-AdRiver-
ldmonster написал 2 минуты назад к мысли на тему "Покорение Марса" - это что-то типа "Монополии"?: # Замените "монополия" на "манчкин", и вы очутитесь в совершенно другой,...
ldmonster написал 4 минуты назад к мысли на тему "Покорение Марса" - это что-то типа "Монополии"?: # Почему бы и нет? Солдатики весьма универсальная штука.
ldmonster написал 10 минут назад к игре Overturn Rising Sands: # Совсем остановили.
Confessor написал 11 минут назад к мысли на тему "Покорение Марса" - это что-то типа "Монополии"?: # Как бы там чем Монополия не "вертела", а игра как была говном, так им ...
perec написал 13 минут назад к мысли на тему "Покорение Марса" - это что-то типа "Монополии"?: # Ну можно еще сравнить шахматы с пластиковыми солдатиками -- и там и та...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...

vladdrak

Восточная мудрость

Игры-История-Культура №57, 03 июня 2013

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 03 июня 2013
Оценка пользователей
9.6319
-

Рассказывают, что некогда жил чакраватин (праведный монарх) по имени Далханеми, четыре края земли объединивший в своём царстве не оружием, а мудростью своей, и добившийся процветания в своей земле. А помогли ему добиться всего этого принадлежавшие ему семь сокровищ. И вот какие это были сокровища:

  • Драгоценное Колесо — дарующее способность разобраться в любой ситуации.
  • Драгоценный Слон — дарующий способность изменяться, но не терять почвы под ногами.
  • Драгоценный Конь — дарующий способность быстро двигаться к намеченной цели.
  • Драгоценная жемчужина — дарует способность осуществлять задуманное.
  • Драгоценная женщина — услаждает взор и успокаивает тревоги.
  • Мудрый казначей, советник — делится мудрыми мыслями и идеями.
  • Воевода, не проигравший ни одного сражения — стоек и надёжен.

Также рассказывают, что любой человек может выстроить свою жизнь мудро и правильно, так же, как Далханеми устроил жизнь своей страны, если в жизни будет опираться на эти семь сокровищ.

 

По цветистости фраз можно догадаться, что мы уже на Востоке. И в этой статье хочется рассказать о двух популярных восточных вариантах шахмат — китайском и японском. И есть такая версия, что в вышеприведённой легенде в поэтической форме упоминаются семь фигур, которые есть в китайских шахматах «Сянци» или «Сян Ци» (Xiang Qi). И про оба слова названия надо рассказать особо. «Ци» — да, переводится как «игра», но в таком переводе теряется очень многое. В Китае до начала 20 века существовала система назначения на государственные должности представителей так называемого научного дворянства (Ши Дафу). Такой чиновник должен был владеть четырьмя искусствами: музыкой (Цинь), каллиграфией (Шу), стратегическими играми (Ци, необходимо сказать, что «Го» по-китайски WeiQi) и живописью (Хуа). Так что «игра» тут не просто игра, а целое искусство, овладение которым необходимо для успешной карьеры. Другое же слово названия «Сян» традиционно переводят как «Слон». Игру обычно называют «Слоновьей игрой» или «Китайскими шахматами». И объясняют название либо как «игра, в которой есть фигура Слон», либо «игра с фишками из слоновой кости». Но и с этим словом не всё так просто. В китайском языке достаточно частая ситуация, когда слова являются омофонами (звучат одинаково, а пишутся по-разному). Мюррей высказывал ничем не подтверждённую гипотезу, что Сян в данном случае лишь неправильно записано иероглифом. А должно переводиться как «Созвездие». И в результате у нас астрономическая (астрологическая?) игра, происходящая от гаданий и от движения планет по небу. Любопытно, но неправдоподобно. Особенно, если учесть, что Мюррей также утверждает, что в самых старых вариантах правил игроки по собственному усмотрению расставляли фигуры на свои половины поля. И лишь позже появилась стандартная расстановка. Это правило больше напоминает приготовления к сражению, чем что-то астрономическое.

 

 

Со временем появления игры тоже не всё просто. Во-первых, вполне возможно, что игр под названием «Игра с фигурками из слоновой кости» могло быть больше одной. А во-вторых, надо учесть разницу в ментальности. Если для европейца «новое» — это улучшенный вариант «старого», то для китайской культуры «старое» — это проверенное временем, в отличие от сиюминутного «нового». Поэтому часто что-то новое приходится выдавать за забытое старое, чтобы вызвать к нему интерес. Так что упоминания о том, что ещё в 3 веке до н.э. эту игру придумал полководец, чтобы воодушевить своих солдат перед битвой, надо отнести именно к этому «выдаванию за старое». А на самом деле игра появилась веке в 6-8. В 8 веке игра обрела правила, известные нам и по сей день, а до этого были промежуточные варианты игры. Например, упомянутая выше игра с произвольной расстановкой фигур. И, скорее всего, «Сянци» — «брат» или «сын» шатранджа. Т.е. либо произошёл от позаимствованной в Индии чатуранги, либо сперва чатуранга в Персии превратилась в шатрандж, а потом попала в Китай.

 

 

Теперь расскажу о правилах «Сянци». Во многом они похожи на шахматные, но есть и интересные отличия. Во-первых — это отличия в поле. «Сянци» играется на поле 9х10. Каждый игрок имеет на своей половине «дворец», отмеченный диагональными линиями, размером 3х3 клетки, который не могут покидать генералы и советники. И поле посередине делится рекой, для некоторых фигур правила перемещения отличаются в зависимости от того, на каком берегу они находятся. А во-вторых, неожиданными являются названия фигур — у каждой стороны (традиционно играют красными и чёрными фигурами) они разные. Т.е. фигуры и их ходы совпадают, но иероглифы на фишках написаны разные. И вот теперь перейдём непосредственно к фигурам.

 

Генерал. Как я говорил в предыдущей статье, в китайских шахматах нет короля/императора/шаха, вместо него генерал. И про это в Китае тоже есть легенда. Говорят, что в ранних версиях «Сянци» главная фигура звалась императором. Но однажды император, путешествуя по своей стране, услышал, как в одной гостинице чужеземцы играли в «Сянци». И кто-то из них позволил оскорбительный выкрик в отношении вражеского императора. Саму фразу легенда не сохранила, но сохранила возмущение императора от того, что кто-то без уважения поминает его всуе. Он приказал сжечь игроков, свидетелей, да и саму гостиницу за компанию. С тех пор на всякий случай главные фигуры носят другое имя. У чёрных — генерал, а у красных — маршал. Они ходят только по прямой на одну клетку и в пределах своего дворца. Невозможность убрать генерала из-под удара означает проигрыш партии. Есть ещё одна возможность поставить мат — если генералы находятся на одной линии и между ними нет фигур, то игрок должен увести своего генерала с глаз долой от чужого. Если не может, то вражеский генерал поражает его грозным взглядом.

 

Советник. У обоих игроков советники, но пишутся разными иероглифами. Перемещается на одно поле по диагонали и только в пределах дворца.

 

Слон. А вот тут опять пример омофонии. У обоих игроков фигуры зовутся «Сян», но у чёрных — слоны, а у красных — министры. Как в шатрандже, ходит на две клетки по диагонали. И не может пересекать реку.

 

Колесница — самая сильная фигура. Ходит как ладья в шахматах. Забавная деталь — у красных колесница обозначается иероглифом, который в современном языке значит «автомобиль».

 

Пушка. У красных, а у чёрных катапульта. Ходит как колесница. А вот когда бьёт, требует, чтобы между ней и съедаемой фигурой была ещё одна фигура.

 

Конь. Теоретически ходит как конь в шахматах. А практически — не умеет прыгать. Здесь конь ходит на одно поле по прямой, а потом на одно поле по диагонали. Т.е. в результате хода оказывается там же, где шахматный конь, но коня в «Сянци» можно заблокировать. Тут возможна такая ситуация, когда конь находится под ударом вражеского коня, а сам его не атакует. В шахматах же такая ситуация невозможна.

 

Пешка. Она же солдат. Ходит на одно поле вперёд. А за рекой дополнительно получает возможность ходить на одно поле вбок. Дойдя до конца доски, не превращается, может ходить лишь в бок.

 

Из Китая игра попала в Корею. Корейский вариант игры называется «Чанги». Он очень похож на «Сянци», но имеет ряд отличий. На поле нет реки. Соответственно нет правил, что у некоторых фигур разные ходы в разных частях поля. Если у игрока нет возможности сделать ход, то он вполне легально пропускает ход (в шахматах это ничья, а в «Сянци» проигрыш). Слон ходит сходно с конём — на одно поле по прямой и на два по диагонали. И самое интересное правило — в «Чанги» нет ничьих. Если никто не может поставить мат другому игроку, то подсчитываются фигуры, оставшиеся на доске, по их условной ценности, от колесницы за 13 очков до солдата за 2. И игрок, ходивший вторым, прибавляет себе 1,5 очка компенсации. Вот эта нецелая добавка и гарантирует, что равенства после подсчёта не будет. А победит тот, у кого очков будет больше.

 

 

Где-то в 11-12 веках игра добралась до Японии. Там появилась игра, похожая на шахматы — «Сёги». Или «Шоги». Первый иероглиф такой же, как в слове сёгун. Это облегчает понимание и произношения, и перевода. «Игра генералов». Вроде как считается, что «Сянци» предшествовал «Сёги». Но есть несколько моментов в правилах, которые указывают на то, что, возможно, и шатрандж японцам был известен. Во-первых, в отличие от китайцев и корейцев у японцев фигуры ставятся в клетки, а не на пересечение линий. А во-вторых, в «Сянци» и «Чанги» нет правила превращения фигур в конце доски. А вот в «Сёги» этих превращений гораздо больше, чем в шахматах. Большая часть фигур может превращаться в другие, правда, не по выбору игрока, а переворачиваясь на другую, более сильную сторону. При этом даже не обязательно доходить до последней горизонтали, превращают три последние линии, те, где изначально стоят фигуры противника. И, например, ладью несложно довести до полей превращения, если не задумываться о том, сколько она проживёт :) Тогда она превратится в дракона, который ходит как ладья + король.

 

В истории игры были разные варианты правил. Играли на досках больших стандартных 9х9, вплоть до 36х36 с 804 игровыми фигурами. Как легко догадаться из предыдущего — какие-то фигуры появлялись или исчезали. И такой процесс длился до 16 века, когда император Го-Нара радикально изменил правила игры. И с тех пор они неизменны.

 

 

Впрочем, даже при наличии громкого титула перед нами судьба типичного геймдизайнера. Изобретением гениальной игры он обессмертил своё имя. А при жизни страдал от финансовых затруднений. Достаточно сказать, что церемония коронации состоялась через десять лет после вступления императора на престол. Тогда, когда нашлись спонсоры на её проведение. А эти годы император зарабатывал себе на еду каллиграфией.

 

Надо сказать, что так исторически сложилось, что фишки в «Сёгу» пятиугольные, обращённые острием к противнику. Так вот, Го-Нара добавил правило, что съеденные фишки противника уходят в запас игрока. И в свой ход вместо передвижения можно выставить на поле одну фигуру из запаса. Легко понять, что такое правило сильно изменило мета-гейм. И игрокам это понравилось. Через полвека после смерти Го-Нара в истории Японии началась эпоха Эдо, продлившаяся до 19 века. И в эту эпоху официально считалось, что «Сёги» и «Го» развивают военные таланты, поэтому полезны для общества. Впрочем, обществу выбора особо не предоставляли. Самураи могли играть только в эти две игры. И из-за такой политики существовали две должности — сёгидокоро и годокоро. Т.е. министры по «Сёги» и «Го». В их обязанности входили организации турниров, присуждения мастерских титулов и всякая прочая деятельность по развитию этих игр.

 

И, рассказывая о «Сёги», нельзя не упомянуть историю, как игра чуть было не была запрещена. Практически с той же формулировкой, с которой дали яд Сократу — «Учит молодёжь дурному». Управление гражданской информации и просвещения американской оккупационной администрации имело целью изменить культуру страны. И в первую очередь — излечить от идеологии милитаризма. Было принято решение, что все проявления милитаризма связаны с пережитками феодализма, от которых надо избавиться. В число вещей, попадающих под запрет, вошли и «Сёги». С формулировкой: «Пропагандирует идею насилия над пленными». Для уточнения решения бюрократы вызвали к себе одного из сильнейших мастеров «Сёги» Кодзо Масуду. И он их полностью переиграл в словесной битве. Во-первых, он указал на то, что в «Сёги» фигуры могут опять попасть на доску, а в шахматах они умирают навсегда. Поэтому, если кто и пропагандирует насилие над пленными — то это шахматы. А во-вторых, у игры, которую предпочитают американцы, есть ещё один существенный недостаток. Если на словах декларируется равноправие полов, то игра навязывает модель поведения, в которой король позорно прячется за своей супругой. Что никак нельзя одобрить. И вот так игра была спасена.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Victor34 написал 5 лет назад: #

Большое спасибо! Очень познавательно!

Scorpius написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Статья классная. Спасибо.
Насчёт "императора страдающего от финансовых затруднений"...А были таки которые не страдали?:) Насколько я помню, заправляли всем Сёгуны, в том числе и деньгами. Они могли денежку императору дать, а могли и не дать....Всё от них зависело короче.

vladdrak написал 5 лет назад: #

Я в историю Японии вне связи с игрой не вникал глубоко. Я так понял, что, как всегда, когда-то были хорошие времена, когда императоры от отсутствия денег не страдали. А потом, чем дальше - тем для них ситуация становилась хуже.

Keiran написал 5 лет назад: #

Познавательно, спасибо.