Оценка пользователей
8.7536
Оценить:
-

Deep Madness. Лавкрафт аплодирует стоя | на щупальцах

 

Добро пожаловать на подводную станцию «Кадат». Да, как станцию назовешь, так дела на ней и пойдут. Ее создатели явно готовились к худшему, и именно оно и настало. Герои базовой коробки, которыми мы будет стараться не умереть, попадают на станцию как раз в тот момент, когда всё уже очень плохо. Люди куда-то подевались, повсюду разруха и лужи крови, буквально из стен и пола лезут невыразимо ужасные твари.

 

 

 

Что же это за безумие такое?

Играем за 6 или 4 персонажа. Классика – 6. Четыре героя будут бегать с небольшими костылями. В базовой книге приключений нас ждет 8 миссий, последовательно раскрывающих перед нами тайны произошедшего на станции Кадат. Миссии здорово отличаются друг от друга по стилю. Если в первой нам нужно по классике просто посетить три точки, а потом прибежать в четвертую, то уже во второй задание будет более комплексным и витиеватым. Не хочу давать много спойлеров для тех, кто решится закупить себе коробочку и пройти от начала и до конца. Да, миссии интересно проходить одну за другой, но вообще никто не запрещает вам открыть любую из них и сыграть именно в нее. И тут мы приходим к первому моменту, который одних устроит, а других немного разочарует:

 

В игре нет прокачки персонажей из миссии в миссию. Вы ничего не берете с собой, завершая один эпизод и начиная следующих. Ничего, кроме интереса – что же будет дальше. Оговорюсь, что в дополнениях будут некоторые наборы миссий, которые важно проходить последовательно, там будет нечто, что будет переходить из главы в главу.

 

Каждый герой из шести базовых обладает двумя уникальными свойствами. У каждого свой предел здоровья и свой предел разума. За применение многих способностей мы расплачиваемся именно разумом, а он в свою очередь может превращаться в безумие! Что могут делать герои на поле? В этом отношении всё сравнительно стандартно – двигаться, атаковать, отдыхать, открывать/запирать/чинить двери, искать предметы, выполнять уникальные действия конкретной главы.

 

 

Невыразимый ужас из бездны

Каждый раз нам противостоят шесть различных выводков монстров, среди которых не эпические и один эпичный (опционально) + иногда добавляются еще побочные. Шесть героев и шесть монстров. Вначале ходит герой, потом монстр под его карточкой, потом соседний герой, потом монстр под ним и так далее. При игре четырьмя героями два хода будут игроками упущены, но им за это, на каждого действующего, будут выдаваться жетоны с дополнительными действиями. Интересно, что в финале раунда персонаж, ходивший первым, уходит в самый зад назад, а его соседи продвигаются на шаг ближе к началу. Последовательность ходов монстров НЕ меняется.

 

 

В базе 10 обычных монстров и 3 эпических. Каждый монстр умеет что-то свое. Один, например, постоянно порождает мелких таракашек, которые сразу двигаются в сторону персонажей и нападают на них; другой может парализовать вас; третий проходит через стены; четвертый прицепляется к нам и подъедает каждый ход.  

 

 

Две тематические особенности тайлов Кадат:

  • Тайлы (помещения станции) в игре двусторонние. С одной стороны, у нас обычные помещения, а с обратной – поглощенные. Ближайший аналог – Сайлент Хилл с его превращениями окружения из привычного, в чудовищное, искаженное. По мере игры все помещения постепенно поглощаются безумием и становятся особенно опасными. Здесь появляются точки спауна монстров и отдельные штрафы за остановку – безумие, раны, минусы к кубам и все такое.

 

  • Некоторые помещения, кроме всего прочего зла, будут еще и затопленными. А это значит, что? Что там будет нечем дышать, например. Для этого у каждого персонажа имеется свой счетчик кислорода. Каждое действие в водичке стоит единицу кислорода. Решили поплавать и пересекли отметку зеро? Дальше за каждый минус-кислород будете страдать, пока не выплывите на незатопленный тайл. Или, если дойдете до отметки с черепом – You Died.

Еще заметная и мега-тематичная механика игры – победа над монстрами и последствия этой победы. Вообще, вам далеко не всегда нужно их убивать. Замечу прежде, что бить вы их будете кубами. Да, никаких вам тут сложных модернистских механик. Просто кубы с успехами и неуспехами. НО, игра позволяет игроку заметно влиять на результаты. Различные возможности оружия + разрешение перебрасывать кубик столько раз, сколько вы готовы потратить на это разума – не дадут рандому поглотить вас и ваше хорошее настроение.

 

 

В игре максимально элегантная система прохода сквозь врагов. Ваша способность к побегу, например, 5. У одного врага показатель засады 3. У второго врага в том же месте показатель засады 1. Пока вы превышаете их суммарный показатель засады – можно спокойно убегать от них. А вот если показатель равен или уступает, тогда придется вначале прочистить территорию. Вполне легко себе представить, как герой бежит дальше по коридору, уворачиваясь от клешней не слишком быстрого монстра.

Так вот, про мега-тематику – сражений будет немало, и тут в игру вступает показатель ужаса монстра, насколько он пугающий и мозговыносящий. Бежать мимо него страшно, но вот остаться и зарубить – еще страшнее! Итак, если вы пробили гада – смотрите на его уровень ужаса. Чаще всего этот уровень равняется единице. Теперь смотрим на свой планшет. Если у вас есть потраченные рассудки, тогда придется перевернуть их на сторону безумия! ААА! А набрав три безумия, придется взять злую карточку и разыграть ее исключительно негативный эффект. Однако, если у вас нет жетонов разума на показатель ужаса очередного монстра, тогда вы берете карточку Сознания, которая рассказывает вам какой-нибудь интересный и пугающий эпизод из недавнего прошлого станции Кадат; и дает позитивный эффект – лечение, бесплатное действие, и так далее.

 

 

Явные плюсы Deep Madness с моей точки зрения (автор так чувствует):

  1. Атмосфера! Именно она обращает на себя внимание с самого начала. Погружение, особенно если вы читаете вступительные и заключающие каждую миссию тексты, а также тексты с карточек сознания и безумия… ГЛУБОКОЕ. Да даже если вы их не читаете, а просто наблюдаете за происходящим – вы попадаете в эпицентр лучшего фантастического фильма ужасов в своей жизни. Здесь вам сразу и Dead Space (среди персонажей из коробки стретчей есть прямая аналогия с Айзеком Кларком), его создатели, как кажется, рассматривали с особенным интересом, впитывая его идеи и атмосферу. Здесь и различные фильмы, вроде Левиафана, Нечто и всего такого – про жутких монстров из глубины, космоса, параллельных реальностей. Изоляция, безнадега, невыразимый ужас и маленькая надежда на спасение (хотя бы физическое, головой после таких приключений точно тронешься).

     

  2. Миниатюры в Deep Madness выполнены просто, по моему мнению, шикарно, тематично, незабываемо. Эти монстры правда пугают, правда норовят вцепиться своими когтями и щупальцами в ваше сознание. Герои также отлично детализированы.

     

  3. Общий дизайн коробки, рисовка монстров – тоже очень пугающие и тематичные.

     

  4. Даунтайма нет вообще, если только кто-то из игроков прямо вот по жизни долгодум или отвлекается (но это не наш человек, ведь от этой игры очень трудно отвлечься ценителю жанра). Это полный кооператив, а значит решения всегда принимаются вместе, успехи и неудачи каждого игрока влияют на всех остальных. А осбуждений и планирования здесь будет очень много. 

     

  5. Максимальная притертость всех механик и всего, что происходит в игре. Вы не можете просто найти мега-имбовое ружье и пробиться к победе. Очередность ходов постоянно меняется, каждый персонаж имеет свои плюсы, но и свои слабости. Задачи связаны с гибким планированием сил всей команды. Каждый монстр осложняет вашу жизнь по-своему. Каждый ход новые точки порождения ужасов также задают вам новые задачки. Миссии отличаются друг от друга довольно сильно. В общем, баланс игрового мира кажется идеальным, его в некотором роде нарушают некоторые бонусные герои, но и там есть свои сложности и нюансы. 
  6. Можно играть любым составом до 6 человек включительно. Отлично играется соло, можно управлять и шестью, и четырьмя – никаких проблем.

  7. Реиграбильность – даже если брать только базу – каждая партия будет во многом разной. Всех монстров за один раз вы не задействуете, каждый раз они будут выходить по-разному. Каждый раз тайлы будут поглощаться по-новому. В игре много челенджа, что и заставляет вас возвращаться даже в одну и ту же миссию, чтобы снова попытаться перехитрить этот адский пазл невыразимого ужаса.                                                                                                                      

  8. Многовариантность ваших действий и решений – вы можете пробовать различные тактики для достижения победы. Можно пойти вот туда, закрыть дверь, а вот этому герою побежать так и постараться забрать на себя вот тех вот мразей. Или сейчас мы поищем оружие здесь, потом пойдем через эти коридоры, а там…  

     

  9. Не знаю, минус это или плюс, но после одной полноформатной партии вы, скорее всего, захотите слегка передохнуть. Не думаю, что за вечер вы сыграете более одной, разве что, если в первый раз кто-то быстро погибнет. Но это значит, что игра насыщает игроков, дает им столько игрового опыта и столько эмоций, сколько они способны унести и даже больше. Голодным не уйдет никто, кроме монстров (если повезет).

 

 

Минусы, которые лично для меня минусами по большому счету не являются, но могут быть приняты на заметку теми, кто раздумывает о покупке/поигровке:

  1. Долгая раскладка – сложить модульное поле по картинке сценария, разложить на него различные жетончики, собрать модульную шкалу последовательности раундов. Вынуть рандомно или выбрать глазами шесть монстров, найти в колоде вторжения все их карты, замешать. Найти карты тайлов и разложить их по двум стопочкам. Найти всем героям их базовые предметы.                   

  2. Темноватые тайлы, а границы их тонике и абсолютно черные – иногда можно не заметить, что пытаешься пройти сквозь стену.                                                                                                            

  3. Персонажи на карточках нарисованы простовато. Да, есть такое, это лично мое замечание. Но, это очень маленький, буквально исчезающе маленький минус.                                                             

  4. Смерть одного – проигрыш всех. Если хотя бы один герой отъехал, все остальные, даже если вот она уже и победа, проигрывают. Но эту механику легко понять, иначе в игре бы просто появились герои для битья и принесения в жертву. 

  5. Возможно, было бы неплохо получать какие-то событийные карты каждый раунд. Да, здесь есть карты безумия и сознания, но вторые – рассказывают не о том, что происходит с нашими персонажами, а о том, что происходило на станции или окружало ее ранее, такие «проблески истины». Первые связаны с персонажами, но отвлечены от конкретных событий на поле.                   

  6. Игра сложная и долгая. Проиграть можно в самом финале этой сложной и долгой игры, что может быть особенно обидно. Для начинающих настольщиков не рекомендовал бы. Да и вообще для тех, кто в этом жанре любит просто подвигать красивые миньки и покидать кубов.                               

  7. Некоторые жалуются на то, что по картинкам монстров на их карточках, не всегда легко сориентироваться, какая к ним относится минька. Ну, тут вопрос легко решается обращением к книге правил, где на первой развороте есть фото всех минек и их имена.

Что думаю я о Deep Madness

На данный момент сыграно 7 партий. Всё пока крутится вокруг первых трех миссий. Играл соло, играл и с разными товарищами (до 4 человек за столом). Побед пока две. Дальше в миссии заглядывал краем глаза – игра готовит много интересных задач и постепенно подкидывает новые механики и даже какие-то карточки событий третьего и четвертого типа. И это всё базовая коробка, хотя я сразу начал вбрасывать в сессии монстров из дополнительных коробок. С эпическим монстром виделся один раз, при этом он играл ключевую роль в миссии, то есть не был стандартным врагом из шести.

 

Чувствуется гигантская любовь авторов к проекту. Атмосфера, продакшен, история, миньки – делал как для себя и как для меня) Здесь много игры! Не просто клевые фигурки и какой-то макет игрового процесса к ним. Нет, здесь много игры. Даже просто в «голой» базе. Если вы не собираетесь в нее рубиться прямо очень часто – вы можете взять только базу и всё. Она не кажется обрезанной или короткой. Кстати, базовые герои мне пока нравятся больше всего, они не терминаторы, во много уязвимы, но именно за их судьбой особенно интересно наблюдать.

Чаще игра встречается в продаже с двумя дополнительными коробками Uncounted Horrors и Endless Nightmares. Вторая коробка по объему как еще одна база, первая – поменьше, но тоже представительная. Они утраивают количество героев, монстров, добавляют в том числе удобные миньки для точек спауна, пластиковые двери и еще всякие интересности. Среди героев есть Элен Рипли (которую зовут иначе) с котиком. Классно, что каждый новый монстр – это не просто красивая фигурка, это новая механика, новый челендж. Смотришь, что они умеют, и прямо восхищаешься.

 

 

Еще к игре можно купить на данный момент три объемных дополнения – Faces of the Sphere, Oracle’s betrayal и Rise of Dagon. Здесь вас ждут еще горы новых врагов, новые сценарии и новые уникальные механики, которые можно будет добавить, как я понимаю, и в основные миссии. Я пока особенно не трогал эти коробки, они ждут своего часа, но всё это роскошество суммарно дарит предвкушение очень и очень добротного и разнообразного игрового опыта. Миссии, кстати, выстраиваются хронологически – какая-то коробка рассказывает, о том, что было до базовых событий, другая – что было потом или между тем. Есть в природе еще фанатская кампания, есть коробки с дополнительными эпическими боссами, есть даже книга по вселенной от автора.

 

 

Также мне нравится интегральность темы Deep Madness. Да, в самой игре есть интересный, захватывающий сюжет. Но вы можете запросто представить, в отрыве от него, что находитесь, например, на космическом корабле и затопленные комнаты – это комнаты с безвоздушным пространством и даже с отсутствием гравитации. Вы можете представить, что вы на станции где-то в Антарктиде и боретесь с порождениями Нечто. Сэттинг легко подстраивается под любые жанровые вкусы, что делает игру еще более ценной.

Другими словами – я в полном восторге от этой игры. Не зря я столько к ней приглядывался и ее искал. Убила ли она другие мои любимые настолки в этом жанре? Нет. Я также с удовольствием буду играть в Fireteam zero (боялся, что эти игры упрутся друг в друга, но нет, они сильно разные) Machina Arcana, городской Зомбицид, Shadows of Brimstone. Она просто стала еще одним моим фаворитом и снискала мое глубокое уважение к своим масштабам. Deep Madness – выдающийся представитель своего жанра, прилежно перенявший опыт прежних амертитрешей и данженов и переведший его на новый уровень как в тематическом так и в механическом смысле.

 

 

А что до Лавкрафта… Здесь немало отсылок к его творчеству – названия, имена героев, даже Дагон есть, хотя конкретно о событиях на подводной станции он никогда, вроде бы, не писал. То есть, в игре есть дух, присущий Лавкрафту и производным частично от него фантастическим ужасам, с упором на жуткие игры разума и всякие потусторонние мерзости. Я думаю, что Лавкрафту бы игра зашла и он бы похлопал в свои инсмутские ладони да прщелкнул парой щупалец.

 

 

P.S. Я слыхал, что в этом году планируют третий репринт, а значит, все, кому не досталось Глубокого безумия в прошлый раз, могут в этот раз, наконец, пробить дно и обезуметь как следует!     

 

 

 

Всем спасибо за прочтение.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Thane написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор. Репринт ждем, ибо соответствующая заглушка уже появилась на сайте Diemension Games)

Racerx написал 4 года назад: #

Спасибо за прочтение) Интересно, добавят ли они новые коробки к репринту) И интересно, что там у них с Dawn of Madness)

Siar написал 4 года назад: # скрыть ответы

Любопытный кооператив, но слишком уж сложный

Racerx написал 4 года назад: #

Сложный, интересный и увлекательный) Просто нужно повникать в систему, чтобы эффективнее действовать. Но, даже при сливе партии ощущения от игры исключительно положительные)

tkis написал 4 года назад: # скрыть ответы

несколько ошибок за миссию вполне простительны, и случайность не зашкаливает, для меня эталон ненужной сложности при ограниченной предсказуемости скорее City of Kings, вроде неплохая игра, но осадок неприязни постоянно оставляет

Racerx написал 4 года назад: # скрыть ответы

Да по поводу ненужной сложности - это точно не про Deep Madness. Здесь с этим всё очень органично. Да, трудно, но а как вы хотели в такой адской истории?)

tkis написал 4 года назад: # скрыть ответы

Единственный недостаток для меня - проигрыш партии при потери одного персонажа, ну а относительная сложность просто передаёт тематику, всё кругом буквально хочет вывернуть игроков наизнанку или сожрать , замешкаешь, оступишься и "сытое урчание"

Racerx написал 4 года назад: #

Да, согласен) Но иначе кто-то из игроков станет терпилой, которого принесут в жертву в случае чего) Но зато там не заставляют, например, прийти в точку финала всем игрокам.

tkis написал 4 года назад: # скрыть ответы

спасибо за отзыв и обзор! очень рад, что игр в конечном итог пришла ь по вкусу и заняла достойное место в коллекции ;)

Racerx написал 4 года назад: #

Спасибо за консультацию в свое время, помогли с выбором) Да, игра определенно заняла свое место в коллекции)

Mortemanes написал 4 года назад: # скрыть ответы

Помню брали совместно эту игру ещё в 2018году. Сыграли партий 7-8, из них 5 партий проходили только 1-ю миссию. И какая же была радость, когда наконец-то прошли. А вторую так и не осилили за 3 партии. А потом я переехал и не знаю чем там дело кончилось :(

Так вот игра потрясающая, я согласен с автором. Каждая партия - это прям вызов. Ничего похожего по смыслу самой игры я ещё не видел.

Racerx написал 4 года назад: #

Мы первую миссию пока прошли на минималках) Снимали по одной улике на точку) Попозже вернусь/вернемся к ней на полную ставку) Да, потрясающая игра с довольно сложным тактическим планированием, челендж присутствует каждый раз. Ну и, конечно, жутчайшая атмосфера))