Siar написал 16 минут назад к игре Кровь и ярость: # Игра прикольная! С каждой эпохой ваши карты становятся мощнее, сами иг...
Siar написал 17 минут назад к игре Мессина 1347: # В игре мы выступаем в роли знатной семьи, что владеет землями вокруг п...
Da2dy написал 25 минут назад к новости Самые ожидаемые игры 2026 года: # Я вот жду предзаказанный Ворлд Ордер, локализацию Эпох, ну и внезапно ...
BiskviT написал 26 минут назад к новости Башня анонсов (часть 3): # Зевота накатывает от этих предзаказов)
Scorpion написал 28 минут назад к новости С миру по предзаказу (23.11-05.12): # Не работает, потому что процентная ставка в банках не имеет прямой кор...
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...
С миру по предзаказу (23.11-05.12)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.

c0wthulhu

Надежды на миллион, а в кармане четвертак

Обзор игры Ponzi Scheme, 06 февраля 2024

Информация

добавить
игры Ponzi Scheme
персоны Jesse Li
компании Tasty Minstrel Games
награды Daredevil Laurel - Cardboard Republic
Дата: 06 февраля 2024
Источник: BoardGameGeek.com
Оценка пользователей
8.5024
-

Надежды на миллион, а в кармане четвертак

 

 

Вступление

 

Как и Чарльз Понци, который прибыл в Америку с 2,5 доллара в карманах и надеждами на 1 миллион, игроки начнут «Схему Понци» без денег, но с большими мечтами. В частности, эти надежды состоят в том, чтобы хотя бы не разбиться и не сгореть первым. Разве этого уже не будет достаточно? Желание продержаться как можно дольше, сжав кулаки и стиснув зубы, — это то, что делает маленькую игру очень напряжённой, но при этом блестящей! Чувство предчувствия гибели и спокойный и уверенный вид, который вы будете делать, будто бы ваши финансы в полном порядке, лежат в основе того, что делает «Схему Понци» такой чертовски умной игрой.

 

 

 

Впервые я наткнулся на «Схему Понци», просматривая новые игры на BGG, ещё до посещения BGG.CON в ноябре 2015 года. Узнав немного об этой игре, очень интерактивной и спекулятивной, в которой КРЕДИТЫ ВАС РАЗДАВЯТ, я был заинтригован. Приехав на фестиваль, я узнал две вещи:

  1. Игра пользовалась большим спросом и вызывала ажиотаж.
  2. Была только одна копия игры для всего конвента.

После трёх дней безуспешных попыток получить игру я был рад узнать, что они переместили единственную копию в зону Hot Games, где я смог сыграть в неё 3 раза за 2 дня.

 

По завершении фестиваля я узнал, что приобрести игру было не проще, чем сыграть в неё на нём. К счастью, мне удалось связаться с автором игры Джесси Ли через BGG и купить копию непосредственно у него. Если повезёт, «Схема Понци» будет переиздана и вскоре станет более доступной, чтобы больше людей могли насладиться этой замечательной игрой.

 

 

Компоненты

 

Компоненты в игре роскошного качества. Жетоны изготовлены из очень плотного картона. Есть не очень нужный деревянный органайзер для хранения бумажных денег, также отличного качества. Я знаю, что многие игроки, в том числе и я, избегают бумажных денег, отдавая предпочтение покерным фишкам.

 

Однако в случае со «Схемой Понци» бумажные деньги являются лучшим решением для игрового процесса, в котором игроки передают n-ные суммы в очень удобном кошельке из кожзаменителя, предназначенном именно для этой цели. В первой партии деньги немного слипнутся, но ко второй партии их будет довольно легко разделить. Кроме того, эта бумага очень высокого качества и выдержит дольше, чем большинство иных платежных средств, которым довелось пройти через мои руки.

 

Как ни странно, но карты ценных бумаг кажутся самыми дешёвыми компонентами, но, поскольку с ними не очень часто обращаются, они вполне пригодны. Пожалуйста, не поймите меня неправильно: когда я говорю, что карты «дешёвого производства», они легко могут сравниться с картами в любой другой игре. Просто на фоне остальных компонентов в этой игре, которые можно было бы даже назвать делюксовыми, ценные бумаги выделяются в сравнении.

 

 

Фото с BGG

 

 

Чувствуется ли тема?

 

Игроки представляют собой мошенников, которые берут инвестиции/кредиты с обещанием невероятных доходов (18% и выше... намного выше). Эти инвестиции — предположительно, но не на самом деле — вкладываются в отрасли. Затем игроки участвуют в покупке и продаже этих «отраслей» друг другу в своего рода многопользовательской игре.

 

Достаточно скоро «инвесторы» потребуют обещанных им доходов, и в конечном итоге некоторые или все игроки не смогут выплатить причитающуюся сумму, и тогда их мошенничества с финансовыми пирамидами будут раскрыты и их посадят в тюрьму (т. е. эти игроки немедленно проиграют).

 

После того, как уляжется пыль, все игроки, которые не обанкротились, сравнят свои некогда бесполезные отрасли, и игрок с наиболее «ценным» портфелем плюс несколько ничтожных баллов за оставшиеся наличные будет объявлен «победителем».

 

 

 

Я должен сказать, что игра блестяще отражает отчаяние, которое должно происходить за закрытыми дверями в последние часы работы «Схемы Понци», когда операторы пытаются обеспечить более крупные инвестиции, обычно со смехотворно высокими обещанными доходами, а также закладывая свои бесполезные и неэффективные акции ничего не подозревающим грубиянам, то есть другим игрокам.

 

В этой игре необходимо сохранять предельный покерфейс (прим. — выражение лица, не выдающее эмоций, а также мимические уловки, вводящие оппонента в заблуждение), поскольку КЛЮЧ к победе заключается в том, чтобы определить, кто вылетит из игры и КОГДА, чтобы запланировать продержаться не более 1 хода после этого человека. Стальная воля и внешне спокойное лицо перед лицом огромных, разрушительных и, самое главное, НЕИЗБЕЖНЫХ выплат по процентным ставкам имеют решающее значение для того, чтобы сбить с толку ваших оппонентов.

 

Слабость будет безжалостно эксплуатироваться. Если ваши оппоненты почувствуют вашу неспособность выплатить проценты, они сделают смехотворно низкие предложения по вашим отраслям, которые вы будете вынуждены принять в тщетной попытке поддержать вашу схему ещё на один ход. С другой стороны, если они почувствуют, что у вас сильные позиции, им придётся сделать гораздо более высокие ставки в ваших отраслях или, что ещё лучше, вообще оставить вас в покое.

 

Дело в том, что в схеме Понци обречены абсолютно все. Задача состоит в том, чтобы просто «не выйти» первым. В конечном счёте, и это САМОЕ ПРИЯТНАЯ НОВОСТЬ, чтобы человек, переживший первую ужасающую выплату дивидендов, будучи по уши в долгах, скорее всего, будет владеть наиболее ценными отраслями промышленности и, таким образом, будет претендовать на победу. Таким образом, цель, как ни странно, состоит в том, чтобы после этого запустить вторую, более худшую худшую схему Понци с точки зрения долгосрочного выживания. Конечно, несколько или даже все игроки могут обанкротиться и проиграть коллективно. Просто восхитительно!

 

 

 

Правила, или Как, чёрт возьми, всё это работает?

 

Правила игры просты и понятны. Каждый раунд разбит на 2 простых действия, которые игроки выполняют по очереди. Сначала игроки берут один кредит (ценная бумага) и получают отрасль и немного наличных. Затем эти карты размещаются напротив определённого деления колеса времени, оно же «счётчик», который будет прокручиваться один раз за раунд (а иногда даже и два). Когда «красный треугольник» укажет на карту (или несколько карт сразу) ценной бумаги, игрок должен выплатить сумму процентов, указанную в займе (ах), после чего каждый оплаченный заём перемещается на своё новое место на счётчике, тем самым отсрочивая следующий платеж на 3, 4 или 5 раундов в будущем, чтобы быть оплаченным ещё раз позже, когда придёт время. Обратите внимание, что эти кредиты никогда не погашаются!

 

Как только все взяли кредит, получили наличные и жетон отрасли (обратите внимание, что пас разрешён, но я никогда не видел, чтобы пас был хорошей идеей в этой игре), раунд переходит ко второму этапу, в котором каждый игрок, в порядке очереди, сделает одно ТАЙНОЕ предложение другому игроку, предложив n-ное количество денег за интересующий жетон отрасли, при этом жетон интересующего типа должен быть у обоих игроков. Игрок, получивший предложение, должен либо продать соответствующий жетон за предложенные деньги, либо он может положить в конверт такую же сумму, вернуть конверт и забрать жетон у игрока, — это называется КОНТРПРЕДЛОЖЕНИЕМ, от которого невозможно отказаться. Обратите внимание, что эти предложения делаются тайно с использованием кошелька из кожзаменителя, входящего в комплект игры. Таким образом, отслеживаемая иным способом информация о ТОМ, СКОЛЬКО ДЕНЕГ ЕСТЬ У КАЖДОГО, быстро исчезает в туманной дымке неопределённости.

 

Как только второй этап завершается, каждый прокручивает свой счётчик на одно деление, выплачивает проценты, и, при условии, что никто не обанкротится, игра продолжается, как указано выше.

 

Обратите внимание, что я умолчал о нескольких деталях, касающихся замены карт ценных бумаг, и о хорошем правиле, которое может привести к обвалу рынка, что приведёт к ускоренной прокрутке счётчиков, что потенциально приведёт к тому, что игрокам придётся платить гораздо больше процентов, чем они рассчитывали в текущем раунде. В довершение всего, во время обвала рынка каждый должен потерять один жетон отрасли из числа своих самых ценных — того типа, жетонов которых у него больше всего.

 

В конце концов, как я уже упоминал, игрок или несколько игроков (или все!) в любом случае обанкротятся. «Выжившие» игроки оценивают свои оставшиеся отрасли и получают несколько очков за оставшиеся наличные. За каждый тип отрасли, который есть у игрока, он получает очки (1 очко за жетон одного типа, 3 очка — за два жетона одного типа, 6 очков — за три жетона одного типа и т. д.) за наличие (от 1 до 4 очков максимум). Но подождите, вы говорите, кредиты были выданы только до 3-го уровня, как можно иметь более 3-х жетонов в любой отрасли? Вот тут-то и пригодятся «умные покупки и продажи» на этапе тайных сделок!

 

 

 

Это вообще весело?

 

Если вам нравятся высокоинтерактивные напряжённые игры с блефом и переговорами, то да, эта игра чертовски увлекательна. Если вам не нравятся игры, в которые играют больше в головах игроков, чем на на столе, то «Схема Понци» — это игра не для вас.

 

Если вы предпочитаете глубокие евро, включающие манипулирование ресурсами, начисление победных очков, погашение кредитов и построение империй на века, поищите лучше какую-нибудь другую игру. С другой стороны, если вам нравится идея о том, что все берут разорительные кредиты, которые поразительно быстро вас раздавят, и единственный способ продлить ваше никчёмное существование — продолжать брать всё более и более нелепые кредиты, тогда пододвиньте стул поближе!

 

Моя игровая ячейка любит придумывать маленькие истории о невероятной прибыли, которую приносят нам наша сельскохозяйственная, транспортная, медиа- и отрасль недвижимости. Всё это время мы продолжаем ненавязчиво упоминать о настоятельной необходимости в скором времени отправиться в Аргентину, где мы будем инспектировать наши обширные владения, чтобы убедиться, что они работают на должном уровне для наших уважаемых клиентов. Конечно, любая такая поездка была бы вместе с чемоданами, полными наличных, и с билетом в один конец.

 

Мало что доставляло мне больше удовольствия в играх, чем предположение о том, что игрок скоро вылетет, и дарило ему крошечный лучик надежды в виде оскорбительно низкого предложения в одной из его лучших отраслей, потому что в настоящее время деньги — это всё, а отрасли, в конце концов, — это победные очки только в том случае, если вы не обанкротитесь. Я получаю извращённое удовольствие, наблюдая за смесью эмоций разочарования, играющих на их лицах, когда они взвешивают все за и против того, чтобы либо принять моё предложение, либо обернуть его против меня, тем самым выкапывая себе ещё более глубокую финансовую яму. Самое приятное — это когда человек, которого вы только что ограбили, даёт вам пятюню и говорит о том, насколько выгодной была сделка для вас обоих, при этом ничего не выдав остальным за столом. Конечно, вы можете быть по обе стороны этой медали, иногда с разницей в несколько минут. Бесценно!

 

 

 

Взаимодействие

 

Взаимодействие игроков лежит в основе каждого действия в «Схеме Понци». Единственный раз, когда игроки взаимодействуют непосредственно с игрой, а не друг с другом, — это когда они берут кредит и выбирают отрасль. Отрасль, которую они выберут, будет зависеть от того, у кого какие отрасли уже есть; таким образом, это выбор будущих торговых партнёров (прим.cowthulhu — имеется в виду, что если Вася возьмёт жёлтый жетон и Петя возьмёт жёлтый жетон, у обоих появляется возможность торговаться друг с другом, потому что жетоны совпадают, под жёлтым жетоном я подразумеваю «сельское хозяйство», это просто картинка, не более). Фаза тайных сделок — это чистое взаимодействие. Немногие современные евро достигают такого уровня взаимодействия.

 

 

Фиддлинг

 

В «Схеме Понци» относительно немного компонентов. Единственное, что в «Схеме Понци» имеет отношение к фиддлингу (прим. — перекладыванию компонентов туда сюда), — это займы (прим. — карты ценных бумаг), которые необходимо отслеживать с помощью счётчика (см. выше). Каждый раунд счётчик поворачивается, и проценты должны выплачиваться по любым кредитам, срок погашения которых наступает (все карты напротив красного треугольника). Затем эти кредиты перемещаются на новое место на счётчике, чтобы быть выплаченными снова и снова в будущем. В игре предусмотрена карта времени, которая отслеживает, где каждый должен находиться на временной дорожке в любой конкретный ход (прим. — это просто карта, которая является своего рода «засечкой», чтобы если кто-то неправильно прокрутил счётчик, можно было быстро его вернуть на нужную позицию, подсмотрев у других игроков).

 

 

 

Удача

 

Единственным фактором случайности в игре является порядок, в котором появляются карты ценных бумаг на рынке. Это может незначительно повлиять на игроков при выборе кредитов, а иногда может привести к тому, что игрок будет иметь плохой выбор. Кроме того, эти карты определяют, когда произойдёт обвал рынка, и это, безусловно, может оказать сильное влияние на игру. Тем не менее игроки в значительной степени контролируют, когда происходит обвал рынка, и в любой момент времени некоторые игроки будут желать обвала рынка, в то время как некоторые другие сделают всё, что в их силах, чтобы убедиться, что этого не произойдёт.

 

 

Реиграбельность

 

После нескольких партий становится очевидным, что каждая проходит по одной и той же схеме. В начале игры необходимость выплачивать кредиты ещё не так велика, и поэтому каждый берёт самые низкие доступные кредиты, выбирает отрасль и пытается найти это выгодное место во время тайных сделок, чтобы захватить несколько дополнительных отраслей. В середине игры у тех, кто преуспел в приобретении отраслей, скорее всего, будет меньше наличных и больше долгов, поэтому они становятся мишенями во время тайных сделок. Если эти игроки будут принимать взвешенные решения, они смогут сбалансировать свои позиции и сохранить отрасли, которые имеют наибольший смысл, в то же время превращая остальные в наличные.

 

Итак, влияет ли подобный прогресс в каждой игре на долгосрочную реиграбельность? На данный момент я точно не знаю, но после полудюжины партий я бы сказал, что это не так. В основном это связано с высокоинтерактивным характером игры. Время покажет, но пока «Схема Понци» продолжает вызывать интерес, и, похоже, в настоящее время она никому не надоедает.

 

 

Итоги

 

«Схема Понци» — высокоинтерактивная игра, рекомендованная этим рецензентом для 4–5 игроков. Глубокое чувство отчаяния пронизывает эту игру о блефе и переговорах, где позиция важна больше, чем что-либо ещё. В отличие от большинства современных евро, в которых игроки создают движки, а деньги — это всего лишь инструмент, позволяющий добраться туда, куда нужно игрокам, в «Схеме Понци» деньги — это инструмент всеобщего уничтожения, и даже победители не построят ничего, что прожило бы ход или два после окончания игры. Цель состоит просто в том, чтобы сначала не вылететь с треском из игры, а затем в конце партии построить крупнейшую империю фиктивных отраслей промышленности.

 

Если идея попытаться продержаться как можно дольше, спланировав чужое уничтожение на шаг раньше своего собственного, — это ваше представление о веселье, тогда эта игра про переговоры и блеф, скорее всего, для вас.

 

Правила просты, а компоненты великолепны. Заявленное время игры в 60–90 минут чересчур обнадёживает. Хотя я и участвовал в партиях, которые уложились в 90 минут, новичкам в игре следует ожидать, что первая партия займёт 2 часа, и я настоятельно не рекомендую игрокам чрезмерно анализировать состояние игры, поскольку это принесёт им очень мало пользы.

 

«Схема Понци» — это игра с очень низким фактором удачи и везения, и игроки, которые лучше всех справляются с использованием своих позиций и позиций других игроков, в конечном итоге выйдут вперёд.

 

Несмотря на несколько депрессивную тематику и ощущение обречённости, «Схема Понци» — довольно забавная игра, поскольку каждый пытается перехитрить своих оппонентов. Добавьте в игру немного ролевой составляющей. В конце концов, предполагается, что все играют уверенных в себе людей и демонстрируют внешнее спокойствие и абсолютную уверенность в себе перед лицом надвигающейся и неминуемой катастрофы — вот что делает эту игру такой увлекательной!

 

Моя оценка игры «Схема Понци«: 9 из 10.

 

Перевод статьи с BGG.

ufimez написал полтора года назад: #

отличный обзор, заинтересовала игра