С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Vampire Empire
|
персоны |
Филип Милуньский
|
компании |
White Goblin Games
|
Дата: | 02 марта 2019 |
9.5149 |
- |
Vampire Empire я впервые попробовал три или четыре года назад. За это время успел наиграться, пора бы и обзор написать? Всё же карточная дуэлька в оригинальной жестяной упаковке от White Goblin Games, с механикой блефа в качестве одной из основных, плюс вложенные издателем в коробку протекторы необходимые для карт и стильные ксилографические рисунки – почему о ней вообще мало говорят у нас? Столь оригинальная игра явно не получила того внимания, которое заслуживает. Исправляем.
В средневековье жили вампиры – это всем известный факт. Они прятались под личинами людей и могли находиться на любой ступени тогдашнего сословного общества – могли быть рыцарями, слугами, кузнецами, а самые изощрённые становились монахами, ловко избегая встреч с крестами и святой водой.
Люди не любили вампиров, потому что те гораздо сильнее, ловчее и даже бессмертнее, несмотря на свою конфронтацию со всем божественным. А ещё они красивы как Роберт Паттинсон. Так вот, людей было больше, вампиры же круче, коней и девок на всех не хватит – выжить должна только одна раса, поэтому два игрока в Vampire Empire станут заниматься тотальным истреблением представителей противоборствующей стороны. И всё это на картах – каждому в руки свою колоду и вперёд.
Отдельно хотелось бы отметить оформление – оно не только стильно и по средневеково-вампирскому мрачно, но и очень функционально. Ксилографика и игра с цветами прекрасно вписались в тему и механику игры. Сурово, просто и наглядно. Например, вампиры – это те же самые карты людей, но перевёрнутые рубашкой вверх, то есть, вы достаёте карту из протектора и переворачиваете её другой стороной, на которой изображён тот же самый персонаж, но в облике вампира. Он по-прежнему тот же самый, только с добавлением красного цвета на картинку в нужных местах. Очень оригинально в таком оформлении, прямо настоящая необычная дизайн-идея.
Большая часть компонентов игры это карты. По 40 карт на каждую из двух колод (люди и вампиры):
9 двусторонних карт персонажей и протекторы к ним:
Фоткать эту игру довольно проблематично, так как все компоненты исполнены в адско тёмных тонах и бликуют.
Немного всяких жетончиков:
В начале партии с помощью жетонов, случайным образом, из девяти жителей замка выбираются три вампира. Они известны только игроку-вампиру. Игроку же человеку известны только два рандомных человека (тоже с помощью жетонов определяются), остальных четверых придётся вычислять (как и трёх упырей).
Затем игроки поочерёдно в свой ход совершают действия, разыгрывая из руки карты, тянущиеся из личной колоды. Цель человека – раскрыть трёх вампиров и замочить их. Цель вампира – убить всех шестерых людей, либо занять всеми своими вампирами замок. Замок – это центральная часть стола, на которой всегда выложены три карты из колоды персонажей.
Как-то так выглядит игровое поле большую часть времени.
Основной экшен в Vampire Empire – это сражения, представляющие собой перекидывания картами в бою, состоящем максимум из двух раундов. В первом атакующий говорит какой персонаж в замке какого персонажа в замке же атакует, после чего выкладывает с руки как минимум одну карту соответствующего цвета (у каждого человечка свой цвет) с каким-то числовым значением. (Цветов всего три – по три персонажа на цвет). Защищающийся должен отмахаться картами равного или большего значения. После чего начинается второй раунд и атакующий с защищающимся могут подкинуть ещё картишек в замес. В итоге определяется победитель и атакованный персонаж может быть выпилен из партии.
Собственно такими вот драчками и определяется исход партии: будут убиты шесть человек – победят вампиры, и наоборот – победа достанется людям, если они смогут отоварить трёх кровососов. У первых численный перевес, однако, у вторых элемент неожиданности и неизвестности, плюс в вампирской колоде есть мощные атакующие карты, которые работают только если вампир раскрылся.
Местная боёвка: Епископ против Служанки, вооружённой вилами и чесноком.
Но нападать на всех подряд дело бестолковое – вампир-то знает своих адептов и ему ясно кого надо убить, а вот у игрока-человека инструментом для безболезненной проверки личности является святая вода (карты такие). Ей можно плеснуть в харю кому угодно, хоть кузнецу, хоть лорду, и если этот кто-то окажется созданием ночи, то станет корчиться, после чего автоматически начнётся бой (у водицы тоже есть числовой показатель атаки).
Механика скрытых ролей в настолке на двоих игроков очень интересно реализована за счёт жетонов персонажей и цели по раскрытию личностей. Но автору Vampire Empire такой оригинальности оказалось недостаточно и он добавил ещё одну фишку – дабы партия не затягивалась, карты в колодах конечны, это понятно, но вот то, что некоторые карты можно отправлять в специальный сброс по ходу игры и после того, как кончится основная колода, пользоваться ими – вот это как минимум интересно, так как появляется ещё и некий колодостроительный элемент. Партия делится как бы на две части – сражение базовой колодой и завершающие добивания той, которая получится по исходу первой части.
В каждой колоде есть уникальные карты поддержки, отличающиеся для вампиров и людей.
Их много. Начну пожалуй, с того, что отношение к игре и её восприятие меняются с ростом количества сыгранных партий. Потребуется совсем немного времени, чтобы мысли типа «что это такое, где я?» превратились в напряжённое обдумывание своих ходов и действий. Vampire Empire довольно кризисная, если у вас уже достаточно высокий уровень умения. В игре постоянно нужно помнить какие карты могут быть у противника (благо в этом помогает памятка по картам), думать, что отложить в сброс, чтобы прокрутить колоду, а что оставить на руках сейчас для боёв, пытаться перехитрить врага и сбросить меньше карт, чем он. Ко всему этому прибавляется блеф со стороны игрока-вампира, которому нужно не только перебить всех людей, но и не выдать своих упырей, ведь их в два раза меньше врагов. В общем, простора для противоборства хоть отбавляй, настолка очень клинчовая в том плане, что вы настолько плотно взаимодействуете с оппонентом, что нет ни единого хода(!) на передышку – что в свой ход, что в ход противника, вы всегда задействованы в каком-то бою.
Игра про расчётливый менеджмент руки + дедукцию. Эти два навыка, которые в Vampire Empire можно прокачать, лишь игра партию за партией. То есть, в настолке более опытный игрок будет значительно чаще побеждать более слабого, так как гораздо яснее понимает не только общую концепцию и картину происходящего, но и в нюансах и отдельных ходах видит будущую выгоду. Отдавать ли святую воду сейчас или ей можно потом раскрыть предполагаемого вампира? Вроде бы, какая разница сделать это прямо сейчас или через ход? Подобного вопроса у вас не возникнет буквально через несколько партий, когда вы научитесь ценить каждую бутылочку на вес золота.
Дама нормального человека.
Дама вампирщика.
Прокачать игровые навыки можно только с помощью практики. Дальновидность и стратегическое мышление так же приветствуются, ведь один бой с вампиром в игре это не всё сражение. Уверенно выиграв одну драку, вы можете просесть по ресурсам (картам-оружию) и в последующем просто отдадите на растерзание своих подопечных, не имея в руках соответствующих предметов для сражений. Планирование на будущее – один из ключевых навыков, необходимых для успешной игры. Игра очень тонкая, требующая от хороших игроков ловко управляться с рукой и общей стратегией.
Много и тактической составляющей, нужно знать и понимать, когда придержать карту, а когда стоит избавиться или разыграть её. Если избавиться от неё слишком рано, то может возникнуть ситуация, когда вы загоните себя в минус. Игрок-вампир обладает большей информацией в начале партии, но имеет ограниченную силу, пока не раскроет вампиров. Человек же в начале слабее, в более уязвимой позиции, однако получает большое преимущество за счёт дедукции и просто терпения, растяжения времени.
В каждом сбросе карты присутствует напряжение, а каждая разыгранная что-то значит. Какие из них оставить на потом, а какие просто удалить навсегда? Много взаимодействия между игроками с большим количеством возможностей, что делает относительно простую игру глубокой.
Тот факт, что у обеих фракций имеются несколько различные варианты ходов и стратегий, да ещё и цели отличаются, ещё больше увеличивает коэффициент реиграбельности. Для такой короткой игры это неслабо.
У каждой фракции в колоде, помимо карт поддержки, есть уникальные карты боя. У вампиров это клыки.
Правила Vampire Empire чуть сложнее обычных настолок. Вернее, они очень просты, но обучение проходит чуть тяжелее обычного. Дело в том, что в игре к нюансам действительно придётся привыкать, так как правила нестандартны, это вам не очередное евро по обмену ресурсов. Однако, скорее всего, после первой партии вы уже не ошибётесь в том, что и как делать, только новые грани будете раскрывать.
В игре очень хорошо подана асимметрия. Каждая сторона даёт уникальное ощущение при игре за неё и требует не только другой стратегии, но и другой ход мыслей. Вампир должен сбить человека со следа, попутно агрессируя и выпиливая персонажей врага, в то же время он не должен быть чрезмерно агрессивным, чтобы сохранить нужные картишки для защиты на поздних стадиях партии. Человек обычно будет действовать более осторожно, особенно если ни один из известных союзников не находится в замке в начале. Поначалу он может чувствовать себя в не очень выгодном положении, пока личности персонажей не станут медленно раскрываться.
Механик сброса также уникальная и интересна. Использование второй колоды (составляемой из сброшенных в спец зону карт) часто является ключом к победе, так как тот, кто лучше подготовиться к финальной части игры, фактически будет победителем во всех финальных боях. Именно поэтому указал выше, насколько важно стратегическое планирование в Vampire Empire.
Возможность сброса с руки в спец место, является одновременно «чисткой» руки от карт, не нужных в данный момент, плюс позволяет управлять случайностью (когда вам, ну, никак не идёт то, что требуется). Да и в принципе, к концу партии лучше подготовиться, дабы не остаться полностью безоружным.
Часть игры, которая про дедукцию очень здорово соотнесена и сбалансирована с боем. Важен как первый, так и второй элемент. Если вы знаете кто вампир, это вовсе не означает, что вы сможете его победить в бою, но можете подготовиться к драке с ним. И наоборот, вы можете побеждать легко и просто (имея нужные карты на руке – то есть, подготовив их), но совершенно не понимать кто есть кто и кому нужно вогнать кол в сердце. Так что менеджмент руки очень важен в Vampire Empire.
Самое главное – первое впечатление может быть не совсем положительным, в Vampire Empire необходимо въехать. Дайте ей шанс, вполне возможно, что коробочка станет любимой на какое-то время после того, как вы распробуете геймплей. Игрушка дельная.
Поначалу за вампиров играть легче, так что сажайте более опытного игрока управлять людьми, ими нужно больше думать и уметь правильно распределять силы на вычисление упырей. Партии за две фракции достаточно различаются, чтобы можно было говорить о почти что двойной реиграбельности коробки. Да, это не Netrunner, но фракции ощущаются отличными друг от друга, пусть и не совсем прямолинейно.
- Асимметрия. Получаем не две игры, конечно, но возможность попробовать себя в двух ролях, однозначно, плюс.
- Блеф и дедукция в игре на двоих, причем качесвенно оформленные.
- Уникальные механики менеджмента руки и сброса.
- Игра карточная, нелюбители рандома и любители говорить «да мне просто не зашло» не оценят.
- Игра странная.
Получилась очень неплохая оригинальная дуэлька с прикольным оформлением и механиками. Занимает место между филлерами и обычными средней протяжённости играми.
Плюсов в общем-то много. Хочется расписывать насколько Vampire Empire необычна и что такую штуку нужно обязательно попробовать любому труъ-настольщику, чтобы понимать, как оно ещё бывает, но. Но настолку точно не порекомендуешь новичкам, даже относительным. Это не то, с чем стоит знакомится на раннем этапе погружения в мир картона, да и вообще к ознакомлению не обязательна коробочка. Это вовсе не означает, что она не понравится. Просто есть куда более надёжные экземпляры, проверенные временем и обласканные всевозможными наградами (заслуженно), приходящиеся по вкусу почти кому угодно и сидящие безвылазно в топе BGG. Империя вампиров же слишком оригинальна и подойдёт любителям всякого… всякого, в общем.
Vampire Empire – это эксперимент автора и поиски чтобы такого придумать, чего ещё не было в мире настолок. Быть оригинальным не всегда выгодно (игрушка крайне не популярна), но зато уникальности ей не занимать. И не той, которая бывает у всякого трэша, а именно что добротной и играбельной. В эту коробку нужно учиться играть, и с каждой партией она будет раскрываться всё больше. Пусть здесь нет какой-то огромной глубины, но, если дать ей раскрыться, прорвавшись через первые «странные и необычные» партии, она точно может захватить надолго. (Вспомнил Akrotiri – из той же категории ощущений коробка).
Кстати, интересно, что автор изначально создал эту игру с темой Battlestar Galactica, однако, позже она превратилась в вампирскую. Но это уже другая история.