| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| игры |
Tiny Epic Dungeons. Stories
Tiny Epic Dungeons |
| персоны |
Скотт Олмс
|
| компании |
Gamelyn Games
|
| Дата: | 21 сентября 2022 |
![]() |
| 7.2434 |
![]() |
- |
Получил наконец свою игру. Ждал своей оплаченной доставки с начала февраля, потом плюнул и сменил адрес на «СДЭК Форвард». Получается, оплатил доставку второй раз, но игра того стоит.


В делюкс-коробке всё очень плотно, крышка закрывается, только если всё тщательно уложить. При этом компоненты очень качественные: планшеты героев, боссов и факелы сделаны под лён, как и все карты добычи, приспешников и гоблинов. Все мелкие компоненты качественные, а деревянные фигурки приспешников и гоблинов имеют стилизованную форму (все разные!) и рисунок. Миниатюры героев напоминают «Кровь и ярость» как по размеру, так и по качеству. Сын сразу сообщил, что мы обязаны их покрасить, но не уверен, что мне хватит мастерства на такие маленькие миниатюры с кучей мелких деталей. В целом за такую цену у игры великолепное наполнение, придраться не к чему.


Игромеханически мы имеем кооперативный данжен-кроулер с постепенно открывающейся картой. Подготовка заключается в выкладывании входа в подземелье + 4 комнаты вокруг, а также высыпании остальных компонентов из коробки на стол. Выбираем от 2до 4 героев, берём их планшеты и фигурки — и вперёд к приключениям! Ну, ещё нужно замешать приспешников и босса в колоду комнат по особым правилам. Это очень быстро по меркам жанра; к слову, уборка в коробку происходит тоже быстро.

Герои имеют 3 характеристики: силу, ловкость и интеллект, — которые могут варьироваться от 1 до 3, что показывает, сколько кубиков будет бросаться при соответствующих проверках. Именно они определяют путь развития героя, так как в течение игры почти никогда не меняются (есть вещи, которые могут увеличить одну характеристику на 1, не выше 3, но для них вечно не хватает места). Есть стартовые, они же максимальные значения жизней и энергии, особый навык каждого героя и 2 предмета. Один из них — базовое оружие, второй, обычно, навык, вроде бега или изучения заклинаний. К сожалению, этот навык уже к середине партии обычно заменяется чем-то пополезнее. Особые навыки остаются с героями до конца, чем и ценны. Варвар может за 3 энергии добавить +2 к рукопашной (это довольно сильно, поверьте), а колдунья — стрелять дальнобойной, волшебной, самонаводящийся стрелой, идеальной для отстрела гоблинов.

Наша цель — найти и убить босса подземелья, а предварительно двух его приспешников. Чтобы жизнь не казалась мёдом, на героев постоянно лезут гоблины, и если их на поле 4, а должен появится пятый — моментальный проигрыш. То есть нужно постоянно сокращать их популяцию, благо умирают от любой царапины, имея всего 1 жизнь. Бой происходит просто: выбираем оружие, которым атакуем, и кидаем кубики согласно характеристике, на которое оно завязано. Выбираем один, получаем бонусы с остальных, применяем модификаторы. Сравниваем с защитой врага и наносим столько урона, насколько превышает эту защиту (теперь понятно, почему варварские +2 — это сильно?). Значения 1 и 2 на кубах — это +1 и +2 соответсвенно, и их можно плюсовать к основному. Ну и с неиспользованных кубиков можно собрать энергию и здоровье, если они выпали. А вот почему плохо заниматься не своим делом: у некоторых «небойцовских» классов в начале из оружия кинжал -1 и 1 кубик на силу. Чтобы убить самого обычного гоблина с бронёй 4, нужно выкидывать только шестёрку, а при провале он ещё и в ответ треснет. Остаётся колдовать. За магию мы кидаем на интеллект и при успехе всегда наносим фиксированный урон, игнорирующий броню, правда придётся потратить энергию. Воины, конечно, могут выучить крутые заклинания, но у них туговато с максимумом энергии, да и проверки 5 или 6 тяжеловато кидать с одного куба.

А ведь есть ещё приспешники и целая пачка разнообразных боссов. Приспешники имеют много здоровья, неприятные способности и могут попортить героям жизнь. Боссы — это отдельная тема. Их нельзя просто так закидать кубами в духе «я ударил, он ударил». Для победы нужно протащить босса через 1–3 алтаря в подземелье, а потом уже убивать, даже способность «дразнить» появляется. А ведь он не просто идёт за героем как овечка на привязи, а активно огрызается, а появляющихся гоблинов никто не отменял. Всё это выглядит странно, но интересно.

Какое же подземелье без добычи? Мечи и посохи, кольчуги и кольца — всё по законам жанра. Самыми желанными являются наборы экипировки: дают бонусы за комплект, даже неполный, так ещё и сами вещи из них очень сильны. Дело за малым: собрать такой набор. Есть комнаты с сокровищами или ловушками, но надо тратить ход на поиск, что расточительно, поэтому основным источником остаются гоблины. С каждого зелёного можно получить вещицу и либо оставить, либо сбросить в открытую, чтобы союзники могли подобрать позже. У героев лимит: два предмета в руках, броня, два аксессуара и 2 заклинания. Этим добром мы и развиваем персонажей, никаких уровней и навыков в игре не предусмотрено.
Наших приключенцев нельзя убить, только уронить — и они потратят ход на подъём. Основных условий поражения два: 5 гоблинов или истёкший таймер. За последний отвечает постепенно тухнущий факел. Каждый ход он падает на одно деление, а также за особо неудачные контратаки монстров или провал некоторых испытаний. Поднимается же факел за убийство приспешников, что негусто. После встречи с боссом факел переходит на новый трек, давая время на финальную битву. Третье условие поражения довольно редкое: подземелье закольцовано и босса найти невозможно.

В делюкс-версии добавлены зелья, новые гоблины (завязанные на зелья), комната с зельями, два приспешника и два босса (без зелий). Угадаете, как называется мини-дополнение? Одноразовые склянки — штука слегка спорная, но они не входят в обычный лимит снаряжения и могут сильно помочь против босса (а могут и не помочь).

Дополнение «Истории» добавляет массу всего: 8 новых героев, новые комнаты, снаряжение, комплекты, боссов, приспешников, гоблинов, а также задания и режим историй, — и всё это за 10$. Я бы советовал его, даже если бы там просто были 8 героев, поэтому к приобретению обязателен. Единственный минус: в базовую коробку запихать дополнение не получится.

Я не могу назвать высокую сложность игры недостатком, скорее особенностью. Разобравшись в игре, вменяемые взрослые игроки будут выигрывать примерно треть партий. А вот для того чтобы разобраться, нужно не только тщательно изучить правила, но и изучить FAQ. Также желательно иметь под рукой файл с расшифровкой способностей, предметов, монстров и прочего в электронном или распечатанном виде. Естественно, всё это на английском, но на самих игровых компонентах из текста только названия предметов, монстров, классов и т. д. К сожалению, локализации ждать не приходится.

Серия Tiny Epic в России представлена двумя отвратительными играми. Последующие проекты у нас не издавали, хотя они и на порядок выше. Tiny Epic Dungeons действительно отличный данжен-кроулер с прекрасными компонентами, увлекательным игровым процессом без проседаний, небольшой долей случайности и высокой сложностью. Время подготовки, партии, уборки компонентов выгодно выделяются среди собратьев по жанру. Командное взаимодействие необходимо, а прокачка персонажей простая, но эффективная. Герои начинают приключение голодранцами, а к боссу приходят… ну, тут зависит от игроков. В любом случае игра бросает вызов, чего нет во многих современных проектах.