-AdRiver-
South_Mouse написала 8 минут назад к мысли на тему Слава Богу!: # Мои поздравления!
barmalei написал 10 минут назад к игре Star Wars: Imperial Assault Core Set: # Спасибо
Mathias написал полчаса назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # А почему нельзя? 1 или поворот - два варианта цены за применение спос...
Mollari написал час назад к игре Star Wars: Imperial Assault Core Set: # Об этом сказано в правилах, хоть и окольными путями. 1. Rules Referen...
Genry_Roger написал час назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Тоже никто не знает? Я склоняюсь к месли, что нельзя. На карте ведь ...
С миру по нитке [21.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World в авг...
«Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»
На CrowdRepublic стартовал сбор средств на коллекционное издание «Бестиария Сиги...
Портал в мир приключений [19.07.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...

balury

Как учить играть в настолки

11 марта 2014

Информация

добавить
проекты Статьи транзитом
Дата: 11 марта 2014
Источник: boardsandbarley.com
Оценка пользователей
9.0558
-

(Прим. ред. — Перед вами перевод статьи “How to Teach Games”.)

 

Обучение игре — это перевёрнутая пирамида

 

Иногда друзья признаются, что я отлично объясняю правила игр. Я решил разобраться, почему они так считают и что делает пересказчика правил игры действительно хорошим. Я заварил чай, сел за стол и записал пришедшие на ум мысли, ими я сейчас с вами и поделюсь.

 

Обучение настольной игре — процесс структурированный. Его общий принцип можно изобразить в виде перевёрнутой пирамиды. Начиная с самого верха, вы спускаетесь всё ниже...

 

 

Перед тем как мы перейдём к детальному разбору пирамиды, хочу сразу озвучить самое главное правило обучения настолкам.

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: знать, как играть!

 

Звучит как нечто очевидное, да? Но на самом деле бывает и так, что человек вызывается рассказывать правила, а сам то и дело лезет в буклет — это немного раздражает, поэтому не будьте таким человеком.
Знайте игру. Вникните в правила. Посмотрите видео-обучение. Разложите игру. Опробуйте её в одиночку, играя за всех участников сразу. Сделайте всё, чтобы познакомиться с игрой поближе, и лишь после этого учите ей других. Не тратьте время своих друзей впустую.

 

Окей... Душу я отвёл, так что можно забраться на вершину нашей перевёрнутой пирамиды.

 

1. Объяснить ИДЕЮ ИГРЫ/ТЕМУ

(В обучении абстрактным играм этот пункт пропускается.)

 

Я всегда начинаю с самого начала. Расскажите участникам, о чём игра. Перескажите тему. Объясните общую идею игры. Игроки должны знать, чем примечательна эта настолка. И они хотели бы вжиться в образы своих протагонистов (насколько это возможно). Как минимум, вы обязаны объяснить, в каком мире оказались игроки, и постараться мысленно перенести их в него.

 

Настольные игры — штука весёлая, и обычно веселья бывает больше, если игрокам удаётся полностью погрузиться в тему.

 

2. Объяснить УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ

 

Теперь, когда все знают, о чём игра, они хотели бы услышать, как в ней победить. Или, на худой конец, как/когда она закончится.

 

Я считаю, что крайне полезно узнать это как можно раньше. Терпеть не могу, когда тебе объясняют правила, говорят о 30 разных нюансах, а потом кто-то спрашивает: «А кто выигрывает?». Поэтому после разговора о теме игры я перехожу к рассказу об условиях победы.

 

3. Объяснить МЕХАНИКУ игры

 

Игроки должны знать, при каких условиях они победят. Настало время посвятить их в то, как этого достичь.

 

Вы рассказываете им о механиках игры — о том, что им придётся делать по ходу партии. Эта часть обучения игре самая долгая. Во время своего рассказа я рекомендую следовать следующим принципам:

  • Рассказывайте о том, как протекает игра, останавливаясь на тех событиях и действиях, которые происходят в описываемый вами момент.
  • Рассказывайте про эти события и действия общими словами, подробности оставьте на потом.
  • По ходу рассказа напоминайте игрокам, как та или иная механика связана с победными условиями.
  • Приводите примеры того, как одно решение может помочь принять следующее.

Рассказывая, как протекает игра и какие вещи при этом происходят, не перепрыгивайте с одного на другое. Если, условно говоря, ход игры состоит из нескольких шагов, описывайте эти шаги отдельно и по порядку.

 

Когда рассказываете о происходящих вещах, не вдавайтесь в подробности, дайте игрокам общее представление. Всё остальное вы поведаете им позже.

 

Напоминание о связи разных игровых фаз с условиями победы делается для того, чтобы участники быстрее поняли, как эффективнее всего придти к победе.

 

А приводить примеры, как текущие решения влияют на будущие, просто полезно.

 

4. Объяснить необходимые ДЕТАЛИ

 

Рассказав общими словами о том, что происходит в игре, вернитесь назад и заполните пробелы. Игроки знают, как протекает игра, пришло время снова рассмотреть каждый шаг, на этот раз более подробно. Не упускайте ни одной детали.

 

Участники должны узнать каждую мелочь, но не раньше, чем они получат представление об общем ходе игры.

 

Всё понятно? Тогда пример!

 

Сейчас я покажу, как бы я обучал вас игре Compounded. Её разработал Даррелл Лаудер и её выпустило издательство Dice Hate Me Games. Мне она очень нравится, и лучшего примера для этой статьи не отыскать. Если вы ещё не играли в неё, крайне рекомендую это сделать. Итак, начнём с первого пункта — идеи/темы.

 

 

1. ИДЕЯ ИГРЫ/ТЕМА

 

Вы — начальники лабораторий, работающие с самыми известными человечеству веществами. Ваша задача — управлять своей лабораторией лучше других. Для этого вам придётся создавать различные вещества, улучшать лабораторию и получать атомные очки.

 

Просто и быстро. Дайте участникам общее представление об игре и их целях.

 

2. УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ

 

Победит тот, кто наберёт наибольшее количество атомных очков. Очки даются за созданные вещества. Чтобы создавать вещества, вам нужно выкладывать химические элементы на такие вот карты (показываю карты). Создав вещество, вы получаете очки и бонусы, о них мы поговорим чуть позже. Игра заканчивается, когда кто-то набирает 50 атомных очков (либо когда выполняются условия В или С).

 

Итак, я спустился на следующий уровень пирамиды. Игроки зарабатывают очки. Каким образом? Создают вещества. Как? Выкладывают на них элементы. Начните с главного и постепенно заполняйте пробелы, именно так игроки лучше поймут устройство игры.

 

 

3. МЕХАНИКА

 

Теперь, когда вы знаете, как получать очки, давайте посмотрим, как мы будем это делать. Каждый раунд состоит из четырёх фаз (показываю на верхнюю часть личного планшета, где перечислены все фазы). Сначала идёт фаза открытий, в которой мы получаем новые элементы из мешочка и при желании торгуем друг с другом. Затем следует фаза изучения, в которой мы выбираем вещества, помечая их диском своего цвета. Далее мы переходим в фазу исследований, в которой выкладываем элементы на вещества и стараемся их полностью собрать. Последняя фаза — фаза управления лабораторией, в которой мы смотрим, есть ли у нас готовые вещества, и пополняем лабораторию новыми веществами.

 

Как видите, когда я объясняю правила Compounded, то сперва вкратце рассказываю о четырёх фазах раунда, избегая излишних подробностей. Так игроки узнают, что происходит в раунде и какие вещи им придётся делать в каждой фазе. Описав ход игры, я перехожу к деталям.

 

4. ДЕТАЛИ

 

У нас несколько фаз, давайте обсудим каждую. В фазе открытий игрок получает столько элементов, сколько составляет его текущий уровень исследования открытий. Начальный уровень каждого игрока 2. Также в фазу открытий игроки получают возможность торговать друг с другом. Можете торговать чем угодно, за исключением атомных очков и уровней исследования. Можете торговать даже будущими бонусами, которые только намереваетесь получить. При этом никто не заставляет вас выполнять данные обещания, это дело вашей профессиональной этики. Окей, далее мы переходим в фазу изучения. Каждый из нас может положить один диск на вещество...

 

Я мог бы продолжать дальше, но сейчас для меня главное донести мысль, что на этом этапе вы должны рассказать об игре во всех деталях. Например, когда дойдёте до фазы управления лабораторией, покажите участникам маленькие символы в углу карт и скажите, что они либо дают бонус, либо поджигают лабораторию, либо делают что-то ещё. Игрокам будет важно это узнать.

 

Вот так я и объясняю правила Compounded новым игрокам — просто последовательно перехожу с одного уровня перевёрнутой пирамиды на другой.

 

 

Хочу отметить, что издательство Dice Hate Me поступило совершенно правильно, продублировав информацию о фазах раунда на планшетах игроков. На рисунке выше вы можете видеть, как можно использовать планшет для объяснений правил по пунктам 3 и 4.

 

Личный планшет показывает, как идёт ход игры и какие детали нужно учитывать игрокам, таким образом, он одновременно служит ещё и памяткой, и по ходу партии игрокам не придётся задавать одни и те же вопросы.

 

Знаю, что не все согласятся с моим методом обучения настольным играм. Если у вас есть собственный алгоритм, работающий безошибочно и эффективно, обязательно расскажите о нём в комментариях. Спасибо за внимание!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Emas написал 3 года назад: #

Еще вариант. В чем-то есть сходство. http://gemenot.blogspot.ru/2014/12/blog-post_25.html#more

Chezare написал 4 года назад: # скрыть ответы

Эх... еще бы подобный алгоритм для игр от FFG...
Но спасибо! :)

Ardenis написал 4 года назад: # скрыть ответы

краткий алгоритм разбора правил для многостраничных правил с кучей разделов: http://magazinot.ru/picture/Sasa/plan/PLAN-AAA.jpg

sokrat написал 4 года назад: #

-) ... и работает же. Смотришь, через месяц смогли правильно сыграть в Ужас Аркхэма. А вообще - люди рассчитывают что правила будут по интуиции осваиваться. Или без знающего игрока лучше не садиться.

balury написал 4 года назад: # скрыть ответы

Кстати, странно, что ни на одном уровне пирамиды не говорится о знакомстве участников с игровыми компонентами. Сам я обычно делаю это в самом начале, а иначе по ходу объяснения правил кто-нибудь обязательно да ляпнет: "А вот эти жетончики для чего нужны?".
Видимо, автор статьи рассказывает о компонентах по ходу объяснения деталей.

MisteriG написал 4 года назад: # скрыть ответы

Обзор компонентов обычно уже в "Детали" входят. У нас обожают - а что это, а это что, а это куда?)

DrNik написал 4 года назад: # скрыть ответы

как можно объяснить цель и механику без компонентов?

balury написал 4 года назад: #

Если говорить общими словами, то, наверное, можно просто тыкать пальцем в сваленные горкой компоненты :)

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

А что такого? Цель игры, в большинстве случаев, от компонентов не зависит (убить всех нахрен, набрать больше очков, выполнить квест, поставить мат королю), механику тоже можно пояснить, оперируя общими понятиями, без привязки к конкретным компонентам (строить маршруты, разыгрывая карты определённого цвета; по очереди расставлять рабочих на игровом поле для добычи ресурсов и совершения действий, дающих очки ит.д.)

ThunderWolf написал 4 года назад: # скрыть ответы

в качестве примера: "эм... а кто из них король и что из этого мат?"
Если человек не знаком с компонентами в ряде случаев твои слова будут для него пустым звуком.

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

Сдаётся мне, этот ряд будет весьма жидок ;)
По поводу короля - "одна из фигурок - это король, мат - невозможность короля уйти от удара вражеской фигуры. Нюансы потом, если хочешь попробовать - расставляй фигуры, я покажу кто как называется и как ходит.."
Смысл в том, что механику (именно механику, а не детали) игры можно объяснить без особой привязки к компонентамю

ThunderWolf написал 4 года назад: #

не удивляйся потом, если игроки не поймут как играть. Чем нагляднее объясняешь - тем понятнее новичкам. Без привязки к компонентам объясняется легенда и цель игры - не более. Иначе ты объясняешь сферического коня в вакууме, а не как играть.

Aganov написал 4 года назад: #

Зависит от механики, компонентов и игроков.
1. Механика может быть основана на компонентах. Петцы в Dungeon Petz, диски для выбора маневра в X-Wing, шестерни Цолькина, кастомные дайсы.
2. Компоненты могут быть жизненно важны для понимания игры, они могут своим видом облегчать понимание механики. Попробуйте объяснить RFTG или Lewis & Clark без демонстрации карт.
3. Некоторым проще воспринимать визуализированную информацию. Один шмяк фишкой воспринимается лучше чем десять минут певучего рассказа.

DrNik написал 4 года назад: # скрыть ответы

Т.е. как не зависит?

Цель игры "убить всех нахрен" - топором всех вокруг зарубить? Как ты будешь объяснять, что делать, не показывая о чём идёт речь? Вопрос даже не об этом, на необитаемом острове, наверное, можно объяснить шахматы туземцам, но нафига извращаться, описывая словами то, что нужно показывать?

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

Что значит "как ты БУДЕШЬ объяснять"? Я уже давно это делаю, и вполне успешно ;)
Напомню, что речь идёт о своевременности, а не о показывать или нет вообще.
Часто сам факт, что нужно убить всех нахрен и понимание, зачем это делать важнее подробностей, как именно и чем именно нужно убивать, и в этом случае я предпочитаю деталями не грузить в самом начале. Всё равно потом неоднократно спросят "да, а как мне убить всех нахрен?"
На вопрос "нафига извращаться подобным образом" я уже ответил - чрезмерная гора деталей в начале чаще всего не нужна, и гораздо лучше усвоится походу дела, когда объясняемая деталь тут же наглядно демонстрируется используется.
Ну и, конечно же, это не универсальный подход, и зависит от игры, как тут уже сказали умные люди.

DrNik написал 4 года назад: # скрыть ответы

"Напомню"? Откуда ты это взял? Речь шла о том, что объяснять цель и механику без демонстрации компонентов, мягко говоря, неразумно. Ты продолжаешь утверждать, что можно объяснять "на пальцах", не открывая коробку, цель, например, в Старкрафте или Нетраннере?

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

Можно, Никитыч, можно. Если осторожно :Р
Однако, это всего лишь мои методы, если они вызывают у тебя такой суеверный ужас - выкинь это из головы ;)

DrNik написал 4 года назад: #

В Мафии можно объяснять :)

beterzen написал 4 года назад: # скрыть ответы

Юмора ради приведу диалог, услышанный на одной из игротек. Собственно, разъяснение правил идет в процессе игры.
"- После этого вы должны взять карту.
- ... То есть я? Сейчас? Должна взять карту?
- Да. Теперь смотрите, на этих картах есть такие то значки, они означают то то и то то.
- А у меня нету.
- Как нету? Где ваша карта?
- А что, надо было взять карту? А почему вы не сказали? Ладно, вот я беру карту... и что? На ней какие то значки... что они значат?"


MisteriG написал 4 года назад: #

Такие люди были есть и будут всегда, ничего особенного)

Sharp написал 4 года назад: #

Бывают ситуации когда партии так в 10 может возникнуть спорный момент когда ты не знаешь как поступить и подсмотреть в правила или найти по ходу партии FAQ в интернете не считаю зазорным, больше напрягает, когда поленишься и перед партией в новую игру не ознакомишься с компонентами и правилами и всецело доверяешь ведущему, а потом уже перечитываешь правила и там совсем оказывается ни так, пробуждается праведное негодование.
Что хочу сказать, быть ведущим (гейм-мастером) большая ответственность и чаще всего главное - как ты знакомишь новичка с игрой и предопределяет будет ли он играть в эту игру в частности или в настолки вообще. Можно знать идеально правила, следовать алгоритму и при этом навевать скуку и не интерес.