Хотел написать комментарий к Властителям подземелий, но получилось многа-букв, поэтому попробую первый раз вставить текст в дневник.
Наверное мало смысла оставлять впечатления об игре 2009: опытные люди и так в курсе «что такое хорошо, что такое плохо», а для неопытных есть более свежие или же более классические игры с миплплейсментом (правильно ли я пишу это слово? %) ). Но вот, например, для меня перед покупкой игры довольно большую роль играют краткие комментарии пользователей. (Наверное, даже больше, чем обзор, поскольку не всегда ясно, что движет его создателем). А вот к Подземным лордам (DL) отзывов почти и нет (кстати, спасибо пользователю Android – было полезно узнать мнение «америтрешера»).
Я вообще неофит в еврогеймах. Собственно, если не считать Каркасона, до этого играл в Кингсбург, которым был разочарован. У нас в компании хорошо шли большей частью игры на карточном движке с небольшой продолжительностью партии. Попробовать DL (да и вообще еще одну игру со 100500 числом компонент вместо карточной колоды) просто таки «убедили» экстраординарные правила, которые я скачал на планшет, заинтересовавшись темой и оформлением. Прочел их в метро как тематический рассказец: было смешно, а главное при таком интересном изложении все легко укладывается в голове. В первой же игре ни разу не возникло нужды заглянуть в правила, притом, что, как я теперь понимаю после приличного количества партий, мы играли сразу верно. (Не знаю, есть ли еще правила в таком стиле?.) Но советую - если хотите оценить подходит DL вам или нет – смотрите правила в первую очередь, а не обзоры.
К остро-тематическим правилам добавляются: стильный арт и прекрасное качество компонент. (тут, тоже кстати, спасибо всем пользователям, кто русифицировал эту игру – без этого я бы ее тоже не приобрел). В общем, авторы постарались сделать все, чтобы дальнейший миплплейсмент (еще раз рискнул употребить это слово) был не скучным.
Ну и, собственно, сам миплп.… геймплей. Вдохновленный дизайном и духом игры разум не скучает, ежеминутно таская слуг на задания и импов на работу, но и не слишком перегружается. Те самые роковые «восемь решений за два часа игры» не являются критическим недостатком, особенно когда через сколько-то партий начинаешь чувствовать, как эти решения повлияют на игру. Другое дело, что игра, построенная на перетаскивании компонент с места на место дает здесь сильный крен в сторону несчастного «главного по игре», которому дополнительно надо очисть игровое поле от бесприютных монстров и невостребованных комнат, заменить их новыми, распределить приключенцев по пещерам Лордов в зависимости от злобности последних и зарегистрировать новую партию жадных до сокровищ людишек… А в это время остальные сидят и вдумчиво распределяют новые приказы. :(
Также отмечу своеобразное расслоение геймплея на две неравные по сложности составляющие: если с экономической частью игры все более или менее становится понятным уже после нескольких партий, то в боях мозги закипают. Конечно, есть простой подход (даже два): либо глобальная пропаганда общечеловеческих ценностей в течение всей партии и, как результат, самые хилые герои на входе в твое подземелье, либо геноцид населения большим числом мостров, способных задавить даже паладина ежовыми рукавицами. Но у нас часто бывает, что полтора монстра и одна ловушка неожиданно дают щелчок по носу не самых слабых героев. И виной тому… да, довольно случайное их «сезонное» распределение по силе… Вот для сознательной/адекватной подготовки к бою (сделаю ка я так, чтобы ко мне воры/священники не пришли и т.п.), наверное, надо на этой игре собаку/импа съесть. В общем, бой (за счет довольно случайной готовности к оному) заметно хардкорнее, рандомней и отнимает много времени, что не есть гут…
Своеобразность боя отсеивает и некоторое число желающих играть в DL. Как написано в правилах, если вашим друзьям не нравится сражение, можете сразу съесть их. А что поставить на место съеденных товарищей? Правильно, болванчика в виде планшета со случайными приказами, который, увы, не доставляет никакого удовольствия. Один раз сыграв втроем, мы поняли, что если нет ровно 4-х желающих, то в DL играть больше не будем. Замечу также, что мы так и остановились на варианте игры, который в правилах называется «неполным». Т.е. мы играем без правила платы золота за монстра-первым-приказом (итак подготовка к бою напрягает) и без карточек случайных событий (не хватает еще хаотичность в экономику привнести, которая в бою присутствует).
Закругляясь, подведу личный итог по DL:
Плюсы: Детально и интересно разработанные тема, арт, компоненты. Шедевральные правила, которые легко усваиваются, объясняются, все действия в них либо логично, либо забавно обоснованы. Интересные игровые связи в экономической части игры.
Минусы: Почти неприемлемое решение с масштабируемостью (играть только вчетвером!). Очень серьезная хардкорность и/или рандомность в плане подготовки к бою. ВременнОе провисание игры на стадии боя.
Неоднозначно: Неравномерность геймлея: бой представляет некий ребус и сильно отличается от постройки подземелья.
Как результат: Подземные лорды сняли для меня черную метку с Еврогеймов и многокомпонентных игр, сами доставили немало удовольствия нашей компании и, подвели к покупке замечательной Терра Мистики. Несмотря на ряд недостатков я оцениваю DL высоко и рекомендую ее к прочтению правил к игре даже новичкам в данной теме, вроде меня.
Думаю, вам стоит попробовать Dungeon Petz от того же автора.
Об этой игре тоже можно судить по правилам. ^~
Действительно, правила написаны весьма хорошо, чтобы детально представить игровой процесс, однако играть в DP что-то особо не захотелось... наверное не вдохновляет возня с питомцами :)
Вам надо побольше поиграть - тогда бой перестанет быть таким уж ребусом ) Вы же заранее видите всех кто "сидит в таверне" и кто приходит к вам. Значит можете планировать ловушки вам нужны или монстры (или и то и то).
Клерики - ловушки
Воры - монстры
Маги - подсмотреть хотя бы одну магию
и т.д.
Вообще монстры выгоднее чем ловушки в большинстве случаев, даже во всех, кроме когда вам привалили клерики ))
И кстати игра с ботом/ами становится более просчитываемой (особенно на двоих), что некоторым даже нравится )
Насчет клерики-ловушки/воры-монстры - это итак понятная схема. Просто подстроиться под то, чтобы не пришел, скажем, клирик - не факт (совсем не факт), что удастся, ибо у партнеров может быть та же цель. В итоге выбранная стратегия, скажем, на "больше-монстров" из-за лишнего клирика не сработает - будет захвачено три-четыре туннеля, а у твоего партнера, который "от балды" заготовил одну ловушку и одного монстра получится, скажем только два потерять. Слишком велико влияние на твой желаемый результат еще трех игроков, вот и получается рандом. Но если, конечно, ты просто стараешься всю игру быть самым милым, тут - да будет проще, (я писал про эту стратегию). Но чтобы быть милым надо тратить ресурс/приказы...Хотя у меня она в основном работает...
На счет большей предсказуемости игры с ботом - согласен. Но основное, что это оооочень скучный вариант, на мой вкус., конечно.
Хм, насчёт распределения монстров и героев по местам, ложащегося на плечи "ведущего" даже никогда и не задумывался. Интересное замечание, никогда не обращали внимания на этот момент в партиях. В принципе, да, присутствует такой косяк, но, наверное, для нас он настолько незначителен, что был пропущен мимо внимания.
А насчёт "без событий". Даже не знаю что сказать. Вы же америтрешр, вроде, как вам может не нравится такое классное разнообразие в такой сухой игре? Мы вот наоборот без того правила вообще не играем.
А правила действительно хороши, и обоснования действий очень радуют и часто "обыгрываются" у нас в партиях. =) С минусами согласен - очень жаль, что ничего не было придумано лучше болванчиков. Мне вот приходится втроём всегда играть =(
Наверное, "крысы сожрали вашу еду" и т.п. добавит еще каплю к фану и тематичности, но не приведёт ли и к обесцениванию усилий по обдумыванию приказов? Хочется все-таки самому игрой порулить - треша и от боев хватает :)
Насчет "втроём" - сочувствую :(
Так фишка в том, что все эти события, после того как открылись, срабатывают лишь через сезон. Что позволяет как раз подстраивать стратегию к сложившейся ситуации. Они и нужны для того, чтобы разнообразить игру, "сухой однообразный подсчёт".
Будут крысы - будем думать на ход вперёд, как снизить ущерб от них. И таких "минизадачек" в процессе игры кучка - колода событий. То есть, они не рандом вносят, а вариации.
Ладно, звучит убедительно. Будем пробовать, по-крайней мере.
Ага, попробуйте хотя бы раз-два, думаю, всегда будете играть так потом. Ну, а не понравится, всегда можно отложить колоду событий в сторону опять.
Ждём отчёта =)