Я из тех людей, для которых состав многих игр чем меньше, тем лучше. Часто 1-2 человека — вообще идеально. Дождавшись кампании Black Sonata, первой локализации чисто соло-игры, побежал проверять ее в Tabletop Simulator. Скорее для проформы, потому что и по видео было понятно, что игра толковая. А после первой партии окончательно убедился в этом.
Игроку предстоит сталкерить Смуглую даму из сонетов Шекспира, петляющую по улочкам Лондона. Она движется по заранее определенному маршруту, скрытому от игрока, и в каждом ходу может находиться в одном из двух, трех или четырех мест. Первая половина задумки состоит в том, чтобы, используя логику и дедукцию, подловить ее в единственно возможной локации, либо рискнуть наугад. По мере того, как мы будем успешно ее догонять, у нас откроются несколько подсказок, по которым нужно вычислить 3 из 7 уникальных черт этой таинственной персоны. В конце игры, если игрок успешно осуществил поиск и угадал все 3 черты, можно вскрыть карту цели, и узнать увенчалась ли догадка успехом.
Приятно удивляет реализация алгоритма скрытых перемещений и тайной личности всего лишь в нескольких колодах карт. Причем ничего из этого не является одноразовым, и на выбор есть 8 личностей и 8 маршрутов со случайной стартовой точкой. Если ты не гений меморизации, запомнить наизусть это будет невозможно. Для проверки угадал ли локацию нужно складывать две карточки, и через отверстие увидеть прав ли ты. Фича несложная, но никогда раньше такого не видел. Чем больше угадываешь места, тем больше колода скрытых перемещений заполняется туманом, который тоже имеет геймплейные особенности. Немного страшно ошибкой сломать изящную систему, но все это отлично работает! Вроде бы в голове сложилась картина как это функционирует “под капотом”, но очень интересно и плотно все упаковано в минимум компонентов. Действительно видна работа геймдизайнера.
Я ничего не знаю про Шекспира, но тематика и оформление мне показались приятно-минималистичными. При этом интересно, что для этой простой игры автор заморочился даже с исторической справкой. За ту цену, что просят за коробочку, мне и пнп будет дороже делать. А для увлеченных есть даже свежее дополнение в свободном доступе (Black Sonata: The Fair Youth).
На что ориентироваться при покупке этой игры? Во-первых, это игры со скрытым перемещением. В частности, мне очень нравятся Ярость Дракулы и Охота за Кольцом. Конечно, алгоритм не заменит хитрости живого взаимодействия, но в остальном Смуглая дама виляет между районами вполне интересно, чтобы путать игрока. Во-вторых, это дедуктивные игры на подобие Криптида, с которым у меня не складывается, и Search for Planet X, которая очень понравилась. Ну и, наконец, формально кооперативные игры, как в духе детективов и эскейп румов, так и более традиционные, вроде Пандемии. На коробке может быть написано любое число игроков, но нередко игромеханически от их числа ничего не меняется. Уверен, что в Черную сонату вполне интересно играть и вдвоем.
Кому игра не понравится? Во-первых, ярым нелюбителям логических головоломок. Во-вторых, тем, кто очень боится, что пацаны во дворе не поймут, если он притронется к соло-игре.
Очень радует, что российский рынок дорос до таких проектов. Причем под термином “дорос” я имею в виду не то, что Соната — вершина игростроя, а то, что продажи больших хитов позволяют издательствам обратить внимание на нишевые или экспериментальные игры. От себя я считаю святым делом поддержать эти начинания, иначе бы мы играли в сплошных Стонмайеров и FFG. Ну и как соло-игрок я мотивирован показать свою заинтересованность. Тем более за 1000 рублей.
(все фото с bgg)
Интересно, когда наш рынок "дорастёт" до игр, в которых игроки вообще не нужны. Соло-настолки уже прошлый век, нужно что-то более современное!
То, что Вам не интересны Соло игры - еще не означает, что они никому не интересны)
Да уже есть такое, посмотреть хотя бы на Десент новый. Там обязательное приложение на телефон или планшет нужно - оно показывает как разложить подземелье, какие тайлы и каких врагов, какие жетоны когда класть на карту и как ходят враги и кого бьют\что кастуют. От тебя требуется только смотреть в экран планшета и двигать на столе картон так как там показано. То есть игра сама в себя играет и ты только на столе блин все ворочаешь показывая это ирл)))
Вот как раз именно поэтому я принципиально против ИИ в настолках. Хочешь ИИ - добро пожаловать в компьютерные игры где это все реализовано в 1000 раз лучше.
А вот нет.
Игра друг против друга (как вариация, один против всех) и игра против "коробки" - это совершенно разные концепции и обе имеют право на существование.
В вот КАК ИИ реализован (карточки, кубики, приложение) - вот об этом можно и нужно спорить.