Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings | |
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey. | |
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. | |
Идут сборы на Master of Orion: Ad Astra | |
Классика 4х жанра - теперь и на столе. | |
Идут сборы на Grimcoven | |
Новый гримдарковый босс баттлер от Awaken Realms. |
5 октября 2015 Николай Пегасов (директор по развитию бизнеса компании «Hobby World») написал в своём ЖЖ:
«Самым впечатляющим на прошедшей адской рабочей неделе стала поездка на новое производство «Hobby World» в городе Электросталь Московской области».
Мы подхватили этот материал для колонки «С миру по нитке». Но, как оказалось, речь шла о компании «Солнечный город», которая сотрудничает не только с «Hobby World». Михаил Пахомов (из «Cosmodrome Games») познакомил нас с генеральным директором ООО «Солнечный город», Максимом Захаровым, и мы воспользовались моментом, чтобы взять у него интервью. Любопытно же взглянуть на настольные игры под новым углом, заглянуть за кулисы их производства.
Максим Захаров и общий вид предприятия
— Добрый день. Представитесь, пожалуйста, сами и представьте свою компанию. Расскажите краткую историю компании. Если можно, приведите достижения, которыми гордитесь.
— Меня зовут Максим Захаров, я генеральный директор типографии «Gameplant» / «Солнечный город».
Сначала немного о себе. Почти вся моя профессиональная жизнь связана с полиграфией. Я много лет проработал в крупных издательствах, потом занимался производством подарочной упаковки — бумажных подарочных пакетов, коробок из переплётного картона.
Вершина нашей деятельности на тот момент — производство упаковки для недешёвого американского бурбона «Blanton’s». Это была очень сложная десятигранная коробка, которая раскрывалась как книга. Их делали в Японии по какой-то баснословной цене, и дистрибьютор был заинтересован в удешевлении при сохранении качества. Он попробовал сделать тираж в Китае, но получилось что-то жуткое. Для меня этот заказ был в некотором роде вызовом, и мы, решив много технических проблем, сделали коробку с японским качеством по китайской цене.
Так, через производство коробок мы вошли на рынок компонентов для настольных игр. За последние годы мы научились массово и качественно делать коробки из переплётного картона, игровые поля, тайлы, карты. Из последних наших достижений я выделяю изготовление поля «Ticket to Ride» — оно большое и сложное.
— С какими российскими (и не только, если таковые имеются) компаниями вы уже сотрудничаете? Какие игры вы производите?
— Мы сотрудничаем со многими издательствами, как специализированными игровыми — «Мир хобби», «Звезда», «Правильные игры» и многими другими, — так и с книжными — «АСТ», «Эксмо». Ассортимент нашей продукции очень широк — от пазлов и игр для малышей до настольных игр для гиков.
— Вы производите игры от начала и до конца или выполняете только часть процесса?
— Мы делаем все компоненты из бумаги и картона и делаем как компоненты отдельно, так и игры «под ключ». Для игровых издательств мы делаем и компоненты — коробки, поля, карты, — и готовые игры. Для книжных — игры для детей.
Конечно, компоненты делать намного проще — сделал партию коробок, отгрузил, а дальше проблемы самого издателя.
Когда же делаешь игру «под ключ», то приходится решать дополнительные логистические задачи: оптимально организовывать производство, чтобы и коробки, и тайлы, и поля, и карты, и ложементы с правилами оказались готовы в одно время, как говорится «Just in time».
Если говорить про «Мир хобби» и «Звезду», то мы им игры целиком не делаем, только отдельные компоненты — очень много коробок из переплётного картона, поля, часть тайлов, карт. В том же «Каркассоне» есть деревянные компоненты, которые мы вообще пока не делаем.
Изготовление тайлов и игровых полей
— А сколько занимает производственный процесс отдельно взятой игры? Можно на примерах (взяв игры разной комплектации и сроки). Заодно мы узнаем, какие именно игры из тех, что лежат на полках в магазинах, произведены именно вами.
— Около 1 недели занимает печать лайнеров, 1 неделю — изготовление коробок, 1–2 недели — изготовление карт и полей, несколько дней — комплектация. В целом не в сезон игра делается за 2–3 недели, в сезон — по обстоятельствам. При правильном планировании срок изготовления практически не зависит от комплектации, так, например, что игру «Открой Москву» с полем, ложементом и большим количеством карт, что игру «Сквирики», состоящую из коробочки и небольшого количества карт, мы делали 2 недели.
— Несколько лет назад даже коробки приходилось производить вне России. Какие компоненты вы уже можете производить сами? Что-то приходится закупать за рубежом? Может, часть компонентов предоставляют сами издатели? Есть какие-то планы по расширению ассортимента и/или увеличению объёма?
— Надеюсь, вопрос с производством коробок, полей, тайлов и карт в России решён. Сейчас у нас на повестке дня освоение производства пластиковых и деревянных компонентов. Мы стремимся увеличить свои производственные возможности и для этого постоянно расширяемся и покупаем новое оборудование. Наша цель — стать русским «Ludo Fact». Мы хотим оказывать издательствам полный цикл услуг по производству настольных игр.
— Под пластиковыми компонентами вы подразумеваете разнообразные жетоны и фишки или же и миниатюры (пластиковые фигурки героев, монстров и т.д.)? Есть мнение, что деревянные компоненты дешевле заказывать за рубежом (как ни странно): что-то изменилось?
— Конечно, что-то вроде жетонов и фишек.
Я очень уважаю «Звезду» за то производство пластиковых фигурок, которое они организовали, в этом они в числе мировых лидеров. На этот рынок мы входить не собираемся.
По поводу текущей конъюнктуры рынка деревянных компонентов не в курсе, но когда мы изучали возможность вхождения на него около года назад, это было вполне выгодно.
— И вопрос по поводу карт. Есть ли у вас техническая возможность делать карты с текстурой под лён (ламинированные)? Если есть, почему наши издатели, по вашему мнению, не пользуются таким предложением? И ещё один вопрос по картам: вы можете нарезать их с листа (чтобы минимизировать расхождение по цвету внутри тиража)?
— Карты мы делаем из импортного картона. В России чистоцеллюлозный мелованный картон плотностью 210–300 г / кв. м. не производится. Из-за этого при росте курса карты подорожали сильнее остальных компонентов. Картон с тиснением «лён» к нам в страну не возят из-за малого спроса, соответственно, карты из него будут ещё дороже, чем обычные.
Если издательство и конечные покупатели готовы за это платить, то пожалуйста, дополнительных технологических проблем при этом нет.
Нарезать с карты с листа возможно, но это будет стоить дороже — и большого смысла в этом я не вижу. На полуформатном листе, на котором наиболее выгодно печатать карты, в среднем лежит от 30 до 50 карт. В игре в среднем 100 карт, поэтому всё равно колоду подбирать с двух-трёх разных листов. То есть в любом случае нужно добиваться отсутствия разнотона при печати не только внутри одного тиража, но и между двумя-тремя разными тиражами, что гораздо сложнее, но всё равно приходится делать.
— Также хотелось бы узнать, есть ли у вас внутренние процедуры отсеивания брака? Больная тема — затупленные ножи и картон плохого качества: бахрома по краям, отшелушивание краски...
— Да, внутренние процедуры есть. Например, когда при пропускании карт через туннельный пресс начинает появляться бахрома, нож снимается на заточку, а вместо него ставится второй, точно такой же. Иногда при приладке приходится менять угол заточки ножа. Также для уменьшения брака мы внедрили достаточно редкую процедуру — дополнительный пересчёт карт в каждой колоде.
С картоном действительно бывают проблемы. Случилось даже перепечатывать из-за этого тираж. Но это произошло только когда у поставщика закончился проверенный картон и пришлось брать другую марку.
Заготовки для коробок и результат
— Можете назвать средний размер тиража, который вам заказывают? А совокупный суточный «тираж»?
— Средний тираж игр — 2 000 – 3 000 штук. В сутки мы можем сделать до 4 000 игр в твёрдых или мягких коробках.
— А каков минимальный тираж, за который вы готовы взяться? Можете оставить контакты? (Вдруг понадобятся, например, независимым разработчикам.)
— Думаю, минимальный экономически эффективный тираж — 500 экземпляров. За такой тираж мы готовы взяться, только желательно не в сезон. Вообще очень рады, когда издательства размещают у нас заказы летом. В это время мы не полностью загружены и готовы на скидки и эксперименты.
Мы всегда рады новым и старым клиентам, обращайтесь, информация о нас есть в разделе «Компании» «Тесеры»:
http://tesera.ru/company/gameplant/.
— Вы производите что-нибудь, помимо настольных игр?
— Детские игры, упаковку. Но сегодня для нас самый интересный рынок — это именно производство настолок. Этот рынок интересен и мне лично. Я «заразился» любовью к настольным играм, а мне очень нравится делать то, что я люблю.
— А много ли вообще производителей настольных игр в России? Каково нынешнее состояние этого рынка и каковы перспективы?
— По идее, практически любая типография может производить компоненты для настольных игр в небольших количествах. Главная проблема — совместить большой объём, низкую цену и высокое качество. Думаю, что тут мы среди лидеров. А перспективы, как и у всей полиграфической отрасли, и, наверное, как у всего отечественного производства — очень оптимистичные. Большое спасибо тем, кто уронил нефть, из-за чего вырос курс. Сейчас во многих отраслях, в том числе и в нашей, мы можем потеснить на мировом рынке Китай. Считаю, что самое время западным издательствам размещать заказы в России. Качество у нас то же, цена ниже, а логистика гораздо проще.
— Раз уж вы и сами «заразились» настольными играми, хотелось бы услышать, каков ваш текущий топлист (список нынешних любимчиков), плейлист (во что сейчас активно играете) и вишлист (список желаемых покупок).
— Люблю простые и увлекательные игры: «Ticket to Ride», «7 Wonders», «Королевская почта», «Langfinger». С детьми играем в «Colt Express» и «Маленького принца». Во время застолья отлично идут «Имаджинариум», «Dixit», «Riff Raff». В вишлисте «Ghost Stories» и «Elysium».
Очень понравилось мероприятие, которое проводит Иван Лашин (Myerto) — Math Trade. Если кто не в курсе, это массовый обмен настолками, основанный на построении цепочек: ты отдаёшь свою игру не тому, от кого получаешь. Дело в том, что, например, перед покупкой книги, прямо в магазине, ты можешь немного почитать её, а когда покупаешь игру, чаще всего попробовать её не получится. Многие покупки совершаются под влиянием мнений других людей или спонтанно. В результате на полках скапливаются игры, которые «не пошли», что, конечно, портит настроение. У Math Trade очень высокий процент обмена — около 50% выставленных игр были обменены. Как мне кажется, это отличный способ освободить полки от лишнего груза, подобрать что-нибудь интересное, оживить свой интерес к играм и, наконец, убедиться, что вокруг тебя хорошие и честные люди. Кстати, «Ghost Stories» я себе выменял в Math Trade.
— Спасибо вам за беседу. Было интересно.
Изготовление коробок