С тех пор, как я научился играть в Ужас Аркхэма без залипания в правила каждые 15 минут, мне хотелось разложить его на 5-6 человек дождливой ночью и погрузиться в гнетущую атмосферу череды неудач и мрачных предзнаменований вокруг группы блуждающих во тьме хтонического ужаса искателей истины. Я предпринимал пару попыток экспансии УА в круг своих близких друзей, однако все они потерпели сокрушительное поражение. Возможно, нам не везло на физическое состояние играющих, но все, кроме меня и подруги, рано или поздно впадали в клиническую летаргию. Я, тем не менее, не оставил надежды, и старался понять, что я могу делать не так, что, зависящее от меня, можно было бы сделать лучше. И вот вчера мы почти спонтанно оказались в компании целых троих давних знакомых, лишь один из которых был неудачно апробирован Ужасом Аркхэма, и не возражал против повторной вакцинации.
Я постарался учесть негативный опыт и исправить самые большие, на мой взгляд, из исправляемых проблем: долгая стартовая раскладка и довольно сложные правила, обрушивающие на неподготовленную голову целую плеяду терминов и концепций. Выложив игровое поле и вкратце рассказав об Аркхэме и Данвиче в стиле гида туристической группы, проезжающей, конечно, мимо этих мрачных и странных мест и указав основные достопримечательности, я начал извлекать рассортированные по пакетам компоненты, предоставив игрокам изучить и выбрать как Древнего, так и игровых персонажей. Древним после вдумчивого изучения и выбора мудро назначили Итакуа, усмотрев его казуальность, чему я был весьма рад, поскольку этот древний для игры с новичками весьма уютен и вообще юзер-френдли. Сыщиками же в этот раз выступили культистка-отступница, бродяга, мастер на все руки и научная сотрудница. Себе я тщеславно выхватил лидера экспедиции. Персонажи неплохо сочетались с персоналиями игроков и даже соответствовали гендерно, что, возможно, склонило духов рандома к некоторому ролеплею и генерации правдоподобных ситуаций во время игры. Затем, выдавая снаряжение, хиты и ползунки, я начал аккуратно излагать правила, стараясь не произносить слишком много слов и разыграв по ходу несколько демонстративных энкаунтеров, показывая, как работают монстры, вещи, заклинания, статы и особые свойства врагов. Игроки, впрочем, были более чем лояльны и сконцентрированы, что вкупе с моим подготовленным интро позволило им уже через пару раундов оказаться вполне самостоятельными сущностями в игровом мире.
Путешественнику на старте достался боевой навык, пачка динамита и учёный-союзник, регулярно выдаваший мне дополнительный куб удачи. Культистка получила навык оккультизма (боги рандома, не мигая, скалились нам из вечернего сумрака за окном), заклинание "голос Ра" и кастет, видимо, ритуальный. Бродяге достался плащ-палатка и вуду-саксофон, что вкупе с единственным долларом на старте заставило его всю игру вполне ролеплейно нищебродствовать, искать случайные заработки и принимать подаяние. Мастер, помимо своего аутло-комбо "мотоцикл-шотган-вискарь", за каким-то рожном тоже получил оккультизм. Научная сотрудница вышла из университета в таком обвесе, что десантник из Doom обосрался бы от зависти; венцом её арсенала был король аркхэмского огнестрела Томми-ган.
Первую половину игры новички пробовали на зуб различные игровые ситуации, кидались на монстров (бродяга, так и не найдя оружия и вывернув силу до отказа, голыми руками забивал Бесформенных Тварей, Старейших и Дхоулов, я бормотал проклятия и решил для себя, что старый пройдоха попросту вкушает экспириенсы белой горячки), проваливались во врата, собирали и тратили улики. Запечатывать город я никого не агитировал, так как в целом и сам не сторонник досрочного бана Древнего. Бродягу ивенты регулярно выгоняли на мороз, и ему приходилось по-бродяжнически спать под открытым небом, подставляя свою задницу ласковым обморожениям от Древнего. Контакты в локациях были щедры как на несчастья, так и на подарки. Монстры изрыгались вратами обильно(количество игроков, превышающее 4, удваивает выхлоп из свежих врат), но пределы переполнились лишь единожды (культистка явно всю игру ожидала этого и тут же с гиканьем выхватила заслуженную улику из пула).
С монстрами дрались много и успешно, трофеи врагов и врат игроки с удовольствием спускали на все возможные бонусы, а Итакуа тем временем приближался. Когда до контакта третьего рода осталось два глаза, все разбежались по больницам-церквям, выручили награды за всё, что смогли, и встретили пробуждение Древнего во всеоружии. Путешественник открыл бой взрывом связки динамита, которую таскал с начала игры. Культистка проявила наконец интерес к собственной магии и мочила ледяного йотуна саблей и кастетом, обкладываясь Голосом Ра каждый раунд, бродяга раздобыл винтовку благодаря выпавшей однажды курьерской службе и рационализму научной сотрудницы, и с энтузиазмом палил на пару с мастером на все руки. Набирая эти слова, я вспомнил, что упустил из виду эффектное и эффективное появление Итакуа, заставляющее игроков расстаться со статистическими 66% снаряжения, сделав таким образом бой с Древним довольно ванильным и безопасным. Никто из сыщиков не погиб, а Ужас Аркхэма пал под конец второго круга боя.
Игроки выглядели усталыми, но в целом довольными, думаю, через пару недель они будут рады сыграть снова. Хочу провести ещё хотя бы одну игру, чтобы прислушаться к своим ощущениям, когда игра не замедляется и не требует большого контроля, потому как пока что разложить по старинке Аркхэм на двоих и взять по два персонажа для меня более привлекательно, чем снова сыграть в пять живых людей. Большого даунтайма вроде бы и не было, но тем не менее игра протекала зверски громоздко и изрядно меня вымотала.
За несколько лет игр в УА ни разу не столкнулся с тем, чтобы люди не въехали в правила или им было не интересно. Играли и вшестером, и всемером.
Один раз даже играли в УА с людьми 40+ которые вообще до этого в настолки-то не играли никогда. И всё ок. Всем было понятно и интересно.
А сама статья интересная! Удачи вам в борьбе с древним ужасом из иных миров ;)
Где ж вы все берёте этих тёщ и людей 40+, в глаза не видавших настолки доселе, которые въезжают и с интересом играют в УА. Либо везёт с дремлющим потенциалом новых игроков, либо очень хорошие навыки красноречия и вовлечения. Когда впервые попытался расширить аудиторию для своей коробки, взял друга. Репутация безупречная, лавкрафта читает, всё свободное время играет в PS4, всё общественно одобряемое ему чуждо. И взял его девушку, тоже своего друга, которая всю сознательную жизнь косит под гика, да ещё и в настолках более-менее сведуща. В итоге друг втупил в айфон, подруга тёрлась об него некоторое время и задремала. Это была моя худшая попытка запустить настолку в компании :D
Считай, что вчера первый раз столкнулся: правила в целом понятны, но интереса особого не вызвала по ряду причин :)
Ага, въезжают с интересом... Пытаются платить друг за друга, нихера не понимают и хотят играть в монополию.
Спасибо за статью! А про незаскучавших игроков - это вам повезло, у нас в итоге с УА всё 2 раза заканчивалось уверенным засыпанием товарищей (притом в разных компаниях), а потом она стала нашей любимой семейной настолкой на на с женой.
Удачи вам и дальше с игроками!!!
Не понял. Долгая раскладка - что там долгого, мы вдвоем раскладывали минут за 5 =) А по поводу объяснения правил - я теще с первого раза объяснил так, что она все поняла и побежала гонять монстров =)))))
Она - гений! Держитесь за нее...
Вот для таких случаев, когда народ специально обмазывается оружием, поджидая древнего, а потом за два круга его валит, и существует правило, что "убить" его - всего лишь ничья. Полноценная победа - это когда вы сумеете набрать шесть печатей на поле, как и подобает настоящим детективам, а не Рембо :)
Тут для меня оба варианта прельстивы: победить печатями действительно тру и особо унизительно для Великого Древнего; но бой с боссом покруче Йига/Итаквы/Ньярлатхотепа неизменно доставляет драмы, драйва и насыщения желания пошвырять наконец кубы и пострелять длинными очередями. В этой партии мы с подругой под шумок резвящихся новичков запечатали три локации, две из которых незамедлительно прорвало (спасибо Данвичу за это), и сочли, что "на этом наши полномочия всё".
Громоздкость и даунтайм - это синонимы "Ужаса Аркхема", если играть втроём-вчетвером, то уже поменьше будет и побыстрее. Или опробовать "Древний ужас")
Узнай я о них одновременно, выбрал бы, наверное, именно Древний Ужас, но зато начни я с ДУ, вряд ли бы полюбил Ужас Аркхэма)) (концентрация Ужаса в комментарии превысила все нормы)