Desert_witch написал 8 минут назад к игре Как Красить Игровые Миниатюры Эпизод 6: # *Корчит рожи* =ъ
punchik написал 23 минуты назад к игре Серия игр «Великий западный путь». «Великий» настольный обзор: # Судить по игре по одной партии - ну такое себе) Справедливости ради......
Honour написал полчаса назад к игре Как Красить Игровые Миниатюры Эпизод 6: # С возвращением! Всегда с удовольствием читаю ваши статьи. А миниатюры ...
mainstage написал полчаса назад к игре Впервые сыграли в «Ксиа: Тайны дрейфующей системы»: # Просто в базу можно в 2 или нет? Слышал, что только с искрами можно, н...
Exhumanfact написал полчаса назад к игре Обновки на Мини-Злобоглазе: ролевки: # Я так и понял, потому и спасибо сказал:) Собственно, Trey, о котором ...
Идут сборы на Rise of Myths: Cthulhu
Колодостроительный рогалик с Лавкрафтианскими монстрами.
Идут сборы на Biathlon Blast
Соревновательная настольная гонка-биатлон.
Golden Geek Awards: лучшие игры 2024 года
Лучшие игры 2024 года по версии Boardgamegeek.
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль»
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль»   Комболот «Монумен...
Идут сборы на Valheim: The Board Game
Сбор ресурсов, крафт экипировки и бои с монстрами и боссами в Вальхейме.

Alxin

Обзор «Обороны Порт-Артура»

14 ноября 2011

Информация

добавить
игры Оборона Порт-Артура. 1904 г.
компании Статус Белли
Дата: 14 ноября 2011
Оценка пользователей
8.5728
-

Игра «Оборона Порт-Артура» переносит игроков во времена трагичной, но героической обороны крепости Порт-Артур в эпоху русско-японской войны 1904-1905 года. Игра японского автора Тецуи Накамуры основана на нестандартной оригинальной механике «Storm over». Собственно, об этой игре я и хотел бы немного рассказать.

 

Сразу оговорюсь, опыта игры у меня нет. Обзор сделан, опираясь исключительно на знакомство с содержимым коробки и проштудированные правила.

 

Доставка «Лабиринта» сработала на «отлично», и вот, буквально 6 часов назад, я уже имел удовольствие ознакомиться с новоприобретённой коробкой. Скажу откровенно — заявленную «картонную коробку» я не обнаружил. Скажем так — это скорее плотная бумага, нежели картон. Не то, чтобы это было большой проблемой, и я прекрасно понимаю, что сделано это в целях удешевления, но коробочка мягковата и вряд ли задержится в таком агрегатном состоянии. Также не очень удобно, что она меньше по размеру «папочных» игр.

 

Но я отвлёкся. Коробка содержала в себе два листа с фишками, два одинаковых листа с подсказками, книгу правил, рекламный листок, два кубика и карту.

 

 

Я слегка опасался, что обещанный формат А1 окажется великоват, но был приятно удивлен, что карта идеально подходит под имеющийся у меня лист плексигласа, который я использую для игр от GMT: «Меч Рима», «На том стою» и «Наполеоника». Кстати, настоятельно рекомендую использовать для всех игр от Status Belli, да и вообще варгеймов — незаменимая вещь, которая поможет вам сохранить столь хрупкую и важную вещь — карту — и предоставит вам идеально ровную поверхность для фишек.

 

 

По стилистике оформления карта — шикарна и необычна! Признаюсь, я первый раз вижу подобного типа карту в играх. Перед нами — военно-топографическая карта Порта-Артура и прилегающих к нему окрестностей, с нанесёнными на неё обозначениями высот, отметками о фортификациях, линиях обороны и пометками на русском и, как я подозреваю, китайском. Карта поделена на 38 неровных секторов (никаких вам гексов или точек-городов), каждый из которых имеет свой фактор защиты. 5 областей отмечены как ключевые — контроль на конец хода любой из них означает поражение игрока за русских. Слева от карты размещаются два поля для реорганизаций обеих армий и Дорожка записи хода, которая информирует о подкреплениях, которые могут использовать игроки.

 

Фишки ничем особенным не выделяются — стандартный размер для «папочных» игр, хотя почему-то ожидал «здоровяков», как в «Бородинском сражении». Все фишки были тут же разделены (люблю я это дело — разделять и фасовать) и определены в пустовавший ранее органайзер от GMT. После недолгого обдумывания туда отправились фишки от всех имеющихся у меня игр от Status Belli.

 

Двусторонние листки помощи абсолютно одинаковы. Одна сторона призвана помочь с расстановкой и игрой за армию японцев, а другая — за русских. И вот мы подобрались к самому интересному — правилам.

 

Заметным бонусом любой игры на историческую тематику я считаю историческую справку по теме игры. В этом плане у разработчиков всё замечательно. Исчерпывающая статья, затрагивающая тему конфликта и непосредственно описание самой обороны, длившейся ни много ни мало 5 месяцев и унесшей жизни порядка 110 тысяч японских солдат и 26 тысяч русских воинов. Читается легко и с интересом, и единственное, о чём хотелось бы попросить разработчиков (если они вдруг прочитают этот обзор) — если бы вы к исторической справке прилагали бы небольшой перечень литературы, рекомендованный для углубленного ознакомления с темой, было бы просто замечательно! К своему стыду признаюсь, что факт обороны Порт-Артура для меня тёмное пятно в военной истории нашего государства, а потому с радостью бы ознакомился с книгами, рекомендованными составителем введения. А пока остаётся только рыть «Википедию» в надежде на то, что данные там имеют схожие источники, что и у авторов игры. Также был очень рад видеть исторические заметки по ходу чтения самих правил, объясняющие, например, почему именно такие модификаторы используются в игре.

 

Ну и последнее, о чём я ещё не успел рассказать, это сами правила. Буклет с ними содержит 8 страниц. Из них полторы — это историческая справка, одна с примером игры и ещё одна с описанием дополнительных усложняющих правил. Правила — просты и гармоничны, обозначения на фишках не отличаются от других игр, потому сложности не возникнет. В игре присутствует 4 типа войск: пехота, пулемёты, артиллерия и инженеры. Пехотные части делятся на регулярные и резервные, а также разделяются по принадлежности к тому или иному батальону и полку и нахождению — в подчинении какой бригады или дивизии состоят. Первые могут объединяться в группу из 3 частей, а вторые только из 2. Артиллерия в свою очередь делится на способную двигаться и стационарную. Инженеры же используются для повышения боеспособности частей.

 

Всего в игре 5 ходов, каждый из которых состоит из 3 фаз: Реорганизация, Действие, Завершение хода. В фазу Реорганизации прибывают подкрепления и восстанавливается порядок в разбитых частях. В фазу Действия каждый игрок по очереди выбирает часть или группу частей и выполняет одно из действий: Бомбардировка, Стрельба, Движение. Выполнив его, часть или группа частей переворачивается на неактивную сторону и больше в этом ходу действовать не может. Если с Движением и Бомбардировкой всё и так ясно, то вот третий вид имеет смысл описать подробнее. Стрельба может осуществляться как внутри сектора, так и в соседний, правда, при этом часть обнаруживает свои позиции и не получает фортификационный бонус от сектора, если его захотят впоследствии обстрелять.

 

Бой выглядит следующим образом (на примере артиллерии): Сила огня артиллерии 2, игрок бросает 2 кубика и прибавляет к результату силу огня. Разница между показателем защиты и силой огня — количество очков потерь. Потери распределяет обороняющийся игрок — за одно очко потерь он может обернуть активную фишку на неактивную сторону, либо отступить неактивной в ближайший сектор, за два убрать неактивную фишку в поле реорганизации или отступить активной частью, ну а за три очка придётся убрать активную часть в поле реорганизации.

 

Дальше пересказывать не вижу смысла. Сказанного должно хватить для общего представления об игре, ну а полные правила содержат в себе много интересных моментов, которые я не отразил в своем рассказе — атаки на пулемётные расчеты, дополнительные правила на «Белых повязок» и матросов, а также усложнённые правила по формированию групп частей.

 

В общем и целом — игра, лично для меня, явно «выстрелит». А потому жду с нетерпением, когда появится кто-то из гостей, которого смогу завлечь на 1-2 часа для полноценного теста.

 

Ну и под конец немного спойлеров. Как я уже писал выше — коробка содержит рекламный листок о продукции фирмы. Среди уже вышедших игр имеется и более подробная информация о грядущих релизах.

 

Игра «Сражение» — абстрактный бой для новичков. На выбор одна из 4 армий и несколько сценариев. Как пишут в листке: «Начинающим игрокам эта игра рекомендуется как знакомство с первым «варгеймом», искушённым знатокам она будет интересна, как простая «турнирная» сбалансированная игра, в которую можно быстро и легко сыграть за полчаса». Исключительно мои домыслы, основанные на внешнем виде обложек игр, говорят о том, что игра будет запакована так же, как «Оборона Порт-Артура». Возможно, цена будет в той же категории.

 

Игра «Сталинград. Уличные бои» — игра основана на игровой механике «Обороны Порт-Артура», автор тот же. Вот дальше в описании идёт следующая информация: «Длинная узкая карта, вытянувшаяся вдоль реки города, поделена на сектора», — очень сильно надеюсь, что карта не станет длиннее, чем в «Обороне Порт-Артура», что может быть не очень удобно. Формат и цена игры будут, видимо, сопоставимы с игрой этого обзора.

 

Игра «Господин Великий Новгород» — посвящена трём известным сражениям Новгородской республики в XIII веке: Невской битве, Ледовому побоищу и Раковору. Игра, судя по всему, будет иметь схожую механику с «Куликовской битвой». Появятся новые виды войск: рыцарская конница, пешие арбалетчики и тяжёлая пехота.

 

Игра «Швейцарский поход Суворова 1799»«Поле игры будет представлять собой карту Швейцарии, по которой из пункта в пункт перемещаются войска. В игре есть несколько сценариев». К сожалению, ничего более внятного в описании не сказано, но явно видно, что игра несколько выбивается из общей канвы. Тем интереснее будет её ожидание!

 

Что я бы хотел сказать в заключение. На мой не самый искушённый взгляд игрока в настольные дуэльные варгеймы, Status Belli взяли очень неплохой старт. Пробуксовав немного на хардкорных «Курске» и «Смуте», компания решила не ограничивать себя рамками шаблонов — теперь в их арсенале есть игры почти на любой вкус и сложность, в том числе радует тенденция к появлению локализаций — то, чего в нашей стране очень не хватает.

 

Собственно, на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить. Надеюсь хотя бы общее впечатление я помог составить для интересующихся данной игрой.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
ThunderWolf написал 13 лет назад: #

спасибо за обзор.
Очень интересно, хотя местами и не очень понятно, ведь до этого в варгеймы я не играл...
во всяком случае если стану играть в варгеймы - начну вероятно с нее

Spotty написал 13 лет назад: # скрыть ответы

А про органайзер я бы послушал еще. У меня у самого от игр Статуса пока фишки в отдельных пакетах, по одной игре в пакет. Перед игрой долго приходится разбирать, сначала свои/чужие, потом все по корпусам, времени уйма.

Поэтому про варианты организации фишек и пару фоток поближе я бы послушал.

Спасибо

Alxin написал 13 лет назад: # скрыть ответы

Я не очень понял, как правильно в статью добавлять маленькое фото со ссылкой на большое, поэтому получились только маленькие.
Вот здесь видно более подробно, что из себя представляет органайзер:
http://tesera.ru/images/items/75424/photo.jpg

В свое время я заказал 5 штук отсюда: http://www.boardsandbits.com/product_info.php?products_id=19464
2 подарил, а три вот в дело пошли. В одну полностью разместились все компоненты Onward Christian soldiers, во второй большая часть Fields of Fire, ну и вот третий трей пригодился для аж 4 игр от Status Belli.

Spotty написал 13 лет назад: # скрыть ответы

О, большое спасибо.
Нужно будет на ББ тоже заказать такой органайзер.

Nelud написал 13 лет назад: #

Для картонных варгеймов вышеозначенный органайзер подходит идеально. Что неудивительно: его же GMT выпускает! Для всего остального советую присмотреться к органайзеру от Chessex: http://www.boardsandbits.com/product_info.php?products_id=13612
Он отличается тем, что у него не такие крутые стенки, как у GMT-шного. Но если в GMT-шном удобно хранить фишки войск, то Chessex-овский предназназначен только для ораганизации компонентов во время игры. Хранить же фишки лучше в пакетиках, но не каждый отдельный вид в своём маленьком пакетике (тогда это действительно будет головная боль, вынимать и складывать каждый раз), а отдельными группами в пакетах средних размеров. Тогда в начале игры высыпаем в какую-нибудь плоскую тарелку (чтобы по столу не раскатились) и быстро рассортировываем в этот органайзер от фирмы Chessex. Занимает сиё действо буквально 2 минуты (особенно, если участвуют все игроки), зато удобства добавляет на порядок.
Кстати, по поводу мелких пакетиков приведу пример. Пришла ко мне наконец-то игра Quarriors. Оказалось, что товарищи из WizKids решили нас осчастливить, положив каждый отдельный тип кубиков в свой зип-лок (т.е. в основном по 5 кубиков на пакетик). И вот, пару раз помучившись с распаковкой/запаковкой игры, пришлось их выкинуть и переложить всё это хозяйство в несколько больших пакетов: заклинания - в один, существа - в другой. Теперь всё гороздо удобнее стало.

OberstDan написал 13 лет назад: # скрыть ответы
Литература по теме

http://www.ozon.ru/context/catalog/id/1089222/

Рекомендую обратить также внимание на морское сражение при Цусиме.

Я в свое время читал "Цусима" от А. Новиков-Прибой

Alxin написал 13 лет назад: #

Спасибо за ссылки. Воспользуюсь :)

BrazUno написал 13 лет назад: #

Ага, успел таки обозреть:) полночи поди не спал :) Замечательный обзор получился, не зря сном пожертвовал.

Spotty написал 13 лет назад: #

Прочитал с интересом.
И хотя еще не все игры от Статуса у меня дома опробованы эта механика заинтересовала. Думаю стоит взять, но снова придется решать вопрос как получить игру в Украине.

Анонсы новых игр тоже любопытно, хотя пока ничего нового кроме Порта брать не собираюсь.