Отечественные разработки настольных игр продолжают штурмовать зарубежный рынок. Это не может не радовать. К тому же, учитывая, что экземпляры подбираются достойные. Чего только стоит Эволюция Естественный отбор (путь и слегка переработанная американцами), Steel Arena от Юрия Ямщикова (была представлена на Эссене 2016), его же Cosmonavts (о которых и не все даже слышали, хотя игра просто отлична по моему мнению), и… А вот в 2015 году некий Хаген Темерязев, решил не просто ворваться на зарубежный рынок со своим проектом, но ещё и попытаться собрать на их краудфандинговой площадке средства на издание. Не получилось, но за попытку отдельное спасибо и респект (как говорится). Вопрос только в том — почему игра не выстрелила? Хотя, давайте уточним: «Почему игра не выстрелила сразу?» Ведь спустя несколько месяцев вы уrже можете найти её практически в любом магазине, посвящённом настольному хобби. Давайте разбираться — «Взлёт разрешён»…
«Взлет разрешен» — самая реалистичная настольная игра про Гражданскую Авиацию. Во время игры вам предстоит взять на себя управление одной из авиакомпаний. Задача каждой авиакомпании — позволить всем находящимся самолётам в ангарах покинуть аэропорт, то есть взлететь. Каждая авиа-компания имеет уникальный флот и разные стратегии, — гласят игровые правила.
А что вы ещё ожидали? Что будет описана история аэропортов, каждого самолёта их пилотов и прочее? Новый Warhammer с необычной тематикой? Всё достаточно просто и тривиально. Вставайте во главе своего авиапарка и вперёд!
Пусть игра и не богата на оригинальные механики, пусть ничего нового здесь нет, главное, всё удалось. Ну, лично я так считаю. А как в это играть, судите сами. Немного тезисов по игровому процессу.
А в Москве, утром пробки даже в душ!
Тот, кто первый отправит все свои самолёта в облака, тот и молодец. А остальные пускай учатся на ошибках или штудируют правила. Кстати, углубляться мы больше не будем, поэтому все подробности о ценности самолётов, какие карты и в каком количестве можно разыгрывать вы узнаете из книги правил. Удачи вам с этим. Ещё вспомните мои слова. Хотя вероятность того, что вы будете играть правильного с первого раза всё-таки присутствует.
Оформление и исполнение. И хотелось бы воспеть хвалебную оду, и хотелось бы наградить игру красочными эпитетами, но совесть не позволяет... И ведь самое первое впечатление крайне положительное. Ты открываешь эту коробку, восторгаешься изящными деревянными самолётиками, шикарным игровым полем, отлично подобранным артом, стилем… всё прям такое сладкое. Но… что же кроется в деталях? А может это я слишком требователен? И всё же…
Ни на одной карте нет буквы Ё!!! Елки-палки...
Основная претензия у меня не к отсутствию органайзера (автору хочется сказать отдельное спасибо за качественный продукт в части исполнения), не к глянцевым карточкам, не к раскладному полю (которое, к слову, просто шикарно), а к такой банальной вещи, как — «трудности перевода нашего великого и могучего». К тому же игра сделана нашим соотечественником. Но! Во-первых бросается в глаза отсутствие буквы Ё в названии игры. Уж простите, но это полноправная буква нашего с вами алфавита. Особенно, это напрягает, когда она встречается дважды в одном предложении (да, это на всех 144 картах). И если вы этого раньше не замечали, то простите, не знаю как вы будете с этим теперь спать. И второе, не менее важное — это отсутствие пиктограмм подсказок на игровых картах. Я даже могу себе объяснить — почему карты на английском языке. Ах, да. Вы не знали? Ну, подтяните немного. Слов там не более 20. Crosswind, Taxi, Lucky Captain, Push and Start, Boarding, Fog и так далее. Не самые сложные понятия, хотя… Почему было не перевести? Возможно для сохранения атмосферы. Ведь каждый пилот обязан знать английский язык и это как бы интернациональная вещь… Но мы же не пилоты! И не диспетчеры, если уж на то пошло. Вспоминается сразу же анекдот:
«Немецкий пилот Люфтганзы в аэропорту Мюнхена запрашивает на немецком языке у наземного диспетчера ориентировочное время вылета.
И в итоге… Отсутствие пиктограмм, отсутствие карт подсказок, более десятка карт действий с особыми свойствами и «кривые» правила, увеличивают порог вхождения в игру как минимум вдвое. А возрастную категорию, по-моему мнению, с 9 лет до 12. Каюсь, ругаюсь… Хотя по своей механике игра просто элементарна…
Тематика. Лично я считаю, что это просто здорово, когда человек становится автором настольной игры. Но что самое сложное в создании шедевра? Механика или сеттинг? Что важнее? Скелет, который будет держать упругую кожу в грязном и засаленном платье или шикарный костюм, скрывающий недостатки внутреннего естества? Многие скажут — стремитесь к гармонии. Во всём нужна гармония. Но как же сложно её достичь. Автор выбрал необычную тематику неспроста. Ведь в повседневной жизни — он настоящий пилот. И кому как не ему лучше всего знать, что же происходит на взлётно посадочной полосе. В каждом элементе игры видно, что он подошёл к делу с душой. Одно это заслуживает уважения. Говоря же о механике… ну, об этом немного позже…
Подготовка к игре. Единственная проблема с которой вы можете столкнуться — это попытка перемешать 144 игровые карты. В остальном — разложили игровое поле, получили стартовый набор своих самолётов (уточнили в правилах, почему у одного пять, у другого шесть, да к тому же разного размера) и начали играть. Ничего лишнего. Здесь твёрдая пятёрка.
Одна из версий игры с пластиковыми самолётиками...
Цена. Как поговаривал американский писатель А.Бирс: «Цена — стоимость плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены». И знаете, впервые не хочется придираться к разработчику и издательству. В этом плане предпринят невероятно грамотный ход. Первая игра на рынке, с не самой удачной историей на площадке народного со-финансирования (а именно провал), неизвестный дизайнер, вполне известная механика, но невероятно высокое качество исполнения игровых компонентов, отличная ценовая политика, и в результате… не хватает только одного — маркетинга. Но вложения в рекламу обязательно будут вести к увеличению конечной стоимости продукта. А сейчас 1790 рублей — игра ваша. И даже несмотря на моё убеждение, что 1500 — золотая середина, то, что вы отдадите за «Взлёт разрешён» окупит себя достаточно быстро. Говоря проще — игра стоит своих денег…
Деревянные фишки, придающие неповторимый уют игре...
Правила. «Дядя Петя, ты дурак?» — только такая цитата приходит мне сейчас на ум. Начиная читать правила, я поначалу восторгался. Всё чётко, подробно, с иллюстрациями. Но радовался я первые два абзаца. Не могу сказать, что я совершенно не разбираюсь в настольных играх, сфера деятельности как бы обязывает. И скажу откровенно, мне пришлось прочитать несколько десятков, а может быть и сотен правил как на русском, так и на иностранном языке. Было всякое. И вот могу с уверенностью сказать, что «Взлёт разрешён» описан плохо. Да, вот так категорично — плохо. Начинаешь читать одно предложение, в котором появляется неизвестное слово, ты лезешь в другую часть правил, находишь там ещё более запутанную ситуацию и так до бесконечности. Какие-то сокращения, аббревиатуры… Это всё конечно здорово, но читать это неподготовленному игроку не самое лучшее занятие. Скажу честно, обращался даже лично к автору с вопросом по одной игровой ситуации — потому что в правилах не нашёл. А оказывается плохо искал. И всё потому, что информация дублируется по нескольку раз одна и та же, вместо того, чтобы быть отражённо один раз, но правильно структурировано. Я закончил!
Механика. Ничего нового и ничего необычного. Набираете в руку карты, сбрасываете их или грамотно разыгрывайте для продвижения своих самолётов (можно даже противнику слегка жизнь подпортить) и… на этом всё. Что вы ещё хотели увидеть от настольной игры из категории семейных (мне кажется, что ей там самое место — в хорошем смысле этого слова)…
Влияние элемента случайности. Давайте вспомним известного писателя Ф. Кафку: «Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.» Вряд ли он имел в виду настольные игры, но… чего вы ожидаете от колоды карт? К тому же, если это колода строго привязана к игровому полю и вашим фишкам (в виде самолётов). И знаете, я лично общался с автором. Вопрос был о балансе данной игры. И странная штука: в тестах известных автору чаще всего победителем оказывался игрок с наибольшим количеством самолётов, в моём случае было всё совершенно наоборот! А насчёт карт и размеров самолётов (что тоже крайне важно), автор сообщил, что создавался специальный софт, который рассчитывал всё до мельчайших подробностей и выверял баланс с ювелирной точностью. Но по факту: перед вами колода карт, случайно выбранная авиа-компания со всеми плюсами и минусами и противники, которые пытаются как-то нивелировать рандомные вещи. Вот только инструментов для этого почти нет… Всё таки перед вами не глубокая стратегия, а незамысловатая семейная игра. Не стоит требовать и ожидать большего.
Так приятно выставить большой боинг на VIP полосу...
Уровень взаимодействия между игроками. Сейчас сделаю не самое удачное сравнение с известной хоть и не самой свежей настолкой — К2. Казалось бы, простая игра для всей семьи, но вот добираешься до вершины и можешь делать такие вещи со своими противниками, что страшно становится… вплоть до того, что появляется возможность оставить погибать на морозе «коллег альпинистов». Вот тебе и воспитание в детях общепринятых ценностей. И здесь как бы ситуация похожа. Нельзя сказать, что в игре есть прямой конфликт. По сути, каждый пытается поскорее улететь и избавить свои ангары от простоя. Большее влияние на игровую ситуацию всё-таки имеет рандом в виде приходящей погоды и карт в руку. Но затормозить соперника с криками «враг не пройдёт» всё-таки можно. Причём сделать это настолько обидно у самого финиша, что возникает вопрос о справедливости этой бренной жизни. И никак вы на это не повлияете…
Реиграбельность. Если вам понравится игровая тематика, то сесть снова за эту игру вам захочется минимум ещё 5 раз. Для того, чтобы попробовать постоять у руля каждой компании и понять все её плюсы и минусы и конечно же, чтобы ощутить механику в полной мере. Случай случаю рознь. Возможно именно вам удастся найти золотую середину или более эффективную тактику против противника.
Атмосфера. На самом деле игру сделать атмосферной очень просто — достаточно сделать её с любовью, вложить несколько деревянных компонентов, качественное игровое поле и красиво оформить. Всё. Успех обеспечен. Не нужно придумывать велосипед и заливать в коробку авиационный керосин, чтоб отдавало за километр. Аэропорт ведь… нужно быть проще. И в данном случае мне очень понравилась эта уютная игра. Лично я ощутил себя безграмотным диспетчером и результатом оказался доволен.
Оформление такое, что дух захватывает. Качество на высоте. С чем сравнивать как вы понимаете есть...
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). На самом деле игра проходит достаточно бодро, если игроки планируют свой ход заранее. Вот только не всегда это планирование срабатывает. Ведь подготавливая очередное карточное комбо вы не сможете учесть всех изменений на игровом поле. Особенно если речь пойдёт о смене погоды, заблокированных для вылета полос и так далее. В среднем по больнице игра играется динамично. Но если, кто-то начинает подвисать… думаю, что вы поняли о чём я! Относится к игре нужно с фаном. Ещё раз повторюсь, это не стратегия! Это игра для уютного и приятного времяпрепровождения…
Оптимальный игровой состав. Вопрос крайне сложный. Все варианты попробовать не удалось. Ну, как все… играли вдвоём, втроём, вчетвером и вшестером. Не думаю, что игра на пять игроков чем-то сильно отличается. Закономерность только одна. Чем больше игроков, тем дольше игра… А если ещё все понимают, что нельзя давать взлететь, то она и вовсе может стать бесконечной… и опять же, длина партии будет зависеть от великого и ужасного его! Простите, но имя это не произносят всуе… Рандом не любит, когда его ругают…
Информативная загруженность компонентов. Обычно приходится критиковать за переизбыток информации, но в данном случае всё совершенно наоборот. Я уже слегка коснулся момента с отсутствием пиктограмм подсказок, ну, или в крайнем случае карточек, которые будут напоминать о свойствах карт действий. Но, нет. Ничего этого нет. Только загадочные слова на заморском языке… и это 9+?
Ладно, левый верхний угол можно понять, что означает... Но всё остальное? Что там за слова?
Игровое пространство. Приятно, что игра не занимает половину стола. Пропорции её идеальны. Игровое поле, две колоды карт (так немного удобнее тасовать), колода сброса и несколько кучек самолётов, в зависимости от количества игроков. Перфекто!
По традиции разберём игру на чёрные и белые составляющие.
Плюсы или положительные стороны:
Недостатки или отрицательные стороны:
Не нужно судить игру по выделенным мною недостаткам и достоинствам. В любом случае, как бы я не старался, мнение останется субъективным. Пробуйте и только тогда вы сможете сказать — оно или нет. Я лишь попытался выделить основные моменты на которые стоит обратить внимание. Для кого-то недостаток наоборот — есть плюс. А для автора... автор терпеливо дорабатывает правила и постоянно работает над продвижением своего проекта. Хочется пожелать ему искренне успехов в этом деле...
Ога, пуш и старт... Май нэйм из вася энд я лерн дойч ин скуль!
А в сухом остатке: я буду рекомендовать эту игру всем, кто только знакомится с удивительным миром картона. Тем, кому важен не результат, а сам процесс. Тем, кто готов повеселиться, а не засесть в сложных математических расчётах для достижения цели. Давайте будем проще. Как говорят мои друзья «Дайте настольным играм шанс».
Мне игра понравилась. И оформление, и стилистика, и дизайн. От деревянных самолётиков я и вовсе пищал как свинка Пеппа. Всё как бы классно. И оригинальные стартовые авиа компании у игроков (разные как вы поняли!) и… да, вот и всё. Дальше впечатления — бросил кубик и передвинул фишку (и я в курсе, что в игре нет кубиков). По сути игра такая. Да, ты можешь что-то попытаться запланировать, собирать карты, но действие можно сделать за свой ход только одно, комбинации не допускаются, карты из колоды приходят так, как им заблагорассудится. Ах, да, ещё кто-то может тебя от финишной черты наглым образом откинуть. Просто потому, что так совпало, а не потому, что это был хитроумный план.
Поклонникам глубоких и умных стратегий не рекомендуется. Вас разочарует практически полное отсутствие ценности ваших действий. Если вы любите конфликтные игры, то вам тоже не сюда. Наличие двух карточек, влияющих на оппонента, не слишком удачное игровое поле (на котором достаточно трудно эффективно и не случайно блокировать определённые зоны) не спасут ситуацию. Если вы за игры с миниатюрами, то вы ошиблись статьёй. А вот тем, кто любит игры попроще, кому по нраву тема самолётов, аэропортов и кто хотел выйти замуж за пилота или быть стюардессой на борту шикарного боинга — игра точно зайдёт (немного сленга, господа).
И котика вам в ленту...
(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)
"Давайте вспомним великого немецкого писателя Ф. Кафку..."
Спасибо, что так мило сообщили об ошибке при вычитке материала. Поправлено. =)
Просто уберите "немецкоязычного", это уточнение все равно не несёт никакой ценности для текста
И вновь соглашусь с вами =)
Тут можно еще по мелочам пройтись (точку за кавычки вынести и т.п.). Насчёт Ё всё правильно, но... Текст с Ё плохо воспринимается взрослыми людьми (проверено экспериментальным путем), из-за этого, видимо, её вынесли на клавиатуре за пределы свободной досягаемости.
Поэтому большинство текстов без этой буквы печатают, и данная игра не исключение.
В гостовской русской раскладке ё находится справа от ю и под э.
ё в левом верхнем углу - это изобретение Microsoft.
А экспериментально не проверяли, насколько взрослые люди внятно читают с листа вслух текст без Ё, если у них нет опыта декламации? По моим наблюдениям - регулярно спотыкаются и перечитывают слово, в котором Ё прочитали как Е.
Эти наблюдения относятся не к данной игре, а ко всякому америтрешу.
Поскольку большинство знакомых слов человек читает целиком, а не по буквам, всё-таки процент неверного произнесения. Другое дело, что многие слова, которые должны писать с ё и произноситься соответственно, многие произносят через е: незаконнорожденный и осужденный, например, из-за чего ударение смещается. И в этом плане пропечатывание ё помогло бы избежать многих неточностей.
У меня жена вообще "картинкой" текст читает с университетских времён. Восприняла смысл текста и пошла дальше, уловила процентов 50 содержащейся информации и пошла дальше. Обычно, этого достаточно для понимания сюжетной линии. Но когда возникает необходимость читать по словам, мозг "тормозит", перестраиваясь под непривычные нужды. У меня есть друг, который при чтении вслух произносит только каждое третье слово, ему читать художку на картах тяжелее всех. Не знаком с большинством, но на домашних игротеках средний возраст игроков приближается к 35, и ни у кого нет нужды по работе читать с листа вслух. Потому регулярно с ней проблемы. В клубе у молодёжи с опытом игры в ролёвки дела обстоят лучше, но без казусов тоже не обходится, особенно в словах типа "Узнаете/узнаёте".
С ударениями тоже проблемы бывают. Как-то на квизе ведущий зачитывая вопрос выдал "детские соскИ", а не "детские сОски" :)
Называть чешского еврея, жившего в Австро-Венгрии, немецким писателем ошибочно. В тексте использован более уместный эпитет.
А, Вы поправили автора, тогда согласна).
В печатных текстах опускается. Крайне редко можно увидеть эту букву в детских книжках.
Крайне постоянно вижу её в детских книжках, которые читаем с сыном :)
При наличии двух одинаковых книг разных издательств по-возможности предпочтение отдаю тем, что с буквой "Ё", ибо Ежик - это польский мальчик, а Ёжик - уже ми-ми-ми.
На самом деле, все зависит от желания редактора. Главное, чтобы везде было одинаково - либо везде ё нет, либо везде есть.
Бедную Ё уже и с клавиатуры попёрли. Держится в углу из последних сил! :)
Точек нет, но вы держитесь! =)))
Вот Вы, автор, к букве "е" придираетесь, которую с точками никто уже никогда писать не будет - а в то же время язык значительнее коверкаете.
"Основная претензия у меня ни к отсутствию органайзера (автору хочется сказать отдельное спасибо за качественный продукт в части исполнения), ни к глянцевым карточкам, ни к раскладному полю (которое, к слову, просто шикарно), а к такой банальной вещи, как ..." - так писать нельзя, нарушена структура предложения.
Можно было написать "не" вместо каждого "ни".
Можно было - "Ни карточки, ни поле, ни отсутствие органайзера НЕ вызвали у меня сомнений или претензий ...".
Разные виды отрицания.
Если можно игнорировать одно правило, то почему бы не игнорировать все?
возможно, статья писалась в суе :)
я даже затрудняюсь понять, состояние это или процесс
это даже в чем-то концептуально - "играть правильного" :)
"будем же играть умного, господа!"
Замечание справедливо. Поправил. Спасибо =)
всуе тоже стоит поправить, пишется слитно
Не хватает мне редактора для вычитки на полставочки =)
"играть правильного" тоже стоит поправить - очевидно, что это не ошибка, а опечатка, но если беспокоиться о точечках буквы "е", то и об этом тоже
Также стоит скорректировать - "И всё потому, что информация дублируется по нескольку раз одна и та же, вместо того, чтобы быть отражённо один раз, но правильно структурировано."
Чтобы привести фразу к правилам русского языка, нужно написать "вместо того, чтобы быть отраженноЙ один раз, но правильно структурироваННо."
Но фразу лучше было бы переделать целиком, потому что "правильно структурированно", хотя и правильно грамматически, стилистически крайне неграмотно.
Я не то чтобы жду идеальных текстов от любительских проектов современного мира - я и от профессиональных уже не жду - но если бороться за точечки над "е", то все это важно.
Люди, которые сыграли в эту игру несколько партий, не сговариваясь, прочитав статью спрашивают, а автор вообще в игру играл или написал статью по обзорам и летсплеям? Вот и у меня такой же вопрос возник:)
Чйорт, раскрыли. А в игры играть нужно? =)
Хороший обзор (впрочем, как всегда) очень посредственной игры. Сыграла недавно. Оформление просто обалденное, качество компонентов дико порадовало. Единственный кмк косяк - отсутствие на картах русских названий. К сожалению, сама игра - кинь-двинь без кубика. Очень рандомная. Насколько я знаю, очень нравится детям. Самолётики вжжжж... Знаю, что будет доп с нововведениями (новые карты действий, новая авиакомпания).