ZXCVB1234 написал 5 минут назад к мысли на тему Настольщики с довесками.: # Нет, чел, я в непонятную для себя хероту по незнанию не влетаю, мимокр...
ZXCVB1234 написал 11 минут назад к мысли на тему Настольщики с довесками.: # Грешен, дрогнуло сердце
Siar написал 11 минут назад к игре Остров Духов: Соревновательный режим: # То есть соревнование заключается в том, кто раньше победит? Звучит сом...
Boaz написал 16 минут назад к новости Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями: # Комментарии от тех, кто уже приобрел английскую версию, его мнение, ко...
Rumata83 написал 19 минут назад к статье Обзор настольной игры «Кибердеревня»: # Спасибо за обзор! Давно посматриваю на игру, но впечатлений и отзывов ...
Идут сборы на Hands in the Sea
Колодостроительный дуэльный варгейм по Первой Пунической войне.
Идут сборы на Suriya: The Last Horizon
Асимметричный колодостроительный варгейм в далеком будущем.
Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями
Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал...
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.

SemenovPevzner

Юридический квест «Защити права на настольную игру»

Пошаговая инструкция, 05 декабря 2023

Информация

добавить
Дата: 05 декабря 2023
Оценка пользователей
4.6844
-

Реклама

ERID: LjN8K91UA

 

 

Выбирая из многообразия настольных игр ту самую, которая станет прекрасным подарком другу или поможет увлекательно провести вечер выходного дня, покупатель может легко нарваться на подделку. Такая покупка способна расстроить даже самого преданного фаната. Контрафактная продукция обычно уступает оригиналу по качеству: полиграфические материалы оказываются не такими красочными, в комплекте может не хватать карточек или фишек.

 

Борьбу с контрафактом, наводнившим маркетплейсы, осложняют практические сложности защиты прав на настольные игры. Создателям «настолок» бывает сложно разобраться в юридических тонкостях борьбы с подделками. Чтобы упростить задачу, мы сделали анбоксинг настольной игры и составили небольшой чеклист по защите прав.

 

 

 

Российское законодательство об интеллектуальной собственности не знает такого объекта как настольная игра. Отчасти это обусловлено тем, что настольная игра состоит из множества отдельных элементов, каждый из которых может относиться к тому или иному объекту интеллектуальной собственности. Именно отдельные элементы настольной игры можно защитить с помощью существующих правовых конструкций.

 

К потенциально применимым для защиты отдельных элементов настольной игры правовым конструкциям следует отнести:

  1. Авторское право. Для защиты конкретного элемента механизмами авторского права такой элемент должен быть выражен в объективной форме и являться результатом творческого труда его автора. Сама по себе идея, не имеющая какого-либо конкретного воплощения, не может являться объектом авторского права. Авторское право возникает в момент создания объекта, осуществления каких-либо регистрационных действий не требуется.
  2. Патентное право. К объектам патентного права относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. С помощью промышленного образца может быть защищен внешний вид результата интеллектуальной деятельности, его эстетические особенности. С помощью изобретений и полезных моделей может быть защищена содержательная суть результата интеллектуальной деятельности, который представляет собой техническое решение какой-либо проблемы и выражается в продукте или способе (изобретения) или устройстве (полезные модели). Для защиты созданного результата интеллектуальной деятельности механизмами патентного права необходима его государственная регистрация в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца соответственно.
  3. Товарный знак. Товарный знак является средством индивидуализации конкретного товара в глазах потребителя и помогает выделить товар определённого производителя среди аналогичных. В качестве товарного знака может охраняться слово/словосочетание, изображение, логотип, элементы дизайна, сочетания цветов, форма товара или его упаковки или любые комбинации вышеперечисленного. Товарный знак так же, как и объекты патентного права, подлежит государственной регистрации.

Проведём распаковку настольной игры и разберём возможные формы защиты каждого отдельного элемента:

 

Элемент настольной игры

Возможная форма защиты

 Дизайн упаковки игры

 Авторское право


 Промышленный образец


 Можно попробовать зарегистрировать в качестве  товарного знака

 Наименование игры, фирменные логотипы 

 Товарный знак

 Персонаж 

 Авторское право


 Если персонаж узнаваем (например, используется  как маскот для продвижения игры), с ним  ассоциируется игра в целом, то его изображение  может быть зарегистрировано в качестве  товарного знака 

 Игровое поле

 Авторское право


 Промышленный образец


 Можно попробовать зарегистрировать в качестве  товарного знака

 Игровой реквизит (карточки, фишки, кубики,  фигурки, миниатюры)

 Авторское право 


 Промышленные образцы


 Товарные знаки

 Текстовые фрагменты (введение, подводки,  описания)

 Авторское право


 Важно: защитить текстовые фрагменты можно  только от дословного копирования. В случае  значительной переработки текста, при которой  сохраняется лишь содержательный смысл  написанного, но не форма изложения, доказать  нарушение будет проблематично

 Правила игры 

 Авторское право 

 — так же, как и иные текстовые фрагменты,  форма изложения правил игры может быть  защищена механизмами авторского права от  дословного копирования. Но изложенная в  правилах суть игры авторским правом защищена  быть не может в силу неохраноспособности идей 


 Изобретение или полезная модель  

 — в силу прямого указания закона, правила игры  как таковые не могут быть защищены в качестве  объекта патентного права (п. 5 ст. 1350, п. 5 ст.  1351 ГК РФ). Вместе с тем на практике можно  встретить патенты на изобретения и полезные  модели, в которых воплощена механика  настольной игры (например, патент № 2723777  на изобретение «Настольная игра и способ её  проведения»; патент № 209028 на полезную  модель «Настольная игра»). Это возможно, если  патентовать игру не саму по себе, а описывая её  как решение какой-то проблемы/задачи,  характерной для подобного типа игр. Такое  решение может относиться к расширению  игровых возможностей, внедрению  дополнительных атрибутов, устранению  существующих недостатков).


 Для использования патентно-правовой защиты  настольной игры следует помнить, что патент на  изобретение или полезную модель может быть  получен только если отвечает требованию  новизны. На практике это означает, что  позаботиться о патентовании механики игры  следует до того, как игра появится на рынке и  будет доступна для использования  неограниченному кругу лиц.



 

Рассмотрев основные формы защиты прав на «настолки», попробуем понять, как организовать противодействие нарушителям. Тут создателей настольных игр ждёт увлекательный квест, состоящий из нескольких последовательных этапов.

 

 

 

Этап 1. Оформление прав (+100 к внимательности) 

 

Решающее значение для доказывания нарушений прав на интеллектуальную собственность имеет корректное оформление прав. Поэтому важно не просто определиться с формой защиты, но и предпринять меры по аудиту и документальному оформлению портфолио.

 

На этом этапе правообладателю необходимо:

  • подать заявки на регистрацию товарных знаков и объектов патентного права;
  • обеспечить надлежащее оформление и хранение эскизов, макетов и иных материалов, созданных в процессе разработки игры;
  • обеспечить надлежащее оформление договоров с дизайнерами и разработчиками игры и отдельных её частей, в том числе передачу исключительных прав от исполнителя заказчику, если настольная игра создавалась с привлечением сторонних лиц; 
  • оформить права на служебные результаты интеллектуальной деятельности, если настольная игра создавалась в рамках трудовых обязанностей;
  • организовать депонирование «настолки».

 

Этап 2. Фиксация нарушения и закупка (+100 к предусмотрительности)

 

Как только аудит и документальное оформление портфолио успешно завершены, важно провести мониторинг нарушений и правильно зафиксировать выявленные случаи.

 

Факт предложения контрафактных игр к продаже на сайтах и маркетплейсах можно зафиксировать с помощью скриншотов. Российские суды уже давно принимают скриншоты наряду с другими доказательствами. Однако при этом следует помнить, что к скриншотам, предъявляемым в суде, существуют формальные требования. В частности, скриншоты обязательно должны содержать указание на адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точное время их получения.

 

Однако с помощью скриншотов тяжело зафиксировать многоступенчатый процесс закупки товара, требующий перемещения по сайту и переход по ссылкам. В данном случае целесообразно оформить нотариальный протокол.

 

Также при закупке товара (как онлайн, так и оффлайн) важно сохранить все чеки и другие товаросопроводительные документы (накладные, сертификаты, рекламные материалы). Эти материалы будут иметь решающее значение при доказывании причастности конкретного нарушителя к продаже контрафактных игр.

 

 

Этап 3. Сбор доказательственной базы (+100 к мудрости)

 

Предыдущие квесты помогли собрать солидную доказательственную базу: документы, подтверждающие права на настольную игру, скриншоты, нотариальный протокол, чеки и документы на товар.

 

Однако зачастую для целей подтверждения факта нарушения авторского права (например, незаконной переработки оригинальной игры) требуется получение экспертного заключения или заключения специалиста. Выбор специалиста зависит от входящих в состав игры элементов (текстовых и/или графических). Это может быть лингвист или искусствовед. Также может потребоваться комплексное искусствоведческо-лингвистическое исследование.

 

Подтверждение факта нарушения прав на полученный патент на настольную игру также может потребовать предоставления экспертного заключения. Это может быть, например, патентоведческая экспертиза, в рамках которой анализируется, можно ли признать изобретение/полезную модель/промышленный образец использованными в потенциально контрафактном товаре.

 

 

Этап 4. Претензия (+100 к дипломатии)

 

На следующем этапе важно направить нарушителю претензионное письмо. Во-первых, спор действительно может разрешиться без судебных тяжб, что сэкономит время и бюджет. Во-вторых, если с нарушителя планируется взыскивать компенсацию, то претензия и вовсе является обязательной.

 

Претензию необходимо направить на юридический адрес нарушителя, указав в претензии требуемую сумму компенсации за нарушение прав и установив разумный срок на ответ.

 

Если в процессе сбора доказательственной базы были получены сведения о фактическом адресе нарушителя, рекомендуется направлять претензию по всем известным адресам. Но юридический адрес является обязательным пунктом назначения отправляемых документов.

 

 

Этап 5. Суд или ФАС (+100 к красноречию)

 

Если переговоры с нарушителем не завершились успехом, то следующим этапом станет подача искового заявления в суд. Исковые требования могут включать требования о прекращении нарушения прав истца, изъятии и уничтожении контрафактной продукции, возмещения убытков, понесённых истцом в результате нарушения его прав. Вместо возмещения убытков истец вправе требовать выплаты компенсации за нарушение принадлежащего ему исключительного права.

 

Также существующая в России система противодействия распространению контрафактной продукции позволяет, помимо применения к нарушителям гражданско-правовых мер защиты, обращаться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении дел об административном правонарушении (ст. 7.12 и. 14.10 КоАП) и уголовных дел (ст. 146, 147 и 180 УК РФ).

 

Кроме того, пресечь нарушение прав на настольную игру возможно путём обращения в антимонопольные органы с заявлением о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), который предусматривает запрет на недобросовестную конкуренцию.

 

Практике известны примеры успешной защиты настольных прав на игру с помощью антимонопольного законодательства. Важно учитывать, что для успешной защиты прав на настольную игру с помощью механизмов антимонопольного права недостаточно подтвердить факт нарушения. Необходимо также доказать наличие совокупности признаков, обязательной для установления факта недобросовестной конкуренции. Среди прочего необходимо привести достаточные доказательства наличия конкурентных отношений между правообладателем и нарушителем, а также способность причинить убытки или вред деловой репутации правообладателя. В отсутствие подтверждённой совокупности признаков защита прав механизмами антимонопольного законодательства не будет успешной.

 

Таким образом, для адекватной защиты прав на настольную игру необходимо корректное оформление прав на составляющие игру элементы, сбор полноценной доказательственной базы, соблюдение процессуальных требований, зависящих от выбранного способа защиты нарушенных прав.

 

Авторы:

  • Карина Скоморохова, старший юрист практики борьбы с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner
  • Юлия Ившина, юрист практики защиты товарных знаков Semenov&Pevzner

 

На правах рекламы

ООО «Семенов и Певзнер»

ИНН 7728742931

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Greensign написал 2 года назад: #

«Практике известны примеры успешной защиты настольных прав на игру с помощью антимонопольного законодательства.»

Только статья как-то умалчивает, что суды растягиваются на годы, за которые можно реализовать несколько тиражей пиратской игры. И на тот момент, когда суд вынесет решение и присудит компенсацию (едва ли покрывающую расходы на собственно тяжбу), рынок уже насытится конкретной игрой. А пират, даже если что-то выплатит, возьмётся за следующий.

Siar написал 2 года назад: #

Здесь могла быть ваша реклама

dar_ling написал 2 года назад: # скрыть ответы

Как будто полезная статья, но как будто бы не на том портале.

kuzynatra написал 2 года назад: #

Я прочитал в лёгком недоумении, потом увидел, что это реклама. Подумал, если это дело принесёт сайту денег - пусть. Тем более, что реклама качественная. )