| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| игры |
Доминирующие виды: Мировой океан
|
| компании |
GaGa Games
GMT Games |
| Дата: | 20 февраля 2024 |
| Источник: | Маньяк на кофеине |
![]() |
| 8.0026 |
![]() |
- |

Я, признаться, люблю душные агрессивные игры, полные взаимодействия и активностей (как будто кто-то в этом сомневался?), где есть такая небольшая асимметрия между разными игроками. И когда «Гага» анонсировала такой евро-ареа-контроль про разные виды животных, которые будут постоянно конкурировать, душить друг друга, развиваться, захватывать новые территории, страничка предзаказа прямо кричала мне: «Возьми! Купи! Впишись!» Я трезво оценил всё и взвесил... компания под агрессивные игры у меня есть... люди, которые готовы играть долго и душно, которых не напугать игрой, в которой необходимо подразобраться, — тоже есть. Тематика в целом приятная... Надо брать!

Конечно, перед тем, как кинуть денег в монитор, я посмотрел парочку обзоров — и на первый взгляд игра мне не показалась крайне злой и конфликтной. Я долгое время переживал, что «Марина» будет похожа на копание в огороде и сидение в импровизированных «окопах» на разных участках карты ради фарма победных очков. Но, к счастью, ожидания не оправдались — и на деле получилась не просто агрессивная игра, а злая настолько, что впечатлительные и обидчивые игроки будут хотеть перевернуть стол и добавить вас в чёрные списки во всех соцсетях.
«Доминирующие виды» посвящены всем известному эпизоду в жизни нашей планеты, когда на днище морском зародилась жизнь. Какое-то время она там успешно развивалась, но из-за острой борьбы за место под солнцем пришло время покорять новые вершины, эволюционировать и осваивать новые пути, где плодить потомство, принимать новые источники пищи и прочее и прочее.... Здесь бьются за право жить и преуспевать ракообразные (не ваши тиммейты в онлайн-играх), рыбы, головоногие и ящеры.

При всём обилии различных ячеек, иконок, обилия текста на картах и прочих нюансов, в основе своей «Марина» — обычная игра на размещение рабочих (если можно так выразиться, даже обходясь без натяжения пернатого хищника на сферическую модель Земли). Все действия вы выполняете, выставляя маркер (a.k.a рабочего) в ячейку с определённым эффектом. Так вы действуете раз за разом, пока из колоды не выйдет событие с падающим с небес метеоритом и вы не посчитаете победные очки. Звучит предельно просто, да? Ах, если бы...
Во-первых, вам доступно почти полтора десятка действий: условно, выставление новых фишек ваших животин на поле, захват территорий, получение очков, прочее-прочее. Но чем эффективнее и чем полезнее действие — тем оно расположено ниже... и у каждого действия есть несколько ячеек, соответственно, с вариациями послабее => посильнее. И правила диктуют, что каждый следующий выставляемый вами маркер должен располагаться дальше предыдущего: первым ходом ринулись в бой, чтобы сожрать оппонентов? Ну что ж, дальше выбор действий сужается — скорее всего, следующий круг придётся пропустить, вернув в запас выставленные маркеры. Таким образом, игрокам приходится как-то планировать своё развитие и постепенно планировать экспансию.
Во-вторых, всё происходит на здоровой карте, где есть участки глубокого океана (днища морского), коралловые рифы, заросли водорослей, а также гео- и гидро-термальные источники и, конечно же, суша, — и каждый из этих типов местности, естественно, обладает разной ценностью и пользой как для зарождения новых видов, так и получения победных очков за его контроль.
В-третьих, в процессе партии на поле могут появиться (или исчезнуть!) разные фишечки еды: какие-то червячки, ракушки, водоросли, планктон, который ваш вид может кушать. А если у него доступа к еде нет, то он считается вымирающим — и в момент, когда на рынок карт выйдет соответствующее событие, все эти существа просто-напросто удалятся из игры НАВСЕГДА, что сильно стеснит вашу экспансию.
В-четвёртых, есть основополагающий принцип пищевой цепочки — действия совершаются, начиная с ракообразных до рептилий, а уже ничьи и спорные моменты разрешаются в обратном порядке: ящеры => головоногие => рыбы => крабы.

Действий в игре, ещё раз подчеркну, масса — и я не буду подробно описывать их все. Для общего понимания: вы можете выложить на поле новые фишки еды (каждый токен «снабжает» три шестигранных тайла, на углах которых он размещён), наоборот, заменить или удалить их с поля, приспособиться кушать новые типы пищи (на старте доступно лишь два), выложить на поле новые фишки видов (причём ближе к дну это проще — вплоть до соотношения 4:1 не в пользу суши, которая приносит больше всего очков за контроль), подвигать ваших существ, деформировать поверхность мирового океана, сменив тип ячейки на гейзер, который «сдует» оттуда все лежащие фигурки, «разведать» новые территории, «сожрать» чужие фигурки, объявить о скоринге определённых биомов и одновременно с этим разыграть одну из доступных карточек эволюций (приносят ПО, позволяют вам приобрести новые пути развития или поменять ваши стартовые свойства) и «задоминировать» по какому-то типу еды (читай, кушать одного вида больше всех), чтобы получить особые маркеры.
Всё, что вы будете делать каждым ходом, — пытаться захватить как можно большее число регионов, приспособить их под себя, выкладывая новую пищу или, наоборот, научиться кушать то, что и ваш предприимчивый оппонент, который заполняет карту пригодной для него едой. Можете заведомо начать контролировать все вкусные участки местности для финальных скорингов или просто жрать других существ, на ваше усмотрение. Главное помнить, что основная доля очков даётся за а) контроль участков местности, б) разведку и создание крупных биомов из одинаковых участков местности, в) розыгрыш карт эволюций, которые при выходе на рынок удаляют еду из доступа, не дают совершать какие-то действия, триггерят события вымирания (исчезают виды, которые не могут прокормиться) или выживания (те, кто, как говорит славный друже Обломов, кушает много и вкусно и контролируют больше источников, получают ПО), а при розыгрыше делают грязь.

Мы играли в «Доминирующие виды», к сожалению, усечённым составом — втроём, и тем не менее игра показалась достаточно занятной. Как бы то ни казалось при прочтении правил (или просмотре обзоров), игра действительно очень и очень агрессивная (и это надо понимать, прежде чем садишься за партию!).
Прежде всего хотелось бы сказать за даунтайм. Не садитесь играть в «Доминирующие виды» с людьми, склонными к параличу анализа, которые любят продумывать свой ход минут по 10. Шутка ли, в «Марине» больше дюжины вариантов действий, в каждом из которых ещё несколько вариантов поддействий, а в случае с эволюцией — ещё на выбор с пяток карт надо прочитать и оценить их эффективность. Мы, скорострелы-любители шлёпать картами без раздумий, свои партии провели часа за 2,5–3. Затянуть их — проще простого, но играть в «Доминирующие виды» часов 5–6, ИМХО неприемлемо.
Также не стоит садиться с людьми, которых сильно обижает любая агрессия в настолках, потому что «Доминирующие виды» целиком и полностью про противостояние. Это про то, как ты отжимаешь территории, убиваешь чужие виды, лишаешь их еды, чтобы они вымирали, лишаешь победных очков, отжимаешь маркеры с особыми действиями и прочее и прочее... Это игра, целиком и полностью, подчёркиваю, посвящённая агрессии, и временами будет складываться ситуация, что тебя низвергли на дно (не в пучину морскую — а на задворки бытия) одним движением, потому что некоторые карты эволюции в игре позволяют поубивать твоих существ на каждом тайле — таких может быть за раз штук 10, а на всю игру выдаётся ровно 35 существ, и их число конечно. Поэтому с теми, кто с драмой переживает смерть каждой фигурки... найдите игру, в которую играют, копошась в своём огороде.
Конечно, надо понимать факт, что игра от издательства, которое известно варгеймами, и потому продакшен здесь слегка удручает. Да, с кастомными украшательствами выглядит симпатичнее (фигурки маленьких животных вместо скучных цветных квадратиков — просто топ), но деревянные жетоны, которые заменяют картоночки... Да, на них надо клеить наклейки... Наклейки — только с одной стороны. Да, они нихрена не соответствуют размеру ячеек на поле — и это кабздец как неудобно, потому что они примерно в полтора раза больше картонных. А отдельных лучей поноса заслуживают крохотулечные тайлы, которые определяют, в какой местности вы совершаете то или иное действие — они натурально размером с ноготочек на мизинце, и надписи на них, ну мягко говоря, слабочитаемы даже для нормально зрячего человека — особенно в части вординга.
Наконец, в игре крайне много рандома, и от случайности в «Доминирующих видах» зависит крайне много. На старте вам придёт 3 карты свойств, из которых придётся выбрать одну — и она сильно будет влиять на вашу стратегию. (Хоть вы и делаете выбор в тайне от всех.) Из всех карт эволюции будет участвовать лишь две трети — и выходить они будут в случайном порядке: есть карты, которые просто приносят вам очки за тайлы с конкретной едой, а есть те, которые позволят навалить кучу существ, чтобы их стало вровень с числом видов соперника, а есть с возможностью взорвать гейзер посреди карты или же удалить всю пищу... Плюс, между раундами происходит рандомная выкладка жетонов, которая определяет, в каких регионах вы можете пожирать чужих существ, а в каких регионах сможете провести скоринг и какие карты эволюции будут вам доступны. А ещё рандомно из мешка тянутся жетоны еды, которые потом можно будет выложить на поле или научиться кушать. А тут БАХ! — и регресс, и ваши рыбки разучились есть червячков и внезапно все вымерли... Просто не получилось, не фартануло, как говорится. И если вы не терпите подобных оказий, то «Доминирующие виды», возможно, игра не для вас.

Первую свою партию я играл рыбами, прозябающими на дне пищевой цепи. Конечно, ходил я быстрее оппонентов и потому имел чуть больше пространства для манёвра, но во всех ничьих я был жалким аутсайдером. Конечно, я выбрал себе отличное свойство, которое давало мне плодить +1 фигурку, а оппонентам -1 фигурку вокруг жетонов пищи, по которой я доминировал. В результате я мог выставлять на сушу и на тайлы гейзеров аж две фигурки, а другие — ни одной... Представьте себе колоссальный разрыв в живой силе, который был у нас на поле. Правда, ящеры тихой сапой выползли на сушу и отжали у меня большую часть скорингов — просто потому, что они побеждают в ничьих. Да, я не учёл важность именно финальных скорингов, хотя на протяжении партии отчаянно уничтожал всё живое и научил своих рыб кормиться всем, что только существует в игре, благодаря чему отжал сразу сразу несколько особых маркеров....и окончил игру на последнем месте.
В следующей партии я играл за пресмыкающихся, и вот тут, что называется, меня понесло. Абилка была уже совсем другая — на миграцию, которая позволяет передвигать всегда на 1 существо больше и всегда на 1 тайл дальше. И вот это было невероятно, когда ты плодишь хренову гору кубиков где-то в недрах океана, а потом они за 1–2 хода резко всплывают, выбираются на сушу и напрочь отрезают несчастных головоногих и рыб (а чего они, спрашивается, на землю вылезли?). Меня, конечно, жрали все как не в себя, и в конце игры выжила дай Бог треть генофонда — всё из-за агрессивных рыб с абилкой на каннибализм, которые постоянно рвались в бой и провоцировали на то, чтобы их уничтожали.
На первый взгляд, есть такое ощущение, что рептилии в игре в чуть более выигрышной позиции, потому как тайбрейкер — это хорошо. С другой, исход партий во многом решает то, какие выйдут карты — в первой игре оппоненты хотели лишить меня жетонов пищи, а вот во второй им самим не хватало каких-то прокачек и вариантов научиться побольше кушать.
Резюмирую: игра мне понравилась. Не прям чтобы УХ, РРРРРАКЕТА-БОМБА-ПЕТАРДА — она клёвая, может, даже, баллов на 8 из 10. Со своими тараканами и условностями, которые не дадут сыграть в неё в любой компании и в любое время суток (опять же, есть такие настолки, которые я хочу и готов предлагать и таскать с собой, но, наверное, «Марина» на полшишечки не дотягивает до этого статуса). Я получил ту игру, которую ждал, в которую вписывался на предзаказе и которую «продавал» игрокам. Не уверен, что будет она играться часто, потому как в нише таких игр есть с кем поконкурировать. Но покупкой доволен и — с оговорками — но готов советовать (во всяком случае к ознакомлению) каждому.