![]() |
Что нас ждёт в 2021 году? |
Своеобразный небольшой дайджест (далеко не полный) грядущих кампаний и анонсов 2... | |
![]() |
Голосуем кошельком [21.01.2021] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Обзорная башня [19.01.2021] |
В этом выпуске: руководство по Eclipse, как вести себя в окружении Древних, стат... | |
![]() |
Открыт предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инков» |
Сегодня на сайте Crowd Games открывается предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инк... | |
![]() |
С миру по нитке [18.01.2021] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Ужас А... |
игры |
Архитекторы западного королевства
|
компании |
Garphill Games
Лавка игр |
Дата: | 01 апреля 2020 |
![]() |
8.8359 |
![]() |
- |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Архитекторы западного королевства»
В тюрьму их всех!
Мужчина в длинной зелёной рубашке медленно подошёл к двум стражникам, стоявшим на площади.
— Господин Фердинанд, смею вам сообщить, слуги нечестивого Фредерика опять бездельничают на лесопилке, пьют, работать мешают и в церковь не ходят!
Стражники переглянулись.
— А не тебя ли мы в прошлом месяце с той же лесопилки забирали? Теперь на товарищей доложить решил?
— Так я же работал там, рук не покладая! А ежели и бездельничал, то в темнице теперь ума понабрался, господин за меня штраф заплатил, розги прописал, теперь уж не до пьянства и безделья! А те совсем бездельники, ничего у них…
— Тише! — перебил мужчину стражник. — А нам твой господин ничего не передавал? В стране тяжёлые времена, говорят, лиходеи от налогов скрываются!
— Конечно, конечно, передавал, — мужчина протянул два небольших кошеля. — Господин — верный подданный короля, законы чтит, а потому передаёт и налог, и вам небольшой подарок, ведь на каменоломне тоже…
Дуэт новозеландского разработчика Шема Филлипса и художника Михайло Димитриевски — одна из немногих фигур, способных удивлять в сфере современных евро-игр. В 2014 году они запустили свою первую «евро-трилогию», повествующую о популярных профессиях северных морей: Shipwrights / Raiders / Explorers of the North Sea. К слову, Raiders of the North Sea была недавно издана Crowd Games под названием «Викинги», что поставило под угрозу надежду на локализацию всей серии («Лавка», не подведи!). Общность трилогии заключается не только в окончании названия и заимствованиях в арте (привет любимой серии Arkham Files), но и возможности связать все игры в единую кампанию с помощью отдельного «убер-дополнения» (The North Sea Runesaga для первой и The West Kingdom Tomesaga). При этом механики в рамках трилогии отнюдь не повторяют друг друга, перед вами не вывернутый с разных сторон единый геймплей (снова привет любимой серии Arkham Files), а три самостоятельные игры с уникальными механиками и даже собственными дополнениями. Из североморской игры мне довелось попробовать только Raiders of the North Sea, и игра очень впечатлила оригинальным подходом к избитому жанру «мипл-плейсмента». В 2018 году к дуэту авторов присоединился молодой разработчик Сэм Макдональд, после чего свет увидела новая трилогия, на этот раз повествующая о нелёгких трудовых буднях жителей Западного королевства. Первая игра серии («Архитекторы западного королевства») была локализована «Лавкой игр». Забегая вперёд, скажу, что новинка не хуже «Викингов» справляется с задачей удивить неординарным подходом к «мипл-плейсменту».
Коробка у игры миниатюрная, немного больше, чем «7 Чудес. Дуэль», но забита под завязку.
В начале партии каждый игрок выбирает одного из архитекторов (огромное спасибо «Лавке» за киковские промки, удваивающие количество доступных персонажей), получает двадцать рабочих избранного цвета и два маркера. При этом каждый из архитекторов имеет не только уникальную стартовую раскладку, но и личную способность. Асимметричность здорово повышает реиграбельность, к тому же, среди персонажей встречаются и совсем маргинальные личности, обладающие довольно странными стартовыми условиями. Но стоит немного разобраться в игре, и начинаешь понимать, в чём тут суть.
Персонажи в игре колоритные, жаль только, что сторона планшета для асимметричной игры у всех персонажей серого цвета.
Одна из первых особенностей «Архитекторов» — отсутствие каких бы то ни было фаз или раундов, ход игрока предельно прост: выставил рабочего — разыграл эффект, следующий. Благодаря этому игра проходит крайне динамично, не подвисая на «административных» моментах и долгих ходах соперников. Места под рабочих в игре делятся на три вида.
1) Большой круг, которым представлена основная часть локаций в игре. Они работают по принципу: «Чем больше рабочих — тем больше выгода». Например, отправившись в лес, вы получите по одному дереву за каждого находящегося там мипла. Таким образом, действия в игре разгоняются: если при первом использовании вы получите всего один ресурс, то следующий отправленный туда рабочий принесёт вам уже два дерева, третий — три, и так далее. Некоторые локации предоставляют выбор, например, в шахте можно либо получить по глине за работника, плюс одну бонусную, либо по золотому слитку за каждую пару миплов. Игра поощряет постоянное использование одних и тех же действий (но при этом имеет и методы сдерживания), поэтому кажущееся в начале партии неликвидным указание «Получите 1 камень/дерево» спустя несколько ходов оборачивается прогрессивным заводом по добыче необходимого ресурса.
У шахты вечно толпа народу!
2) Три маленьких круга на чёрном рынке, в каждом из которых найдётся место всего для одного рабочего, однако, когда все три окажутся заняты, все находящиеся там миплы отправятся в темницу, а товары обновятся. Чёрный рынок — локация примечательная, там вы за символическую плату в несколько монет можете разжиться редкими ресурсами. Впрочем, прибегать к подобным услугам — дело неблагородное: помимо денег игрок запятнает свою репутацию (спустится по треку добродетели).
Поход на чёрный рынок или грабёж казны принесут много ресурсов, но ударят по репутации!
3) Клетки с силуэтом рабочего опять-таки используются для совершения ровно одного действия — постройки. Строить можно либо здания (карты с руки), либо собор, для возведения которого мы собственно и были призваны. Отправленный на постройку мипл «запечатывается», вернуться обратно ему, увы, не суждено; партия заканчивается, когда определённое количество клеток окажется запечатано (12 при игре вдвоем, 16 — втроём, и т. д.). Постройка собора и зданий является главным способом получения ПО. Если собор — это просто трек отсчёта очков, то здания имеют собственные особенности, срабатывающие либо при постройке, либо в конце игры. Некоторые приносят ресурсы, некоторые — много ПО, некоторые — дополнительную репутацию или ПО при выполнении особых условий. В общем, в этом аспекте всё традиционно и без откровений.
Рабочие, отправленные в гильдию и собор. Кстати, к игре уже вышло дополнение, которое серьёзно модифицирует гильдию!
С размещением и действиями разобрались, нечто похожее мы видели в «Каменном веке». Где же оригинальный подход? Новшество кроется не в том, как мы выставляем рабочих на поле, а в том, как мы их оттуда забираем. Выставленные на поле миплы остаются там, пока не будут арестованы. С помощью действия «Городская площадь» игрок может натравить стражу на группу рабочих одного цвета в одной локации. Если арестованные принадлежат самому игроку, то он просто добавляет их в пул доступных миплов, а если сопернику, то помещает их на специальную клетку на планшете персонажа. В дальнейшем работников противника можно выгодно сдать в тюрьму, получив по монете за каждого. Освободить своих подопечных из тюрьмы несложно, достаточно отправить хотя бы одного рабочего на «пост часового», чтобы вернуть бедолаг. Нахождение подопечных в тюремных застенках, естественно, не несёт ничего хорошего, в определённые моменты игры (при обновлении чёрного рынка и некоторых этапах постройки собора) подсчитывается количество рабочих в тюрьме, после чего все, имеющие в тюрьме трёх и более миплов, теряют по одной добродетели, а лидер по количеству арестантов дополнительно получает долг, отнимающий ПО в конце игры. При этом какой-то обиды от ареста рабочих соперником не испытываешь (в отличие от классической ситуации, когда оппонент занял столь необходимое тебе действие); наоборот, вызволить их из темницы иногда может быть выгоднее, чем забрать с локации. В итоге получается достаточно нестандартное взаимодействие между игроками, плотное, осмысленное, но не агрессивное.
Сидим за решеткой в темнице сырой! На самоизоляции, вестимо.
Финальным элементом является уже неоднократно упомянутый трек добродетели. Репутация в игре работает интересным образом: поднялись вверх по треку, получите в конце игры победные очки, однако, по ходу партии доступ к чёрному рынку будет закрыт, негоже благочестивым горожанам якшаться с мутными личностями. Опустились на самое дно? В таком случае по ходу партии вы освобождаетесь от уплаты налогов, так что многие действия становятся дешевле, но и к строительству собора вас не допустят, а в конце партии ещё и ПО отберут. В общем, простор для манёвра присутствует: можно в начале партии нашкодить грабежами казны и частыми посещениями чёрного рынка, задёшево получив ценные ресурсы и сэкономив на налогах, а потом притвориться святым и замаливать грехи. Или пойти от обратного, с самого начала уйти в строительство собора, который приносит уйму очков, попутно особо рьяно отправляя рабочих соперников в тюрьму, вгоняя тех в долги. Никто не мешает выстроить стратегию вокруг построек, универсального пути к победе нет!
Поле во всей красе!
Главное, что все вышеперечисленные элементы в игре реально работают. «Архитекторы» ощущаются как единый часовой механизм, и это особенная магия. Подобного чувства потока я очень давно не получал от игр, на поле постоянно что-то крутится, всё взаимосвязано и даёт толчок другому: вот синий игрок навалился на дерево, красный арестовал его рабочих и отправил в темницу, в то же время заполнилась казна и жёлтый, пользуясь моментом, вытащил всё, что неровно лежит, тут пришло время получать по шапке за рабочих в тюрьме, и зелёный хватается за голову, ведь он как раз в этот ход хотел освободить своих рабочих из-под стражи… Эту особенную динамику создаёт не только взаимосвязь игровых действий, но и отсутствие раундов и административных фаз, благодаря чему «Архитекторы» держат в напряжении от начала партии и до последнего хода.
Фредерик суров, а его личная способность позволяет эффективно и дёшево возводить собор.
Ругать «Архитекторов западного королевства» сложно. Да, партии на двоих менее тесные и динамичные, чем на большее количество игроков (можно подключить бота, но из-за него теряется то самое ощущение потока). Кому-то может не понравиться оформление, ведь рисовка Димитриевски весьма специфична, но я влюбился в этот вырвиглазный стиль ещё с Raiders of the North Sea. Не стоит ждать от «Архитекторов» умопомрачительной глубины, игра не стремится встать в один ряд с «Подводными городами», «Покорением Марса» или «Проектом «Гайя» и прочими тяжеловесными евро. Если угодно, то перед нами очень прокаченный «Каменный век», пример того, каким должно быть семейное евро.
Ресурсы в игре, как и остальные компоненты, выполнены на высшем уровне!
Что же в итоге? «Архитекторы западного королевства» — прекрасный представитель жанра, не только осовременивший и смешавший старые механики, но и привнёсший что-то своё. Игра по-своему смотрит на взаимодействие между игроками, круговорот ресурсов, путь к победе, а главное, не отвлекается на промежуточные фазы для обновления игрового поля и копания в собственном огороде. Это динамичное и азартное семейное евро с множеством интересных, но не сложных нюансов, делающих игру достойной вашего вечера. С нетерпением ждём следующей игры трилогии — «Паладины западного королевства», — которая, по словам игравших, ни чуть не хуже!
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (страница в ВК)