-AdRiver-
Vas написал 5 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # Вот с чем проблема так это с функцией продажа.В настольщике просто жаж...
kassir написал 6 минут назад к новости С миру по нитке [19.06.2018]: # Бензин или дизель?
mrdona написал 7 минут назад к игре Берсерк: # это точная информация или предположение?
oranged написал 8 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # Двойной Enter.
eatoreded написал 13 минут назад к новости С миру по нитке [19.06.2018]: # Ждём легендарную коробку, ракладывающуюся в стол-карту, а также легенд...
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

oranged

Из 2014-го в 2015-й: «Студия 101»

13 января 2015

Информация

добавить
персоны Александр Ермаков
компании Studio 101
Дата: 13 января 2015
Оценка пользователей
9.1042
-

(Прим. автора — В декабре на десять запросов интервью я получил один отказ и два отсутствия хоть какого-нибудь ответа. Сегодняшняя небольшая прогулка по парку настольных ролевых игр — третье опубликованное интервью серии. Так что, надеюсь, впереди нас ждёт ещё четыре беседы. Вопросы первичного опроса давно высланы — осталось дело за ответами.)

 

— Для начала расскажите, пожалуйста, кто стоит за «Студией 101».

 

— У нас всё очень просто.

 

Анастасия «Хима» Гастева — наш единственный и бессменный редактор.

 

Илья Козубовский — директор, программист и бухгалтер.

 

Александр Ермаков (я) — вёрстка книг, ведение проектов, деловая переписка и поддержка сайта.

 

Ещё с нами больше десятка переводчиков и (с этого года) начинающий верстальщик.

 





 

— Каким для вас выдался 2014 год? Можете ответить в виде краткой хронологии событий в жизни вашей компании?

 

— Это оказался очень насыщенный год. Мы провели два «бумстартера» — «Ктулху» и «Hellfrost», — выпустили больше 20 PDF и 6 печатных книг. Из любопытного и почти очевидного: самые напряжённые месяцы по работе оказались май, август и декабрь.

 

— Можете привести несколько главных достижений компании, которых удалось достичь в прошлом году? Появился ли какой-нибудь предмет гордости?

 

— Разумеется, можем! Во-первых, мы всё же выпустили «Ктулху». Этот проект оказался очень непростым. Приходилось балансировать между контекстом и традицией сложившегося перевода, поднимать огромные исторические и культурные справки, переписывать целые куски перевода заново... Но книга вышла, хоть и с опозданием на 3 месяца. Во-вторых, мы подготовили к печати 17 книг, 11 из которых увидели свет (доступны в магазинах «Hobby Games» и «Pandora’s Box Studio»). В-третьих, мы наконец-то закончили перевод нескольких затянувшихся проектов, которые теперь готовы к редактуре и вёрстке.

 

— Возникло ли в прошлом году какое-нибудь препятствие? Как преодолели его?

 

— На деле препятствия всё те же, с которыми мы сталкиваемся последние три года. Например, когда переводчик хорошо делает пробник и несколько срезов, но при сверке текста редактором оказывается, что исправлять надо больше 50 (а иногда и всех 90) процентов текста в сжатые сроки. От этого пострадал «Savage Worlds: Дневник авантюриста» в 2011 году, «Ктулху» в этом году и, побив все рекорды, «Рукопись Хранителя». К оправданию переводчика последней могу сказать, что это был самый сложный текст из встреченных нами. Преодолеваем его как обычно — силами редактора и подключившихся других переводчиков. В этом и есть основная причина сдвигов наших сроков по проектам.

 

— Сложно ли выпускать русские издания ролевых игр? Всё-таки в них обычно текста больше, чем, например, в более привычных нашим читателям настольных играх. Сложно ли добиваться прав на издание игр в России? Почему российские издатели не берутся за такие громкие проекты, как «Dungeons & Dragons»? (Первой ласточкой может стать «Pathfinder». Также ходили слухи о локализации ролевой игры компании «Fantasy Flight Games» по «Звёздным войнам».)

 

— Сложно ли выпускать? Да, есть свои трудности, о которых я уже упомянул. Всё же большие объёмы смеси художественного и технического текста — уникальное явление в литературе. А вот с правами всё обычно достаточно просто, соль оказывается в условиях, чтобы мы работали не в убыток себе, и это было интересно правообладателю. Бывают и исключения, когда мы просто не можем взяться за текст по объективным причинам (к примеру, D&D сейчас не лицензируют для издания на другие языки, как факт), по причинам нереально больших объёмов постоянной работы (тот же самый «Pathfinder» требует перевести не только основную книгу и несколько приключений, там необходимо поначалу выпускать пару сотен страниц в месяц), из-за абсолютно неприемлемых условий контракта (так отпал «GUPRS», но мы не особо за него боролись) или же просто из-за чрезмерно высокой стоимости проекта (увы, но «World of Darkness» и «Shadowrun» отпали по этим причинам).

 

Я желаю успеха «Pandora’s Box Studio» с «Pathfinder», очень надеясь на то, что скоро мы увидим их в качестве издателя популярной игры.

 

Что же касается «Star Wars», то это игра FFG, чьими эксклюзивными представителями в России является «Hobby World». Анонсировали перевод ребята из «Contrarian Games» (известные ещё анонсом проекта «Unversum»), сказавшие, что они делают его, напрямую договорившись с FFG, и выпустят сразу «Starter Box» + основные книги.

 



 

— Можете поделиться топом продаж среди вашей продукции? (С т.з. издателя. Без цифр. Пронумерованным списком.)

 

— За 2014 год, учитывая и печатные, и электронные издания:

1. «Savage Worlds: Дневник авантюриста»;

2. «Ктулху»;

3. «Deadlands: Мёртвые Земли»;

4. «Саги об исландцах»;

5. «Deadlands: Книга Маршала».

 

— Хотелось бы воспользоваться случаем и поинтересоваться, какие ролевые игры вы считаете обязательными к ознакомлению и почему. Назовите, пожалуйста, свои любимые игры (и/или системы) и объясните причины.

 

— Мы переводим игры, которые нам нравятся. Серьёзно. Больше всего я люблю «Deadlands» и «Ктулху». Из того, чего нет у нас — «Unknown Armies». И я никогда не ставил игромеханику во главу угла — она должна быть удобной, не мешать, обеспечивать достаточное внимание тем моментам, которые важны в игре. Но в остальном я всегда считал и буду считать, что главное — это сами игровые миры. Мы не играем в абстрактный «Savage Worlds», «FATE», «GURPS» или даже D&D. Мы играем в мистический Дикий Запад, авантюрные комиксы 1920-х, лавкрафтианские детективы, киберпанк, эпическое фэнтези... И даже более того, называя жанр, мы всё ещё недостаточно подробно описываем игру. «Planescape», «Deadlands», «Forgotten Realms» — вот во что идёт игра, в мир, а не в правила. Хотя я не спорю, что тот же игровой мир «Deadlands» очень по-разному выглядит в рамках «D20 System», «GURPS» или «Savage Worlds». Рекомендую, кстати, последний вариант.

 

— Есть ли шансы, что «Неизвестные армии» выйдут на русском языке? (Не мог не спросить, поскольку до сих пор считаю «Армии» одной из лучших настольных ролевых игр.)

 

— Вторая редакция точно не увидит свет, поскольку в 2015-м ожидается третья дополненная и актуализированная. Это будет игра не про оккультный андерграунд конца 1990-х или начала 2000-х годов, а про 2015 год, когда мир уже сильно изменился относительно тех парадигм и архетипов, что правили бал во втором издании.

 

— Какие новинки вы сами ждёте? По каким мирам и правилам сейчас сами играете/водите?

 

— Очень жду две новые англоязычные книги по «Deadlands» (одна из них уже анонсирована — приключения в Тумстоуне, встреча с Пересмешником и Стоуном). В первой будет официально возрождён мистический дар волшебных стрелков, которые реализованы совсем иначе, чем в «Тузах и шестёрках». А вторая посвящена самому стимпанковому (или эфирпанковому) месту на фронтире, большего про неё пока сказать не могу.

 

Ещё ждём 3-ю редакцию «Неизвестных армий», «TimeWatch», «Ars-GUMSHOE» и один большой новый проект от «Pinnacle» по вселенной «Deadlands».

 

Играем мы, собственно, в «Deadlands» и в тематические зарисовки по киберпанку (по правилам «Savage Worlds»).

 

— А играете ли вы в более привычные нашему читателю настольные игры? Если да, назовите, пожалуйста, ваши любимые, а также приведите текущий «плейлист».

 

— Играем, пусть и не так часто. Больше всего любим кооперативные игры с полем (FFG, FFP). Сейчас вот тестируем свои «Shadows of Brimstone».

 

— Как будете выживать в условиях начавшегося кризиса? Коснётся ли он ваших клиентов и каким образом?

 

— Увы, повышение стоимости бумаги, работы типографии и размера отчислений касается и нас. Сейчас мы как раз пытаемся рассчитать новые цены.

 

— Коснётся ли повышение цен электронных версий книг?

 

— Скорее всего, да, хотя стараемся этого избежать и ограничиться только ценой печатных книг.

 




 

— Можете наметить тренды российского и мирового рынков?

 

— Намечать тренды российского рынка — занятие сейчас неблагодарное. Что же касательно мирового рынка НРИ — это возвращение олд-скульности в ощущениях (не геймдизайне правил!) и ёмкие закрытые игровые миры с чётким описанием происходящего и заданной фабулой сюжета (хотя бы типовой).

 

— Информационные сайты «ICv2» и «EnWorld» время от времени публикуют занимательную статистику. Вот примеры:

Нам интересно, насколько такие выборки, сформированные со слов ритейлеров или сайтов, выступающих «виртуальными столами» для проведения игр, соответствуют реальности. Можете прокомментировать статистику? Нам было бы полезно услышать мнение от человека, который крутится внутри индустрии.

 

— «ICv2», базируясь на статистике от «Alliance Games» (мы с ними работали какое-то время ещё до начала переводческой деятельности), делает одну интересную вещь. «ICv2» объединяет весь, к примеру, «GURPS», «FATE» или «Star Wars» как одну позицию. А вот «Deadlands», «Savage Worlds», «Hellfrost» — это для них разные позиции («GUMSHOE» пострадала тем же образом). Как следствие, статистика не очень точна. Но внимание аудитории показывает достаточно точно.

 

Что же касается соотношения виртуальных столов и реальных, тут есть нюанс: очень много закрытых групп, не общающихся в Сети, не говоря уже о проведении в ней игр. И их в одном лишь Санкт-Петербурге, по оценкам с «Ролекона» (поток новых людей, опросы), примерно ¾ от активных в Сети.

 

— Как вы оцениваете влияние «Ролекона»? Можете привести список конвентов и сайтов, которые играют заметную роль в жизни российского сообщества ролевиков? Вообще, существует ли такое сообщество?

 

— Очень много новых игроков приходит через «Ролекон». Переоценить пользу таких мероприятий очень сложно, и я рад, что их становится всё больше. «Ролекон», «Ролекон Север», «РРИКон», «Данжетто», встречи в Красноярске, Самаре... Если честно, я просто не в силах уследить за всеми такими событиями. Касательно сайтов, я стараюсь отслеживать «Форумы Мира Ролевых Игр», «RPG News Russian», «Имажинарию» и «Тесеру».

 

— Шкурный вопрос: помогает ли, на ваш взгляд, «Тесера» вашему небольшому издательству, публикуя ваши новости? Если можно, приведите факты.

 

— О да. Конечно же, больше всего людей к нам на сайт приходят из «ВКонтакте», но «Тесера» уверенно держит 4–5 место, обгоняя все «профильные» сети и форумы (даже если их суммировать). В этом году мы постараемся поактивнее участвовать в жизни сообщества на «Тесере».

 

— Уже есть какие-то определённые планы, чем именно заняться на «Тесере»?

 

— Вообще-то нет. Может быть, есть какие-то обзоры о том, как всё устроено? Или просто советы?

 

— Думаю, будет достаточно ЧаВО (что такое ролевые игры, с чем их едят, как войти в это хобби, чем оно хорошо и сложнее ли обычных настолок), гидов (путеводителей по разным вашим линейкам), обзоров, ну и совместных мероприятий (конкурсов, например). Читатели в комментариях, думаю, тоже отметятся со своими пожеланиями и идеями.

 



 

— Можете рассказать о планах компании на 2015 год? Если можете, поделитесь, пожалуйста, какой-нибудь эксклюзивной новостью в качестве новогоднего подарка. Осенью мы опубликовали серию анонсов вашего издательства: «Savage Worlds» в России в 2014–2015 гг.», «Студия 101» в 2014–2015 гг.», «Дополнение к планам «Студии 101». Что-нибудь с тех пор изменилось?

 

— В целом наши планы остались такими же, как указано в анонсах. Мы даже собрали для «Ролекона» всё в компактный PDF (в последней из ссылок выше). Увы, из-за осложнений с «Рукописью Хранителя» всё сдвинулось примерно на 4–8 недель.

 

Из эксклюзивных новостей могу сообщить, что мы подписали контракт с Тимоти Брауном на одну из его игр.

 

— Расскажите, пожалуйста, немного о Тимоти Брауне. Хотя бы самое главное. (Не уверен, что наши читатели знакомы с его творчеством.) Может быть, намекнёте, что за игра?

 

— Один из авторов «Dark Sun» и «Traveller», тестер «Ravenloft» и «Planescape». Музыкант и хороший человек. Намекать же не буду — на самом деле всё выясняется за 5 минут поиска в Сети, но я пообещал не анонсировать ничего до старта активных работ над проектом.

 

(Прим. автора — Я решил последовать совету и погуглить. Видимо, речь о проекте «Dragon Kings». Это духовный наследник сеттинга «Dark Sun» для «Dungeons & Dragons». Проект привлёк 587 спонсоров и собрал 41 217 долларов на площадке народного финансирования «Кикстартер». Игрокам предложат окунуться с головой в мир, который находится в упадке, и столкнуться с задачами, одна из которых — просто выжить. Видимо, русскоязычная линейка «Savage Worlds» пополнится ещё одним игровым миром — эти правила числятся среди совместимых и поддерживаемых авторами.)

 

— А что со статусом локализации «Showdown» — версии правил «Savage Worlds» для отыгрыша тактических боёв? У вас вроде были особые планы на этот продукт.

 

— Тут, видимо, где-то возникло недопонимание. Мы помогли с адаптацией и переводом правил «Showdown» для коллектива «Something Wicked». Да, у нас есть желание перевести и выложить классический «Showdown», но пока что на него не хватает времени.

 

— Посоветуйте, пожалуйста, несколько сайтов для тех, кто хочет погрузиться в мир настольных ролевых игр и в дальнейшем следить за новостями.

 

— Самый просто ответ: следите за новостями rpg-news.ru — раз в 1–2 недели они делают отличные дайджесты по НРИ. Ну и следите за нашими новостями.

 

— Большое спасибо за ответы! С праздниками вас! Хотите ли что-нибудь пожелать нашим читателям?

 

— Как всегда, умопомрачительных и запоминающихся игр!

 

(Прим. автора — Мы не впервые беседуем со «Студией 101». Прошлое интервью (август 2011): «Жизнь — театр, а люди в нём актёры. Роли — в студию!».)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Tema_Vol написал 3 года назад: # скрыть ответы

"Мы не играем в абстрактный «Savage Worlds», «FATE», «GURPS» или даже D&D. Мы играем в мистический Дикий Запад, авантюрные комиксы 1920-х, лавкрафтианские детективы, киберпанк, эпическое фэнтези..."
Мне кажется, что это восхитительная фраза. Обязательно возьму её на вооружение.

Mistes написал 3 года назад: #

Тоже выпал с этой фразы......Даже в своем сообществе выложил, вобщем, без комментариев.

Spotty написал 3 года назад: #

Я о Ктулху взял несколько книг. Рекомендуют Экзотеррористы, но я пока не решился и уделяю время Ктулху.

Hypha написал 3 года назад: # скрыть ответы

Желаю ребятам из студии 101 всяческих (конечно комерческих) успехов в этом не простом деле!) Очень хорошее интервью с дельными вопросами.

С удовольствием почитал бы здесь чуть больше о ролевых играх!

chronicler написал 3 года назад: # скрыть ответы

Спасибо! А есть пожелания о каких конкретно играх хочется прочитать?

oranged написал 3 года назад: #

Лично я хотел бы увидеть материалы по «Ктулху». Особенно, если будут советы, как плавно (возможно ли и насколько сложно) перейти к этой игре от «Ужаса Аркхэма» и «Древнего ужаса».

Затем были бы кстати материалы по Savage Worlds, в особенности по Showdown. Было бы великолепно увидеть обзор этих правил со сравнением с другими системами (которые изначально родились для тактики с миниатюрами).

Apocalypse World и игры на том же игровом движке — отдельная песня, которую тоже хотелось бы услышать.

4nobodyman написал 3 года назад: # скрыть ответы

Александр, успехов!)
А по поводу пожеланий.. Было бы круто видеть статьи по НРИ, СВ(и другим играм студии) на тесере от Александра.

chronicler написал 3 года назад: #

Спасибо. Постараюсь с февраля что-то начать писать.