| Идут сборы на Hands in the Sea | |
| Колодостроительный дуэльный варгейм по Первой Пунической войне. | |
| Идут сборы на Suriya: The Last Horizon | |
| Асимметричный колодостроительный варгейм в далеком будущем. | |
| Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями | |
| Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал... | |
| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
Реклама
ERID: LjN8K91UA

Выбирая из многообразия настольных игр ту самую, которая станет прекрасным подарком другу или поможет увлекательно провести вечер выходного дня, покупатель может легко нарваться на подделку. Такая покупка способна расстроить даже самого преданного фаната. Контрафактная продукция обычно уступает оригиналу по качеству: полиграфические материалы оказываются не такими красочными, в комплекте может не хватать карточек или фишек.
Борьбу с контрафактом, наводнившим маркетплейсы, осложняют практические сложности защиты прав на настольные игры. Создателям «настолок» бывает сложно разобраться в юридических тонкостях борьбы с подделками. Чтобы упростить задачу, мы сделали анбоксинг настольной игры и составили небольшой чеклист по защите прав.

Российское законодательство об интеллектуальной собственности не знает такого объекта как настольная игра. Отчасти это обусловлено тем, что настольная игра состоит из множества отдельных элементов, каждый из которых может относиться к тому или иному объекту интеллектуальной собственности. Именно отдельные элементы настольной игры можно защитить с помощью существующих правовых конструкций.
К потенциально применимым для защиты отдельных элементов настольной игры правовым конструкциям следует отнести:
Проведём распаковку настольной игры и разберём возможные формы защиты каждого отдельного элемента:
|
Элемент настольной игры |
Возможная форма защиты |
|
Дизайн упаковки игры |
Авторское право Промышленный образец Можно попробовать зарегистрировать в качестве товарного знака |
|
Наименование игры, фирменные логотипы |
Товарный знак |
|
Персонаж |
Авторское право Если персонаж узнаваем (например, используется как маскот для продвижения игры), с ним ассоциируется игра в целом, то его изображение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака |
|
Игровое поле |
Авторское право Промышленный образец Можно попробовать зарегистрировать в качестве товарного знака |
|
Игровой реквизит (карточки, фишки, кубики, фигурки, миниатюры) |
Авторское право Промышленные образцы Товарные знаки |
|
Текстовые фрагменты (введение, подводки, описания) |
Авторское право Важно: защитить текстовые фрагменты можно только от дословного копирования. В случае значительной переработки текста, при которой сохраняется лишь содержательный смысл написанного, но не форма изложения, доказать нарушение будет проблематично |
|
Правила игры |
Авторское право — так же, как и иные текстовые фрагменты, форма изложения правил игры может быть защищена механизмами авторского права от дословного копирования. Но изложенная в правилах суть игры авторским правом защищена быть не может в силу неохраноспособности идей Изобретение или полезная модель — в силу прямого указания закона, правила игры как таковые не могут быть защищены в качестве объекта патентного права (п. 5 ст. 1350, п. 5 ст. 1351 ГК РФ). Вместе с тем на практике можно встретить патенты на изобретения и полезные модели, в которых воплощена механика настольной игры (например, патент № 2723777 на изобретение «Настольная игра и способ её проведения»; патент № 209028 на полезную модель «Настольная игра»). Это возможно, если патентовать игру не саму по себе, а описывая её как решение какой-то проблемы/задачи, характерной для подобного типа игр. Такое решение может относиться к расширению игровых возможностей, внедрению дополнительных атрибутов, устранению существующих недостатков). Для использования патентно-правовой защиты настольной игры следует помнить, что патент на изобретение или полезную модель может быть получен только если отвечает требованию новизны. На практике это означает, что позаботиться о патентовании механики игры следует до того, как игра появится на рынке и будет доступна для использования неограниченному кругу лиц. |
Рассмотрев основные формы защиты прав на «настолки», попробуем понять, как организовать противодействие нарушителям. Тут создателей настольных игр ждёт увлекательный квест, состоящий из нескольких последовательных этапов.

Решающее значение для доказывания нарушений прав на интеллектуальную собственность имеет корректное оформление прав. Поэтому важно не просто определиться с формой защиты, но и предпринять меры по аудиту и документальному оформлению портфолио.
На этом этапе правообладателю необходимо:
Как только аудит и документальное оформление портфолио успешно завершены, важно провести мониторинг нарушений и правильно зафиксировать выявленные случаи.
Факт предложения контрафактных игр к продаже на сайтах и маркетплейсах можно зафиксировать с помощью скриншотов. Российские суды уже давно принимают скриншоты наряду с другими доказательствами. Однако при этом следует помнить, что к скриншотам, предъявляемым в суде, существуют формальные требования. В частности, скриншоты обязательно должны содержать указание на адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точное время их получения.
Однако с помощью скриншотов тяжело зафиксировать многоступенчатый процесс закупки товара, требующий перемещения по сайту и переход по ссылкам. В данном случае целесообразно оформить нотариальный протокол.
Также при закупке товара (как онлайн, так и оффлайн) важно сохранить все чеки и другие товаросопроводительные документы (накладные, сертификаты, рекламные материалы). Эти материалы будут иметь решающее значение при доказывании причастности конкретного нарушителя к продаже контрафактных игр.
Предыдущие квесты помогли собрать солидную доказательственную базу: документы, подтверждающие права на настольную игру, скриншоты, нотариальный протокол, чеки и документы на товар.
Однако зачастую для целей подтверждения факта нарушения авторского права (например, незаконной переработки оригинальной игры) требуется получение экспертного заключения или заключения специалиста. Выбор специалиста зависит от входящих в состав игры элементов (текстовых и/или графических). Это может быть лингвист или искусствовед. Также может потребоваться комплексное искусствоведческо-лингвистическое исследование.
Подтверждение факта нарушения прав на полученный патент на настольную игру также может потребовать предоставления экспертного заключения. Это может быть, например, патентоведческая экспертиза, в рамках которой анализируется, можно ли признать изобретение/полезную модель/промышленный образец использованными в потенциально контрафактном товаре.
На следующем этапе важно направить нарушителю претензионное письмо. Во-первых, спор действительно может разрешиться без судебных тяжб, что сэкономит время и бюджет. Во-вторых, если с нарушителя планируется взыскивать компенсацию, то претензия и вовсе является обязательной.
Претензию необходимо направить на юридический адрес нарушителя, указав в претензии требуемую сумму компенсации за нарушение прав и установив разумный срок на ответ.
Если в процессе сбора доказательственной базы были получены сведения о фактическом адресе нарушителя, рекомендуется направлять претензию по всем известным адресам. Но юридический адрес является обязательным пунктом назначения отправляемых документов.
Если переговоры с нарушителем не завершились успехом, то следующим этапом станет подача искового заявления в суд. Исковые требования могут включать требования о прекращении нарушения прав истца, изъятии и уничтожении контрафактной продукции, возмещения убытков, понесённых истцом в результате нарушения его прав. Вместо возмещения убытков истец вправе требовать выплаты компенсации за нарушение принадлежащего ему исключительного права.
Также существующая в России система противодействия распространению контрафактной продукции позволяет, помимо применения к нарушителям гражданско-правовых мер защиты, обращаться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении дел об административном правонарушении (ст. 7.12 и. 14.10 КоАП) и уголовных дел (ст. 146, 147 и 180 УК РФ).
Кроме того, пресечь нарушение прав на настольную игру возможно путём обращения в антимонопольные органы с заявлением о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), который предусматривает запрет на недобросовестную конкуренцию.
Практике известны примеры успешной защиты настольных прав на игру с помощью антимонопольного законодательства. Важно учитывать, что для успешной защиты прав на настольную игру с помощью механизмов антимонопольного права недостаточно подтвердить факт нарушения. Необходимо также доказать наличие совокупности признаков, обязательной для установления факта недобросовестной конкуренции. Среди прочего необходимо привести достаточные доказательства наличия конкурентных отношений между правообладателем и нарушителем, а также способность причинить убытки или вред деловой репутации правообладателя. В отсутствие подтверждённой совокупности признаков защита прав механизмами антимонопольного законодательства не будет успешной.
Таким образом, для адекватной защиты прав на настольную игру необходимо корректное оформление прав на составляющие игру элементы, сбор полноценной доказательственной базы, соблюдение процессуальных требований, зависящих от выбранного способа защиты нарушенных прав.
Авторы:
На правах рекламы
ООО «Семенов и Певзнер»
ИНН 7728742931