Предзаказ на FateForge: Летописи Эаны | |
РПГ по миру Fateforge. | |
С миру по нитке [04.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Подорожание на... | |
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. | |
С миру по нитке [27.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже Горо... | |
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями | |
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник? |
Довелось мне поиграть в сигнальный русскоязычный экземпляр «О хвостах и перьях». Знатная штука получилась! Поскольку кампания на буме ещё не закончилась, мои впечатления могут быть полезны тем, кто колеблется в принятии решения. Поскольку фотографирую я отвратительно, для иллюстрации нужных мне моментов воспользуюсь фотками Дениса Басырова (Hypha).
Сразу оговорюсь, что мой опыт игры в варгеймы (в самом широком смысле этого слова) весьма невелик. Пара партий в Star Wars X-Wing, пара партий в Twilight Struggle, да и всё, пожалуй. Не то, чтобы неинтересно было, просто случая как следует погрузиться в них с друзьями пока не представлялось, а дочка и жена у меня их особо не жалуют. С дочкой сыграли один раз взятый напрокат X-Wing. Сагу она любит, но игра ей особо не понравилось. Сказала, что не очень интересно, ну я и не стал настаивать.
С хвостами приключилась совсем другая история. Я обязательно поведаю о ней после разбора правил.
Итак, перед нами дуэльный скирмиш с сеттингом, знакомым по игре «О мышах и тайнах». Каждому игроку даётся предопределённое сценарием количество птиц и мышей (или крыс), а также гнездо, которое является центром планирования действий его армии. Для победы необходимо разрушить гнездо оппонента.
Сначала нужно выбрать сценарий (их в основной книге 4 штуки), в котором указано, какие юниты получает каждая сторона, как выглядит поле боя (обычно это область 82*82 или 86*86 см, ограниченная деревьями), где размещается гнездо, и сколько у него очков стойкости. Птиц крепим на подставки, на птиц сажаем грызунов, размещаем птиц и наземные отряды на своём дереве, выкладываем соответствующие карты юнитов перед собой, и в бой!
В каждом раунде игроки ходят по очереди, проходя через 4 фазы.
В первой фазе каждый игрок должен тайно выбрать миссию и положить её карту лицом вниз на поле рядом с центром. Потом нужно назначить на эту миссию юнитов, переставляя их в одноимённую ячейку своего планшета. Всего в игре 6 типов миссий, и их грамотное использование очень помогает в решении основной задачи игры. Резолвятся миссии в четвёртой фазе.
Во второй фазе можно управлять наклоном миниатюр птиц. У каждой птички есть три варианта наклона — влево, вправо и по центру. В этой фазе его можно изменить на один шаг или оставить на месте. Также птицу можно отклонить назад, а если она сидит на дереве, это нужно сделать, чтобы показать, что птица собирается взлетать. Итоговая позиция определит направление полёта птицы в следующей фазе, так что к выбору стоит подходить очень ответственно.
В третьей фазе мы начинаем действовать. Сначала определяется инициатива. Для этого втайне зажимаем в руке несколько кубиков (первые два бесплатны, за каждый следующий платим сыром). Вскрываем кубы, оплачиваем излишки и кидаем. У кого сумма чисел больше, тот ходит первым.
Ходим мы по очереди, за ход активируя по одному юниту. Активация обозначается поворотом карты на 90 градусов или переворотом специального жетона. Активированный юнит может по порядку подвигаться, проатаковать или ещё раз подвигаться и затем (если есть возможность) возродиться.
Юниты на дереве могут перемещаться по клеткам дерева в пределах указанных на карте очков движения. Птица с наездником в воздухе перемещается по шаблонам перелёта. Нужно выбрать шаблоны и назвать их последовательность. На конце шаблонов есть три позиции для трёх видов наклона, поэтому персонаж в воздухе будет перемещаться в направлении наклона. Если шаблоны пересекают другую летящую фигуру или ствол дерева, персонаж получит повреждения. При пересечении ветви дерева можно закончить движение на ней, а если пересекать пространство, на котором находятся наземные фигурки оппонента, можно совершить пикирующую атаку. Птица в полёте кроме наездника может перемещать ещё одну фигурку (она просто выставляется на карту птицы).
После движения можно подвигаться ещё раз или проатаковать. Второе движение может совершить только юнит, не находящийся в полёте. В отличие от первого перемещения, при втором специальные способности перемещения не работают.
При выборе атаки у нас есть три варианта: ближняя, дальняя или пикирующая. Первая проводится по соседней клетке дерева или по птице в пределах утолщённой секции дальномера. Атакующий бросает кубы по количеству мечей, указанному на карте персонажа, а защищающийся — по количеству щитов, указанному на карте обороняющегося персонажа. Каждый выпавший на кубике атакующего меч наносит одно повреждение, каждый щит на кубике обороняющегося одно повреждение снимает. Выпал сыр — добавляем его на свой планшет, потом пригодится. Фигурка, получившая повреждения, отмечает их на карте (если это гнездо — снижаем количество очков стойкости). Если повреждений больше, чем очков жизни, снимаем фигурку с поля и помещаем на планшет в больничку.
Дальнюю атаку можно провести только по фигурке, до которой достаёт дальномер. Здесь всё то же самое, только у нападающего считаются луки, а не мечи. Пикирующую атаку можно провести, если птица пересекает клетку дерева с фигуркой противника на ней. Количество кубов атакующего — это сумма атаки птицы и ближней атаки пилота.
После атаки можно воскресить персонажей из больнички (увы, птицы и пилоты туда не попадают). Сбрасываем полный круг сыра и перемещаем фигурку в резерв.
В последней, заключительной, фазе переносим фигурки из резерва в гнездо, а потом вскрываем и разыгрываем в порядке очерёдности карты миссий.
Следующий раунд идёт по той же схеме. И так до тех пор, пока один не порушит другому гнездо. В правилах есть 4 сценария + куча дополнительных правил (например, карты действий, перья и листики). Вместо указанных в сценарии отрядов можно использовать систему баллов и собирать отряды самому. Сценарии можно объединить в кампанию. Если для реиграбельности этого мало, можно воспользоваться указанием в книге и создать свои собственные сценарии.
Я сыграл две партии. Одну с другом, и одну с дочкой (12 лет). И обе партии были совершенно непохожи друг на друга.
Первую мы сели играть вечером, уставшие, плохо подготовленные, и наделали кучу ошибок. Забывали менять наклон птиц и меняли его в процессе, путали мышей, которые походили в раунде, и тех, которые не походили. В общем, сумбур и хаос. Однако, несмотря на все преграды, мне процесс понравился, и я загорелся идеей подготовиться получше и попробовать ещё раз сыграть дома, в спокойной обстановке.
Дома подробно рассказал дочке правила, неспешно подготовились, убрали все допы кроме листиков и перьев, и... сыграли невероятно красивую, захватывающую партию. Птицы летали и атаковали, на деревьях кипели страсти, перья летали по полю из стороны в сторону, мышки кружились на листиках. В общем, все 33 удовольствия. Я, конечно, отдал ребёнку «хороших» мышек, взял себе крыс и поддавался как мог, поэтому исход был предрешён до начала, но оно того стоило! После победы дочка только выдохнула восхищённо и спросила: «А у нас такое когда будет?»
Неочевидное ядро игры — карты миссий. Грамотно сыгранная карта может не только доставить противнику массу неудобств, но и переломить ход схватки. Чтобы быть 100%-уверенным в планах противника, нужно направить свою птицу над этой картой (тогда она откроется), а это не всегда удобно. Стоит один раз зазеваться, как к тебе на дерево из осады лезет трое мышей, и вот уже ты из почти победителя превратился в почти проигравшего. Другой раз решаешь из невыгодного положения развернуть птицу и пролететь над картой, а там обманка.
Самая визуально крутая часть игры — это, конечно, птицы. Углы наклона и шарнирные подставки сделали своё дело, и фигурки получились просто загляденье. Когда в полёте находится одновременно пять птиц, вид у поля совершенно сногсшибательный. Кстати, с птицами связана самая сложная с точки зрения дочки вещь: примерно в половине случаев решение о смене наклона было принято ей неверно. Очень тяжело заранее просчитать, как какая птица должна лететь в раунде, чтобы всё пошло по плану, задуманному изначально.
Собственно, порядок активации персонажей, как и во всех подобных играх, очень важен. Умело пользуясь этим моментом, можно заставить противника активировать юниты, которые ничего полезного сделать пока не могут, или, наоборот, заставить его круто поменять планы неожиданной активацией.
Поначалу просчитывать движение птиц по шаблонам очень сложно. Пару раз у нас возникали очень забавные ситуации, но в дерево никто не врезался. К середине партии дело пошло намного лучше, так что, у кого с пространственным воображением не совсем туго, больших трудностей не испытает.
Мне больше всего понравилась тема с листиками. Можно посадить мышку на листик, перерезать черенок и отправить листик с юнитом в полёт, поворачивая его на 180 градусов при помощи дальномера. Я специально забросил одну крысу на соседнее дерево, чтобы прокатить её на листике. Она успела крутануться два раза и пострелять из лука, после чего была подстрелена. Этот недолгий полёт — самое эффектное, что я сделал в домашней партии.
Несмотря на то, что самая напряжённая часть игры происходит в воздухе, операции на деревьях невероятно важны. Чтобы не попасть впросак, нужно очень тщательно просчитывать перемещение отрядов по ветвям и их распределение на атаку и оборону.
При знании правил на партию будет уходить где-то час-полтора. Я обе партии играл по 2 часа, так как приходилось сверяться с правилами. Качество компонентов выше всяких похвал. Миниатюрки детализованные, картон плотный, печать яркая. Мне даже больше, чем «О мышах и тайнах», понравилось.
В общем, в отличие от X-Wing, эта игра обоснуется у нас на столе, и дочка уже с нетерпением ждёт «летающих мышек».