Оценка пользователей
8.4833
Оценить:
-
-AdRiver-

Монолит: Арена и Нейрошима-6: сравнительный обзор

время: 22 января 2010

Перевод обзора

Незнакомым с "Нейрошимой-6" рекомендуется сперва почитать обзоры на нее

 

Меня никогда особо не привлекала серия "Нейрошима". Когда я услышал о ней, к игре уже вышло больше дополнений, чем пальцев на руках. Кроме того, у нас на столе редко появляются серьезные дуэльные игры. Тем не менее, если вы интересуетесь качественными цифровыми версиями настолок, вам определенно стоит обратить внимание на цифровую "Нейрошиму" - благодаря приложению нужды в настольной версии практически нет. Поэтому меня весьма удивил выход "Монолит: Арена".

 

По сути это рескин Нейрошимы, но с некоторыми нововведениями, более качественными компонентами и сменой сеттинга с постапокалипсиса на фэнтэзи - что мне по душе. Итак, вопрос заключается в том, стоит ли новая версия своих денег, и является ли она хорошим выбором для новичков, которых интересует механика, но отпугивает обилие дополнений к оригинальной Нейрошиме.

 

 

Автор: Михал Орач

Издатель: Portal Games

Возраст: 10+

Кол-во игроков: 2-4

Время партии: 30 - 60 мин

 

Официальное описание:

 

Монолит: Арена - фэнтэзи-скирмиш, разработанный единолично Михалом Орачем - автором Нейрошимы-6 и Cry Havoc. В Монолит: Арена асимметричные фракции эльфов, гномов, людей и демонов сражаются на гексагональном поле.

Основа игровой механики - в тайлах приказов, которые игроки тянут из стека своей фракции и используют, чтобы инициитировать сражение с участием всех юнитов на поле боя. Цель игры - уничтожить командный шатер противника.

В режиме монолита игроки тайным образом складывают тайлы в пластиковые стеки-"монолиты", которые можно потом раскрыть и выпустить на поле, тем самым получив тактическое преимущество.

Монолит: Арена поддерживает как дуэльный режим, так и командный, где можно играть в режимах 2 на 2, 2 на 1 и 3 на 1. Типичное время партии составляет около 30 минут

 

Сеттинг - дело десятое

 

Нейрошима смотрелась на столе весьма неплохо, но Монолит: Арена определенно поднял планку качества.

Во-первых, иллюстрации гораздо более четкие и красочные, во-вторых, отличать тайлы фракций на поле друг от друга гораздо проще. Мне особенно понравились справочные листы фракций, содержающие описание и численность каждого вида тайлов, описание спецправил фракции и отличные рисунки. Теперь вспомним о возвышающихся над полем монолитах (подробнее - ниже) и сделаем выводы, что перед нами очень качественная в плане компонентов игра с умеренной ценой.

 

Увы, должен вас предупредить, что никакой атмосферы в игре не ощущается. Да, стойкий гном бронированнее большинства юнитов, а демоны не гнушаются яда, но... по сути это просто абстрактный варгейм на размещение тайлов. Если вам, как и мне, нравятся абстракты, то игра скорее всего зайдет

 

Отличия от Нейрошимы-6

 

У меня сложилось впечатление, что фракции различаются гораздо больше, чем в Нейрошиме (по крайней мере в базе - с дополнениями я в Нейрошиму не играл); при игре за разные фракции геймплей менялся кардинально. За бронированных гномьих Guardians of the Realm с низкой инициативой приходится возводить защитные рубежи, за шустрых (и раздражающих) эльфов вы носитесь по полю и стреляете первым... Да, я терпеть не могу этих остроухих тварей: защищаться от них - сплошная головная боль!

 

В остальном же игровой процесс примерно такой же: вытягиваете из стопки (эх, и почему они не додумались до мешочков) тайлы, играете/сохраняете на будущее 2, сбрасываете 1, разрешаете возникающие битвы и стараетесь попасть по командному шатру (заменяющему тайл базы). Даже деление атак на ближний бой, дальний бой и сетки практически не изменилось. Так что я бы не назвал Монолит: Арену новой игрой - скорее переделкой существующей системы: отнюдь не ломаной, но заслуживающей некоторой полировки.

 

Настоящее нововведение - это монолиты; да, игра неспроста так называется. Рекомендую первые несколько партий сыграть в режиме без монолитов, чтобы привыкнуть к юнитам и приказам. Но когда вы освоитесь, то поймете, что монолиты вносят лишний слой стратегичности, и это очень здорово. Вы можете спрятать на старте несколько тайлов в пластиковом стеке и потом в свой ход развернуть стек подобно тому как змея разворачивает кольца, активировав их способности. Чтобы грамотно пользоваться монолитами, надо хорошо разбираться в игре; но как только вы преодолеете этот барьер, уверен, играть без них уже не захочется. Монолиты - это новый способ как удивить соперника, так и защититься от его сюрпризов.

 

Остались только ты и я... Остальных прошу пройти в другую игру

 

Один недостаток Нейрошимы, всегда (ну, по крайней мере в 99% засвидетельствованных мной случаях) всплывающий в разговорах о ней - это проблема мультиплеера. В теории игра поддерживает до 4 игроков, но на практике играть кроме как в дуэль абсолютно нет смысла. Насколько я помню, все партии превращились в "королевскую битву" в формате "все против всех" - невероятно хаотичную и затянутую. Так что по общепринятому мнению игра прекрасно шла на 2х и ужасно - на 3-4х.

 

Я опробовал Монолит: Арена со всеми составами. Теперь это не хаотичная "королевская битва", но полноценное противостояние 2 на 1 или 2 на 2, где ваши разные фракции должны грамотно взаимодействовать друг с другом для победы. Это определенно улучшение... при условии, что вы играете вчетвером. 2 на 2 партии выходят довольно сбалансированными, однако на этом этапе Монолит: Арена уже перестает быть филлером и партии отнимают многовато времени с учетом вероятного паралича анализа.

 

На троих же играть мне совсем не понравилось. Если вам кажется, что в обычной Нейрошиме/Монолите сильный фактор рандома, то в этом режиме он просто безумный. Ведь двоим игрокам придется надеяться на вытягивание хороших, синергезирующихся тайлов, в то время как их одинокому оппоненту беспокоиться не о чем. Таким образом, баланс противостояния 2 на 1 резко клонится в сторону одиночки - особенно если вспомнить, что кол-во хп штабов не меняется, но при том он может целить в два штаба, а его противники - только в один. Потому я пришел к твердому выводу, что Монолит: Арену следует играть как дуэль - именно в этом режиме игра блистает.

 

 

На этот раз тебе повезло...

 

Еще одно критическое замечание касается потенциально сильного фактора рандома. Поскольку вы тянете 3 тайла за раз, везение явно будет играть существенную роль: порой будут ходы, когда вам не попалось ничего толкового, а это может означать разницу между победой и поражением. Да, у вашего оппонента та же проблема, но когда плохая ситуация на поле превращается в кошмарную лишь потому, что вам не повезло не вытянуть полезный приказ или юнита, когда вы в нем нуждались, а у оппонента все ровно наоборот, это может вызвать фрустрацию.

 

Для меня это некритично, но все равно - рандом остается постоянной проблемой. Впрочем, должен отметить, что в правилах есть опциональный вариант, с которым вы тянете вдвое больше тайлов. Это снижает роль везения, но повышает роль паралича анализа. Тем не менее, думаю, многих обрадует такая возможность, так что хорошо, что разработчик учел проблему и предложил такой вариант ее решения. Лично я считаю, что для игры на 30-60 минут рандом не так уж критичен.

 

Вердикт

 

Если вы уже фанат Нейрошимы, не стоит ждать от этой игры чего-то принципиально нового. Между играми столько общих черт, что иметь в коллекции обе, вероятно, ни к чему. Однако незнакомые с этой серией, вероятно, предпочтут Монолит: качество компонентов заметно выше, а появление монолитов добавляет интересные тактические возможности. Именно последние являются основным отличием от Нейрошимы.

 

Как и в случае с Нейрошимой, не стоит ждать от игры - на самом деле абстрактного варгейма - атмосферности. Как и в случае с Нейрошимой, фракции очень разные - еще более разные - и по внешности и по стилю игры. Как и в случае с Нейрошимой, игра с более чем 2 участниками проблематична - если не считать неплохого, но затяжного режима 2 на 2. И, уверяю, вы меня ни разу не увидите за партией в Монолит: Арена на троих.

 

В целом это хорошая улучшенная версия и без того популярной дуэльной игры. Велосипедов она не изобрела, но улучшила оформление, степень асимметричности и добавила дополнительный твист, который может привлечь ветеранов. Вряд ли стоит покупать и Нейрошиму и Монолит, но если вы только присматриваетесь к серии, начните с Монолита.

 

Лично я оценил бы игру на 7/10

 

Вам понравится Монолит: Арена, если:

 

- Вы обожали Нейрошиму - это по сути рескин, как он может не понравиться?

- Вы незнакомы с Нейрошимой и хотите игру, не отпугивающую валом доступных дополнений

- Вам нравятся напряженные (и абстрактные) дуэльные игры

 

Вам не понравится Монолит: Арена, если:

 

- Вы ищите атмосферный замес - игра не об этом

- Вы надеялись на радикальные нововведения - купить и то и другое имеет смысл разве что для любителей собрать все и вся

- Вы хотите играть с более чем 2 участниками - на 3х игра идет ужаснo, а на 4х - так себе

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Siar написал год назад: # скрыть ответы

Интересно, локализуют ли это

EdrenLimon написал год назад: #

Я все ждал что перевыпустят Нейрошиму, и начнут локализовывать допы, а то покупать английские за 800-900 рублей за кучку жетонов дороговато. Но честно говоря уже и локализация не нужна, так как почти все допы скупил.
Монолит думаю, не будут локализовывать.

valer0n написал полгода назад: #

Скорее всего нет. Но в целом, игру можно назвать "языконезависимой". На карточках армий не очень много текста для перевода.
В целом игра затягивает и вызывает желание сыграть еще раз:)

Jack_V написал год назад: # скрыть ответы
Все хорошо у Нейрошима.

> Вы незнакомы с Нейрошимой и хотите игру, не отпугивающую валом доступных дополнений.

Как десяток прекрасных дополнений может отпугивать?
Это же прекрасная куча контента!! Не понимаю.

> Вы ищите атмосферный замес - игра не об этом.

Если хотя бы прочитать краткое описание фракций и поиграть двумя-тремя,
то все прекрасно ощущается.
Да, это не Сумерки Империи, но гексы армий живо представляются
настоящими головорезами с пустошей.
У каждой фракции есть свои фишки - у одних полно мобильности и непредсказуемости,
у других куча щитов и атомная бомба!
Я думаю легко понять кто из этих двух хаотичные панки,
а кто роботы-убийцы.

> Вы хотите играть с более чем 2 участниками - на 3х игра идет ужаснo, а на 4х - так себе.
Опять же не согласен. Игра должна давать динамику и раж!
Я люблю рандом, ребята, камон, это же игра, а не турнир по шахматам.
Более того, даже с тотальным невезением, будучи посредственным тактиком,
вы не выиграете опытного игрока - ну вот серьезно.
А лично меня больше бесят игры по 6 часов из-за того,
что у кого-то паралич мысли.
А тут все быстро и динамично, игра не должна терять темп!

Siar написал год назад: # скрыть ответы

На самом деле много кого может отпугнуть) Глаза разбегаются, кошелек возмущается

Дело вкуса, конечно, но по-моему, Нейрошима действительно довольно абстрактна

А серьезное влияние рандома редко приветствуется в соревновательных играх

Hors написал год назад: #

Как по мне база Нейрошимы более чем играбельна, а дополнения стоит брать лишь когда заиграешь каждую базовую фракцию до дыр.

Для меня единственной проблемой Нейрошимы стало то, что скилл в ней решает, и для того чтобы с удовольствием играть в неё нужно, чтобы твой оппонент увлекался ею так же как ты и умел играть не хуже тебя, иначе партия превращается в избиение младенца. В моей игровой ячейке такового не нашлось, потому картонную Нейрошиму, увы, продал, оставил только цифровую.

ev_onegin написал год назад: # скрыть ответы

Нейрошима отлично играется на троих с учетом правила второй редакции — выигрывает игрок нанесший 20 повреждений.

Это здорово меняет игру, так как тебе нужно не только наносить урон чужим базам, но и прикрывать от урона не только свою, но и базы соперников (друг от друга) чтобы они не набирали очки / урон.

Самая большая проблема игры это рандом выхода тайлов. Это испортило со временем для меня оценку оригинальной игры.

Как я понимаю Монолит настолько же подвержен рандому.

ev_onegin написал год назад: #

И кстати некоторые хвалят игру на четверых в режиме 2 на 2. Один из плюсом нивелирование рандома.

Jack_V написал год назад: # скрыть ответы

Теперь нужно добавить механику монолита в Нейрошима и заживем))

ev_onegin написал год назад: #

Кстати, можно попробовать почему нет?

Lysyy написал год назад: # скрыть ответы

Нейрошима, на мой взгляд, одна из самых гениальных тактичек. Для меня, она в моём топ-10. Правильно, что они решились развивать её в других скинах, если можно Манчкинам и Колонизаторам, то почему нельзя Нейрошиме? Интересно, почему так поздно они сообразили сделать это. Больше охват, больше популярности.

Siar написал год назад: # скрыть ответы

>Интересно, почему так поздно они сообразили сделать это

Раньше, видимо, не было нужды. Но сейчас в Нейрошиме уже столько фракций, что выпускать новые более-менее сбалансированными со всеми существующими стало крайне затруднительно

Lysyy написал год назад: #

Да просто кто там владеет Нейрошимой? Портал? Этим ребятам очень далеко до ФФГ и Асмодее. При таком развитии этой игры уже давно можно было сообразить там и Звездные Войны Гекс и Игру Престолов Гекс. Но да пофиг, я рад что Нейрошима развивается, это годная игра и я считаю, что её механика еще себя не исчерпала.

Pirx написал год назад: #

Ну, много раз гоняли на планшете нерушиму втроём и вчетвером. Да, это рандом и никакого просчёта, но затянутыми такие партии я бы не назвал. Вжух-вжух и готово.
Допы, кстати, есть очень интересные. «Трава» с очень необычным геймплеем, и эта, AI-крепость.