-AdRiver-
Nouvelle написал минуту назад к статье Впечатляющий эксперимент: # Цена - главная проблема этой игры. Если б ее можно было опустить до 25...
Remo написал минуту назад к статье Впечатляющий эксперимент: # Текст не впечатлил. Хотелось бы прочитать такой положительный обзор на...
Malgrim написал 9 минут назад к игре Элементарно! Последний шанс: # Действительно. Что эти капиталисты себе позволяют?
Port написал 13 минут назад к новости Всероссийский математический обмен 7: # Письма нет.
onlyan написал 14 минут назад к игре Blood Rage: 5th Player Expansion: # В магазинах есть, так что, думаю, он уже случился.
«Кредо ассасина» на «Кикстартере»...
... в виде настольной игры Assassin's Creed: Brotherhood of Venice.
С миру по нитке [16.11.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» вып...
Портал в мир приключений [15.11.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
Добро пожаловать в город Рейкхольт!
«Лавка игр» объявила соревнования исландских фермеров открытыми!
Голосуем кошельком [15.11.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

vladdrak

Игра для детей и шпионов

Игры-История-Культура №36, 23 октября 2012

Эту историю очень сложно начать. Два её героя — известные люди, талантливые писатели. Однако те ценности, которыми они дорожили, сейчас (да и при их жизни тоже) трудно выдать за добродетели. Поэтому попробую очень коротко изложить предысторию. Англо-бурские войны на рубеже 19-го и 20-го веков, наверно, одни из первых «современных» войн: Великобритания обнаружила под землями чужих государств богатые запасы своего золота и не смогла пройти мимо. Сперва она пыталась решить вопрос по-хорошему: в Трансвааль был заслан отряд Джеймсона, никак не связанный с государством, снаряжён на деньги английского олигарха и отправлен частным образом. Цели перед ним стояли достаточно простые — ничтожить правительство государства, захватить арсенал, объявить себя новым правительством и попросить помощи у Англии. В общем, подобный сценарий за последние годы мы видели неоднократно. Но отряд был пленён и выслан за территорию страны. Лидеру заговорщиков корона пожаловала за заслуги титул баронета, а Киплинг посвятил одно из самых известных своих стихотворений «Если».

 

Но раз кто-то имеет наглость пренебрегать потребностями империи, то империя и обидеться может — несмотря на осуждение всего мира, Англия первой внятно объяснила идею, которая стала одной из основополагающих в истории Европы 20 века: «Бремя белого человека в том, чтобы уничтожить побольше белых людей сортом похуже». В нашем случае — буров, т.е. этнических голландцев и французов. В ход пошло всё, что нельзя: запрещённые конвенциями пули дум-дум, тактика выжженной земли, концлагеря для женщин, стариков и детей, в которых погибла треть в них содержащихся, а для детей процент погибших приближался к 80. Ну и старое слово «пропаганда», которое когда-то значило «рассказ о церковных чудесах», приобрело новое, современное значение. Т.к. и внутри страны отношение к войне было в основном негативным, придумывались разные способы изменить ситуацию. Например, набирали неизвестных актеров для съёмки художественного фильма про войну. Злобные буры по сценарию врывались в лазарет, добивали тяжелораненых и начинали рвать одежду на медсестрах... В разрешённых цензурой размерах. После чего фильм показывался в кинотеатрах как документальный. О зверствах врага.

 

Наши же герои были полностью на стороне агрессора, были частью агрессии и не мыслили для себя какой-либо другой позиции. Поэтому от войны перейдём к началу 20 века, когда наши приятели (а они давно знакомы друг с другом) живут в Англии неподалеку друг от друга. Один из них, Редьярд Киплинг, закончил роман «Ким», который печатается с продолжением в журнале с января по ноябрь 1901 года. Этот роман вводит в обиход термин «Большая игра» — противостояние английских и российских спецслужб за влияние на Востоке. И о том, как английские спецслужбы используют в своих целях ребёнка — того самого Кима. Правда, местами автор проговаривается, например, когда в его романе герои рассуждают о том, что пять князей, решивших проводить в своих княжествах независимую от Англии политику, должны быть физически устранены, а на их место надо поставить верных людей. Впрочем, может быть для него это не проговор, а наоборот — именно изображение идеального мироустройства.

 

Сосед же его как-то даже вступал в схватку с русскими спецслужбами и лихо её выиграл. В отличие от литературных шпионов у реальных всё достаточно скучно и просто. Роберт Баден-Пауэлл в 1886 году побывал на испытаниях нового русского аэростата. И был задержан. На допросе он сказал, что просто шёл на станцию и заблудился. Его поселили в гостинице под домашним арестом до окончания проверки показаний, взяв честное слово не покидать номер. Разумеется, когда проверка была завершена, шпион уже был у себя на родине. Впрочем, известен он не этим эпизодом своей биографии.

 

Роберт Баден-Пауэлл и Редьярд Киплинг

 

Вернёмся опять к англо-бурской войне. Одним из ярких её эпизодов стала осада Мафекинга. Т.к. в первые годы войны успехов у англичан не было, то успешная защита осаждённого города была превознесена в британской прессе до небес. Руководил обороной полковник Баден-Пауэлл. И для её успеха он привлёк всё население города. Даже подростки использовались для связи и разведки.

 

Вернувшись прославленным полководцем и уже генералом на родину, Роберт Баден-Пауэлл обложился литературой и стал разрабатывать систему воспитания детей. Ту самую, которую мы знаем как скаутское движение. Свою книгу он опубликовал в 1908 году. И дружба с Киплингом (к тому моменту уже лауреатом Нобелевской премии по литературе) в этой книге заметна. Например, члены скаутского отряда называются волчатами, а вожатый — Акелой.

 

А теперь дадим слово авторам, пусть сами расскажут о своей игре:

 

... Лурган и выложил на поднос из ящика стола полпригоршни мелких камней.

   — Ну, — сказал мальчик, размахивая старой газетой, — смотри на них, сколько хочешь, чужестранец. Пересчитай и, если нужно, потрогай. Для меня достаточно одного взгляда. — Он гордо отвернулся.

   — Но в чём заключается игра?

   — Когда ты пересчитаешь их, потрогаешь и убедишься, что помнишь всё, я покрою их этой бумагой, и ты должен будешь сказать, сколько камней ты заметил, и описать их Лургану-сахибу. Я буду вести счёт.

   — О-а! — Инстинкт соревнования пробудился в душе Кима. Он наклонился над подносом. Там лежало только пятнадцать камней. — Это легко, — через минуту сказал он. Мальчик накинул бумагу на сверкавшие камни и написал что-то в записной книжке.

   — Под этой бумагой пять синих камней — один большой, один поменьше и три маленьких, — поспешно проговорил Ким. — Четыре зелёных и один из них с дырой; один жёлтый, сквозь который можно всё видеть, и один похожий на чубук трубки. Четыре красных камня и-и — я сказал пятнадцать, но забыл два... Нет! Дайте мне время. Один был из слоновой кости, маленький, коричневатый; и-и — дайте мне время...

   — Один, два, — Лурган-сахиб сосчитал до десяти. Ким покачал головой.

   — Слушай мой счёт! — вмешался мальчик, заливаясь смехом. — Прежде всего два попорченных сапфира — один в две рутти, другой — в четыре, насколько я могу судить. Сапфир, в четыре рутти, зазубрен на конце. Есть тепкестанская бирюза, простая, с чёрными прожилками, и две с надписями; на одной имя Бога, сделанное позолотой; другая с трещиной поперёк, потому что она из старого кольца, так что я не мог прочесть надписи. Вот все пять синих камней. Тут есть четыре изумруда с изъяном, один просверлен в двух местах, в другом выгравировано что-то.

   — Их вес? — невозмутимо сказал Лурган-сахиб.

   — Насколько могу судить, три, пять, пять и четыре рутти. Есть ещё кусок зеленоватого янтаря, употребляемого на мундштуки, гранёный топаз из Европы. Есть рубин из Бурмы в две рутти без изъяна и попорченный рубин в две рутти. Есть резная китайская безделушка из слоновой кости, изображающая крысу, которая катит яйцо, и, наконец, хрустальный шарик, величиной с боб, оправленный в золото. — Окончив, он захлопал в ладоши.

   — Он твой учитель, — улыбаясь, сказал Лурган-сахиб.

   — Ну! Он знает названия камней! — вспыхнув, проговорил Ким. — Попробуй ещё раз, но с обыкновенными вещами, знакомыми нам обоим.

   Они снова наполнили поднос различными мелочами, собранными в лавке и даже принесёнными из кухни. Мальчик выигрывал каждый раз, так что Ким пришёл в полное изумление.

Редьярд Киплинг, «Ким»

 

Игра Кима

Положите на поднос, прямо на стол или на пол, двадцать или тридцать небольших предметов вроде различных сортов пуговиц, карандашей, пробок, тряпок, орехов, кошельков, ножей, бечёвок, фотографических карточек, всё, что попадается под руку, и накройте скатертью или чем-нибудь в этом роде. Составьте список предметов и оставьте графы для ответов каждого скаута. Снимите покрывало ровно на одну минуту, по часам или пока не досчитаете до шестидесяти. После этого накройте опять предметы. Затем возьмите каждого скаута отдельно, и пусть он вам на ухо назовёт каждый предмет, который он запомнил из виденных на подносе, и отметьте у себя в таблице его ответ. Тот, который перечислил наибольшее количество предметов, выиграл.

Роберт Баден-Пауэлл, «Искусство скаута-разведчика»

 

Итак, один известный писатель описал игру, а второй составил к ней точные правила. И рекомендовал проводить на каждом скаутском слёте. К тому же, успешный результат в этой игре важен для получения очередного скаутского звания. Поэтому в неё играют до сих пор.

 

Играют и скауты, и дети с родителями, т.к. игра полезна для развития внимания. И представители спецслужб в период обучения тоже играют в эту игру. Интересная деталь, если всем понятно, что название игры происходит от названия романа Киплинга, то в Америке пошли другим путём. В подготовку их полицейских спецподразделений игра тоже входит, и называется так же, но... не посылать же их читать роман, совсем лишние знания. В США КИМ — это аббревиатура keep-in-memory.

 

Но от игры, находящейся в общественном достоянии, перейдём к коммерческим играм, которые используют эту механику. Наследницами игры для настоящих шпионов мне показались нижеследующие игры.

 

 

Первая так и называется — «Игра Кима». Выпущена в 1970 году во французском издательстве Nathan. Адаптирована для дошкольников. В состав игры входят два набора по 60 карточек с картинками. Карточки разбиты по темам (животные, овощи, и т.д.), по 10 штук в каждой, отличающиеся оформлением. И есть планшеты на 10 карточек. На одном из одного набора собирается задание, а на другом его надо повторить.

 

Необычны у игры авторы. Хоть Киплинга и Баден-Пауэлла на коробке с игрой нет, но о фамилиях, написанных на ней, стоит рассказать поподробнее.

 

Клод Лейдю стал известен практически с первой своей роли в кино. Фильм «Дневник сельского священника» 1950 года, в котором он сыграл главную роль, получил множество престижных кинопремий. И Клод продолжал актёрскую карьеру в кино и театре, пока не оказался через 10 лет на съёмках в ГДР. Как известно, первая вечерняя телепередача для детей появилась именно в ГДР в 1959 году под названием «Песочный человечек» (Sandmännchen), т.е. тот, кто по вечерам сыплет детишкам песок в глаза, чтобы они начали слипаться. С этой передачи были в той или иной степени скопированы все детские передачи аналогичного формата, в том числе и советские «Спокойной ночи, малыши». Вечерами после съёмок было скучновато, и вся съёмочная группа совместно смотрела телевизор. Клод был удивлён, как легко после «Песочного человечка» дочка одной из актрис целовала маму и уходила спать. Судя по последующей биографии Нины Хаген, и в 5 лет в течение дня она успевала произвести впечатление ребёнка, которого не так просто уложить спать. В результате Лейдю потратил много сил и средств, но добился того, чтобы и на французском телевидении появилась такая передача. А сам был её бессменным продюсером, сценаристом и актёром. Название для своей передачи он придумал вполне оригинальное "Bonne nuit les petits", т.е. «Спокойной ночи, малыши» :)

 

Соавтор его менее известен, но в 60-70-е годы он был весьма популярным во Франции детским композитором. Т.е. такая коробка на витрине для французских родителей — это приблизительно так же, как если бы в те же годы в СССР появилась настольная игра за авторством Валентины Леонтьевой и Евгения Крылатова.

 

 

В 1980 Ravensburger выпустил достаточно неудачный вариант игры под названием «Чего не хватает?». Всего 16 разных рисунков. Есть центральное поле с этими 16 рисунками. И у каждого из двух игроков своё поле с 8 местами под жетоны. Выкладываем 5 — показываем сопернику, один убираем — показываем сопернику. Кто быстрее убранный противником жетон положит на центральное поле — тот и молодец. Наверно, они и сами поняли свой просчёт, т.к. игра больше не переиздавалась.

 

 

После истории о том, как две разные телевизионные программы, имеющие общий прототип, получили одинаковое название, никто не должен удивляться двум настольным играм, имеющим общий прототип и одинаковое название. Игра «Что пропало?» (What's Missing?) была выпущена Ravensburger в 1991 году и Ludically (Asmodee) в 2009 году. Вторая игра пытается быть хоть чуточку оригинальной — надо находить отличия на выложенных карточках, кто быстрее, тот и забирает карточку себе. Первая же — точное воспроизведение игры Кима.

 

Уже в нашем веке Hasbro под брендом MB запустила серию игр по диснеевским мультфильмам Hide&Seek («Спрячь и найди»). Это качественно сделанная адаптация игры Кима для детей 3-4 лет. Выкладываем карточки квадратом 3х4, дети отворачиваются, переворачиваем 2 или 3 карточки. Дети должны найти перевёрнутые. Две стороны одной карточки всегда отличаются какой-то крупной деталью. На мой взгляд, достаточно хорошая игра для заявленного возраста. Но на BGG год назад она стала жертвой флеш-моба, получившего название «Понигеддон»:

 

 

Ну и закончим обзор ещё одной серией. Пока народ развлекался на BGG, серия BrainBox была представлена на Spiel'11. Хорошая иллюстрация, как из давно известной игры можно сделать новый удачный продукт. При этом не так уж сильно и меняя её.

 

 

Каждый набор игры состоит из таких вот информационно насыщенных карточек, песочных часов на 10 секунд и кубика d8. Игрок изучает карточку, переворачивает её и бросает кубик. На обратной стороне написаны 8 вопросов, на какой отвечать — решает кубик. В случае правильного ответа карточка уходит игроку. У кого больше карточек через 10 минут — тот и выиграл.

 

Стенд игры на Spiel'11. Игра уже переведена на многие языки.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные