![]() |
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game |
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии" | |
![]() |
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку |
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/... | |
![]() |
Идут сборы на Berserk: The Board Game |
Кооператив по знаменитой гримдарковой манге. | |
![]() |
Идут сборы на Uprising: Curse of the Last Emperor - Legendary Box |
Комплексная кооперативная 4х стратегия с двумя асимметричными противниками. | |
![]() |
С миру по нитке [29.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... |
Нельзя украсть скот чужака, не заходя в его земли.
Кенийская пословица.
В честь сегодняшнего героя статья должна была быть написана давным-давно. Хотя бы из уважения к бурной биографии. Тут и утверждения поклонников игры, что это одна из самых древних игр человечества; и открытие, совершённое во время игры, значительно изменившее известный нам мир; и убийства лидеров государств за этой игрой, причём не только в минувшие времена, но и в 20 веке. Обо всём этом я расскажу далее. Но сперва о том, почему я тянул с написанием этой статьи.
У всех игр, упоминавшихся в предыдущих статьях, есть одна общая черта. Я могу в них играть. В сегодняшнюю игру я тоже могу играть. Правила несложны, и сделать ход по правилам я смогу. Но я не могу оценить — плохой ход или хороший я сделал. И поэтому не могу выбрать из возможных ходов лучший. И, пусть слишком самонадеянно из собственной неумелости делать глобальные выводы, может быть причина этого как раз в разнице культур. Как известно, оседлый образ жизни дал людям возможность придумывать разные излишества, совершенно ненужные гордым кочевникам. Например, письменность. И доказать не могу и сослаться на авторитеты тоже, но полагаю, что настольные игры такое же излишество. Кроме этой.
Ведь её можно не возить в багаже. Несколько ударов пяткой по земле да горсть любых небольших предметов: камешков, зёрен, ракушек — вот и всё, что понадобится. Хотя со временем появились и более дорогие варианты — с разукрашенными досками и всевозможными фишками, включая и изготовленные из чистого золота. Но с самого начала это была игра кочевников. Пора уже и мне написать фразу, которая есть во всех статьях про Манкалу: «Не существует такой игры, как Манкала. Это название используется для обозначения целого семейства игр, но нет отдельной игры с таким названием.» Один из крупнейших специалистов по истории настольных игр Гарольд Мюррей опубликовал за свою жизнь две книги — «История шахмат», 1913 год, и «История настольных игр, кроме шахмат», 1952 год. Так во второй приведено более 200 вариантов манкалы. Сейчас уже уверено можно говорить о существовании более 300 игр.
Я же остановлюсь на самых известных играх, чтобы дать общее представление. И начну с Вари (Wari, Ware, Owari, Oware, Warri, Ayo и ещё пара десятков названий). Уж больно симпатична одна из легенд возникновения названия. В 18 веке племя ашанти создало могущественное африканское государство. И король Катакие Первый, когда к нему приходила пара, которая хотела развода, заставлял просителей играть в Вари. Если муж с женой играли партию от начала до конца, то вне зависимости от того, кто победил, король произносил Ware. Т.е. «женаты». Если люди могут играть вместе в настольную игру, то у них нет проблем с семейной жизнью, которые они не могут преодолеть. И этот же король развязал войну с соседним королевством Денкерой, которое не хотело добровольно платить дань ашанти. И король Денкеры погиб за партией в вари.
Игра происходит на поле из двух рядов по шесть ячеек. Боковые, большие по размеру ячейки — это накопители, амбары, калахи. Т.е. места, куда игроки складывают выигранные фишки. Давайте я буду использовать это слово. Хотя чаще всего фишки в играх семейства манкала называют семенами. Но вариантов много — коровы (взятая эпиграфом пословица — она про игру, а не про настоящий разбой), свиньи, дети, рабы, ракушки, бобы и т.д.
Игроки начинают с 4 фишками в каждой ячейке. В свой ход игрок берёт все фишки из одной из ячеек на своей половине поля и начинает раскладывать их против часовой стрелки по одной в ячейку. Если ход закончился на половине противника и в ячейке 2 или 3 фишки, то они выигрываются. Если в предыдущей тоже 2 или 3 — то и они выигрываются, и т.д. Ну а если в ход игрока на его половине нет фишек, то он проиграл. Хотя, если в начале хода у противника нет фишек, то необходимо сделать такой ход, чтобы они появились. Кто набирает больше половины фишек — тот и побеждает.
В книжной серии 3М Алекс Рэндольф выпустил свою игру Oh-Wah-Ree. Т.е. практически Овари:
При двух игроках правила ничем не отличаются от Вари. Но можно играть и 3 или 4 игрокам. Тогда каждому достаётся меньше своих ячеек — 4 или 3 соответственно. И ход можно делать по своему выбору —по часовой или против часовой стрелки. Все остальные правила совпадают.
В восточной Африке более популярна игра Бао. Именно за ней был убит президент Занзибара, шейх Ахмад Абейд Каруме. Ибо нечего в бывшей английской колонии заявлять о начале строительства коммунизма. Но не будем о политике, лучше об игре.
Бао (в переводе с суахили «доска») — самая сложная из всех игр семейства, игра проходит на доске из 4 рядов по 8 ячеек в каждой. Четвёртая справа ячейка во втором ряду каждого игрока отличается формой — это Дом. В начале игры выкладываются по 6 фишек в дом и по две фишки в две ячейки справа от него. Остальные фишки остаются в руке и вводятся в игру постепенно. Здесь на чужую половину поля не ходят, все движения фишек осуществляются по своим двум рядам. И те ряды, которые ближе к игрокам, защищены от захвата. А вот в средних идёт постоянная борьба за овладение фишками противника.
Чонгкак (по основной версии название происходит от малайского «считать в уме), он же Чонка, Сунка, Дакон и т.д. — игра не африканская. Она распространена в Азии.
Самый успешный фильм в истории малазийского кино — это фильм ужасов «Чонгкак». Муж покупает своей семье бунгало для отдыха у озера. А в бунгало обнаруживается старая игра. И призрак старой дамы, который каждую ночь приходит играть.
В этой игре тоже два ряда, в каждом, как правило, нечётное число ячеек, чаще всего семь. И по семь фишек в каждой ячейке. В свой ход игрок берёт фишки из ячейки и по часовой стрелке их раскладывает, пропуская калах противника, но кладя фишку в свой. Если последняя фишка кладётся в калах, то игрок получает право на ещё один ход. Если кладётся в свою пустую ячейку напротив непустой ячейки противника, то все фишки из ячейки противника забираются в свой калах.
Если читатели знакомы с правилами игры Калах, то они заметили, что автор игры взял поле от Вари, а правила от Чонгкака, уменьшив число фишек в ячейках так же, как уменьшилось и число ячеек — до шести.
В разные времена в разных странах существовали различные игры семейства Манкала, объединённые одним названием Мангала. Популярная в Турции в 16-18 веках Мангала моложе вышеупомянутых игр, но ей ещё предстоит сыграть свою роль в дальнейшем повествовании.
Правила очень похожи на Вари. Только в каждой ячейке по 6 фишек. И фишки выигрываются по тем же правилам, но не при 2 или 3 фишках в ячейке, а при 2, 4 или 6. При этом всё равно, на чьей стороне поля закончен ход.
И, рассказав о некоторых вариантах игры, хочу перейти к её истории. Которая очень напоминает анекдот:
— Мы нашли в раскопках проволку тысячелетней давности, это доказывает, что у нас уже тогда был проводной телеграф.
— А мы не нашли, что доказывает, что у нас уже тогда был беспроводной телеграф.
Как я говорил в начале — не дружили кочевники с письменностью. За что игра нынче расплачивается.
Время от времени кто-то из археологов заявляет, что обнаружил поле для манкалы 5 или 7 тысячелетия до нашей эры. А другие археологи вместо того, чтобы закричать «О, мудрейший!», начинают задавать вопросы: «А почему у этой манкалы все ямки разного размера? А у этой почему ряды ямок не параллельны, а расходятся под углом?». В общем, проявляют здоровый скептицизм. Долгое время игра датировалась 1400 годом до нашей эры. После того, как в 1909 году египтолог Генри Паркер заявил, что он обнаружил поле для игры при раскопках. Но сейчас эта версия поставлена под сомнение. Так как, во-первых, Паркер слишком часто находил различные поля для манкалы, а во-вторых, так и остался единственным египтологом, которому удалось это сделать. Хотя идея, что манкала была известна древним египтянам, по-прежнему используется в коммерческих целях. Посмотрите на изображённую выше игру Oh-Wah-Ree. Египетские мотивы в оформлении очевидны. А в ГДР в 70-80-е годы была популярна игра Ägyptisches Muschelspiel. Т.е. «Египетская игра в ракушки». Поле 2х6 без накопителей, в начале в ячейках по пять фишек, ход делается по часовой стрелке. Если в нескольких соседних ячейках на конец хода по одной фишке, то эти фишки убираются из игры. Подсчёта взятых фишек нет, проигрывает тот игрок, у которого на начало его хода на его стороне нет фишек.
Если о существовании манкалы в египетской культуре учёные сейчас склоняются дать однозначный отрицательный ответ, то вопрос «римской манкалы» пока ответа не имеет. Самое древнее поле, которое могло бы быть полем для манкалы, обнаружено в заброшенном в 4 веке нашей эры римском форте в Египте. Проблема в том, что при большом количестве дошедших до нас древнеримских и древнегреческих текстов нигде не упоминается эта игра. Поэтому можно допускать, что у римлян была другая игра на схожей доске.
Найденные в Эфиопии фрагмент поля и камни датируется 6 веком нашей эры. По этой же находке BGG датирует игру ориентировочно 550 годом. Дальше пошло легче — персидские поэты с 8-го века упоминают игру в своих поэмах. Вьетнамский учёный Мас Хиен Тич в 11 веке придумывает «секретные числа». Мы их сейчас знаем под названием отрицательных. Пусть он это сделал пятью веками позже индийца Брахмагупты, зато остался задокументированный факт, что открытие свершилось за игрой в манкалу.
И тут я позволю себе пропустить несколько веков и перескочить сразу в 17-й, когда игра становится известной в Европе. В 1620-21 годах английский исследователь Ричард Джобсон осуществил путешествие в Африку, в Эфиопию. И в 1623 году издал о нём книгу Golden Trade. В которой писал: «В середине дня мужчины выходят и садятся в тени деревьев отдохнуть и подышать свежим воздухом. У них есть лишь один способ отдыхать. Между двумя ставится доска с большими отверстиями. И игроки начинают принимать друг от друга камушки. Надо, чтобы один обладал всеми этими камнями.» Считается, что это первое упоминание в Европе об игре Вари.
В 1648-55 гг. француз Этьен де Флакур был губернатором Мадагаскара. И по возвращении в Европу тоже написал книгу «История острова Мадагаскар» (1658). В которой описал игру аборигенов Мадагаскара Фифангу, один из вариантов Бао. Играется тоже на четырёхрядной доске, только нет поля «дом» и другая начальная расстановка фишек.
Третий герой — немец, к тому же никогда не покидавший Европу. Хиоб Людольф был одним из лучших филологов 17 века. В составленном им «Эфиопско-латинском словаре» (1699) описывается игра Габата. Кстати, непонятно, почему по описанию Джобсона считается, что он видел в Эфиопии Вари. Точно так же это может быть и Габата. Она во многом похожа на Вари, но играется на трёхрядной доске. Каждому игроку принадлежит свой ряд и правая половина среднего ряда. В ячейках на начало игры по три фишки. Если раскладывание фишек закончилось не на пустой ячейке, игрок берёт из неё камни и продолжает раскладывать. А если на пустой — он выигрывает все фишки из двух других ячеек соответствующего столбца.