| Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями | |
| Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал... | |
| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| игры |
X-ODUS. Истребление
|
| компании |
Bored Game Ink
|
| Дата: | 28 июня 2021 |
| Источник: | Boardgamegeek.com |
![]() |
| 8.0634 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG.

Процесс раскладки занимается немало времени; тут есть много карт и тайлов, которые следует замешать и разложить. Кроме того, стартовый расклад варьируется в зависимости от количества участников. Каждый игрок получается в своё распоряжение уникальный корабль со своей специализацией — так что можно выбрать, что вам больше по вкусу: исследовательский корабль, боевой корабль, прототип, контроллер дронов, пиратский корабль или крейсер. Каждый из них очень хорош в чём-то одном, однако вполне может заниматься и другими делами, не заставляя вас зацикливаться на его специализации; приятно видеть, что гибкость стиля не пострадала от наличия асимметрии.

Закончив с раскладкой, вы ставите корабли на тайл первой звёздной системы и выбираете, кто будет ходить первым.
Чтобы победить и спасти вселенную, придётся очень быстро сделать очень много дел. В частности отследить все четыре (или меньше в зависимости от количества участников) сигнала предтеч, которые сокрыты среди стопки тайлов звёздных систем. После нахождения каждого сигнала вам понадобится соответствующий ему ключ, для чего придётся либо побегать по окрестностям, либо пройти определённое испытание. После сбора всех ключей ещё нужно будет перерыть оставшиеся в стопке тайлы системы, чтобы найти главный разлом: разрыв в ткани пространства, через который Аватары попадают в наше измерение. Доставьте все ключи к разлому на своих кораблях, запечатайте его объединёнными усилиями и молитесь, чтобы Аватары не добрались до вас раньше. Задача предстоит не из лёгких.

Тут, как и в других известных мне кооперативах, каждый раунд игрок активирует своего персонажа (корабль) и может совершить им N действий. В данном случае 3 или 4 — смотря какой корабль вы выбрали. Есть даже возможность «перегрузить» корабль и получить лишнее действие, при этом рискуя получить небольшие повреждения. А потратить их можно очень много на что. Быть может, доступных опций даже слишком много. Движение, бой, исследование, обмен, уклонение от опасностей, поиски ключа предтеч и т. д. и т. п.
А помогать вашей миссии будут сами предтечи... ну, не лично, но своими артефактами. Хоть они и спрятали ключи, за которыми вы охотитесь, но они также помогают вам улучшать корабли по ходу партии так называемыми модулями предтеч, а их разбросанные по галактике заброшенные космические станции будут пытаться подзарядить или починить ваш корабль — порой с неожиданными последствиями. Неудивительно, учитывая, что никто толком не знает, как обращаться с техникой этой древней высокоразвитой расы.
Обычно вы будете тратить действия, путешествуя по вытащенным из стопки гексагональных тайлов звёздных систем: там прячутся все приятные и неприятные сюрпризы игры. Можно потратить действие на отправку разведзонда в соседнюю систему: перевернуть верхний тайл из стопки и выложить рядом с уже открытым таким образом, чтобы их соединял гипертуннель (у каждого тайла есть «стенки», что не позволяет стыковать их друг с другом как угодно). Затем можно потратить ещё действие на прыжок (перемещение) в эту систему или же потратить вместо 2 действий всего 1, совершив прыжок вслепую: перевернуть тайл и сразу же переместиться туда. Естественно, есть шансы, что это закончится сражением или чем похуже. Некоторые системы настолько испорчены вестниками Порчи, которую вы пытаетесь остановить, что там не осталось ничего полезного. Только враги, намеренные остановить вас до того, как вы запечатаете их источник.

Итак, чем игра выделяется? Во-первых, она внешне очень привлекательна. Всё выполнено в едином художественном стиле и смотрится на столе просто шикарно: и рубашки карт, и тайлы, и планшеты кораблей... Художникам отлично удалось передать ощущение, что всё это — часть единой незнакомой вселенной.
Во-вторых, X-ODUS создаёт великолепную атмосферу. Вы капитан корабля, вы можете делать практически что угодно. Обьединиться в один флот с другим капитаном? Запросто. Забить на спасение галактики и заняться просто исследованием космоса? Почему бы и нет. Вооружиться до зубов и палить по всему агрессивному? Есть, капитан. Благодаря изобилию возможных улучшений корабля и интересных находок за всю партию у вас не возникнет ощущения скуки или повторяемости.

Сеттинг тоже очень недурён. Bored Game Ink (какое странное название компании...) взяла за основу стандартное клише в виде зловещей неостановимой всепоглощающей тёмной силы и превратила его в довольно интересный сеттинг с помощью кусочков истории, на которые вы натыкаетесь при исследовании галактики. Карточек тут много, так что партии похожими друг на друга не будут. Тут есть базы культистов, рои полуразумных наноботов, аванпосты вторжения, древние сферы Дайсона, огромный флот беженцев... с самого начала чувствуется, что ставки высоки. Каждая новая открывшаяся карточка создаёт тематичное и увлекательное ощущение нависающей угрозы.


Но есть, разумеется, и тёмная сторона луны. В некоторых аспектах X-ODUS уподобляется Икару: попытался взлететь слишком высоко, сделать слишком много. Местами игра переусложнена; до самого конца нашей первой партии нам приходилось постоянно консультироваться с 20-страничной книгой правил. Есть неприятный элемент выбывания игроков. Учитывая продолжительность партий в 3+ часа, это может вызвать весьма негативные эмоции. Кроме того, ранее упоминавшееся разнообразие возможностей может стать камнем преткновения для нерешительных, склонных к параличу анализа игроков: тут есть столько вариантов, как походить, что можно впасть в ступор. И наконец, здесь не решена проблема альфа-игрока: да, есть много вариантов действий, однако на каждом ходу лишь несколько из них принесут явный профит команде в целом.
Это всё не значит, что X-ODUS не фановый. Очень даже фановый, но только когда все игроки готовы смириться с вышеуказанными недостатками и сохраняют сосредоточенность на протяжении 3 часов партии.

Мне очень понравился X-ODUS, несмотря на то, что первые две партии чрезмерно затянулись из-за путаной книги правил. Полагаю, любители космических приключений и кооперативов останутся довольны X-ODUS. В этой коробке кроется алмаз — жаль только, что неогранённый.