-AdRiver-
zeid666 написал час назад к игре Black Orchestra: # а может кто то сказать сколько каких граней на кубиках?
TakeProfit написал полтора часа назад к новости «Киклады». Предзаказ на CG: # 3350 на предзаказе. М-да...
enigma45 написал 2 часа назад к игре Anno Domini 1666: # да согласен - игра судя по всему шикарная должна получиться да еще и с...
Slim_Slam_Snaga написал 2 часа назад к игре Crusader Kings - The Board Game: # Лишних предметов на сцене не должно быть
Desert_witch написал 2 часа назад к игре Crusader Kings - The Board Game: # Я заранее не жду какой-то детализации и достоверности по одной простой...
«Киклады». Предзаказ на CG
На этот раз CG предлагает вам погрузиться в золотой век Древней Греции. 
С миру по нитке [18.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки интернет-...
Открыт предзаказ на «По щелчку! Мёртвый сезон»
Настала пора готовиться к новому зомби-апокалипсису. Разминайте пальцы, они вам ...
Портал в мир приключений [17.05.2018]
Что сейчас происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуск...
С миру по нитке [17.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда»: в прода...

Ardenis

Великий игролов

Статья опубликована в рамках конкурса «Время ломать языковой барьер!», 21 мая 2013

Информация

добавить
игры Королевская игра Ур
Дата: 21 мая 2013
Источник: Time
Оценка пользователей
8.5221
-

Непослушная борода Ирвинга Финкеля — живая реликвия минувшей эпохи, эксцентричная демонстрация того, что его мало заботят условности современного общества. Действительно, немного людей живут прошлым с таким удовольствием, как это делает 57-летний англичанин, последние тридцать лет работающий в Британском Музее в Лондоне куратором в отделе Среднего Востока. В университете Финкель изучал чтение клинописи, древнейшего из известных на сегодня вида письма, в котором клинообразные символы выдавливались на глиняных табличках с помощью заострённого тростника. В своей кандидатской диссертации он исследовал древнюю месопотамскую магию экзорцизма, искусства изгнания демонов. Желающие узнать, как тысячи лет тому назад в Вавилоне лечили от импотенции, могут смело обращаться к Финкелю за необходимым заклинанием.

 

Но ничего, каким бы эзотерическим оно ни было, не смогло увлечь его больше, чем история настольных игр. В 11 лет Финкель был так поглощён одной книгой, что написал автору, а позже и встретился с ним. «Он показал мне свою огромную коллекцию игр, — рассказывает Финкель, — и это изменило мою жизнь». Финкель был особенно восхищён Королевской Игрой Ур, которая была популярна в Месопотамии 4 600 лет назад. В детстве он смастерил деревянную копию игры, но правила давно канули в Лету. Будучи теперь выдающимся экспертом по Игре Ур, он разгадал тайну того, как в это играли.

 

В век бесчисленных увеселений легко забыть о значимости настольных игр для наших предков. «На протяжении такого огромного периода в истории человечества не существовало никаких развлечений», — говорит Финкель. «В той среде игры оказывали невероятно сильное влияние. Они обладали властью». Столетиями, тысячелетиями Королевская Игра Ур была своеобразной PlayStation того времени.

 

Ур был великим шумерским городом, расположенным на юге современного Ирака. В 20-х годах 20-го века англичанин Сэр Леонард Вулли раскопал королевские могилы Ура, а также обнаружил 5 игровых дощечек. Британский Музей демонстрирует самые изысканные экспонаты, в их числе датируемая 2600-м годом до н.э. дощечка, искусно созданная из раковин, красного известняка и ляпис-лазури. Немалых усилий стоило перевезти этот ценный камень из Афганистана. По словам Финкеля, игра «была новейшим предметом роскоши того времени», и была погребена вместе с принцессой для того, чтобы развлекать её в загробном мире.

 

Финкель утверждает, что с семи лет знал, что хотел бы работать в Британском Музее. В 1979 году он был нанят туда в качестве эксперта по клинописным надписям. «В один момент исполнилась мечта всей моей жизни», — говорил Финкель. Одним из преимуществ работы было получение доступа к музейному хранилищу малоизвестных сокровищ, скрытых от глаз посетителей, включая 130 000 глиняных клинописных табличек, в основном приобретённых музеем в 19-м веке. Финкель говорит, что дважды просмотрел каждую из них. В начале 80-х годов он обнаружил одну табличку с уникальным рисунком на обратной стороне, который напоминал поле настольной игры.

 

Созданная в 177-м году до н.э табличка была работой вавилонского писца, который скопировал её с ещё более раннего документа. В процессе перевода поразительной путаницы из вавилонских и шумерских слов, он понял, что в его руках оказался трактат по Королевской Игре Ур. Автор труда строил предположения об астрономической значимости 12 полей в центре доски, разбитой на 20 квадратов, и объяснял, каким образом определённые поля предвещали удачу: одно из них могло принести «вкусное пиво», другое — наделить игрока «львиной мощью».

 

К счастью Финкеля, табличка также проливала свет на множество давно утерянных деталей о правилах игры, например, каким образом два соперника использовали игральные кости из овечьих или бычьих бабок (кости надкопытных суставов), и какие числа должны были выпасть перед началом движения и гонки фишек на доске. Согласно табличке, каждый игрок имел в распоряжении пять фишек (хотя в Игре Ур у каждого было по семь), и победителем становился тот, кто первым выведет все фишки за пределы доски.

 

Вооружённый этой находкой Финкель убедил музей создать и продать копию игры. Вскоре после этого легендарный шахматист Гарри Каспаров в сопровождении жены и телохранителя посетил музей в индивидуальном туре, и Финкель подарил ему копию игры. Вскоре после этого агент Каспарова позвонил, чтобы сообщить о том, что в Москве русский мастер провёл за игрой целую неделю, соперничая с французским чемпионом по шахматам. Француз «выиграл со счётом 36:29, — вспоминает Финкель, — заняв первое место в новом мировом чемпионате по Королевской Игре Ур».

 

Будучи распространяемой торговцами, солдатами, миссионерами и другими пионерами глобализации, Ур завоевала популярность в Иране, Сирии, Египте, Ливане, а также на Кипре и острове Крит. В то время, как религия нередко, по словам Финкеля, «прививалась путём насилия», игры пересекали границы из-за объединяющего желания развлечься и стремления к соперничеству. Даже классовая принадлежность не была помехой для игры Ур. В Британском Музее находится настенный вариант, которому 2 700 лет. Он выцарапан на известняковых воротах, ведущих в дворец в Хорсабаде, когда-то столице Ассирии. Вырезанная острым предметом, возможно кинжалом, эта самодельная доска могла использоваться солдатами для того, чтобы время от времени развеивать служебную скуку.

 

Однако все игры уязвимы перед силами творческого разрушения, и Ур также была убита, главным образом из-за появления нард — игры более высокого уровня, в которой, как правило, победу одерживали умелые игроки, из-за улучшенного баланса между удачей и навыками. Таким образом, Королевская Игра Ур умерла около 2 000 лет тому назад.

 

Или же так думал Финкель, до того, как, к своему изумлению, не наткнулся на поразительную фотографию. На снимке, скрывавшемся в малоизвестном журнале, который публиковался музеем в Израиле, была продемонстрирована резная деревянная дощечка, принадлежавшая одной еврейской семье в индийском городе Кочин. Финкель коллекционирует индийские игры, но до этого момента он никогда не видел ничего подобного в Индии: дощечка была разбита на 20 полей — так же, как и Королевская Игра Ур. Он знал, что в Кочине некогда существовала община еврейских торговцев, пришедших из Вавилона более тысячи лет назад. Возможно ли, что игра продолжала жить в пределах этой замкнутой общины, в то время, как где-либо ещё умерла навсегда?

 

Большая часть евреев Кочина уже давно эмигрировала в Израиль. Сестра Финкеля живёт в Иерусалиме, поэтому он отправил её в кибуц (сельскохозяйственная коммуна в Израиле) на север, где поселились многие из евреев Кочина. Сестра Финкеля ходила от дома к дому с его рисунком дощечки, пока не встретила 70-летнюю учительницу на пенсии, Руби Дэниэл, которая вспомнила, что, будучи ребёнком, играла в эту игру в Кочине. Финкель прилетел в Израиль, побеседовал с Дэниэл и сыграл с ней. Она рассказала ему, что в то время это было популярным занятием для женщин и девочек, и что она играла в игру со своими тётками на деревянных дощечках, используя раковины каури, как игральные кости. К тому времени у каждого игрока было по 12 фишек и расположение полей слегка изменилось. Но, несомненно, это был потомок игры, в которую играли на родине их предков, в Вавилоне, 4 600 лет назад.

 

Больше всего в настольных играх Финкеля очаровывает тот путь, который он описывает, как «распространение и эволюция, упадок, спасение и непоколебимость». Время от времени власти предпринимали попытки ограничивать настольные игры: в Китае маджонг был признан вне закона во время Культурной Революции, а Талибан угрожал смертной казнью играющим в шахматы. Однако игры противостояли контролю, видоизменяясь и пересекая границы. Согласно Финкелю, игра Пачиси, которая была популярна в Индии на протяжении веков, к 1875 году оказалась в Британии и была представлена в виде Людо, которая в 1960-х годах была экспортирована обратно в Индию. «Сегодня индийские дети играют в Людо, не имея и малейшего представления о том, что, в действительности, это не что иное, как видоизменённая версия их собственной замечательной настольной игры».

 

«Монополия» в равной степени проявила способность к метаморфозам. Игра, сто лет назад изобретённая женщиной-квакером, по авторскому замыслу должна была стать «пропагандой против безнравственной спекуляции имуществом», — говорит Финкель. Но она превратилась в блокбастер, который «способен пробудить жестокий материализм даже в наиболее безмятежных тётушках». Финкель, большой поклонник данной игры, обратил внимание на то, что возможность аренды игрового поля стала последним «весомым» нововведением в мире настольных игр. После многолетнего изучения величайших из игр, именно в «Монополию» он чаще всего играет со своими пятью детьми. Однако, оставаясь верной традиции перемен, семья Финкеля внесла в процесс и свои коррективы. «В нашем доме существует правило, — рассказывает Финкель. — Каждый из нас выбирает собственную жертву и пытается вывести ее из себя. Это всегда срабатывает безотказно. Идеальным исходом будет, если ещё при этом бедняга пнёт доску со словами "Я больше никогда не буду играть"».

 

Перевод материала: Анна Колодяжная (размещено с позволения; прим. ред. — и, конечно же, приз в случае победы этой статьи отправится к ней.)

 

Примечание: с вариантами правил  Королевской Игры Ур можно ознакомиться в статье «Тренировка для геймдизайнеров».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Andr_AA написал 5 лет назад: #
Поле игры УР

В Мире Фантастики за март 2012 был постер с правилами и полем - http://www.mirf.ru/showcard.php?id=1022