек не знаком с компонентами в ряде случаев твои слова будут для него пустым звуком.

Ogro написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Сдаётся мне, этот ряд будет весьма жидок ;)
По поводу короля - "одна из фигурок - это король, мат - невозможность короля уйти от удара вражеской фигуры. Нюансы потом, если хочешь попробовать - расставляй фигуры, я покажу кто как называется и как ходит.."
Смысл в том, что механику (именно механику, а не детали) игры можно объяснить без особой привязки к компонентамю

ThunderWolf написал 11 лет назад: #

не удивляйся потом, если игроки не поймут как играть. Чем нагляднее объясняешь - тем понятнее новичкам. Без привязки к компонентам объясняется легенда и цель игры - не более. Иначе ты объясняешь сферического коня в вакууме, а не как играть.

Aganov написал 11 лет назад: #

Зависит от механики, компонентов и игроков.
1. Механика может быть основана на компонентах. Петцы в Dungeon Petz, диски для выбора маневра в X-Wing, шестерни Цолькина, кастомные дайсы.
2. Компоненты могут быть жизненно важны для понимания игры, они могут своим видом облегчать понимание механики. Попробуйте объяснить RFTG или Lewis & Clark без демонстрации карт.
3. Некоторым проще воспринимать визуализированную информацию. Один шмяк фишкой воспринимается лучше чем десять минут певучего рассказа.

DrNik написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Т.е. как не зависит?

Цель игры "убить всех нахрен" - топором всех вокруг зарубить? Как ты будешь объяснять, что делать, не показывая о чём идёт речь? Вопрос даже не об этом, на необитаемом острове, наверное, можно объяснить шахматы туземцам, но нафига извращаться, описывая словами то, что нужно показывать?

Ogro написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Что значит "как ты БУДЕШЬ объяснять"? Я уже давно это делаю, и вполне успешно ;)
Напомню, что речь идёт о своевременности, а не о показывать или нет вообще.
Часто сам факт, что нужно убить всех нахрен и понимание, зачем это делать важнее подробностей, как именно и чем именно нужно убивать, и в этом случае я предпочитаю деталями не грузить в самом начале. Всё равно потом неоднократно спросят "да, а как мне убить всех нахрен?"
На вопрос "нафига извращаться подобным образом" я уже ответил - чрезмерная гора деталей в начале чаще всего не нужна, и гораздо лучше усвоится походу дела, когда объясняемая деталь тут же наглядно демонстрируется используется.
Ну и, конечно же, это не универсальный подход, и зависит от игры, как тут уже сказали умные люди.

DrNik написал 11 лет назад: # скрыть ответы

"Напомню"? Откуда ты это взял? Речь шла о том, что объяснять цель и механику без демонстрации компонентов, мягко говоря, неразумно. Ты продолжаешь утверждать, что можно объяснять "на пальцах", не открывая коробку, цель, например, в Старкрафте или Нетраннере?

Ogro написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Можно, Никитыч, можно. Если осторожно :Р
Однако, это всего лишь мои методы, если они вызывают у тебя такой суеверный ужас - выкинь это из головы ;)

DrNik написал 11 лет назад: #

В Мафии можно объяснять :)

beterzen написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Юмора ради приведу диалог, услышанный на одной из игротек. Собственно, разъяснение правил идет в процессе игры.
"- После этого вы должны взять карту.
- ... То есть я? Сейчас? Должна взять карту?
- Да. Теперь смотрите, на этих картах есть такие то значки, они означают то то и то то.
- А у меня нету.
- Как нету? Где ваша карта?
- А что, надо было взять карту? А почему вы не сказали? Ладно, вот я беру карту... и что? На ней какие то значки... что они значат?"


MisteriG написал 11 лет назад: #

Такие люди были есть и будут всегда, ничего особенного)

Sharp написал 11 лет назад: #

Бывают ситуации когда партии так в 10 может возникнуть спорный момент когда ты не знаешь как поступить и подсмотреть в правила или найти по ходу партии FAQ в интернете не считаю зазорным, больше напрягает, когда поленишься и перед партией в новую игру не ознакомишься с компонентами и правилами и всецело доверяешь ведущему, а потом уже перечитываешь правила и там совсем оказывается ни так, пробуждается праведное негодование.
Что хочу сказать, быть ведущим (гейм-мастером) большая ответственность и чаще всего главное - как ты знакомишь новичка с игрой и предопределяет будет ли он играть в эту игру в частности или в настолки вообще. Можно знать идеально правила, следовать алгоритму и при этом навевать скуку и не интерес.

ptaha_boo написала 11 лет назад: #

спасибо за статью) где-то в районе объяснения механики, и правда, полезно потыкать пальцами в компоненты и познакомить с ними, а в остальном - полезный алгоритм))) первую пару игр на игротеках я стараюсь объяснять именно так, потом терпение куда-то улетучивается))

kenny_smarts написал 11 лет назад: #

Отличная статья! Спасибо.

Imploded написал 11 лет назад: #

Честно говоря, не понял -- почему именно пирамида (да еще и перевернутая!), а не список, к примеру? Часть 3 "Механика" (в середине) самая большая. Какая же это пирамида? :)

Njuse4ka написала 11 лет назад: # скрыть ответы

Я тоже хороший гейммастер. Согласна со всеми пунктами.

martinyman написал 11 лет назад: #

Напиши свой алгоритм, свое видение. Очень интересен подход.

Njuse4ka написала 11 лет назад: # скрыть ответы

Тут ещё, правда, возникает такой момент... Обычно острый :) Далеко не всегда слушающие правила так же дисциплинированны как тот, кто их рассказывает. И на всю эту схему и нанизанные на неё нюансы безбожно кладёт, говоря: "Давайте начнём играть, потом разберёмся!" :))

scafandr написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Потом еще скажут, что ты плохо рассказал правила, не рассказал, что так нельзя играть, и вообще ты нас хочешь надурить, чтобы выиграть

Njuse4ka написала 11 лет назад: # скрыть ответы

ага :))

Suflihim написал 11 лет назад: # скрыть ответы

:) я, обычно, первую такую "закидуху" пропускаю. Говорю, мол, подождите еще чуть-чуть, есть важные моменты, которые надо рассказать, а то у меня(у тех, кто знает правила, будут преимущества) :)
Но, если заявление повторяется, при этом поддерживается n-нным кол-вом человек, я просто соглашаюсь. Говорю, дело ваше. :)

MisteriG написал 11 лет назад: # скрыть ответы

И самого активного давайиграя назначаем первым игроком. И молчим)

Suflihim написал 11 лет назад: # скрыть ответы

:))
Жесток ты, царь-батюшка.... (с)

MisteriG написал 11 лет назад: #

Дак так приятно наблюдать за озарением и постижением истины))

Corum написал 11 лет назад: #

Здорово :) Надо будет практиковать :)))

AlexFang написал 11 лет назад: #

Я в таких ситуациях соглашаюсь всегда)

Ogro написал 11 лет назад: #

Я , кстати, сам часто инициирую такой сценарий. Ограничиваюсь основными и главными моментами, не больше 5-10-минут, а дальше кидаю людей в басейн. Кто прирождён плавать - выплывет. А кто потонет - всё равно бы утоп, только время бы потерял.
Опыт показывает, что в большинстве случаев детали и нюансы не запоминаются и потом ещё многократно переспрашиваются, и грузить ими людей до начала игры - больше мешает, нежели помогает. Люди выдерживают не больше 10ти минут углубления в детали, дальше у них уже каша в голове, ясность картины пропадает, нюансы не запоминаются так как надо.
Так что мой алгоритм такой:
цель игры, условия победы, основной стержень механики, и главные моменты, которые нужно учитывать, и вперёд. Все остальные детали в первые два круга, постепенно или при наступлении решающего момента, когда нужно осознавать решение.

Antonio написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Я представляю, что будет с людьми,которым на примере первого хода обьяснят BSG с тремя допами; да и банально даже по этой статье))) в разных играх- разный подход к объяснению, я считаю. А то можно 2 часа только правила объяснять.

Booky написал 11 лет назад: #

Ну, если собрались играть в БСГ с тремя допами, глупо рассказывать ВСЕ правила. Достаточно базовых правил и правил тех модулей, которые собираются играть. Например, не далее как в воскресенье играли с Пегасом без Каприки, с Исходом без Ионической туманности и с Рассветом без Мятежника. Правил получилось объяснять не так уж и много.

Bleizilla написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Нужно срочно организовывать повсеместные курсы "как научить друзей играть в настольные игры", а также включить эту дисциплину в учебную программу старших классов школы или начальных курсов высших учебных заведений.

ThunderWolf написал 11 лет назад: #

первая лекция в пятницу. Тема: "Как научить друзей играть в Дженгу" ;)

MisteriG написал 11 лет назад: #

Некоторым вообще-то не помешало бы прослушать мастер-класс "Как объяснять правила новичкам"

ThunderWolf написал 11 лет назад: #

Жаль труд переводчика - статья ни о чем. Все это более чем очевидно.
И не полно. Переводчик (balury) и сам нашел странным, что в статье не говорится о знакомстве с игровыми компонентами. Ogro справедливо заметил, что множество ньюансов и деталей не запоминается при первичном объяснении и логично перенести объяснение части из них непосредственно на процесс игры. От себя добавлю, что частью правил вообще не стоит грузить игроков. Например в "Запретной пустыне" в первой партии игрокам достаточно знать, что "в конце хода игрока барханы перемещаются и пустыню заносит песком" - как это будет происходить они увидят и сами, а сам процесс - удел ведущего игры.

Michael написал 11 лет назад: #

А я в последнее время рассказываю правила на примере первого хода. Люди быстрее втягиваются.
Потом, если кто-то хочет, предлагаю начать партию сначала.

Roger написала 11 лет назад: #

Были б еще правила написаны по подобной схеме. А то часто условия победы и конец партии описаны в заключительной части рулбука. На мой взгляд, и механизм в целом и нюансы можно оценить и уложить в голове, только понимая цель и ключевые моменты. Ну и конечно, плюсик в карму разработчика, если он сначала дает краткое представление о структуре хода в целом, а потом разбирает каждый этап отдельно.
за примером далеко ходить не надо - намедни разбирали всем коллективом Yunnan. Правила подробные, но для восприятия и быстрого понимания игры не оформлены.
Поэтому в случае грамотно структурированных правил, чтобы понятно объяснить даже сложную игру, не обязательно быть супер-гейм-мастером

Baramon написал 11 лет назад: #

Забавно оказалось я так все игры и поясняю.
А для тех кто кричит давайте уже начнем есть наган. Абсолютно согласен что тот кто поясняет должен заранее правила прочитать, т.к иначе это трата чужого времени.

Suflihim написал 11 лет назад: #

:)
Прям почти под копирку.
Даже удивительно.
Я, как не странно, придерживаюсь ровно такой же схемы, иногда, правда меняя первых два пункта. Если игра достаточно простая, идея, обычно, скрещивается с правилами, а начинаю с того: "Побеждает тот, кто ..." :). В остальном - действую по такой же схеме.
Забавно!

Zelenaia написала 11 лет назад: #

И от меня - большое спасибо!
Мне кажется, что у меня тоже проблемы с объяснением правил. Перепрыгиваю с темы на темы порой. Буду стараться придерживаться алгоритма.
Или просто съеду на совместные просмотры видео-обзоров...

Keiran написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за статью) У меня последнее время с объяснениями правил проблемы) Буду пробовать новые подходы

balury написал 11 лет назад: # скрыть ответы

А ты по какой системе работаешь? )

Ogro написал 11 лет назад: # скрыть ответы

По системе Станиславского.

MisteriG написал 11 лет назад: # скрыть ответы

"Давай играть - на ходу разберемся!"?

Journeyman написал 11 лет назад: #

"Не верю!" ;)

neraverin написал 11 лет назад: #

Мысли интересные. Надо попробовать как-нибудь. Только где бы еще время взять на все эти самостоятельные раскладки и изучение правил.

MisteriG написал 11 лет назад: # скрыть ответы

У нас некоторые граждане считают, что условия победы можно сказать в самом конце, типа это не особо важно.

Сам я всегда придерживаюсь именно такой пирамиды-наоборот, только не стесняюсь тратить время друзей (учимся новым играм мы вместе :) ), ну и плюс ещё один уровень - это может быть "Тренировка в открытую" и/или "Подробности в ходе игры". Иногда без этого никак.

balury написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Как это, пирамида-наоборот? Начинаешь с деталей и заканчиваешь темой?

martinyman написал 11 лет назад: #

Нет, он имеет ввиду твою схему :-). На инфографике изображена пирамида вверх-ногами.

sputnik1818 написал 11 лет назад: # скрыть ответы

Я в конце рассказываю условия победы и знаешь почему?
Только так я отучил свою компанию от фразы: "Давайте начинать - по ходу разберёмся". А я в ответ: "Ок. Давайте - я буду знать когда партия закончится, а вы - нет". Теперь дослушивают, тем более я стараюсь правила уложить в 5-10 минут, чтобы не наскучило. Всё равно будут 150 раз переспрашивать, если рассказывать полчаса, типа забыли уже

balury написал 11 лет назад: #

http://ic.pics.livejournal.com/balury/2404979/198869/198869_original.jpg