Оценка пользователей
9.0069
Оценить:
-
-AdRiver-

Расписной феодализм

время: 22 января 2010 место: Москва

Дисклеймер: данный пост не включает описание игрового процесса и правил и составлен исключительно на чувствах и эмоциях автора, а также мнениях игроков BGG и Тесеры. Пикчи невозобранно взяты с просторов... 

Собирая мир, Создатель выдал массу выдающихся и в высшей степени оригинальных идей. Однако сделать мир понимаемым в его задачу не входило.

Т. Пратчет

 

Салфет вашей милости, уважаемые любители настольных игр!

Самое одиозное и неоднозначное событие, явленное миру настольных игр через Kikstarter случилось. Это "Feudum".  Проект, который Марк Суонсон лелеял и пестовал с 2014 года. Художником выступил доселе нам (пока?) неизвестный Джастин Шульц, обладающий недюжинным воображением. Срок для создания игры приличный, а потому и шансов на то, что этот проект будет успешен - достаточно. Опуская историю создания игры (голосом Леонида Каневского), рассмотрим сам итог. Какие вещи бросаются нам в глаза прежде всего? Какие отпугивают? И в вообще. Марк - реформатор церкви евроигр или великий пройдоха? 

1. Вырвиглаз и кровоток слезных желез

Оформление неоднозначное. Само по себе отсутствие заслуженного рисовальщика евро Франца Клеменса на стартапе и производстве игрули, для геймдизайнера сродни выбору между синицей в руках и журавлем в небе. А то и того хуже. Сущей ереси.

Товарищи, знакомые с творчеством мультипликационной студии "Арменфильм" не могли не залюбоваться пейзажем с холмами, которые возможно в разрезе имеют вид среза колбасы или арбуза. Леденцовый монстр и морской змей, блуждающие неприкаянными душами, кажутся добрыми волшебниками Э-эхами. Колоритная словом, местность . Слово "средневековье", видящееся мне печалью взгляда с коробки "Труа" никак не вяжется с малиновым оптимизмом "Феода". Больше, пожалуй, навевают мысли о пристрастии Шульца к галлюциногенам.

Но равнодушным никого это не оставляет. И это прекрасно!

Одна только идея оформить поле, коробку, инлей и даже оформление допов как некий триптих впечатляет! 

Сложность (неудобство) для игрока: особенный вкус фломастеров для каждого человека.

2. На одну клеточку....

Наверняка эта идея пришла Марку внезапно. Быть может он захохотал как безумец, или начал обниматься с прохожими, сие неведомо. Но идею эту он поставил во главе всего. Нет линий, клеток, гексов. Нет границ на поле. Просто? Просто. То есть, фактически вот они - границы, но мы их не видим, потому что рисуя картину по клеточкам и "номерам", ощущается натягивание математики, а значит и сухости. Марку сухое вину не нужно. Ему нужно полусладкое... Для этого Джастин Шульц (ах да...это он придумал) изобразил регионы владений, дороги, морские пути, подводные форватеры, воздушные маршруты и даже - торный путь веры до вершин горного хребта, на котором ждет фанатика оправданная награда в ПО! Все во благо нелинейности. На Тесере уже выложили помощь в определении путей и маршрутов 

 

Сложность (неудобство) для игрока: определение количества и принадлежности региона. 

Иду на клеточку....

на одну клеточку....?

3. Великий криптограф

Продолжая корчить из себя крыловского сапожника, нельзя не выразить свою озабоченность пиктограммами, которые на первый взгляд никаких интуитивных ассоциаций не вызывают.   Стрелочка, курочка, кубики, стрелочки в настильной траектории...ПО то хоть понятно, а в остальном то, что? Взяв на руки карты королевских указов и вовсе, мозг закипает. Катапульты какие то! Какой указ будет полезным а какой нет? Неужели нельзя было взять и проще (площе), изобразить пиктограммы, облегчив задачу игроку, чтобы он вспомнил сразу же что это за действие и на какой ньюанс акцентировать внимание? За расшифровкой пиктограмм приходиться частенько нырять в правила, преодолевая поток, снова выныривать обратно, в игру. 

Но...с другой то стороны... Если бы вся эта прикладная египтология выглядела как в большинстве евро..(осенив крестным знамением, вспоминаем Св.Франца), что стало бы с картиной Шульца? Не выглядели ли бы они чужеродными и отталкивающими? Думаю, что да. Что ж. Красота требует жертв. Многие говорят, что первая партия лечит  недуг. Могу подтвердить за себя. Отбросив костыли - хожу самостоятельно.

Еще один аспект умопомрачения - структура правил. Многие пользователи и игроки сетуют на неудачливость верстки, голубой цвет букв, существующие пробелы, не дающих ответа на те или иные действия. Такое ощущение существует и у меня, но чем больше (три раза!) читаю правила, тем меньше конечно их остается. К тому же "молодое и динамично развивающееся" предприятие поклонников игры, берут добровольно за Марка бремя общения с несчастными по ньансам игры.  На мой взгляд, правила написаны нормально. Но почему-то возвращаюсь к ним снова и снова.  

Сложность (неудобство): отсутствие интуитивности пиктограмм в угоду художественному оформлению. Отрыв от игрового процесса, влияющий на креативность решения и длительность хода. Пробелы в правилах: отсутствие в правилах порядка начисления очков почтения за количество поселений например...

..аллё? Это Белебердинск?

4. Мама, что мы будем делать, когда она двинет собой?

Читая правила я не встретил в принципе ничего такого особенного и сложного, что не мог бы логически увязать между пунктами и главами. Выйдя на простор карты и определившись со своим первым действием - выставление подданного, можно озадачиться: "куда направить нам наши стопы?". Широта действий на выбор оглушает, озадачивает игрока, внушая благоговейный  страх. Но пугаться не нужно. Все страшное уже позади. Вы уже высунув язык разложили все кубики, печати, четки, маркеры по бочкам...сотворили сетап! Просто надо двигаться. Остаться на месте впрочем, тоже  имеет смысл. Допустим, захотели приближенного в поселении оставить. Вдруг вы феодал-домосед? На кой вам этот крестный ход по карте?

А ежели вы гонимы ветром в спину? Нищему собраться -только подпоясаться. 

По легенде игры - нас с вами уже выгнали из дома и теперь перед нами открыты все пути! Более того, здесь мир прямого взаимодействия игроков, и друзей не будет. Будут только те, кому мы выгодны и те, кто выгоден нам. Не забывайте о порядке выставления маркеров влияния.

Совместная деятельность Управляющего-Крепостного-Приближенного выглядит заманчиво. Никакой статики. Все в наших руках, кубах и картах. Ну и разумеется, шиллингах! Подумаешь твой феод! Был ваш - станет наш! 

Первая партия пожалуй, не принесет вам должного удовольствия. Она будет проходит по "обрезанным" правилам. Спаивать мастеров гильдий мы не будем...морить голодом приближенных и крепостных не станем... 

Сложность (неудобство): сбивчивы цели в первых партиях, необходимость второй партии.

...я пришел...и что мне с вами сделать? Или не надо делать?

5.  Зерна отольются в пули, пули отольются в гири.

Шесть мастеров, шесть подмастерий и шесть учеников засим являют собой силу и мощь шести гильдий, которые будут способствовать превращению перехода ресурсов из одного физического состояния в другое. 

Центробежная и притягательная сила "Феода". Прозорливость, с которой Марк расчитал цикл обращения кусочка дерева в кружочек четок, меня поражает. Оборотом гильдий Марк заставляет игрока порой идти на непопулярные меры. Хочешь  запустить руки в церковную казну или фермерский мешок - мори голодом, не прогадаешь! В конце-концов! Средневековье у нас или бирюльки?! Чума на вашу голову!

Сложность (неудобство): первоначальный ресурсооборот требует хорошего знания правил.

Юстиний: а я то тут причем???

6.  Это мой мир. И я его продаю.

Подытоживая впачатления: игра мне понравилась. Буду играть еще. Пока мнение: "фиг что понятно, но захватывающе". Честно, вкладываясь абсолютно не понимал, зачем она мне? Еще на этапе кикстартера она показалась мне настолько несуразной, кислотной и математически непонятной, что отнесся к появлению игры негативно. Как себя чуствовали парни из "КраудГеймс" и вовсе непонятно. А может, они и вовсе отъявленные авантюристы. Игра заставляет думать после, размышлять над прелестью возможностей, расширение которых сулят дополнительные моды.

Кстати о модах. Есть, ну оооочееень большое подозрение, что Марк просто-напросто придумал одну игру, вместо игры и массы дополнений. Ну, вы понимаете, да? Выпилил несколько модов из базы, облегчил ее (а то мы с этой коровой не взлетим!), запилил конторку самостийную и ну продавать! На память кстати тот же "Труа" приходит. Тут уже и монеты металлические и фанерные эккаунтеры...(сам согрешил!). 

Основную цель Марк достиг на все сто. Создал самобытный мир от "А" до "Я" и является его основным бенефициаром. )))

Сомневающимся: тейк ор нот ту тейк? (брать или не брать). Ничего не могу определенно вам сказать. У меня игра зашла от негатива до позитива. У кого-то диаметрально противоположно. Если вы игрой заинтересованы - она зайдет вам. Потому что мир "Феода" не приемлет критического воприятия.

Закатим в картон и продадим по цене чугуна!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Gendedwend написал полтора года назад: # скрыть ответы

И советую перед игрой сразу прочитать ФАК с Бгг, там лучше расписаны некоторые моменты+полезные разделы вроде "где взять еду".

BiskviT написал полтора года назад: # скрыть ответы

Если бы еще какой добрый человек перевел его!

Migelius написал полтора года назад: # скрыть ответы

Чем больше людей напишет Краудам про ФАК, тем больше вероятность перевода как мне кажется.
Писать сюда: https://vk.com/topic-88018966_38472567

LoL_ik написал полтора года назад: #

Лучше помогать здесь:

https://docs.google.com/document/d/1bW9Vvz6cQqKQ8EsHYFJTvt-eRYcxU9bMHPVTuppQuhE/edit?usp=sharing

(=

dar_ling написал полтора года назад: #

Помимо шрифта в правилах местами просто чудовищный кернинг, порой кажется, что китайцы составляли.
А иллюстрации лично мне скорее какие-то средневековые гравюры напоминают, а не арменфильм. Нравятся)

Darenka написала полтора года назад: #

Отличная статья! Феод полюбился сразу же, хотя и определенные претензии к нему есть. Но тем то она и хороша, что, несмотря на свои косяки, к ней хочется возвращаться снова и снова, исследовать этот дивный новый мир и открывать для себя грани игры, доселе невидимые

kruzhalovv написал полтора года назад: # скрыть ответы

За обзор 11 говорящих рыб из 10

Solarius написал полтора года назад: #

Ух-ты! Говорящая рыба!!! (С)

ZhiganovAlexander написал полтора года назад: # скрыть ответы

"Самое одиозное и неоднозначное событие, явленное миру настольных игр через Kikstarter..."

Хмм. А если все-таки посмотреть другие проекты на Кикстартере? Феод бесконечно далек от этого описания...

Gendedwend написал полтора года назад: # скрыть ответы

А если всё-таки учитывать, что это мнение автора статьи, да и универсальной шкалы оценки "одиозности и неоднозначности" не существует.

vladdrak написал полтора года назад: # скрыть ответы

В любом случае, самое одиозное не может быть самым неоднозначным ;)

Solarius написал полтора года назад: #

Соглашусь.) Выглядит диссонированно. Привязка к одиозности мной допущена принимая во внимание предвзятое занижение в оценке тех, кто допустим, даже не играл в Феод.
Неоднозначность - признак многих игроков на данный момент.