![]() |
Идут сборы на Rise of Myths: Cthulhu |
Колодостроительный рогалик с Лавкрафтианскими монстрами. | |
![]() |
Идут сборы на Biathlon Blast |
Соревновательная настольная гонка-биатлон. | |
![]() |
Golden Geek Awards: лучшие игры 2024 года |
Лучшие игры 2024 года по версии Boardgamegeek. | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль» |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Монументальность. Дуэль» Комболот «Монумен... | |
![]() |
Идут сборы на Valheim: The Board Game |
Сбор ресурсов, крафт экипировки и бои с монстрами и боссами в Вальхейме. |
![]() |
8.5728 |
![]() |
- |
Игра «Оборона Порт-Артура» переносит игроков во времена трагичной, но героической обороны крепости Порт-Артур в эпоху русско-японской войны 1904-1905 года. Игра японского автора Тецуи Накамуры основана на нестандартной оригинальной механике «Storm over». Собственно, об этой игре я и хотел бы немного рассказать.
Сразу оговорюсь, опыта игры у меня нет. Обзор сделан, опираясь исключительно на знакомство с содержимым коробки и проштудированные правила.
Доставка «Лабиринта» сработала на «отлично», и вот, буквально 6 часов назад, я уже имел удовольствие ознакомиться с новоприобретённой коробкой. Скажу откровенно — заявленную «картонную коробку» я не обнаружил. Скажем так — это скорее плотная бумага, нежели картон. Не то, чтобы это было большой проблемой, и я прекрасно понимаю, что сделано это в целях удешевления, но коробочка мягковата и вряд ли задержится в таком агрегатном состоянии. Также не очень удобно, что она меньше по размеру «папочных» игр.
Но я отвлёкся. Коробка содержала в себе два листа с фишками, два одинаковых листа с подсказками, книгу правил, рекламный листок, два кубика и карту.
Я слегка опасался, что обещанный формат А1 окажется великоват, но был приятно удивлен, что карта идеально подходит под имеющийся у меня лист плексигласа, который я использую для игр от GMT: «Меч Рима», «На том стою» и «Наполеоника». Кстати, настоятельно рекомендую использовать для всех игр от Status Belli, да и вообще варгеймов — незаменимая вещь, которая поможет вам сохранить столь хрупкую и важную вещь — карту — и предоставит вам идеально ровную поверхность для фишек.
По стилистике оформления карта — шикарна и необычна! Признаюсь, я первый раз вижу подобного типа карту в играх. Перед нами — военно-топографическая карта Порта-Артура и прилегающих к нему окрестностей, с нанесёнными на неё обозначениями высот, отметками о фортификациях, линиях обороны и пометками на русском и, как я подозреваю, китайском. Карта поделена на 38 неровных секторов (никаких вам гексов или точек-городов), каждый из которых имеет свой фактор защиты. 5 областей отмечены как ключевые — контроль на конец хода любой из них означает поражение игрока за русских. Слева от карты размещаются два поля для реорганизаций обеих армий и Дорожка записи хода, которая информирует о подкреплениях, которые могут использовать игроки.
Фишки ничем особенным не выделяются — стандартный размер для «папочных» игр, хотя почему-то ожидал «здоровяков», как в «Бородинском сражении». Все фишки были тут же разделены (люблю я это дело — разделять и фасовать) и определены в пустовавший ранее органайзер от GMT. После недолгого обдумывания туда отправились фишки от всех имеющихся у меня игр от Status Belli.
Двусторонние листки помощи абсолютно одинаковы. Одна сторона призвана помочь с расстановкой и игрой за армию японцев, а другая — за русских. И вот мы подобрались к самому интересному — правилам.
Заметным бонусом любой игры на историческую тематику я считаю историческую справку по теме игры. В этом плане у разработчиков всё замечательно. Исчерпывающая статья, затрагивающая тему конфликта и непосредственно описание самой обороны, длившейся ни много ни мало 5 месяцев и унесшей жизни порядка 110 тысяч японских солдат и 26 тысяч русских воинов. Читается легко и с интересом, и единственное, о чём хотелось бы попросить разработчиков (если они вдруг прочитают этот обзор) — если бы вы к исторической справке прилагали бы небольшой перечень литературы, рекомендованный для углубленного ознакомления с темой, было бы просто замечательно! К своему стыду признаюсь, что факт обороны Порт-Артура для меня тёмное пятно в военной истории нашего государства, а потому с радостью бы ознакомился с книгами, рекомендованными составителем введения. А пока остаётся только рыть «Википедию» в надежде на то, что данные там имеют схожие источники, что и у авторов игры. Также был очень рад видеть исторические заметки по ходу чтения самих правил, объясняющие, например, почему именно такие модификаторы используются в игре.
Ну и последнее, о чём я ещё не успел рассказать, это сами правила. Буклет с ними содержит 8 страниц. Из них полторы — это историческая справка, одна с примером игры и ещё одна с описанием дополнительных усложняющих правил. Правила — просты и гармоничны, обозначения на фишках не отличаются от других игр, потому сложности не возникнет. В игре присутствует 4 типа войск: пехота, пулемёты, артиллерия и инженеры. Пехотные части делятся на регулярные и резервные, а также разделяются по принадлежности к тому или иному батальону и полку и нахождению — в подчинении какой бригады или дивизии состоят. Первые могут объединяться в группу из 3 частей, а вторые только из 2. Артиллерия в свою очередь делится на способную двигаться и стационарную. Инженеры же используются для повышения боеспособности частей.
Всего в игре 5 ходов, каждый из которых состоит из 3 фаз: Реорганизация, Действие, Завершение хода. В фазу Реорганизации прибывают подкрепления и восстанавливается порядок в разбитых частях. В фазу Действия каждый игрок по очереди выбирает часть или группу частей и выполняет одно из действий: Бомбардировка, Стрельба, Движение. Выполнив его, часть или группа частей переворачивается на неактивную сторону и больше в этом ходу действовать не может. Если с Движением и Бомбардировкой всё и так ясно, то вот третий вид имеет смысл описать подробнее. Стрельба может осуществляться как внутри сектора, так и в соседний, правда, при этом часть обнаруживает свои позиции и не получает фортификационный бонус от сектора, если его захотят впоследствии обстрелять.
Бой выглядит следующим образом (на примере артиллерии): Сила огня артиллерии 2, игрок бросает 2 кубика и прибавляет к результату силу огня. Разница между показателем защиты и силой огня — количество очков потерь. Потери распределяет обороняющийся игрок — за одно очко потерь он может обернуть активную фишку на неактивную сторону, либо отступить неактивной в ближайший сектор, за два убрать неактивную фишку в поле реорганизации или отступить активной частью, ну а за три очка придётся убрать активную часть в поле реорганизации.
Дальше пересказывать не вижу смысла. Сказанного должно хватить для общего представления об игре, ну а полные правила содержат в себе много интересных моментов, которые я не отразил в своем рассказе — атаки на пулемётные расчеты, дополнительные правила на «Белых повязок» и матросов, а также усложнённые правила по формированию групп частей.
В общем и целом — игра, лично для меня, явно «выстрелит». А потому жду с нетерпением, когда появится кто-то из гостей, которого смогу завлечь на 1-2 часа для полноценного теста.
Ну и под конец немного спойлеров. Как я уже писал выше — коробка содержит рекламный листок о продукции фирмы. Среди уже вышедших игр имеется и более подробная информация о грядущих релизах.
Игра «Сражение» — абстрактный бой для новичков. На выбор одна из 4 армий и несколько сценариев. Как пишут в листке: «Начинающим игрокам эта игра рекомендуется как знакомство с первым «варгеймом», искушённым знатокам она будет интересна, как простая «турнирная» сбалансированная игра, в которую можно быстро и легко сыграть за полчаса». Исключительно мои домыслы, основанные на внешнем виде обложек игр, говорят о том, что игра будет запакована так же, как «Оборона Порт-Артура». Возможно, цена будет в той же категории.
Игра «Сталинград. Уличные бои» — игра основана на игровой механике «Обороны Порт-Артура», автор тот же. Вот дальше в описании идёт следующая информация: «Длинная узкая карта, вытянувшаяся вдоль реки города, поделена на сектора», — очень сильно надеюсь, что карта не станет длиннее, чем в «Обороне Порт-Артура», что может быть не очень удобно. Формат и цена игры будут, видимо, сопоставимы с игрой этого обзора.
Игра «Господин Великий Новгород» — посвящена трём известным сражениям Новгородской республики в XIII веке: Невской битве, Ледовому побоищу и Раковору. Игра, судя по всему, будет иметь схожую механику с «Куликовской битвой». Появятся новые виды войск: рыцарская конница, пешие арбалетчики и тяжёлая пехота.
Игра «Швейцарский поход Суворова 1799»: «Поле игры будет представлять собой карту Швейцарии, по которой из пункта в пункт перемещаются войска. В игре есть несколько сценариев». К сожалению, ничего более внятного в описании не сказано, но явно видно, что игра несколько выбивается из общей канвы. Тем интереснее будет её ожидание!
Что я бы хотел сказать в заключение. На мой не самый искушённый взгляд игрока в настольные дуэльные варгеймы, Status Belli взяли очень неплохой старт. Пробуксовав немного на хардкорных «Курске» и «Смуте», компания решила не ограничивать себя рамками шаблонов — теперь в их арсенале есть игры почти на любой вкус и сложность, в том числе радует тенденция к появлению локализаций — то, чего в нашей стране очень не хватает.
Собственно, на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить. Надеюсь хотя бы общее впечатление я помог составить для интересующихся данной игрой.