ВНИМАНИЕ! ВОЗМОЖНЫ НЕБОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ!
С самого детства как-то получилось так, что я невзлюбил жанр фэнтези. Все эти замки, древние народы, эльфы, луки и доспехи абсолютно не возбуждают мою фантазию. То ли дело космический десант, идущий в атаку с плазма-ганами… Эх! Но сейчас не об этом. Хоть мне претят мечи и магия, однако к произведениям Толкина я отношусь с большим почтением и уважением. Не могу не отметить, что великий мэтр создал прекрасный многогранный и увлекательный мир, с которым я знаком исключительно по трилогии фильмов «Властелин Колец». К фильмам этим я отношусь с большой теплотой, ведь это одни из главных фильмов моего детства и юности (в том числе благодаря смешному переводу от Гоблина). Поэтому все, что так или иначе связано с «Властелином колец», находит теплый отклик в моем сердце, пусть и относится к нелюбимому мной жанру фэнтези. Справедливости ради замечу, что не считаю фэнтези плохим жанром, просто мне абсолютно не заходит весь этот антураж, хотя и случаются приятные исключения, например, серия игр «Dragon Age» и серия книг/игр «Ведьмак». Ну а теперь давайте перейдем уже наконец-то к настолкам.
Настольную игру «Властелин колец: Странствия в Средиземье» я купил не задумываясь. Я являюсь фанатом американской школы геймдизайна, уважаю качество продукции FFG и очень люблю приключенческие игры! В любых играх, в первую очередь, я люблю получать какой-то приключенческий опыт, оказываться в таких местах и ситуациях, в которых никогда бы не оказался в реальной жизни. Хорошая история, нарратив и увлекательный процесс исследования игрового мира – вот что я люблю (как говорится в рекламе бургеров с логотипом из двух желтых арок). Игра «Властелин колец: Странствия в Средиземье» все это мне обещала, а наличие цифрового приложения обещало добавить свою долю пикантности. Я полностью прошел всю базовую сюжетную кампанию из 14 миссий и хочу поделиться своими впечатлениями. Почему-то в данном тексте хочется быть субъективным и делиться именно своим мнением и своими эмоциями, потому что игра не оставила меня равнодушным во всех смыслах этого слова. Далее не буду вдаваться в правила, а выскажу свое мнение по некоторым аспектам игры, отражая как плюсы, так и минусы.
- Компоненты и наполнение. По своей традиции начну с них. Как и заведено у FFG, мы имеем базовую игру с предполагаемым дальнейшим выходом дополнений. Издатель уже даже не стесняется открыто говорить о том, что будет дополнение. Например, Гимли в игре – единственный гном. Однако, на одной из его карт упоминается, что другой игрок также должен быть гномом, чтобы вы получили бонус. С высоты своей настольной «карьеры» скажу, что по большому счету не имею ничего против больших линеек дополнений к играм. Конечно, хорошо купить одну базовую коробку и ни о чем не думать больше, но в америтреше, на мой взгляд, такой подход был бы скорее минусом. Ведь ты играешь в игру, ходишь в приключения, хочешь чего-то нового, неизведанного, и именно дополнения удовлетворяют эти потребности. Я начал играть базовую компанию сразу имея в коллекции базу, 1 большой доп и два лейтенант-пака. Могу сказать, что не испытал недостатка в контенте, мне даже ни разу не встретилась часть врагов из базовой коробки. Это не может не радовать, потому что приходит понимание, что в дальнейших перепрохождениях может встретиться что-то новенькое. По качеству и оформлению все как всегда отлично – красочно, красиво и аккуратно. Особенно радует в последнее время новый формат миниатюр. Я даже покрасил 5 базовых героев, потому что очень понравился уровень детализации! С такими миньками приятно работать. Отдельная благодарность Хобби Геймс за то, что локализовывают все допы и весь цифровой контент. Я даже почти начал прощать им отсутствие локализации допов к SW Imperial Assault… Но есть и субъективные моменты. Например, мне не очень понравилась рисовка местности на тайлах карты региона. Как по мне, выглядит слишком мультяшно и сливается в сплошной пестрый «ковер», хоть на тайлах изображены и леса, и луга, и руины, и деревеньки.
- Геймплей и механики. В игре совсем нет кубов. Меня, как любителя америтреша, это всегда немного сначала напрягает. Но в данном случае все отлично! Очень понравилось, что в игре есть элементы декбилдинга. Ты создаешь колоду действий своего персонажа, добавляя именные карты и карты специализации, а по ходу игры можно покупать дополнительные карты специализации и получать бонусные карты прозвищ за выполнение некоторых событий. В то же время, некоторые карты имеют различные символы, которые должны срабатывать при проверках. Отличная и очень интересная альтернатива метанию кубов! Очень напомнило систему прохождения проверок в Рунбаунде 3й редакции. Можно либо подготовить карту перед раундом и использовать ее свойство, либо оставить в колоде, и тогда при проверке будут засчитываться ее символы успеха. С другой стороны, что мне не понравилось в данной механике, что карты с символами успеха я почти не подготавливал и не использовал их свойства, потому что проверки проходятся постоянно, а символы успеха обязательно нужны в каждой проверке. Кубов то нет! Чем больше подготовишь интересных карты, тем меньше успехов в проверках. Ну такое… В игре присутствуют сюжетные кампании, отдельные задания которых бывают двух видов: путешествие на карте региона или события на поле боя. Это тоже отличная идея, на мой взгляд! Вот мы, как обычно, путешествуем по карте и приключаемся, а вот мы уже достигли ключевой точки сюжета и сражаемся лицом к лицу с предводителем орков в его лагере. При этом, механики боя и перемещения никак не меняются, но чувствуются совершенно иначе. К тому же, на тактической карте (назовем ее так) добавляется множество элементов местности – статуи, кусты, стены, ямы, туман и т.п. Такая смена обстановки очень освежает игровые партии. Очень напомнило мне похожую геймлейную особенность из серии видеоигр «HOMM». В настольном варианте эта особенность выглядит свежо и новаторски. Только жаль, что «тактических» заданий меньше, чем путешествий на карте региона. Знаю ребят, которые печатали для себя альтернативный террейн на 3D принтере. Очень обидно, что условный куст пригодится тебе только 2 раза за 14 миссий. Похождения по карте региона мне показались чуть скучнее и однообразнее. Конечно, на карте много точек интереса и кровожадных врагов, но все же локальные бои мне зашли больше. Ну и вишенкой на торте выглядит возможность прокачки оружия и снаряжения. Во время заданий мы собираем условные групповые «сведения» и, по достижении определенного их уровня, можем прокачать свое имущество. Причем, выбирать можно из нескольких вариантов развития. Это однозначно классно.
- Персонажи и масштабируемость. В базовой игре уже присутствует 6 персонажей и 6 ролей, а поскольку играть можно на 1-5 игроков, то выбор достаточно неплохой. В большом дополнении добавляется еще 5 персонажей и 5 ролей. Теоретически, можно назначить любую роль любому персонажу, однако все же есть рекомендуемые специализации. Я играл соло сразу за двух персонажей, как рекомендуется для соло-игры. Мой выбор был такой: Гимли-защитник и Леголас-охотник. Перед игрой я изучил все колоды всех персонажей и специализаций и пришел к неутешительному выводу: к сожалению, не все персонажи одинаково хороши, в их характеристиках наблюдается дисбаланс. Нет, если играть впятером, то определенно найдется место и «танку», и саппорту, и хилеру, и бафферу. Но если ты играешь соло лишь за двоих персонажей, то врят ли ты сможешь вытянуть игру двумя саппортами, поэтому приходится брать априори более сильных персонажей. А еще ты можешь ошибиться с выбором специализации. Ты можешь упорно играть и покупать более сильные карты своей специализации после миссий, игра даже дает возможность сменить специализацию в любой момент. Но если ты меняешь специализацию, то ее очки опыта будут качаться с нуля. Получается, что если ошибся с начала и переобулся к середине, то до конца кампании не получится полностью прокачаться и получить сильные карты с дополнительными символами успеха. Также не получиться полностью прокачать свою специализацию и взять дополнительную, потому что кампания закончится раньше. А хотелось бы! Но в то же время, игра прекрасно масштабируется на количество игроков в партии. В каждой миссии есть условная шкала угрозы с некоторыми контрольными точками. Каждый ход угроза растет, а по достижении контрольной точки происходит неприятное общее событие. Так вот, чем меньше в партии персонажей, тем медленнее растет угроза. Все элегантно и просто. Порадовало и то, что в игре есть три уровня сложности: приключение, стандарт и хардкор. Каждый может выбрать то, что ему по душе!
- Интерактив и нарратив. Для начала оговорюсь, что я играл на легком уровне сложности «Приключение». В играх я не очень люблю превозмогать и преодолевать, а больше предпочитаю получать удовольствие от исследования мира. Я же плачу деньги не чтобы меня нагибали. Так ведь? Понимаю, что данный подход не всем понятен, но у меня вот так вот. Выбрал я легкий уровень сложности именно для того, чтобы максимально изучить все точки интереса и получить все сюжетные плюшки и подсказки. Могу сказать, что даже играя двумя персонажами и имея в сумме 4 действия на ход, я успевал облазить всю карту и посмотреть все события, которые предлагает игра. Художественный текс конечно на высоте, но достаточно абстрактный. Вот я увидел стену пещеры, вот на ней древние письмена какого-то древнего народа. Ну и все. Мне, как не фанату Властелина колец, вообще не понятно, что происходит, и кто все эти люди, а тут еще отсылки к ЛОРу. Какой –то там древний Ар….. собрал там армию каких-то ур….. и ищет что-то там душ… Я даже прочитать эти имена собственные не могу правильно. Надеюсь, что фанатам произведений Толкина это зайдет. Но больше всего меня расстроило и выбесило, что ты никогда не можешь примерно понять заранее что и где может случиться. Если ты видишь яблоню в поле, например, и идешь ее исследовать, то с одинаковой долей вероятности это может быть и ключевая точка сюжета, или просто абсолютно бесполезный мини-бонус. На мой взгляд, по канону жанра, должно быть так: видишь меч в земле – сразу понимаешь, что это крутой артефакт и его можно взять, а видишь кучу тряпья и понимаешь, что это скорее всего просто хлам и рыться там не стоит. В данной игре может же быть все наоборот: меч – это хлам, и ты ничего не получишь, а в куче тряпья может быть спрятан мега-крутой бонус или артефакт. Может быть это и хорошо – добавляет неожиданности, но когда у тебя поджимает время на высоком уровне сложности, то уверен, что это будет раздражать еще больше. Например, была ситуация, когда за мной гналась целая армия и был выбор посетить одну из трех точек интереса. Я выбрал проверить что-то, спрятанное в древнем заброшенном склепе. И что же там могло бы быть? Ну как минимум что-то очень полезное и нужное! А что оказалось? Рецепт грибного супа… Занавес… При том что на проверку я потратил 3 воодушевления, а получил в итоге 1 воодушевление. И все. Такие моменты очень меня расстраивали. И все же скажу, что играть на легком уровне оказалось слишком просто. Да, я посетил все точки интереса, но две трети из них оказались абсолютно геймплейно бесполезными, а врагов было немного. В следующей кампании обязательно выберу более высокий уровень сложности.
Ну что ж… Вот такие у меня субъективные впечатления после прохождения базовой кампании. Что можно сказать в сухом остатке? Игра весьма неплоха, интересна и увлекательна. Она отлично зайдет как опытным настольщикам, чтобы получить удовольствие от хороших ненапряженных механик, так и казуальным игрокам, потому что правил немного, и они не сложные, а всю возню с компонентами и историей берет на себя приложение. Есть прокачка персонажей, есть прокачка оружия и снаряжения. Есть большой неплохой сюжет, есть несколько сюжетных кампаний на выбор. Есть два варианта миссий – карта региона и поле боя с террейном.
Уверен, что если будут играть фанаты мира Средиземья, то это будет еще +100 к атмосферности. Как по мне, то лучше бы такая игра вышла в сеттинге Fallout или Star Wars, но это все вкусовщина. Именно из-за сеттинга лично для меня это просто хорошая игра. Если бы был более интересный мне сеттинг, то скорее всего я бы визжал от восторга.
Спасибо за внимание!
Увидел Елену - до свидания коробка. Война кольца в этом плане более трепетно относится к первоисточнику
Аналогично, имею коробку и всем советую. Там книжная адаптация с иллюстрациями Джона Хоу.
А не возникло ощущение, что приложение слишком назойливое и что по сути это компьютерная игра с прикрученными полем и миньками?
Вы знаете, но на удивление нет, не возникло. Возникло ощущение, что если бы не было приложения, то в коробке лежали бы пара запасных буклетов с тонной сюжетного текста и несколько разных колод карт с разными событиями.
В целом, считаю использование приложения в данном случае весьма уместным.
У меня возникло. Один из игроков (бильбо беггинс) постоянно проигрывал в сравнении с другими игроками. Игра для него превратилась в фестиваль поражения. К тому же нам не понравился геймплей на картах (получение успехов с помощью символов). Продал игру после нескольких партий.
Бильбо же генерирует жетоны воодушевления как не в себя. Самая большая сложность, играя за него найти способ их все потратить.
Возникло ощущение, что ты не в Средиземье. Вся атмосфера лишь в отсылках на картах и именах персонажей.
Спасибо за такое замечание! Было интересно услышать мнение того, кто разбирается в ЛОРе))
Так и с именами беда. Елена в Средиземье? До такого даже Перумов не доходил.
Елена еще ладно... Главное - чтобы не Зинаида))
Ну так-то она Elena, что по идее должно читаться как "Элена", а в локализацию "Елена" просочилась чисто по привычке.
Насколько я помню, elena это квенийское прилагательное "звездный". Использования его в качестве имени в Легендариуме я не встречал. Но в русском издании Елена - безусловный ляп.
Понятно же о ком я говорил. Я только из-за этих персонажей не купил игру.
Саундтрек из кинотрилогии очень помогает.
В приложение бы не мешало его добавить, мне кажется. Или что-то похожее)) А то однообразная повторяющаяся мелодия уже начала утомлять...
А у вас не было мыслей о том что все сценарии не на тактической карте по сути кошки-мышки с врагами, т.к. бить их совершенно невыгодно?
Играл в компанию не помню вроде не самый легкий уровень. Задумка хорошая с успехами почти как 7ой континент. Но в игре нет никакого понимания что с тобой произойдет в той или иной ситуации, описание можно было вообще не делать просто вы видите обьект 147 ваши действия и список действие 1 действие 2 и т д. В результате действий рандомный ауткам. Пробовать играть как то по лору вообще нет отдачи. Мир как будто мертвый и ты просто идешь по тунелю и смотришь как твои действия ни на что не влияют. Я не понял что в игре есть интересного и за что ее можно хвалить.