-AdRiver-
sintenced написал 5 минут назад к мысли на тему Замечательное (нет) нововведение Crowd Games: # Тогда было бы неплохо спросить у того, от кого хотите его получить.
Ksedih написал 7 минут назад к игре Покорение Марса: # Герои имелись в виду дома на диване, конечно. О турнирных и говорить н...
mobidic написал 15 минут назад к игре Runebound Second Edition: # Это доп который в группе в контакте лежит? Fan_dopolnenie_NAVYKI?
knaff написал 16 минут назад к игре Talisman 4th Edition: # Да это блин простая логика, если базу покупают то допы надо выпускать,...
Drazhar написал 19 минут назад к мысли на тему Замечательное (нет) нововведение Crowd Games: # Было бы неплохо получить ответ.
На экранах [12.08.2020]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [11.08.2020]
В этом выпуске: интервью с Шэмом Филлипсом, Мэттом Ликоком и Иваном Тузовским, с...
С миру по нитке [10.08.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Кладова...
Итоги опроса про цифровые настолки
Итоги по данным 280 анкет, а также ответ, кому достанется приз за участие.
Голосуем кошельком [06.08.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

Ksedih

Обзор игры First Class: Unterwegs im Orient Express

14 июля 2020

Информация

добавить
игры First Class: Unterwegs im Orient Express
персоны Хельмут Оли
компании Hans im Glück
Дата: 14 июля 2020
Оценка пользователей
9.7757
-

Автор обозреваемой сегодня коробки — большой фанат железных дорог и всего, что с ними связано. Достаточно посмотреть на список выпущенных им игр, среди которых 90 % имеют железнодорожную тематику. Российскому игроку он может быть известен разве что по коробке «Русские железные дороги», когда-то локализованной у нас. Лично мне удалось опробовать три его разработки — и могу сказать, что в них заметен общий авторский почерк, разбор особенностей которого — тема для отдельного разговора. Сегодня же просто рассмотрим First Class.

 

Игра, которую сложно выделить на фоне остальных, однако есть в ней что-то, что расположило написать на неё обзор, маленькие цепляющие изюминки. Но думаю, сразу стоит дать ей общую характеристику, типа «обычное евро с картами и горстью жетонов, интерес в котором поддерживается разной стартовой раскладкой», чтобы те, кому не очень подобное интересно, могли спокойно пройти мимо.

 

 

 

 

О чём это?

 

 

Вы владелец железнодорожной компании, желающий стать самым богатеньким буратиной посредством предоставления клиентам услуг по перевозке их телес (и порой багажа) из точки А в точку Б. Причём предложение ориентировано как на нищебродов, так и на элитных господ, желающих в пути поглощать шампанское и омаров в как можно больших количествах. Первых можно погрузить в вагоны для скота, а вторым предложить вагоны с джакузями и куртизанками. Собственно, чем моднее у вас вагоны, тем больше победных очков вы заработаете в итоге.

 

В игре First Class мы прокачиваем свои вагоны, прокладываем железные дороги в разные города и даже ловим преступников, представьте себе. Всё вышеописанное совершается при помощи открытого драфта и разыгрывания карт.

 

 

 

 

Что в коробке?

 

 

Так как игра карточная, то и состав у неё соответствующий. Все карты делятся на пять блоков: основной под маркировкой «X» и блоки «A», «B», «C», «D», «E». Хитрость в том, что в каждой партии участвуют исключительно три блока: основной + два случайных. Этим и достигается вариативность.

 

 

 

Органайзер внутри коробки удобно делит карты по  категориям.

 

 

Помимо карт, в коробке нас ждут жетоны монеток и улик:

 

 

 

 

Двусторонние жетоны с «рубашкой» с изображённой лупой и лицевой стороной, на которой изображены разные штуки.

 

 

Маркеры-деревяшечки в виде человечков-кондукторов и паровозиков:

 

 

 

 

Тайлы локомотивов и жетон первого игрока:

 

 

 

 

Поле для подсчёта очков:

 

 

 

 

Планшеты игроков, призванные организовать игровое пространство:

 

 

 

 

Как играть?

 

 

First Class пусть и является довольно обычной настольной игрой, однако уже на этапе правил начинается кое-что более-менее интересное. Как уже сказано ранее, в каждой партии замешиваются не все карты, а лишь часть доступных. Такой подход смещает акценты в каждой игре и даёт попробовать что-то новенькое в очередной раскладке. Всего возможных вариантов десять. Нельзя сказать, что они кардинально отличаются друг от друга и неимоверно меняют правила игры, но особенностей и дополнительных возможностей, несомненно, привносят.

 

 

 

В базовые колоды «X» (трёх цветов), замешиваются по две колоды двух других букв. В данном случае это «B» и «D».

 

 

Каждому выдаётся планшет, на который выкладываются две монетки, к нему же пристраиваются два нулевых вагона — каждый к одному из двух поездов.

 

 

 

Начальные два нулевых вагона от двух ваших поездов.

 

 

В партии шесть раундов, в каждом из которых используется колода определённого цвета (в I и II — зелёная, в III и IV — синяя, в V и VI — красная). Перед игроками из колоды выкладываются ровно 18 карт — в три ряда по шесть штук.

 

 

 

 

В свой ход игрок выбирает любую карточку из этих рядов и забирает себе, выполняя её действие. Действия могут быть самые различные. Например, к базовым относятся: прицепить нулевой вагон к одному из своих поездов; улучшить определённый (-е) вагон (-ы), проложить железную дорогу, подвигать паровозик или подвигать кондукторов в своих поездах.

 

Вагоны цепляются к поездам для того, чтобы удлинить свой поезд и попытаться заработать больше очков, добравшись до головы состава; железные дороги строятся, чтобы по ним катился паровозик и приносил бонусы/очки; вагончики улучшаются, чтобы по ним ходили кондуктора и собирали победные очки. 

 

В зависимости от замешанных двух модулей в каждой конкретной партии становятся доступны дополнительные возможности. Например, появятся карточки грузов и пассажиров, которых можно усаживать в вагоны и по определённым правилам получать за это очки.

 

 

 

Карточки пассажиров/багажа.

 

 

В целом же процесс незамысловат. Вы берёте карту из общего пула, применяете её эффект. Следующий игрок делает то же самое. И так далее, до тех пор, пока каждый не сделает по три хода. После этого начинается следующий раунд: выкладываются новые 18 карт и игра продолжается по тем же правилам. 

 

Из реально интересного в этом процессе присутствует такая фишка: вы можете брать карту из любого ряда, но как только из ряда в сумме взято столько карт, каково число участников партии, этот ряд полностью сбрасывается, и выбор сокращается — что создаёт напряжение и позволяет подрезать соперников смыванием нужных им карт из пула.

 

 

 

В нижнем ряду осталось всего три карты. Как только оттуда возьмут ещё одну, оставшиеся две карты ряда сбросятся.

 

 

После каждого чётного раунда проходит подсчёт очков. Здесь игроки получают начисления за все свои вагоны, по которым прошлись кондуктора — чем круче вагон, тем больше очков он даёт. Также игроки активируют все свойства своих карточек путей, по которым проехался их паровозик.

 

 

 

Паровозик проехал по трём локациям с часиками, за них при подсчёте очков даются бонусы.

 

 

Плюс, в зависимости от подключенных модулей, очки могут начисляться за что-то ещё, например, за багаж, загруженный в вагоны.

 

 

 

Кондуктор дошёл до вагончика, в котором загружен багаж, и теперь игрок получает по 2 победных очка при каждом промежуточном подсчёте.

 

 

По большому счёту всё. Осталась только кучка нюансов. Ещё несколько вещей интересных, могу отметить. Первая — в конце партии игроки получают победные очки за свои специальные карточки-задачи (одна из которых выдаётся каждому в начале партии). Тут вроде всё, как обычно, однако по ходу партии подобных карточек можно ещё поднабрать (попутно получая с них бонусы) и срубить в конце основательную сумму очков — настолько, что можно считать выполнение задач одной из стратегий.

 

 

 

Две верхние карты дают по 4 очка за каждую взятую вами в течение партии карточку кондуктора, а нижняя даёт 3 очка за каждую взятую карточку продвижения паровоза.

 

 

Вторая — в игре есть карточки микро-задач, контракты, выполняя которые по ходу игры, можно получать плюшки и дополнительные действия в процессе своих ходов. На них тоже можно делать особую ставку, особенно если выпал модуль «Контракты», где, как понятно из названия, много контрактов.

 

 

 

Карты контрактов: верхняя часть — условие выполнения, нижняя — награда.

 

 

Третья — местная валюта, монетки, работает немного необычно. Они выкладываются на ваш планшет и заполняют слоты в строго определённом порядке. 

 

 

 

Три столбца, заполняемые монетками. Монетки из первого можно тратить на покупку нулевых вагонов, из второго — на продвижение паровозика или кондукторов, из третьего — на улучшение вагонов.

 

 

Мало того, что в конце игры каждая стоит 1 ПО, так ещё и в свой ход вы можете их тратить на доп. действия. В частности — покупку новых вагонов, продвижение паровозика и кондукторов, а также на улучшение вагонов. Причём тратить можно любые монетки, но надо помнить, что пополняются они в определённой последовательности, и, тратя их, вы отдаляетесь от применения максимально эффективных действий за денежки.

 

 

Впечатления

 

 

Как вы поняли, это достаточно обыкновенное карточное евро со своими приятными особенностями. Но привлекательна First Class тем, что некоторые её элементы интересно поданы и с ними приятно взаимодействовать: брать карточки, пристраивать к своему планшету, переворачивать их, улучшая вагоны. Обыкновенные, казалось бы, элементы для любой игры. Однако сложно передать, почему эти механические действия здесь настолько приятны.

 

 

 

Два поезда зелёного игрока. Один состоит из двух нулевых вагонов (нижний), а второй из четырёх, причём два вагона уже улучшены до двойки и единицы.

 

 

Возможно, это из-за необычности и некоторой новизны механик, чего мы не видим в большинстве настолок. Нет привычных паттернов с перекладыванием каких-нибудь ресурсов туда-сюда. Да даже единственный ресурс, «монетки», здесь используется по-особенному — через заполнение трёх столбцов с разными возможностями их потратить.

 

Общей картины и ощущения «средней игры» это не отменяет, однако на фоне прочих подобных я бы выбрал First Class, потому что здесь есть что поделать, с полным осознанием цели прикладывая небольшие усилия. Очень ненапряжно, достаточно быстро, с прямыми стратегиями.

 

 

 

Эта колода задач, по одной из которых выдаётся в начале партии и на которых можно набить весьма приличные суммы очков.

 

 

Среди особых элементов отмечу следующее, что мне понравилось:

 

  • Карточки путей, выстраивающиеся в одну линию, по которой едет ваш паровозик и собирает плюшки в виде победных очков, монеток и прочих благ. Очень приятно двигать его и что-то за это получать. Маленький элемент игры, который доставляет радость.

 

Конечно, не в каждой партии у вас получится сделать длинную железную дорогу (это одна из стратегий), а в некоторых партиях и вообще ни одного пути не поставите на свой планшет, но всё равно момент приятный.

 

 

 

Наш жёлтый паровозик катится по рельсам (пристраиваемым к планшету карточкам) справа налево.

 

  • Карты вагончиков, объединяющиеся в поезд. Их тоже прикольно «достраивать», вытягивая в длину два своих поезда, стараясь «добраться» ими до локомотива. Плюс к этому, процесс апгрейда вагонов, во время которого они окрашиваются в различные цвета. Как и первый пункт, хорошо работает из-из желания игроков что-то строить, изменяя при этом элементы на игровом «поле».

 

  • Модульность игры. Пять колод карт введены для разнообразия и неплохо справляются с поставленной автором задачей. Несмотря на то, что ничего сильно необычного в них нет, садясь за очередную партию, вы вдруг осознаёте: «О, а пассажиров с багажом у нас не было в предыдущих двух играх, сыграю-ка на них!»

 

 

 

 

Вроде бы это тоже базовый элемент — присутствует практически в любом колодострое, начиная с «Доминиона» — но, наверное, потому, что он не свойственен стандартным евро, кажется какой-то необычностью и фишкой.

 

Основной элемент First Class — это карты и их набор в каждой партии будут немного отличаться (не забываем, что базовый набор карт участвует в каждой игре). Это как представить, что в «Колонизаторах» в одной партии вы играете только с камнем-деревом-глиной, а в другой — с камнем-пшеном-овцами. Вроде общие правила не поменялись, но зато появились другие приоритеты и возможности.

 

 

 

Разные колоды-модули карт отличаются буквой на рубашке.

 

 

Есть ещё одна замеченная через несколько партий после знакомства особенность: внутренняя логика игры устроена так, что стратегии, избираемые игроками, скорее всего, будут отличаться. Их условно можно разделить на две большие: «стратегия на прокладке железной дороги» и «стратегия на улучшенных вагонах». Есть ещё маленькие ответвления в зависимости от выпавших на партию колод, но это две основных. Почему происходит разделение?

 

Смысл в том, что многие карточки здесь явно неравноценны. Например, есть карта «продвиньте свой паровозик на 2 клетки вперёд», а есть «продвиньте свой паровозик на 1 клетку вперёд». Очевидно, что первая лучше. Даже если вам не нужно двигаться на два, вы всё равно заберёте её, вместо второй, просто чтобы не отдать преимущество соперникам. И такие карточки есть в каждой условной категории: «постройте X вагонов», «продвиньте кондукторов на X вагонов», «улучшите N вагонов».

 

 

 

 

Смысла брать «плохую» версию карты нет никакого, поэтому тот, кто забирает хорошую, как бы уходит в поддерживаемую этой картой стратегию. Остальные игроки тоже будут брать что-то хорошее из других категорий, так как брать что-то худшее, чем то, что забрал оппонент, не хочется, ведь вы заведомо начнёте отставать от него.

 

Эта особенность после нескольких партий с её исследованием сейчас кажется достаточно интересным авторским решением. Ведь она позволяет сократить даунтайм, так как появляется дополнительная подсказка, чего не стоит брать, в результате чего сокращается логичный выбор карты в свой ход. При этом это не какой-то скрипт, заставляющий действовать строго по схеме, и «плохие» карты тоже разбираются со стола, так как хочется успевать понемногу урывать везде. Это ничуть не уменьшает количество размышлений, «на чём бы сыграть и в какую степь податься»; подобный подход действительно работает просто как маленькая подсказка для игроков по ходу партии. Мелочь, но приятная.

 

 

 

 

И, наконец, модульность. Вариантов сбивки колод в игре 10 штук. Например, могут выпасть «Пассажиры с багажом» + «Знаменитости». Это значит, что в этой партии вам придётся выбирать кого возить в своих вагончиках, часто улучшать вагончики, загружать свои вагончики — в общем, концентрироваться на вагончиках. Если же выпадут, например, «Контракты» и «Переключатели», то можно избирать стратегию на контрактах или попробовать использовать карточки переключателей и дополнительных улучшений вагонов.

 

Пять колод очень быстро запоминаются и становятся как родные, вы быстро принимаете правила каждой из них и в отдельной партии, фактически интуитивно используете возможности любых карточек. И вот тут ещё кое-что, что я оставил напоследок — колода «Убийство в первом классе». Эта колода, как и остальные четыре, попадает в партию случайно и вводит дополнительную механику, которая немного меняет правила игры.

 

 

 

 

Если первые четыре колоды просто добавляли какие-то нюансы к базовым правилам, то в «Убийстве» основной концепт остаётся прежним, однако перед партией каждому раздаётся карточка персонажа, среди которых может оказаться убийца. Его роль абсолютно никак не влияет на процесс и важна только в конце партии, при подсчёте очков и определении победителя. Дело в том, что этот модуль вводит карточки с так называемыми «уликами». Забирая такую карточку со стола, вы либо получаете жетоны улик из пула, либо заставляете остальных игроков взять улики. Улики — это плохо. Рубашка у всех этих жетонов одинаковая, а вот на лицевой стороне могут оказаться как победные, так и… в большинстве случаев там изображение следов.

 

А тот, у кого больше следов в конце партии, того и объявят убийцей, заперев за решёткой и выбросив из финального подсчёта очков. Вот такое вот суровое евро бывает, с выбыванием. Если же вы вытянули в начале партии карточку убийцы, то вам совсем хреново, так как вам перед подсчётом улик докинут лишних два жетона. Однако, если обвинят в итоге не вас, то получите +20 очков бонуса к финальному счёту за то, что ловко ушли от правосудия.

 

 

 

 

Модуль немного странный. Интересная попытка ввести в стандартное евро элемент неожиданности и случайности. Тут рандом как бы не по ходу партии приключается, а в конце проверяется, кому больше «не повезло» набрать следов много. Причём получение улик вполне контролируется: можно не пользоваться карточками с уликами, можно парой способов избавляться от них. Но так как всё равно есть возможность накидать противникам эти жетоны, то порой непричастный игрок способен влететь при подсчёте. И если вы ни с того, ни с сего сядете за преступление, которого не совершали, и проиграете партию «просто так», это весьма обидно.

 

 

Итог

 

 

Что можно сказать в заключение? First Class — это ни рыба ни мясо. Не тяжёлое евро, не лёгонькая семейка, а ровненько посередине занимает нишу игра. С интересными решениями, что очень приятно. Но без выраженных особенностей, что не позволяет за что-то похвалить коробку. В целом игра оставила приятное впечатление именно потому, что у неё есть плюс в виде механической части с её выстраиванием из карточек-вагонов поездов и железнодорожного пути. А вот минусов, вроде как, и не обнаружено. Даунтайма нет, оформление вполне себе приятное, всё работает как часы. Но рекомендовать игру только потому, что она не_плохая (пишется раздельно) — такой себе совет. А так: сыграть можно смело, кому-то даже в коллекцию домашнюю зайдёт либо из-за темы, либо благодаря весовой категории.

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
GeniusGray написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Лёш, а это твоя коробка? Не вижу её у тебя в профиле.

Не нужна часом такая промка?
https://tesera.ru/game/first-class-call-for-tenders/

Получил с комплектом других промок в Goodie Box 2017, с тех пор лежит пылится.

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Нет, это не моя. Спрошу у владельца, нужен ли ему этот наборчик.

GeniusGray написал полмесяца назад: #

Ок, отдам даром, если что. :)