С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Настоящий настольщик зовёт гостей не на разговоры и тем более не на телевизор, а на Игру. Ещё хозяйка лихорадочно сдвигает в сторону недоеденные салаты, ещё гости торопливо обгладывают последние косточки жареной курицы, а хозяин уже несёт и водружает в центре стола заветную коробку…
К чему это я? Так игра тоже может быть о еде…
Было бы наивно предполагать, что в одном обзоре можно охватить все игры на эту безграничную тему. Но некоторые — можно. Поэтому мы отправляемся на кухню и начинаем с пиццы.
В игре Mamma Mia! ваша задача — приготовить пиццу по заданному рецепту. Нет, никто не заставит вас месить тесто, пусть даже условное, и тереть столь же условный сыр. Просто необходимо, чтобы в нужный момент в каменной печи (тоже существующей, впрочем, только в воображении) оказались все требуемые для рецепта ингредиенты (оливки, ананасы, перец, салями и грибы) в нужном количестве. Проблема в том, что печь одна, общая, и соперник может вас опередить, использовав то, что вы уже совсем считали своим…
Игра состоит из раундов, а раунд — из двух частей: закладка продуктов в печь и вынимание из печи.
Карты в игре (что? Я не сказал, что это игра карточная? Ну, бывает…) двух типов — продукты (общие для всех) и заказы (у каждого колода своего цвета). В начале игры у игрока в руке 7 карт — 6 ингредиентов и 1 заказ (рецепт). После каждого своего хода он добирает карты до 7, но берёт либо продукты из общей колоды, либо рецепты из персональной. Одновременно из обеих колод добирать нельзя, поэтому игроку важно следить за балансом, чтобы в руке было достаточно карт каждого типа.
В свой ход играющий обязан отправить в печь продукты — в любом количестве, но только одного вида. При желании туда же отправляется и заказ (интересно, на чём он написан? Вряд ли на бумаге — бумага не выдержит температуры печи…). Карты кладутся лицом вверх, так что верхняя всегда видна, но пролистывать содержимое колоды категорически запрещено!
Итак, всё, что хотели, положено в печь, и на этом ход закончен. Как закончен? А для чего же всё это? Не спешите; просто подождите, пока кончится запас ингредиентов.
Кстати, в момент пополнения своего запаса кому-то обязательно попадётся специальная карта — собственно Mamma Mia. Тот игрок, которому она досталась, просто выкладывает её перед собой и сразу же берёт другую. Но именно ему, как владельцу замечательной карты, доверено право вынуть все пиццы из печи и проверить их готовность.
Как только будет взята последняя карта ингредиента, игрок, который временно стал «мамой» для друзей-соперников, берёт из печи получившуюся колоду, переворачивает и начинает открывать по одной карте. Очень важно — порядок карт в колоде менять нельзя!Если открылся ингредиент (а первым всегда откроется ингредиент ), «мама» просто кладёт его на стол, раскладывая продукты на кучки — перчик к перчику, ананас к ананасу… Потом следующий… Главное действо начинается в тот момент, когда открывается карта рецепта.
Владелец карты (под неусыпным контролем «мамы» и других игроков) проверяет, достаточно ли на столе продуктов, чтобы выполнить заказ. Если да, то продукты в соответствующем количестве убираются со стола, а сам рецепт достается играющему: это и есть его победные очки. Если нет… то у игрока есть ещё шанс — выложить на стол недостающие продукты из руки. Если и этот номер не проходит, тогда заказ считается невыполненным. Карта всё равно возвращается владельцу — но уже не как победные очки, а как часть колоды заказов. Всё, что лежит на столе, остаётся в неприкосновенности, а «мама» открывает следующую карту…
Главная особенность механизма игры и одновременно главная сложность при освоении правил: смысл выкладывания продуктов и заказов на первом этапе становится понятен только после изучения этапа второго. Оказывается, это игра в значительной степени на память: игроки должны следить за тем, что уже заложено в печь, и класть карту заказа в тот момент, когда, на их взгляд, есть уверенность (или хотя бы шанс), что заказ будет выполнен. Одновременно нужно стремиться к тому, чтобы не хватило ингредиентов сопернику.
Когда всё, что было в печи, вынуто (то есть пролистана вся колода), кончается один раунд и начинается следующий: продукты, которые остались невостребованными, возвращаются в печь, использованные перетасовываются и образуют новую колоду. Право первого хода в новом раунде принадлежит, конечно же, «маме»… впрочем, на этом её полномочия кончаются, и в следующем раунде «мамой» вполне может стать кто-то другой.
Выигрывает тот, кто к концу третьего раунда наберёт больше всех выполненных заказов.Ну и самое время поговорить о том, какие бывают пиццы. А бывают они простые и сложные.
Простой рецепт состоит из пяти ингредиентов: либо всех разных, либо одного «своего» и четырёх одинаковых чужих. Дело в том, что цвета индивидуальных колод совпадают с цветами продуктов, поэтому, к примеру, салями — это «свой» продукт для играющего красными и т.д. Получается, что заказы у игроков однотипны, но не одинаковы: так, коричневому предлагается собрать один грибок и четыре оливки, а фиолетовому — наоборот.
Сложных рецептов всего три. Пицца «Монотони» содержит свой ингредиент и целых шесть одинаковых чужих — любых по выбору игрока. Пицца «Минимале» содержит опять же свой и три чужих, но уже не любых, а именно тех, которых сейчас на столе меньше (для этого рецепта с большой вероятностью потребуется добавлять карты из руки). И, наконец, пицца «Бомбастика» — не менее 15 любых ингредиентов! Больше можно, поэтому «Бомбастика» (если уж удается её собрать) полностью очищает стол…
Выигравший в этой игре вполне достоин звания «главного пиццерони» и подлежит награждению пиццей собственного изготовления.
Как и положено успешному проекту (а Mamma mia! таким оказалась), через какое-то время последовало продолжение. Оно было выпущено в формате самостоятельной игры-расширения: хочешь — играй по отдельности, хочешь — комбинируй (с этой целью у карт в обеих играх одинаковые рубашки). Между прочим, так получилось, что много лет у меня была только вторая часть…
Новая игра получила название «Sole Mio!», и, как вы догадываетесь, главным новшеством стало то, что продукты из печи вынимает не «мама», а «солнышко». Возможно, автор хотел посвятить сиквел тому знаменательному факту, что его «солнышко» научилось готовить пиццу не хуже мамы.
Sole Mio! отличает от Mamma mia! ряд изменений, не кажущихся мне принципиальными: так, уменьшилось общее число продуктов (точнее, их осталось столько же, но стало меньше карт — появились «двойные», то есть содержащие по два одинаковых ингредиента). Увеличилось число заказов — с 8 до 11 у каждого игрока. Число раундов уменьшилось с трёх до двух. Первоначальное соотношение продуктов и рецептов изменено с 6:1 на 5:2.
Но есть отличия и принципиальные. Так, в игре увеличилась возможность взаимодействия между игроками: в частности, появилось право обратиться за помощью в завершении рецепта (помогающий тоже зарабатывает себе победное очко).
Но главные изменения претерпели заказы, став более абстрактными. Если в Mamma mia! они действительно напоминают рецепты (даже «Монотони» и «Бомбастика»; разве что «Минимале» носит искусственный характер), то в Sole Mio! это в большинстве своём уже просто игровые задания, имеющие к рецептам весьма отдалённое отношение. Неслучайно у них больше нет собственных наименований…
Например, игрок может попытаться сыграть заказ из любого количества (не меньше двух) «своих» ингредиентов. При этом соперники могут ему помешать, если таких ингредиентов у них на руках больше (в сумме на всех). Или противник (по выбору играющего) должен сказать, какой именно ингредиент должен выложить (обязательно из руки!) владелец заказа. А рецепт «два раза по два любых» не может быть выполнен, если на столе есть хоть один «свой» ингредиент. Вы можете представить заказ где-нибудь в кафе: «Мне неважно что, но чтобы колбасой и рядом не пахло»?
Есть ещё понятие «серийный заказ». Внешне это четыре карточки с самыми простыми (проще, чем у «мамы») рецептами — четыре одинаковых ингредиента. Однако в момент открытия игрок может выложить с руки аналогичные заказы, и в каждом следующем требуется на один ингредиент меньше. Например, если при открытии рецепта «четыре перца» вы выкладываете ещё «четыре гриба» и «четыре оливки», то вам достаточно для выполнения всех трёх заказов четырёх перцев, трёх грибов и двух оливок. Или четырёх грибов, трёх оливок и двух перцев. И так далее. Все понятно? Вот и я (при моём плохом английском) потратил немало времени, пока врубился, о чём идет речь…
В общем, игра стала не только абстрактнее, но и значительно сложнее. Труднее запомнить виды заказов, условные обозначения на картах помогают не сильно и, если играешь нерегулярно, приходится держать под рукой правила. В Mamma mia! хватало одного прочтения… Является ли это недостатком «Sole Mio!»? Ну, категорически я бы этого утверждать не стал. Скорее, особенностью.
Объединённый вариант двух игр уже совсем не может быть отнесён к категории филлеров (ничего себе филлер с заявленной продолжительностью до часа!). В нём применяются правила Sole mio, но используются все 19 видов заказов из двух игр. Главная особенность — невыполненный заказ владельцу в колоду не возвращается: не сделал — значит, не сделал…
Любопытно, что поставляющаяся в Россию Mamma Mia! Plus — это ещё один вариант, средний между просто «мамой» и «мамой», объединённой с «солнышком». Специальной карты Mamma Mia! больше нет (в роли «мамы» выступает взявший последнюю карту), а пиццы опять имеют собственные имена — одна и называется «Mamma mia!». А ещё за бортом остались самые «накрученные» заказы из «Sole Mio!».
Лично у меня эти игры — одни из любимых в категории «железнодорожные» (это когда времени в поезде довольно много, а места в чемодане мало).
Но хватит об итальянской кухне: в следующий раз мы обязательно поговорим о японской и попробуем попасть на завтрак к королю.
Кстати, при покупке игр всегда проверяйте их комплектность.