-AdRiver-
LLlyT написал 26 минут назад к игре Cthulhu Wars: # Народ, проскальзывала где-нибудь новость - когда уже наконец она доеде...
yury1975 написал полчаса назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # Через год можно повторно проходить - когда детали дел забудутся :) Но...
Lysyy написал полчаса назад к игре Тайны Аркхэма: # Да уж, неожиданно. Не планировал ничего особо брать в ближайшее время,...
D1i написал полчаса назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # А что с реиграбельностью? Может ошибаюсь, но где-то на БГГ читал, что...
dfom написал час назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # они в описании ошибки делают, что с переводом будет?
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...
«Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic
Стартовал предзаказ на русскую версию Mythos Tales.
Первый Национальный турнир по «Кросмастеру»
Этого события русскоговорящие игроки в «Кросмастер» ждали больше 3 лет.
Пролог покорения Марса
«Лавка игр» открыла предзаказы на «Покорение Марса. Пролог»

alt

Трилогия урожая Уве Розенберга

Cходства и различия геймплея, 25 июня 2010

Информация

добавить
игры Гавр
At the Gates of Loyang
Агрикола
персоны Уве Розенберг
Алексей Тихонов
Дата: 25 июня 2010
Оценка пользователей
8.7037
-

Сегодня многие тысячи человек играют во всевозможных социальных интернет-сетях во флэш-игры, посвященные развитию персональных виртуальных ферм. Они выращивают виртуальные урожаи, продают их, выручая виртуальные деньги на закупку виртуального же оборудования, семян или элементов экстерьера. «Трилогия урожая» Уве Розенберга (Agricola, Le Havre, At the Gates of Loyang) позволяет и любителям настольных игр заниматься почти тем же самым.

 

Agricola, как известно, долгое время была игрой №1 в общем рейтинге настолок BoardGameGeek, пока не уступила почетное «золото» старой доброй Puerto Rico, свалившись на второе место. Вышедший годом позже Le Havre («Гавр») прочно обосновался в десятке лидеров и на данный момент находится на 6 месте в общем зачете. Третья часть трилогии — At the Gates of Loyang» (далее просто «Лоян») — на мой взгляд, сильно недооценена и находится сейчас на 113 месте. Несмотря на то, что эти игры сильно разнятся, есть у них и неоспоримые сходства, о которых мы и поговорим.

 

По словам самого Розенберга, «Лоян» был создан еще до «Агриколы» и, по сути, первая часть трилогии много взяла от этого прототипа. Так что «Лоян» имеет смысл рассматривать как приквел, нежели как завершающую часть. Возможно, поэтому «Гавр» несколько выделяется среди игр трилогии даже по тому параметру, который дал трилогии название. Механика растительного урожая в «Агриколе» и «Лояне» идентична: игрок засевает поле и каждый раунд снимает с поля по единице ресурса. В «Гавре» все выполнено более механистично и отвлеченно от реальности. Там все просто: есть у игрока хотя бы одна единица пшеницы — получи еще одну, есть хотя бы две коровы — получи еще одну. Засевать поля и строить загоны не нужно, ресурсы плодятся сами по себе. А что вы хотели? Игра-то про портовый город, а не про ферму. А ведь многие из городских жителей и знать не знают о том, каким на самом деле образом получается урожай! :-)

 

Теперь вспомним про взаимодействие игроков. «Агрикола» и «Лоян» — игры с большим значением параметра «пасьянсовости». Каждый игрок варится в своем котле, на своем персональном поле. И лишь в определенную отдельную фазу раунда интересы игроков пересекаются. В «Агриколе» это моменты отправлений членов фермерской семьи на дневные работы на общее игровое поле. В «Лояне» — розыгрыш карт по определенным хитрым правилам с целью получить клиентуру для сбыта, новые поля, рынки или одноразовых помощников. В «Гавре» этой «пасьянсовости» куда как меньше. В личном распоряжении игрока лишь некий набор построенных или купленных им зданий/кораблей и ресурсы. При этом фаза действий изобилует моментами активации чужого здания. Игроки постоянно используют возможности чужих зданий, частенько выплачивая при этом хозяину здания пеню за это. А главный нюанс в том, что подобные действия могут сильно повредить планам других игроков, ибо пока на конкретном здании лежит чья-то фишка, использовать его нельзя. Фактически добрая половина ходов каждого игрока в «Гавре» — это взаимодействие с чужими персональными зонами.

 

Пропитание как расплата за развитие наступает в конце каждого раунда в «Агриколе» и «Гавре». Над игроками висит дамоклов меч расплаты за недостаточное усердие в этом вопросе. Это заставляет разделять свою тактику на два фронта: добудь пропитание и постарайся сделать это максимально эффективно, чтобы побольше действий осталось на непосредственное развитие фермы (постройку зданий/кораблей). По этому фактору игровой процесс «Лояна» выделяется более простой формулой цели игрока: больше денег и никаких дополнительных стремлений. Возможно, именно поэтому в среде искушенных и опытных игроков эта игра не достигла высших строчек рейтинга: слишком проста.

 

Победные очки (ПО) и методы их получения. Тут все игры трилогии показывают разные подходы, и наиболее сложная схема наблюдается в «Агриколе». Здесь все линейки развития нужно стараться привести в движение, чтобы не поймать штрафов. Ферма должна быть самодостаточной, в ней должны быть и поля с пшеницей и овощами, и загоны с различными типами скота. Состояние каждой линейки развития даст в результате определенную сумму очков, которые просуммируются. Подсчет ПО в «Гавре» практически идентичен с аналогичным процессом в Race for the Galaxy: суммируются значения каждого построенного здания/корабля плюс оставшиеся на балансе наличные. «Лоян» же щеголяет вообще уникальной системой получения ПО. Главное отличие в том, что здесь ПО начисляются в конце каждого хода, а не только под занавес партии. Начисление происходит путем траты заработанных игроком денег, то есть очки попросту покупаются. При этом за малую фиксированную цену игрок может продвинуть свою фишку лишь на одну позицию за раунд. Каждое дополнительное перемещение стоит немалых денег, причем чем выше позиция игрока на линейке ПО, тем дороже дополнительные шаги. Сам факт того, что в «Лояне» покупка очков происходит в каждом раунде, возможно, также выводит эту игру из списка удостоенных благосклонностью искушенных игроков: опять-таки, слишком просто.

 

В заключение хочу сказать главное: все игры трилогии, несмотря на свою общность в некоторых сферах и принадлежность к одному и тому же классу евроигр, основанных на менеджменте ресурсов, играются абсолютно по-разному, так что совершенно нормально иметь в своей коллекции их все. Остановлю от слепой покупки лишь ищущих семейную игру для времяпрепровождения с детьми. Чадо младше 12-ти лет вряд ли потянет свод правил и серьезное планирование собственной стратегии развития.

 

Алексей Тихонов, автор http://www.boardgamers.ru

Специально для портала «Тесера»

свернуть все темы
Triplejumper написал 5 лет назад: #

Хорошая статья. Как раз искал информацию по указанным играм. Спасибо автору, ответил на все вопросы!

Spotty написал 7 лет назад: #

Спасибо, любопытно было почитать о механике разных игр с общим уклоном в сельское хозяйство.