-AdRiver-
imurseev написал 4 минуты назад к событию Пре-пати Игрокона-2018: # Ребята! Собираемся затусить перед Игроконом - присоединяйтесь!
maleficmax написал 5 минут назад к игре Carcassonne: Big Box 6: # По самой игре, думаю, говорить не нужно, так что скажу немного о остал...
sputnik1818 написал 12 минут назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Имеет смысл играть только, если времени немного и хотите сократить баз...
Ksedih написал 17 минут назад к статье Сценарии в Mage Knight: # Можно провести аналогию по степени сложности: Талисман - игра в кости...
Ksedih написал 21 минуту назад к статье Сценарии в Mage Knight: # Ага. Привык за годв их озёрами называть.
Голосуем кошельком [19.09.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [18.09.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games перен...
На экранах [18.09.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Стрим «Игрокона-2018» на канале «Твой игровой»
Видеоблог «Твой игровой» устроит прямое включение с «Игрокона-2018».
«Рыцарь-маг». Предзаказ
Культовая игра Влади Хватила.

vladdrak

Учимся считать

Игры-История-Культура. Выпуск № 22, 13 мая 2012

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 13 мая 2012
Оценка пользователей
9.7929
-

После ужина они проводят один час в забавах: летом в садах, а зимой в

тех общих залах, где совместно кушают. Там они или занимаются музыкой, или

отдыхают за разговорами. Что касается игры в кости и других нелепых и

гибельных забав подобного рода, то они даже не известны утопийцам. Впрочем,

у них имеются в ходу две игры, более или менее похожие на игру в шашки: одна

— это бой чисел, где одно число ловит другое...

Т. Мор, Утопия, 1516 г.

 

Среди моих партнёров по настольным играм встречаются разные люди. Некоторые говорят, что для них сложна игра, где надо посчитать, хватит ли денег, чтобы купить электростанцию, топливо для неё и линию электропередач до определённого города. Другие без лишних усилий даже в «Уно» запоминают, какие карты уже сыграны, чтобы рассчитать вероятность, что может оказаться у соперников на руках. Однако, думаю, что даже для вторых будет несколько сложно освоить игру, которая изначально придумана всего лишь как школьное пособие для изучения арифметики. Я сам узнал про неё не так давно и был поражён величием замысла.

 

Для начала мы отправимся в 6 век, когда писал свои работы Северин Боэций. Он познакомил современный ему латиноговорящий мир с греческой научной мыслью — переводил труды Аристотеля, Никомаха, Евклида, писал учебники. (В частности, по арифметике. И разве можно не изучить науку, чей учебник начинается словами «сам Бог, творец этого мироздания, взял арифметику за образец своего мыслеполагания и по её принципу устроил всё»?). А перед казнью по подозрению в государственной измене написал в тюрьме трактат «Утешение философией» (Consolatio philosophiae). Второе по количеству читателей произведение после Библии в Средневековье. В ней автор беседует с явившейся к нему ожившей Философией и приходит к философски безупречному выводу, что никакие земные блага не могут быть дороже чистой совести. (Но это так — пасхальное яйцо для знакомых с проблемами автора статьи, к игре это не относится.)

 

Увековечиванием одновременно и филосовских, и математических идей Боэция стала игра «Рифмомахия» («Арифмомахия»), т.е. «Битва чисел». Авторство её неизвестно, приписывалось как Боэцию, так и Пифагору. Но, скорее всего, игра возникла не намного раньше первого письменного упоминания о ней в 1030 году. Хотя некоторые исследователи истории игр, наоборот, считают, что игра намного старше и существовала задолго до Боэция. Аргументируя это тем, что какие-то особенности игры напоминают тактику действий древнеримской армии.

 

Но доподлинно известно, что в 11-12 веках эта игра использовалась в монастырских школах Франции и Германии для изучения математики, а со временем выбралась из монастырских стен и стала просто приятным времяпрепровождением для знати, распространившись по всей Европе. Как видно из эпиграфа, ещё в 16 веке её считали идеальной игрой для идеального государства. За эти века игра по популярности иногда даже превосходила шахматы, но века с 17-го начался закат её славы. В конце 19-го - начале 20-го веков её пытались возродить, но успехи были скромными. Последним видным энтузиастом игры был в 1917 году священник Ян (Jahn) из Штеттина, но время для игр было не самое удачное.

 

Вот так выглядели поле и фишки:

 

 

Четыре варианта фигур: круги, треугольники, квадраты и пирамиды. С проставленными на них числами. Во втором ряду кругов значения образованы, как n*n. Треугольники тоже представляют собой n*n и n*(n-1). С зависимостью в квадратах сложнее. Всё-таки учебник арифметики Боэция я не читал. Видно, что в нижних рядах квадраты чисел. А над ними числа, у которых один из сомножителей такой же, как и у нижних. И по одной самой сильной фигуре — пирамиде. Каждая пирамида — это поставленные друг на друга два квадрата, два треугольника и круг. У каждого цвета на них тоже свои значения. Но, если кто соберётся сделать себе экземпляр игры, то легко их узнает. А остальных я не буду утомлять лишними цифрами, разве что скажу, что там все числа вида n*n.

 

Правила игры несколько отличаются в разных источниках. Я перескажу правила от Густава Селенуса, который в 1616 году издал книгу о шахматах, где в приложении рассказал и об «Рифмомахии», как одном из вариантов шахмат. Всё ж таки не чужой нам человек. За этим псевдонимом скрывается герцог Август Второй Брауншвейг-Люнебургский, прадед Шарлотты Брауншвейгской, умершей при родах Петра Второго, пусть формального, но российского императора. А псевдоним был образован анаграммой имени (что интересно: по-русски-то анаграмма правильная, а ему пришлось заменять U на V) и переводом титула на греческий (Люн-Луна-Селена). Несколько отличающийся вариант правил можно прочесть в английской «Википедии».

 

Итак, у нас есть 4 типа фигур:

  • Круги ходят на одну клетку по вертикали и горизонтали.
  • Треугольники — на две по диагонали. (Запоминалось легко, т.к. в оригинальных правилах на три, считая стартовую и конечную.)
  • Крадраты — на три в любом направлении.
  • Пирамиды — по правилам входящих в них частей. Причём атаковать и быть атакованными могут как целиком, так и конкретной частью.

 

А вот теперь самое хитрое — правила атаки. В отличие от большинства игр на доске в клетку, здесь атакующая фигура или фигуры остаются на месте, а атакованная снимается. Возможны несколько вариантов атаки:

  • Осада: самый простой способ убрать фигуру. Как в «Тафле»: если фигура не может двигаться из-за вражеских фигур, она снимается с поля.
  • Встреча: если фигура может сделать ход на поле с фигурой с тем же самым числом, то вторая фигура снимается. Но таких фигур не так уж и много.
  • Засада: если несколько фигур могут в следующий ход занять место фигуры противника и сумма или разность их значений равна значению на фигуре противника, то такая фигура снимается.
  • Нападение: если значение фигуры с меньшим значением в разрешённом для неё направлении движения умножим на количество клеток до фигуры соперника и получим значение фигуры соперника, то в таком случае тоже снимаем фигуру соперника. Вот тут, кстати, важно, что считаются и стартовое, и финишное поля. Т.е. для фишек на соседних клетках коэффициент два.

 

Как видите, считать во время игры надо много. И это ещё не всё. Есть правила победы. Сначала для начинающих. Они имеют много градаций в зависимости от желания считать. Самое простое правило: первым съесть фишек противника на сумму больше или равную оговоренной в начале партии. Ну и одно из более сложных: первым съесть фишек на сумму, но при этом, чтобы фишек было меньше оговорённого числа и количество цифр на них тоже было меньше оговорённого числа.

 

И это для начинающих! Вернёмся опять к Боэцию, популяризатору науки Древней Греции. Я упомянул, что он был автором учебника по арифметике. Но сохранились два его учебника, и предполагается, что их было четыре. Ведь в Греции знали семь наук, обязательных для изучения. Три науки слова и четыре науки числа.

 

Аллегория. 3+4 науки

 

Скорее всего, Боэций написал учебники ко всем этим четырём наукам: арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Никогда не слышал про астрономическую прогрессию, но арифметическая, геометрическая и гармоническая (музыкальная) прогрессии существуют. И ими надо владеть в совершенстве, чтобы выиграть по продвинутым правилам.

 

Напомню, что арифметическая прогрессия — это (b-a)=(c-b). Геометрическая — b/a=c/b. А вот гармоническую не представляю, как можно в уме считать. Это ряд n/a, n/b, n/c, где a, b и c являются арифметической прогрессией. К этой прогрессии имеет отношение Пифагор, открывший, что если у нас есть кусок проволоки (он, правда, про струну говорил), то, нарезав его на отрезки по этим правилам и натянув одинаково туго, мы получим музыкальный инструмент.

 

Так вот, по продвинутым правилам фишки ходят и берут также, но цель игры совсем другая. Игроки договариваются, ради какой победы они играют:

  • Большая (Magna) победа — надо своим ходом выстроить в ряд три фишки, всё равно чьи, так, чтобы они были в одной из прогрессий.
  • Великая (Major) победа — надо выстроить в ряд или квадратом 4 фишки так, чтобы 3 составляли одну прогрессию и 3 — другую.
  • Великолепная (Excellentissima) победа — опять 4 фишки, но уже чтобы все три прогрессии присутствовали.

 

Просто для статистики сообщу, что если арифметических прогрессий в этой игре очень много, то геометрических — 30, гармонических — 18, а наборов по четыре для великолепной победы — 28.

 

Есть такой литературный приём — закольцовка. Для усиления эффекта рассказ завершается тем, с чего и начинался. Томас Мор отводил на партию в эту игру всего один час. Так вот, тем моим партнёрам, которые затрудняются считать в уме в пределах сотни, теперь буду предлагать сыграть для разминки в «Рифмомахию». И рассказывать правила :)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
molecul написал 6 лет назад: # скрыть ответы
Шик

Я думаю по вашим статьям, потом можно будет выпустить книгу "История настольных игр"

Njuse4ka написала 6 лет назад: #

статьи просто офигенные

Valenox написал 6 лет назад: #

С анаграммой проблем нет. В классической латыни буква "V" была одновременно и
гласной, и согласной.