-AdRiver-
Youbi написал 7 минут назад к игре Мрачная гавань: # Тред про "обычный порошок" немного не про то, о чем пишу я. "Все что...
onlyan написал 16 минут назад к игре Blood Rage. Кровь и ярость: # У меня вопрос, есть ли кто-то, кто хочет продать только набор русских ...
Sarugot написал 18 минут назад к мысли на тему Первые впечатления о Плане Побега (Escape Plan): # Давайте так, вас не будут учить воспитывать ваших детей, а вы не будет...
chilim написал 28 минут назад к игре Особняки безумия: # Там ведь не только два сценария доступны но и все остальные сценарии р...
Petsar написал полчаса назад к мысли на тему Warning!! Flood hapens!!!: # Прогресс не остановить ;)
Долгожданный анонс игры «Тайная власть»
Мировые заговоры, секретные агенты, рискованные спецоперации и, конечно же, борь...
Игра «Атлантида» уже в продаже
Магазин настольных игр FunMill.ru и издательство «Нескучные игры» начали розничн...
Crowd Games поделились планами
Компания Crowd Games рассказала про свои планы на ближайшие пару месяцев
Ludonaute трудятся над Yggdrasil Chronicles
Обновленная версия игры Yggdrasil 2011 года планируется к выпуску в 2019
«Речное братство» уже на сайте Crowd Games!
Первое дополнение к настольной игре Root («Корни») на русском языке!

vladdrak

Сменим двойку на тройку

Игры-История-Культура №40, 10 декабря 2012

Информация

добавить
игры Contack
Tri-Ominos
Тримино
проекты Игры-История-Культура
Дата: 10 декабря 2012
Оценка пользователей
9.5520
-
Данная статья находится в черновиках.

Уже скоро Новый год. И двойку в номере года сменит тройка. Так что можно считать, что этой статьей я хочу напомнить о приближающемся празднике. Но не только. Так получается, что период вокруг Нового года — время конкурсов настольных игр. А у меня уже три года есть в запасе некая игра. Мой прототип, на котором я её тестировал, очень страшненький, хорошо, что как минимум на один из конкурсов не обязательно представлять прототип, можно лишь инструкцию, как его сделать. Но одним из требований является оригинальность идеи. Вот я и решил проверить, насколько моя задумка оригинальна. Уж больно идея простая: «А что будет, если у фишки домино вместо двух частей сделать три?». Про само домино я рассказывал не так давно, а теперь расскажу про игры, чьё создание началось с такой вот мысли. Должен признаться, что есть в этом списке игра, похожая на мою. Но, к счастью, только внешне, правила отличаются сильно.

 

И начать историю надо не с геймдизайнеров, а с математика.

 

Перси Александр МакМахон (MacMahon), отставной майор и президент Лондонского математического общества, был одним из первых специалистов в вопросах комбинаторики. В 1910-х годах ему даже заказали одноимённую статью для энциклопедии «Британника». Благодаря своим знаниям, он также стал автором множества неплохих головоломок и в 1921 году издал книгу «Новые математические игры». В ней он делится придуманными двумя своими головоломками, каждая из 24 элементов. Это квадраты МакМахона, где каждая сторона окрашена в один из 3 цветов, и треугольники МакМахона, где каждая сторона окрашена в один из 4 цветов. Автор предлагал из каждого из этих наборов сложить какую-нибудь фигуру с соблюдением двух условий:

  • Элементы прикладываются друг к другу с соблюдением цветов, как в домино.
  • У завершённой фигуры по внешнему краю должен быть один цвет.

Об обеих этих головоломках подробно рассказывал Мартин Гарднер в своих книгах. Но квадраты оставим в стороне, т.к. придётся тогда вспомнить «Каркассон», клоны «Каркассона» и т.д. А вот о треугольниках поговорим подробнее. Слово Гарднеру:

 

«Первый набор из 24 треугольничков, существование которого мне удалось задокументировать, был выпущен лондонской фирмой Just Games LTD в 1975 году.

 

В 1892 году МакМахон получил британский патент под номером 3297 на свой набор из 24 треугольников, но мне неизвестно, продвигал ли он его на рынок. В США патент на набор из четырёхцветных треугольников был выдан в 1885 году Ф.Ч.Ричардсу из города Троя в штате Нью-Йорк. Однако Ричардс описывал его использование лишь в качестве набора для игр типа домино. В США в продаже появлялись различные игры такого типа с цветными треугольниками, из которых стоит отметить наиболее известные: Contack фирмы Parker Brothers, выпущенный впервые в 1939 году, и Al-loco производства одной кливлендской фирмы 1964 года.»

 

Тут перехвачу повествование и кратко расскажу о Contack'е.

 

 

Цветов в этой игре только 3, зато каждая сторона имеет и число от 1 до 10. Фишку можно выкладывать к другой по принципу домино при соблюдении одного из двух дополнительных правил: либо числа на сторонах должны быть одинаковыми, либо их сумма делится на 5 без остатка. Во втором случае игрок ещё и зарабатывает эту сумму себе в победные очки. Когда кто-то избавляется от всех фишек, остальные игроки вычитают по 10 очков за каждую оставшуюся на руках фишку. И побеждает обладатель наибольшего числа очков.

 

Теперь опять Гарднер:

 

«Макмахон в своей книге не рассматривает принципиально дру­гой вариант окраски — не сторон, а углов треугольников. Число та­ких треугольников для n цветов будет таким же, как и у треугольни­ков с разноцветными сторонами. Можно ли составить из таких тре­угольников с разноцветными углами (24 треугольника, 4 цвета) шестиугольник, который бы удовлетворял единственному условию: чтобы углы одинакового цвета составляли каждую его вершину? К несчастью, это невозможно. Точно так же невозможно и сложить из них равносторонний треугольник с симметрично расположенной треугольной «дыркой». Хотя если пустое место будет расположено в одном из углов или в середине стороны, то такая фигура возможна. Но из такого набора можно сложить параллелограмм 3 х 4 и много других симметричных фигур.



В 1969 году парижанин Марк Одье придумал очередной вариант игры, состоящей из 24 четырёхцветных треугольников, закрашен­ных по углам. Эта игра выпускалась и продавалась во Франции под названием Trioker, Она имеет британский патент номер 1 219 551. К набору прилагается перечень задач на составление различных фи­гур и правила для игр.

 

В наборе была и 25-я фигурка, окрашенная в два цвета, — так на­зываемый джокер, который можно было использовать и для постро­ений, и для игр... В США аналогичная иг­ра под названием Tri-ominoes производства компании Pressman бы­ла выпущена в свет в 1968 году.»

 

Гарднеру интересней рассказывать про головоломки, поэтому простим ему, что «Триокер» и «Триомино» он назвал аналогичными играми. Они похожи, но разница есть.

 

 

«Триокер» — это, как и сказано Гарднером, головоломка МакМахона, у которой цвета с граней перебрались на вершины. 4 цвета, все возможные комбинации. В «Триомино» 6 разных типов вершин (цифры от 0 до 5). Но, чтобы не увеличивать число фишек, используется дополнительное правило. По часовой стрелке значения на вершинах могут только возрастать. И с таким правилом в классическом «Триомино» 56 фишек. Хотя есть увеличенные до 76 фишек наборы, в которых дополнительные фишки этому правилу не подчиняются. И к тому же, в отличие от «Триокера», который позволял играть и одному (решая головоломки), «Триомино» — исключительно настольная игра.

 

А вообще, эпоха богата на домино-подобные игры. В том же 1969 году в Германии выходит игра «Тримино». Это в чистом виде макмахоновские треугольники, только чисел 5 (от 0 до 4), поэтому и фишек 45 вместо 24. И в том же 1969 году выходит игра Сида Сэксона «У Син» (Wu Hsing). С философской составляющей названия рекомендую ознакомиться самостоятельно. А вот тот факт, что, хоть фишки и состояли из 2 половинок, но могли прикладываться по определённым правилам в любое место, нам ещё пригодится.

 

Триокер-Триомино так хорошо заполнили нишу игр с треугольными доминошками, что новую интересную и оригинальную игру в этом секторе пришлось ждать до наших дней. «Асмоди» готовится выпустить игру TriYang.

 

 

Один из цветов (оранжевый) — джокер, фишки можно выкладывать не только сторона к стороне, но и со сдвигом на полстороны. Игрок получает за выложенную фишку столько очков, каких размеров зоны одного цвета она создаёт.

 

Другая идея, как сделать три элемента у доминошной фишки — это разместить на ней цвета по принципу светофора. И самая первая игра с таким принципом сразу же удостоилась рекомендации SdJ в 1984 году.

 

 

Но по нынешним временам игра «Доминго» выглядит несколько скучной. Игрок выбирает фишку из сданных. И у него 4 варианта дальнейших действий — кладёт справа к выложенным, слева к выложенным, плюс может перевернуть фишку на 180 градусов и сделать то же самое. Если после этого есть 3 одинаковых цвета по горизонтали, вертикали или диагонали, то игрок получает победные очки.

 

 

В 1998 году была издана игра 3D-Mino. Достаточно интересные фишки — в середину обычных домино вставлены цветные части 7 разных цветов. При совпадении цветов и значений можно выкладывать фишки поверх других или (т.к. отсутствует правило, что все три места под фишкой должны быть заняты) под другие. Игру портит лишь цель игры — она идёт на набор победных очков. Соединил фишку 6-цвет-5 стороной «6» с другой фишкой, получил 6х2+5 очков. А если фишка 1-цвет-2, то очков значительно меньше.

 

 

Намного лучше удалась игра для 2 игроков Rat Hot признанному мэтру Михаэлю Шахту. Впрочем, она довольно далеко ушла от домино. Тут есть фишки размером 3х1, каждая клетка либо пустая, либо содержит одну из специй в цвете одного из игроков, либо крысу, тоже в цвете игрока. Фишки надо выкладывать на поле так, чтобы они образовывали группы одинаковых специй твоего цвета, т.е. чаще всего — именно по-доминошному специей к уже лежащей специи. Но при этом есть правило внезапной смерти — три крысы цвета игрока на конец его хода сразу прекращают игру его поражением.

 

Игра «Хромино», возможно, наиболее издаваемая из всех, попавших в этот обзор. Но при этом самая казуальная и самая низкорейтинговая. И самая похожая на вышеописанные. Фишки, как в «Доминго»; возможность выкладывать фишки в любое место поля при соблюдении правил как в «У Син»; условие победы как в классическом домино. Разве что в дополнении автор придумал свой интересный ход — фишки, у которых на центральном поле изображены Инь-Янь, и которые принимают цвет по желанию игроков. Сейчас это дополнение входит в базовый комплект «Хромино».

 

А в третью группу я авторским произволом отнёс две игры, у которых общего только то, что, по моему мнению, авторам удалось вырваться из «плоскости обыденных размышлений».

 

На картинке слева не пиктограмма «разрешается загорать топлес», а фишка из игры Ta Yu. Здесь автор в прямоугольнике 3х1 увидел не 3 квадрата, а 8 сторон квадрата по краям фишки. И на каждой фишке нарисована «дорога», проходящая ровно через 3 стороны из 8. Игра ведётся на поле 19х19, игрок в свой ход должен выложить фишку так, чтобы не было обрывов дороги, при этом стремясь протянуть как можно более длинную дорогу в свою сторону. Или наоборот — завернуть дорогу соперника, чтобы ему не так-то просто было вывернуть её обратно. В результате мы имеем очень любопытную игру, по праву делящую лидирующие позиции в жанре абстрактных стратегий с «Блокусами» и играми ГИПФ-проекта.

 

Второй игре не повезло появиться на свет в 2002 году, году торжественного шествия по планете «Каркассона». Но кроме того, 2002 год — это и год празднования в Испании 150-летия со дня рождения известного каталонского архитектора Антонио Гауди. Праздновался юбилей с размахом, и частью этого размаха стала выпущенная настольная игра по мотивам творчества Гауди. Под названием AGTG (Antoni Gaudi Tile Game) или просто Gaudi. Не знаю, насколько она удачна в плане игрового процесса, но несколько интересных идей авторам удалось использовать. А вдобавок игра и просто красива:

 

 

Игра состоит из гексовых фишек, разделённых на три части. Всего есть три разных цвета и три разных рисунка. Фишки надо выкладывать так, чтобы цвета у примыкающих гексов совпадали. Но кроме этого, есть ещё интересные правила. Во-первых, карты тайных целей. Каждый получает одну из 6 возможных задач — собирать либо конкретный цвет, либо конкретный рисунок. И когда он замыкает тремя гексами пространство, если в этом месте есть его задача, он выставляет на стык маркер — победное очко по окончании партии. А если нет — значит просто кто-то другой не заработал это очко. И второе правило: игрок сам решает, сколько тайлов сыграть за ход — один, два или три. Но с ограничением. Если играется два тайла, то он должен заработать хотя бы очко, если три — хотя бы два очка. Все эти правила кажутся достаточно интересными, ещё раз скажу, что жалею, что игра вышла одновременно с «Каркассоном».

 

А о своей идее, с которой я начал статью, пока ничего говорить не буду. Подожду окончания того из конкурсов, на который я её пошлю.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Alchemist написал 6 лет назад: #

Наверное, всё-таки "Доминик", а не "Доминго"