![]() |
«Кланы Заккиры» выходят на крауд |
Итак... Этот день настал! Мы бесконечно рады объявить о старте краудфандинга нас... | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Slay the Spire» |
Slay the Spire — это кооперативное колодостроительное приключение по мотивам одн... | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Sniper Elite: Operation Kraken |
"Один против всех" со скрытым перемещением: снайпер Союзников против солдат Верм... | |
![]() |
Идут сборы на Champions of Rokugan |
Полукооперативное приключение в мире Легенды Пяти Колец. | |
![]() |
Идут сборы на Agricola Special Edition |
Новое издание классики с улучшенными компонентами и полным набором дополнений. |
игры |
Dust Tactics
|
компании |
Dust Games
Fantasy Flight Games |
Дата: | 01 декабря 2010 |
![]() |
9.8217 |
![]() |
- |
Тактическая настольная игра с миниатюрами в мире альтернативной реальности Dust
«Идёт 1947 год. Война, начавшаяся восемь лет назад с вторжения в Польшу, не закончена. Напротив, огонь сражений разгорелся по всей планете, и только горстка стран пытается держать нейтралитет. Три мировые сверхдержавы воюют за контроль над революционным источником энергии — Vk, редкой рудой, добываемой из недр Земли и обладающей необычайными свойствами. Она используется при создании гигантских боевых роботов, способных легко противостоять самым современным танкам. События, связанные с обнаружением Vk, которая, судя по всему, может быть добыта только в самых негостеприимных участках планеты, окутаны слухами и пропагандой. Ясно одно: каждая сверхдержава хочет не только контролировать Vk, но и не допустить к ней своих врагов. Элитные войска и тяжёлые боевые роботы ведут неистовые битвы за власть над источниками руды... И это история одной из таких битв».
С этих слов начинает своё повествование настольная тактическая игра с миниатюрами Dust Tactics. Действие игры происходит в мире Dust, в котором Вторая Мировая Война 1945 годом не ограничилась, где есть инопланетные технологии и загадочные источники энергии, а нацистская Германия продлила своё существование, сделав неимоверный технологический скачок и используя на полях сражений самые фантастические виды вооружения. Действующие лица конфликта: Союзники (США, Англия и Франция), Ось (Германия, Италия и Япония) и Советско-Китайский Союз.
Мир Dust придуман итальянцем Паоло Поренте и существует в самых разных проявлениях — миниатюрах, комиксах и, конечно же, настольных играх.
Первая настольная игра (которая так и называлась — Dust) была усложнённым клоном «Риска», несложной глобальной стратегией на шестерых игроков и с немудрёными правилами. Но она выделялась на фоне своих товарок интересным сеттингом. Англоязычным изданием Dust занималась американская компания Fantasy Flight Games, известная качеством (и сложностью) своих игр. Интересно, что в том же году FFG начала распространять Tannhauser, французскую тактическую настолку, где тоже конец 1940-х, тоже фантастические технологии и бесконечная Мировая Война. Главная разница, пожалуй, в том, что Война там не Вторая, а Первая. Будучи дистрибьютором французской компании Rackham, FFG также представляла на американском рынке ещё одну научно-фантастическую игру — AT-43. То, что AT-43 повествует о противостоянии человечества более развитым технологически Терианцам, рассматривающим людей, как примитивных животных, и мечтающим о совершенной вселенной под их контролем, не помешало попытке соединить эту игру с миром Dust. На конец 2008 года была анонсирована тактическая игра с миниатюрами Dust Tactics, в основу которой легли правила AT-43, переработанные совместно с Поренте. Но затем FFG прекратила дистрибьюторские отношения с Rackham касательно AT-43, и Dust Tactics не суждено было выйти. Поренте (и его студия Dust Games) объединился с другим американским издателем — Alderac Entertainment Group, — чтобы продолжить работу над Dust Tactics на основе своих собственных правил. В 2009 году FFG приобрела полные права на Tannhauser, и мечты поклонников компании о Dust Tactics, казалось, были перечёркнуты. Но летом этого года несколько совместных проектов Dust Games и AEG, среди которых и Dust Tactics, перешли к Fantasy Flight Games. Представители AEG уверяют, что переход выполнен в дружественной манере, а причиной отказа от «вкусных» проектов послужила невозможность поддержания должного уровня поддержки новых игр — сопровождение Thunderstone и Legend of the Five Rings отнимает больше ресурсов компании, чем предполагалось. В результате то, что должно было произойти ещё два года назад, произошло этой осенью — FFG выпустила Dust Tactics.
Dust Tactics — новинка и главный герой этой статьи. Основная идея продукта — совместить в одной коробке достоинства классических настольных игр и коллекционных игр с миниатюрами, плюс сделать игровой процесс быстрым и несложным для изучения. Рассмотрим идею такого симбиоза подробнее.
Возьмём икону миниатюрного варгейма — серию Warhammer. С одной стороны, чрезвычайно проработанная тактика и богатые возможности для её реализации в виде многочисленных наборов войск. С другой — очень громоздкие правила, необходимость бегать вокруг стола и замерять расстояния между фигурками при помощи линейки и прорва времени и денег для сбора новых наборов войск и отслеживания непрерывно выходящих новинок.
Классические настольные игры с полем, напротив, включают всё необходимое для игры в одной коробке. Дополнения выходят реже и целыми комплектами. Денег и времени нужно меньше. Что, если взять идею от коллекционных игр с миниатюрами, упростить правила, сохранив дух настоящей тактики, положить в коробку набор миниатюр максимально возможного качества, поместить всё это в проработанный мир со своей историей... Раз в полгода или чуть чаще выпускать новые наборы войск... А для тех, кто ещё останется чем-то недоволен, выпустить отдельный набор правил для игры без поля, прямо на столе, как в настоящей коллекционке с миниатюрами. Так мы и получим Dust Tactics.
Идея не оригинальна, и нечто похожее было реализовано в игре АТ-43, которая получила свою аудиторию поклонников ещё в 2006 году. Художником, кстати, там был всё тот же Паоло Поренте, но в Dust Tactics он выступает ещё и в качестве разработчика и называет её игрой своей мечты.
Посмотрим, что лежит в гигантского размера (так называемом «гробу от FFG») коробке.
Компоненты базового выпуска Dust Tactics
Прежде всего, миниатюры. Базовый комплект включает в себя армии Союзников и Оси. По 2 боевых робота, 3 отряда пехоты по 5 человек и одному герою. Итого 36 фигурок в 12 отрядах. Качество внушает, фигурки приличного размера, и у солдат вполне чётко видны даже выражения лиц. Отдельно стоит сказать о роботах: представьте себе башню танка Второй Мировой, посаженную на ноги роботов-ходунов из «Звёздных Войн». Роботы все разные, размером чуть ли не с ладонь, с множеством мелких деталей. Единственное, о чём можно сожалеть — фигурки либо придётся красить самостоятельно, либо лицезреть однотонные серые и зелёные отряды. Есть делюксовое издание с покрашенными миниатюрами, но о нём можно смело забыть из-за непомерной цены и мизерного тиража.
Игровое поле состоит из 9 двухсторонних квадратных листов плотного картона. На одной стороне заснеженная Антарктика, а на другой — внутренние помещения военной базы. Каждый лист поделен на 9 клеток. Следовательно, максимальный размер поля пока что ограничен размером 9 на 9 клеток. На поле выставляются картонные элементы местности и пластиковые препятствия — ящики и заграждения. Жаль, что не все элементы выполнены в пластике — это снижает зрелищность игры. Впрочем, в сети уже можно найти материалы для изготовления объёмных элементов; их можно скачать, распечатать на плотной бумаге и легко собрать — вид на поле боя от этого только выиграет. Можно также покритиковать выбор квадратных клеток вместо гексов, но квадраты встроены в игру очень умело. Например, первое перемещение по диагонали требует двух очков движения вместо одного. Таким образом, не получится искажения пространства, когда по диагонали можно двигаться быстрее, чем по прямой.
Лист тактико-технических характеристик боевой единицы
Каждому отряду (или роботу) соответствует своя карточка тактико-технических характеристик. Вот как раз из-за них для игры может потребоваться довольно большой стол, ведь их придётся выкладывать по бокам квадратного поля. На карточку нанесена информация о том, на сколько клеток передвигается отряд или робот, какая у него броня, сколько очков жизни, какое вооружение он несёт и т.д. Малое количество отрядов — большая детализация в каждом. Это не Memoir '44 или Tide Of Iron, где отрядов может быть до двух десятков. С другой стороны, сражения более масштабны, чем в Tannhauser, где каждая боевая единица — всегда индивидуальный герой.
Также в коробке лежит набор кубиков и две книги. Одна с правилами, а вторая — с 8 сценариями, объединёнными в кампанию под названием «Операция «Голубой Гром». Играть сценарии можно как по отдельности, так и серией, благо редкий сценарий длится дольше часа. Кампания повествует об операции войск Союзников по проникновению на арктическую базу Рейха.
Что можно сделать за ход? Всё несложно: ходим отрядами по очереди и выполняем возможные для них действия. Боевая единица может сделать что-то одно из следующего: 1) переместиться, а потом аатковать, 2) атаковать, а потом переместиться, 3) переместиться дважды или 4) дважды атаковать. Из-за возможности сделать два выстрела за ход недвижимым отрядом обороняющиеся имеют определённое преимущество перед наступающими. Разнообразие и глубину тактики также обеспечивает богатый набор вооружения, имеющийся у каждого юнита, и специальные способности. К примеру, один из роботов может ремонтировать себя прямо в пылу сражения. Если отряд техники — это отдельно взятый шагающий танк, то отряд пехоты состоит из нескольких бойцов, вооружённых различным оружием. Какой из бойцов и какое оружие несёт, важно, поскольку убитые бойцы и их оружие в атаках не участвуют. При проведении атаки выбор оружия, количество стрелков и вид цели (техника или пехота, какого уровня защищённости) влияют, сколько будет брошено кубиков. Кубики шестигранные: две грани помечены значком попадания, а все остальные пусты. Каждый выброшенный значок попадания превращается в единицу урона; в случае с пехотой — потерю одну бойца. Игра заточена под двух игроков, но никто не мешает разделить командование войсками и попробовать сыграть вчетвером.
Вкратце о сценариях, включённых в кампанию:
Таким образом, задачи довольно разнообразны и не состоят только из полного уничтожения противника. Есть и правила для «скирмиша» — свободного построения сценария по обоюдной договорённости. Выбираются поле боя, задания, на очки по специальным правилам набираются войска, и вперёд.
Миниатюры делюксового издания Dust Tactics
Безусловно, главное достоинство игры в её богатой комплектации и качестве миниатюр. Высокий ценник вполне оправдывается. Игра по-настоящему радует глаз — особенно, если покрасить фигурки. Миниатюры роботов приятно держать в руках, и они действительно БОЛЬШИЕ, отчего вспоминается ощущение детской радости от игры в солдатики.
А вот геймплей всё-таки скорее «на вырост». Игре немного не хватает тактической гибкости и разнообразия принятия решений. Вроде всё хорошо, но где-то что-то недотянули: игра слишком проста — немного проще, чем надо. Возможно, однако, что так и задумывалось, чтобы ввести игроков в мир Dust Tactics, и игра будет усложняться выпускаемыми впоследствии дополнениями. Вспомним ту же Memoir '44 — крайне простая в базовой комплектации, эта игра впоследствии в отдельных моментах стала чересчур перегружена деталями. К тому же, к Dust Tactics ещё не вышел обещанный набор правил для игры без поля.
Помимо анонсированных FFG наборов пехоты, которые позволяют более тонкую «настройку» своих армий и увеличивают число доступных бойцов, но не их разнообразие, планируются и качественно новые расширения. В конце книги правил имеется информация по первым большим расширениям Dust Tactics. Artillery Strike введёт в игру артиллерийских роботов, ведущих огонь через всё поле битвы, а также «командные» отряды, влияющие на ход битвы своими особыми тактическими возможностями. Blutkeuz Attacks даст доступ к войскам спецназначения. Battle for Britain — к быстрым и опасным роботам, а также новому поколению более «технологичных» солдат и новым героям. Vrill Invasion введёт в борьбу инопланетян — их роботов, пехоту и самых известных героев. С Air Strike в Dust Tactics возникнет новый тактический слой — воздух; в расширение войдут самолёты и противовоздушное оружие. Судя по всему, все перечисленные расширения будут включать и новые сценарии. И этим всё явно не ограничится, поскольку незатронутым, как минимум, остаётся Советско-Китайский Союз. Игре есть, куда двигаться, и каждый из её поклонников сам решит, какой он хочет видеть её на своём столе.
В статье использованы промо-иллюстрации игры Dust Tactics. Статья написана специально для «Тесеры» в соавторстве с Максимом Симоновым (ColdFire), чьему перу принадлежит большая часть материала. В данный момент Симонов вне досягаемости, поэтому статья временно будет числиться за мной.