...Значит, выдавай себя за ирландца. Это не трудно, они похожи на русских, такая же пьянь мечтательная.
— Но почему я не могу быть русским? — хмуро спросил Петр.
— Потому что русских не бывает, — веско сказал одноногий. — Это они для самих себя есть. А больше их нигде нет. И никому они не нужны на хрен. С тех пор, как государь наш Иван Грозный обозвал английскую королеву пошлой бабой, на русских окончательно наплевали и забыли.
(О. Дивов "Мы идем на Кюрасао")
Традиционный preface: В тексте НЕ будет космоса, ни ближнего, ни дальнего, ни фантастического, не будет и глубоких рассуждений о стратегии или проклятий краудфандинговым конторам. Текст будет касаться тем, которые в сообществе гиков и к ним стремящихся непопулярны, а именно - игр с детьми и отечественных настольных игр, некоторым образом продолжая дневники ASB и lvenka. Текст будет субъективным и практически без картинок. Я предупредил, потому соизмеряйте силы.
Вместо введения.
Игра "Пираты" Голицына в издании "Нескучных игр" покупалась мной в качестве "дачного варианта", подходящего под следующие критерии:
- стратегия, желательно - не абстракт,
- простые правила, позволяющие сыну (6 лет) играть со сверстниками без взрослых,
- в то же время, масштабируемость до "патигейма" на 5-7 человек, в число которых входят взрослые-"негеймеры",
- некоторая "дидактическая составляющая", описывающая реальные объекты без deus ex machina и прочих гоблинов,
- максимально бюджетная, чтоб было не жалко испортить/забыть/залить/и т.п.
На самом деле, отзывов об этой игре и пересказов правил в сети достаточно, обычно - в положительно-ностальгическом ключе (например - тут) Если кратко, то основа игры - перемещение фишек кораблей по клеткам карты, рассчитываемое в два этапа: сначала случайным образом определяется "направление ветра", а затем игрок выбирает направление и дальность перемещения фишки, исходя из доступных вариантов при выпавшем "направлении ветра". Стрельба из пушек по противнику, приход "шторма" и "штиля", последствия столкновения с берегом - результаты всех этих событий случайно определяются вращением рулетки или броском шестигранника. Играющие за испанцев, преодолевая рандом и пытаясь не сплоховать при выборе эволюций кораблей, пытаются провезти сундук с золотом через всю карту, играющие за пиратов - этот сундук "отнять" и доставить в один из пиратских портов.
Автору говорить спасибо уже поздно, а вот издателям и оформителям скажу - спасибо, постарались, получилось достойно и доступно. Как ни странно, особенно порадовало отсутствие наполненной воздухом коробки - штатного пакета достаточно для хранения карты, а компоненты ушли в модифицированный блок для мелочей, и все компактно легло на забитые полки. Дополнительно отмечу только, что элемент обучения в игре можно найти без микроскопа. Тут и географическая карта с изображениями исторических реалий, и компас со сторонами света, и имитация (пусть грубая) движения парусного судна. "Нескучные игры" в довесок добавили жизнеописания пиратов с благородными донами в придачу и даже памятку с ругательствами - ругайтесь правильно! Кстати, до порта Велакруз и обратно, судя по источнику, плавал вполне себе реальный т.н. "серебряный флот", причем с завидной периодичностью и в течение длительного времени. И да, ни русских, ни ирландцев в игре не представлено, микроскоп можете даже не брать.
Чем все закончилось.
Когда лето проходит интересно, детям некогда заниматься чем-то другим, кроме самого лета. О настолках вспоминается только тогда, когда плохая погода или не с кем поиграть. Поэтому никаких эпичных сражений со сверстниками или ностальгирующими взрослыми не случилось, и впечатления будут исключительно о дуэльных партиях.
Игра построена на механике Roll-to-Move ("кинь-двинь"), с небольшими вкраплениями Roll-to-Fire ("кинь-левый борт...книппелями...огонь!") и Roll-to-Sink ("кинь-потопи свой флагман"). Так вот, виной ли тому дуэльный режим или то, что я в последнее время интересуюсь варгеймами, но "Пираты" оставили впечатление именно крайне упрощенного тактического варгейма. Понимаю, что высказывание спорное, но попробую пояснить. Обычно игры на перемещение по броску кубика, включая "Талисман", ассоциируются прежде всего с некой интерактивной историей, где происходит чреда событий. В варгеймах же акцент сделан на симуляцию процесса, на использование возможностей и преодоление ограничений. В "Пиратах" выбор, пусть и ограниченный, направления перемещения кораблей в сочетании с достаточно просторной картой (более 700 квадратов) не вызывает ощущения линейности, свойственного играм "кинь-двинь".
Что еще делает игру похожей на настоящий тактический варгейм?
- Конечно, war - военное противостояние сторон,
- Симуляция условно-исторического события,
- различные характеристики кораблей разных фракций,
- учет геометрического расположения отрядов и локаций на карте.
Если говорить о настоящих варгеймах, то существует Адмирал, вероятно, являющийся отдаленным потомком "Пиратов" (судя по описанию и результатам обсуждения), и удовлетворяющий формальным критериям варгейма, но уже не продающийся в известных мне магазинах на территории РФ. У меня самого после первой партии в "Пиратов" появлялись мысли о модификации и усложнении: например, сделать кастомные кубики для стрельбы с разным коэффициентом попаданий и "повышать навык стрельбы" после, скажем, 8ми выстрелов. Но последующие партии показали, что нет смысла портить нюансами простые и логичные правила. Хотя недостаток стандартных правил становится очевиден сразу после прочтения - из-за рандома процесс может легко затянуться на более 1,5 часов, а может и досрочно закончиться гибелью большей части эскадры в штормах, и тогда доигрывать становится бессмысленно.
Неожиданно для меня, сын постоянно выбирал испанцев, поэтому я так же постоянно возглавлял честных (и не очень) каперов. Бегло осмотрев предложенную карту, где рыжей точкой слева обозначено начало маршрута испанцев, а точкой справа, соответственно, конечная цель, можно предположить два направления игры за пиратов: перехватить галеоны на выходе из Карибского моря и Мексиканского залива (выделенная область слева) или поджидать в океане западнее Кадиса (область справа). Второй вариант, очевидно, менее фановый - испанцам придется десяток-другой ходов уныло пересекать Атлантику. Поэтому честные каперы, расправив паруса и патенты, с упорством, достойным берсерков, устремлялись на Карибы, то заставляя испанцев откатываться обратно в залив, то отскакивая латать пробоины на гостеприимной Тортуге. Из-за преимущества в ТТХ, или просто компас так крутился, но испанцам очень часто удавалось прорываться с Карибов и легко теряться в океане. И здесь уже начинался практически не замутненный стрельбой азарт погони и борьба с ветром. В фарватере Кадиса обычно также происходили сражения, менее эпичные из-за взаимных потерь, но от того и более драматичные. Почти всегда эмоции зашкаливали, и приходилось (почему я не тренировался в других играх на координацию?!) пытаться подкрутить стрелку в нужный сектор, чтобы внезапная буря унесла пиратов ближе к невыловленным до сих пор неграм, а единственный оставшийся галион, пусть с пробоиной, но дотянул до вожделенного Кадиса.
Будет честным отметить, что после полутора десятков фановых партий наступил "переигроз", и сейчас игра достается существенно реже, чем, скажем, месяц назад. Абстракты снова наступают, перемежаясь америтрешем типа "Мушкетеров", "Мышей и тайн" и "Путешествия к центру Земли". Поэтому не берусь предсказать, будут ли "Пираты" снова активно играться. Могу сказать только одно - свою покупку игра уже оправдала: до сих пор с доброй улыбкой вспоминаем с сыном сюжетные повороты наиболее запомнившихся партий.
Вместо заключения.
Настольные игры сами по себе, как объекты на стыке идей-механик и художественных образов в оформлении, способны серьезно увлечь. Возможно, слишком серьезно. Вспомните, сколько раз в статьях и комментариях проскакивали вариации фразы "подсадить на настолки" или сожаления о нехватке средств на новую локализацию. Мы ищем эстетического наслаждения от компонентов и процесса игры, интеллектуального - от нового нюанса механики, поэтому нас тянет к играм с нетривильными правилами и атмосферным оформлением. Де факто - салат из механик и миниатюры становятся обязательными, а желание купить "новье" - практически неодолимым, даже если это "новье" - переиздание древностей. И здесь выходит на сцену настольная трактовка "бритвы Оккама" - "картон, в который не играют, - мертвый картон".
Так вот, "Пираты" были сыграны уже большее число раз, чем некоторые "взрослые" настолки из моей коллекции, а архаичность и простота игрового процесса, как уже отмечали ASB и lvеnka, на поверку оказываются скорее преимуществом при игре с детьми. Игра в достаточной мере отражает те закономерности реального мира, которые вызывают интерес ребенка и не дают ему заскучать. Для моего сына "Пираты" оказались стопроцентным попаданием и уже отработали принесенными положительными эмоциями каждый потраченный на покупку рубль, благо цена весьма демократична.
Добавлю напоследок постановочную фотку на мобильник, и спасибо дочитавшим!
...
Спасибо за обзор классики. Было интересно. С удивлением узнал заодно, что мои дневники как-то вас вдохновили на написание своей статьи. Рад, если понравились.
Хорошая игра, спасибо! Рекомендую обратить внимание на игру Звезда Африки от них же, у нас отлично зашла с ребенком. И вроде вышла схожая золото инков, но в нее не играл.
В "Звезду Африки" мы с дочкой много раз играли в течении двух лет. У меня ПнП, сделанное до того, как "Нескучные игры" запустили свою ностальгическую серию. Но после покупки "Чудовища Джио-Джанги" я решил больше с этой серией не связываться.
Почему? Что с ними не так?
У "Чудовища" - слишком затянута для детской игры с довольно однообразным геймплеем. Можно играть и 2 с половиной часа. Причем проигравший может определиться и через пол часа. "Пираты" тоже кажутся длинноватыми, слишком рандомными. Впрочем, как я понял, есть взрослые, которым приятно снова сыграть в игру детства, а дети обычно с удовольствием играют, если игра им понятна и родители играют с удовольствием.
"Если говорить о настоящих варгеймах, то существует Адмирал, являющийся, судя по описанию, отдаленным потомком "Пиратов""
"Адмирал" не потомок Пиратов, а фабрично изготовленная "Игра в Кораблики" Олега Орлова. Это и сами создатели "Адмирала" не скрывают. Можно уж было подучить матчасть перед написанием статьи.
Спасибо, поправил! В следующий раз при написании дневника (!) обязательно подучу матчасть 96К6.
в детстве играл, но "Пираты" были вытеснены второй игрой с глобальной картой - что-то там про колонии
"Захват колоний" называется
Кстати, а разве "Адмирал" не продается больше? Мне в прошлом году купили, правда, в Украине.