С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Различных шахматных фигур намного больше, чем фигур в шахматах. Основных способов появления новых существует два — от изобретателей и от композиторов. Изобретатели пытаются улучшить шахматы или придумать свои с блэк-джеком, и изобретают новые фигуры. Композиторами в шахматах называют людей, которые придумывают различные композиции — двухходовки, трёхходовки и т.п. И вот уже целый век в шахматной композиции существует такое направление, как сказочные шахматы (fairy chess). Когда для красоты композиции автор придумывает какое-то правило, отличающееся от обычных шахмат. В том числе и новые фигуры. Я решил попробовать составить небольшую подборочку разных шахматных фигур, начиная с классических.
Он обязательно должен быть на первом месте. Во-первых, чтобы мне не указали на ошибку в названии. А во-вторых, это единственная фигура, не поменявшая названия и правил хода за всё время существования шахмат. Если не считать сменой названия варианты вроде «всадника». Итак, конь у нас всегда прыгает на два поля по прямой и на одно под углом 90 градусов. Или, как принято говорить, ходит буквой «Г».
Правила перемещения остались неизменными с древности. Ходит по прямой и не прыгает. А вот с названием происходили многочисленные забавные превращения. В чатуранге она называлась Ратха, т.е. колесница. У персов в шатрандже она сохранила название «колесница», но уже по-персидски — Рух. Когда арабы позаимствовали игру у персов, они не стали менять название, благо в их языке такое слово есть —мифическая птица Рух. Тем более, что по арабским легендам любимая пища Рух — слоны, что тоже очень «шахматно».
Дальше эта история повторилась ещё раз. Итальянцам в названии фигуры послышалось Rocco — так назывались осадные башни того времени. Уловив сходство в повадках фигуры с такой башней, итальянцы по-новому осмыслили образ фигуры. И вслед за ними все европейцы стали называть фигуру в честь осадной башни. Разве что англичане и русские выбились из системы. У них вторые названия фигуры лежат в общеевропейском русле — Castle и Тура. Но более популярны: Rook — т.е. точный перевод арабского названия, и Ладья — переложение речным народом персидской колесницы на свои реалии.
Изначально самая слабая фигура, которая могла прыгать только через одну клетку по диагонали. Легко заметить, что слоны игроков при таких перемещениях не могут взять друг друга. Мюррей в своей «Истории шахмат» предполагает, что именно эта слабость и заставила игроков искать способы усилить слона. Поэтому уже в конце Средневековья правила перемещения слона изменились до известных нам — на любое число полей по диагонали.
С названием фигуры история куда как более интересная и запутанная. Персы позаимствовали название фигуры Pil из чатуранги без перевода, то же самое сделали арабы, только добавили артикль. В результате в шатрандже эта фигура стала называться Alfil. Когда шахматы появились в Европе, местные жители тоже стали подбирать название по созвучию. У итальянцев слон превратился в знаменосца (Alfiere). Французы колебались между двумя вариантами: Д'альфин — дофин (принц) — или Alfil-La fil-Fol-Fou (придворный шут). Победил второй. Англичане же не морочились с подбором слова, клыки слона показались им похожими на митру, они и назвали фигуру Епископ. Наш слон — прямой потомок персидского слона. А вот откуда взялось второе название фигуры Офицер, сказать сложно. Само слово в русском языке появилось намного позже игры, только в 18 веке при Петре Первом.
Должен сразу сказать, что есть распространённое мнение, которого и я придерживался до написания этой статьи, что Ферзь — это визирь. Это не так, что видно, например, в шахматах Тамерлана, где по левую руку от Шаха стоит Ферзь, а по правую — Вазир (визирь). Историки видят разницу в должностях в том, что визирь — это министр, а ферзь (от слова Farzana, мудрый) — это советник или, нынешним языком, консультант. А мудрый не обязательно должен быть министром и наоборот :)
Первоначальный Ферзь — тоже не очень сильная фигура. Он ходит только на одну клетку по диагонали. Где-то во второй половине 15 века произошли глобальные изменения в правилах шахмат, сделавшие игру более динамичной. Вот тогда ферзь и стал самой сильной фигурой.
История же о том, как король женился на своём мудреце — это опять история созвучия. Ферзь звучит сходно с французским слово vierge, которое переводится как «девственница». А для католиков это уже на автомате: Девственница — Богоматерь — Дева [Мария]. А Дева рядом с Королём скоро стала называться Королевой.
Ещё одна распространённая легенда историками шахмат опровергается. «Шах мат» можно перевести как «король умёр», но для этого надо первое слово переводить с персидского, а второе — с арабского. А если оба слова переводить с персидского, то точнее будет «король попал в засаду».
И возможно, короля стоило поставить сразу после коня. Т.к. во всех вариантах шахмат он ходит на одну клетку в любую сторону. Но во-первых, со временем появилось правило рокировки, которое позволило ему и не на одну клетку перемещаться. А во-вторых, это в Европе он всегда король, во всех странах название фигуры переводилось на родной язык. А вот в Азии вместо короля на поле может быть и генерал.
И раз уж выше был упомянут Вазир, то самое время рассказать о том, какие фигуры были в шахматах Тамерлана. Первый ряд, от краёв к центру — слон, верблюд, даббаба (дословный перевод — двигатель войны, но что конкретно так называлось — неизвестно). Второй ряд — по краям ладья, конь, дозорный, жираф. В центре троица ферзь, король, вазир. На фотографии все пешки одинаковые, но по основному варианту правил они все были различны, о чём я скажу чуть позже.
Вазир может ходить только на соседние клетки по прямой. Таким образом, ход короля представляет собой сумму ходов ферзя и вазира. Выглядит логично, король объединяет в себе ум и власть.
В первом ряду собраны прыгуны. Слон ходит как слон в шатрандже — через клетку по диагонали. Даббаба ходит через клетку по прямой. Верблюд ходит сходно с конём — одна клетка по диагонали и две по прямой. Ну или одна по прямой и ещё три после поворота на 90 градусов.
Дозорный ходит почти как современный слон — на любое количество клеток по диагонали. С одним ограничением — не может ходить на соседнюю клетку, минимум на две.
Ход жирафа похож на объединение ходов верблюда и ладьи. Он не прыгун, ему надо, чтобы поля на его пути были свободны. Но ходит он на одну клетку по диагонали, а потом минимум на три по прямой.
Существует рукопись, в которой пустые поля в расстановке заполнены дополнительными фигурами. Это лев, бык и крокодил (вольный перевод, в оригинале водное чудовище). Но правил игры в рукописи нет, поэтому как ходили эти фигуры неизвестно.
И о пешках. В шахматах Тамерлана не было просто пешек. Были пешка-пешка, пешка-слон и т.д. до пешки-короля. Все пешки-фигуры, доходя до последнего ряда, превращались в одноимённые фигуры. И если на доске становилось два короля, то одного надо было съесть, а второго заматовать. Сложнее с пешкой-пешкой. Дойдя до последнего ряда, она оставалась там стоять, съесть её было нельзя. В свой ход её можно было переставить на такое поле, чтобы следующим ходом она била чужую фигуру (т.е., если получалась вилка). Когда она второй раз доходила до конца доски, то превращалась в пешку-короля и переставлялась на стартовое поле этой пешки. И наконец с третьего прохода она могла превратиться в третьего короля на поле.
А теперь перейду к рассказу о других шахматных фигурах. Сперва о старинных, потом — о наиболее интересных, придуманных в 20 веке.
Махараджа, он же Амазонка, Генерал, Террор, Тигр и т.д. Соединяет ходы ферзя и коня. Фигура была придумана не позднее 15 века и потом многократно переоткрывалась. Есть даже игра Махараджа (Точнее — Махараджа и сипаи, она же Шатрандж Дивана Шах), где белые играют одним Махараджей и должны заматовать короля чёрных, а чёрные — полным набором фигур и должны съесть Махараджу.
Пушка. В китайских шахматах есть две фигуры — Пао и Вао. Обе пушки, поэтому для избежания путаницы вторую переводят как Стрела. Ходят как Ладья (Пао) и Слон (Вао). Но если совершают простой ход. Если берут, то по пути должны перепрыгнуть через фигуру, свою или чужую. И следующую после прыжка фигуру съедают.
Лукас ван Лейден, Шахматная партия
Курьерские шахматы, в которые играли в Европе с 13 по 19 век, считаются переходным звеном между шатранджем и современными шахматами. Игра велась на доске 12х8. И к шатранджу добавились 4 новые фигуры: два курьера, советник и шут.
Курьер. Фигура, в честь которой названа игра. При наличии слона, который ходит как в шатрандже, появилась новая фигура, которая ходит как современный слон.
Советник. Уже чуть сильнее ферзя из шатранджа. Ходит как король, но т.к. обычная фигура, то игнорирует все правила, связанные с нахождением под боем.
Шут (он же Шпион). Ходит как Вазир в шахматах Тамерлана.
В «Книге игр» Альфонсо Мудрого описаны «Большие шахматы», которые добавляют много фигур к нашему списку.
Король. Ходит как обычно, но получил право первым ходом делать что-то, немного напоминающее рокировку — прыгнуть через клетку по прямой или диагонали.
Жираф. По ходу очевидно, что у этого жирафа и жирафа из шахмат Тамерлана общий предок. Но у Альфонсо Жираф прыгает. На одно поле по диагонали и три по прямой.
А вот на Жирафа Тамерлана больше похож Грифон. Он заменяет в этой игре Королеву и является самой сильной фигурой в игре. Ходит на одно поле по диагонали, а потом на любое (даже на 0) число полей по прямой.
Лев прыгает на 3 клетки по прямой.
Единорог, на мой взгляд, наиболее интересен среди всех фигур этой игры, т.к. демонстрирует новый способ создания фигуры из ранее существовавших. Первым ходом единорог ходит как конь, но не может брать. После чего всю игру ходит как слон. При этом в игре есть фигура, которая всю игру ходит как слон. Здесь она зовётся крокодилом.
Ну и немного интересных фигур из 20 века.
Сиротка. Не имеет своего хода. Ходит как фигура противника, которая её может взять следующим ходом. Т.е. любая фигура, бьющая сиротку, сама находится под её боем.
Друг. Не имеет своего хода, но ходит как своя фигура, под чьим боем она находится.
Джокер. Не имеет своего хода и ходит как последняя походившая фигура соперника.
Бойскаут (предположу, что сильно нетрезвый). Ходит как слон, но в каждой клетке должен повернуть на 90 градусов.
Берлинская пешка. Движение и взятие переставлены местами. Ходит по диагонали, берёт прямо.
Сержант. Объединение обычной пешки и берлинской.
Лев Мюррея. В своей «Истории шахмат» Мюррей допустил ошибку, описывая ход Льва в Чу-Сеги. Что не сложно, т.к. там Лев может взять и вернуться в исходную позицию, или взять две фигуры за ход, или... ещё много других вариантов. Но Лев Мюррея тоже получился симпатичной фигурой. Которая ни в одной игре не используется, но рассказать о ней стоит. Он может прыгнуть во вторую клетку по прямой или диагонали — с захватом или без. И может пойти в соседнюю клетку — но только с захватом.
Кузнечик. Чем-то похож на объединённых Пао и Вао. Ходит в любую сторону по прямой, останавливается на первой клетке за клеткой, занятой фигурой любого цвета. Так же бьёт.
Кенгуру. Кузнечик, который останавливается за второй фигурой на прямой.
Зебра. Конь, который прыгает не на 1+2, а на 2+3.
Гну. Прыгает по выбору либо на 1+2, либо на 1+3, т.е. объединяет ходы коня и верблюда.
А для знатоков латыни обзор хочется завершить фигурами из игры Роберта Эббота «Ультима» 1963 года. Уж больно они ни на что не похожи.
Король. Движется как шахматный король, за исключением случаев взаимодействия королей на поле. Если рядом с соседним королем стоит иммобилайзер, то можно вставать с ним на соседнюю клетку и даже шаховать своим королем.
Иммобилайзер. Ходит как королева, но не может брать. Любая вражеская фигура в соседних 8 клетках с иммобилайзером заморожена и не может ходить. Впрочем, потратив ход, противник может уничтожить свою замороженную фигуру.
Ушелец (как бы без потери смысла перевести Withdrawer?). Ходит как королева. Берёт фигуру, расположенную в клетке, соседней с клеткой, откуда началось движение, в направлении, противоположном ходу.
Длинный прыгун. Ходит как королева. Но берёт чужую фигуру, перепрыгивая на свободное место за ней. Может по прямой перепрыгнуть через несколько фигур, забрав их все.
Координатор. Ходит как королева. По окончании хода бьёт фигуры, которые находятся на одной горизонтали с координатором и одной вертикали с королём или наоборот.
Хамелеон. Тоже ходит как королева. Забирает чужую фигуру по тому правилу, по которому она забирает сама. Иммобилайзеры брать не может, но может их заморозить.
Пешка. А вот не угадали. Ходит не как королева или пешка, а как ладья. А точнее — как шашка в хнефатафле. Потому как если по окончанию хода вражеская фигура окажется между походившей пешкой и дружественной фигурой, то она снимается с доски. Легко посчитать, что максимум такая пешка за ход может съесть три фигуры.