-AdRiver-
AlonZo написал час назад к статье Alien RPG: # Если не сложно, про Нуменеру. Очень не раскрыт такой красивый мир с пр...
Seylorpeg написал полтора часа назад к мысли на тему Небольшой обзор игры Dark Valley: # Да не за что. Война Кольца - отличная игра, спору нет, особенно для це...
Crabs написал 3 часа назад к игре Gloomhaven: Forgotten Circles: # Айзек в последнем апдейте для Frosthaven рассказал, что будет репринт\...
Kaimir написал 4 часа назад к игре Иниш: # Я пару месяцев назад писал им на электронику. Они ответили: 99% что бо...
doom_ak написал 4 часа назад к игре Nemesis: Lockdown: # Если не сильно почувствуешь трату 300 долларов, то бери все. Как выше ...
Предзаказ игры «Тайны эхосферы»
Проект по предзаказу локализации настольной ролевой игры «Тайны эхосферы» (в анг...
С миру по нитке [29.05.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Пандору...
Настольные премии мира. Май 2020
Подборка лауреатов и номинантов настольных премий из разных стран мира за май 20...
НРИ «Неизвестные армии». Старт предзаказа!
«Неизвестные армии» направляются в Россию. Пока в виде стартового набора.
Голосуем кошельком [28.05.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

Vavilonov

В тюрьму их всех!

Обзор настольной игры «Архитекторы западного королевства», 01 апреля 2020

Информация

добавить
игры Архитекторы западного королевства
компании Garphill Games
Лавка игр
Дата: 01 апреля 2020
Оценка пользователей
8.8158
-

Вавилонов М.

Обзор настольной игры «Архитекторы западного королевства»

В тюрьму их всех!

 

Мужчина в длинной зелёной рубашке медленно подошёл к двум стражникам, стоявшим на площади.

 

— Господин Фердинанд, смею вам сообщить, слуги нечестивого Фредерика опять бездельничают на лесопилке, пьют, работать мешают и в церковь не ходят!

 

Стражники переглянулись.

 

— А не тебя ли мы в прошлом месяце с той же лесопилки забирали? Теперь на товарищей доложить решил?

 

— Так я же работал там, рук не покладая! А ежели и бездельничал, то в темнице теперь ума понабрался, господин за меня штраф заплатил, розги прописал, теперь уж не до пьянства и безделья! А те совсем бездельники, ничего у них…

 

— Тише! — перебил мужчину стражник. — А нам твой господин ничего не передавал? В стране тяжёлые времена, говорят, лиходеи от налогов скрываются!

 

— Конечно, конечно, передавал, — мужчина протянул два небольших кошеля. — Господин — верный подданный короля, законы чтит, а потому передаёт и налог, и вам небольшой подарок, ведь на каменоломне тоже…

 

 

Дуэт новозеландского разработчика Шема Филлипса и художника Михайло Димитриевски — одна из немногих фигур, способных удивлять в сфере современных евро-игр.  В 2014 году они запустили свою первую «евро-трилогию», повествующую о популярных профессиях северных морей: Shipwrights / Raiders / Explorers of the North Sea. К слову, Raiders of the North Sea была недавно издана Crowd Games под названием «Викинги», что поставило под угрозу надежду на локализацию всей серии («Лавка», не подведи!). Общность трилогии заключается не только в окончании названия и заимствованиях в арте (привет любимой серии Arkham Files), но и возможности связать все игры в единую кампанию с помощью отдельного «убер-дополнения» (The North Sea Runesaga для первой и The West Kingdom Tomesaga). При этом механики в рамках трилогии отнюдь не повторяют друг друга, перед вами не вывернутый с разных сторон единый геймплей (снова привет любимой серии Arkham Files), а три самостоятельные игры с уникальными механиками и даже собственными дополнениями. Из североморской игры мне довелось попробовать только Raiders of the North Sea, и игра очень впечатлила оригинальным подходом к избитому жанру «мипл-плейсмента». В 2018 году к дуэту авторов присоединился молодой разработчик Сэм Макдональд, после чего свет увидела новая трилогия, на этот раз повествующая о нелёгких трудовых буднях жителей Западного королевства. Первая игра серии («Архитекторы западного королевства») была локализована «Лавкой игр». Забегая вперёд, скажу, что новинка не хуже «Викингов» справляется с задачей удивить неординарным подходом к «мипл-плейсменту».

 

 

Коробка у игры миниатюрная, немного больше, чем «7 Чудес. Дуэль», но забита под завязку.

 

 

В начале партии каждый игрок выбирает одного из архитекторов (огромное спасибо «Лавке» за киковские промки, удваивающие количество доступных персонажей), получает двадцать рабочих избранного цвета и два маркера. При этом каждый из архитекторов имеет не только уникальную стартовую раскладку, но и личную способность. Асимметричность здорово повышает реиграбельность, к тому же, среди персонажей встречаются и совсем маргинальные личности, обладающие довольно странными стартовыми условиями. Но стоит немного разобраться в игре, и начинаешь понимать, в чём тут суть.

 

 

Персонажи в игре колоритные, жаль только, что сторона планшета для асимметричной игры у всех персонажей серого цвета.

 

Одна из первых особенностей «Архитекторов» — отсутствие каких бы то ни было фаз или раундов, ход игрока предельно прост: выставил рабочего — разыграл эффект, следующий. Благодаря этому игра проходит крайне динамично, не подвисая на «административных» моментах и долгих ходах соперников. Места под рабочих в игре делятся на три вида.

 

1) Большой круг, которым представлена основная часть локаций в игре. Они работают по принципу: «Чем больше рабочих — тем больше выгода». Например, отправившись в лес, вы получите по одному дереву за каждого находящегося там мипла. Таким образом, действия в игре разгоняются: если при первом использовании вы получите всего один ресурс, то следующий отправленный туда рабочий принесёт вам уже два дерева, третий — три, и так далее. Некоторые локации предоставляют выбор, например, в шахте можно либо получить по глине за работника, плюс одну бонусную, либо по золотому слитку за каждую пару миплов. Игра поощряет постоянное использование одних и тех же действий (но при этом имеет и методы сдерживания), поэтому кажущееся в начале партии неликвидным указание «Получите 1 камень/дерево» спустя несколько ходов оборачивается прогрессивным заводом по добыче необходимого ресурса.

 

 

У шахты вечно толпа народу!

 

2) Три маленьких круга на чёрном рынке, в каждом из которых найдётся место всего для одного рабочего, однако, когда все три окажутся заняты, все находящиеся там миплы отправятся в темницу, а товары обновятся. Чёрный рынок — локация примечательная, там вы за символическую плату в несколько монет можете разжиться редкими ресурсами. Впрочем, прибегать к подобным услугам — дело неблагородное: помимо денег игрок запятнает свою репутацию (спустится по треку добродетели).

 

 

Поход на чёрный рынок или грабёж казны принесут много ресурсов, но ударят по репутации!

 

3) Клетки с силуэтом рабочего опять-таки используются для совершения ровно одного действия — постройки. Строить можно либо здания (карты с руки), либо собор, для возведения которого мы собственно и были призваны. Отправленный на постройку мипл «запечатывается», вернуться обратно ему, увы, не суждено; партия заканчивается, когда определённое количество клеток окажется запечатано (12 при игре вдвоем, 16 — втроём, и т. д.). Постройка собора и зданий является главным способом получения ПО. Если собор — это просто трек отсчёта очков, то здания имеют собственные особенности, срабатывающие либо при постройке, либо в конце игры. Некоторые приносят ресурсы, некоторые — много ПО, некоторые — дополнительную репутацию или ПО при выполнении особых условий. В общем, в этом аспекте всё традиционно и без откровений.

 

 

Рабочие, отправленные в гильдию и собор. Кстати, к игре уже вышло дополнение, которое серьёзно модифицирует гильдию!

 

С размещением и действиями разобрались, нечто похожее мы видели в «Каменном веке». Где же оригинальный подход? Новшество кроется не в том, как мы выставляем рабочих на поле, а в том, как мы их оттуда забираем. Выставленные на поле миплы остаются там, пока не будут арестованы. С помощью действия «Городская площадь» игрок может натравить стражу на группу рабочих одного цвета в одной локации. Если арестованные принадлежат самому игроку, то он просто добавляет их в пул доступных миплов, а если сопернику, то помещает их на специальную клетку на планшете персонажа. В дальнейшем работников противника можно выгодно сдать в тюрьму, получив по монете за каждого. Освободить своих подопечных из тюрьмы несложно, достаточно отправить хотя бы одного рабочего на «пост часового», чтобы вернуть бедолаг. Нахождение подопечных в тюремных застенках, естественно, не несёт ничего хорошего, в определённые моменты игры (при обновлении чёрного рынка и некоторых этапах постройки собора) подсчитывается количество рабочих в тюрьме, после чего все, имеющие в тюрьме трёх и более миплов, теряют по одной добродетели, а лидер по количеству арестантов дополнительно получает долг, отнимающий ПО в конце игры. При этом какой-то обиды от ареста рабочих соперником не испытываешь (в отличие от классической ситуации, когда оппонент занял столь необходимое тебе действие); наоборот, вызволить их из темницы иногда может быть выгоднее, чем забрать с локации. В итоге получается достаточно нестандартное взаимодействие между игроками, плотное, осмысленное, но не агрессивное.

 

 

Сидим за решеткой в темнице сырой! На самоизоляции, вестимо.

 

Финальным элементом является уже неоднократно упомянутый трек добродетели. Репутация в игре работает интересным образом: поднялись вверх по треку, получите в конце игры победные очки, однако, по ходу партии доступ к чёрному рынку будет закрыт, негоже благочестивым горожанам якшаться с мутными личностями. Опустились на самое дно? В таком случае по ходу партии вы освобождаетесь от уплаты налогов, так что многие действия становятся дешевле, но и к строительству собора вас не допустят, а в конце партии ещё и ПО отберут. В общем, простор для манёвра присутствует: можно в начале партии нашкодить грабежами казны и частыми посещениями чёрного рынка, задёшево получив ценные ресурсы и сэкономив на налогах, а потом притвориться святым и замаливать грехи. Или пойти от обратного, с самого начала уйти в строительство собора, который приносит уйму очков, попутно особо рьяно отправляя рабочих соперников в тюрьму, вгоняя тех в долги. Никто не мешает выстроить стратегию вокруг построек, универсального пути к победе нет!

 

 

Поле во всей красе!

 

Главное, что все вышеперечисленные элементы в игре реально работают. «Архитекторы» ощущаются как единый часовой механизм, и это особенная магия. Подобного чувства потока я очень давно не получал от игр, на поле постоянно что-то крутится, всё взаимосвязано и даёт толчок другому: вот синий игрок навалился на дерево, красный арестовал его рабочих и отправил в темницу, в то же время заполнилась казна и жёлтый, пользуясь моментом, вытащил всё, что неровно лежит, тут пришло время получать по шапке за рабочих в тюрьме, и зелёный хватается за голову, ведь он как раз в этот ход хотел освободить своих рабочих из-под стражи… Эту особенную динамику создаёт не только взаимосвязь игровых действий, но и отсутствие раундов и административных фаз,  благодаря чему «Архитекторы» держат в напряжении от начала партии и до последнего хода.

 

 

Фредерик суров, а его личная способность позволяет эффективно и дёшево возводить собор.

 

Ругать «Архитекторов западного королевства» сложно. Да, партии на двоих менее тесные и динамичные, чем на большее количество игроков (можно подключить бота, но из-за него теряется то самое ощущение потока). Кому-то может не понравиться оформление, ведь рисовка Димитриевски весьма специфична, но я влюбился в этот вырвиглазный стиль ещё с Raiders of the North Sea. Не стоит ждать от «Архитекторов» умопомрачительной глубины, игра не стремится встать в один ряд с «Подводными городами», «Покорением Марса» или «Проектом «Гайя» и прочими тяжеловесными евро. Если угодно, то перед нами очень прокаченный «Каменный век», пример того, каким должно быть семейное евро.

 

 

Ресурсы в игре, как и остальные компоненты, выполнены на высшем уровне!

 

Что же в итоге? «Архитекторы западного королевства» — прекрасный представитель жанра, не только осовременивший и смешавший старые механики, но и привнёсший что-то своё. Игра по-своему смотрит на взаимодействие между игроками, круговорот ресурсов, путь к победе, а главное, не отвлекается на промежуточные фазы для обновления игрового поля и копания в собственном огороде. Это динамичное и азартное семейное евро с множеством интересных, но не сложных нюансов, делающих игру достойной вашего вечера. С нетерпением ждём следующей игры трилогии — «Паладины западного королевства», — которая, по словам игравших, ни чуть не хуже!

 

 

Всем удачных партий и успехов на кубах!

 

Вавилонов М. (страница в ВК)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Avilio написала месяц назад: #

Хорошая статья, прочитала с удовольствием. Просьба автору: привяжите текст к карточке игры, чтобы Ваш труд не затерялся в глубинах тесеры.

jeckus написал полтора месяца назад: #

"Ресурсы в игре, как и остальные компоненты, выполнены на высшем уровне!"

Выскажу свое мнение, что планшеты игрока ну если не отвратительного качества, то весьма посредственны. В остальном очень хорошо.

snowbody написал полтора месяца назад: #

Простенькое, но приятное, евро на расстановку работников и менеджмент ресурсов, не несущее ничего нового для жанра.

Vavilonov написал полтора месяца назад: # скрыть ответы
Паладины Западного Королевства

К слову, прямо сейчас в группе "Лавки Игр" проходит обзор по поводу необходимости локализации "Паладинов Западного Королевства".

sintenced написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

К слову, это совсем разные игры с Архитекторами. Вот прям насколько могут быть два воркерплейсмента разными, вот настолько они разные.

Vavilonov написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Насколько я знаю, они значительно сложнее. В прошлой серии игры тоже отличались, и это особенно круто, на мой взгляд!

Gorthauers написал полтора месяца назад: #

Да, более хардкорная и практически полностью пасьянсовая.

LenaLe написала полтора месяца назад: #

Замечательная игра и соответственно рецензия к ней! Все по делу, все очень внятно и интересно. Обязательно буду брать)