-AdRiver-
oranged написал полторы минуты назад к новости «Тесера»: что нового?: # 1. Мобильный сайт в базовой версии уже есть: https://m.tesera.ru/. 2....
Ktm написал 10 минут назад к игре Война Кольца (Второе издание): # У кого-нибудь есть перевод карт и правил дополнения Воины Средиземья?...
Mae написал 12 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # Сайт как был не удобен, так и остался. В каждом блоке куча неудобносте...
Kirilloid написал 13 минут назад к игре Гранд-отель «Австрия»: # 1. Можно ли добавить виртуальный кубик к ячейке, где кубиков нет? Мо...
amberLord написал 13 минут назад к игре Новые игры. Полное фиаско.: # Определение баланса цитировать не буду) Но улучшение/изменение аспект...
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

Ksedih

Евро-игра мертва. Да здравствует евро-игра!

21 мая 2018

Ещё одна переводная статья зарубежного коллеги. На сей раз рассуждения идут о том, к каким механикам пришёл игропром за последние 15 лет.

 

 

***

 

По-серьёзному я играю в настолки уже около 15 лет. В начале увлечения евро-играми на меня сильно повлияли творения таких авторов как Крамер, Тойберг, Книциа. За эти 15 лет на поле евро-игр произошли существенные изменения. Понятное дело, что изменения происходят постоянно, год за годом, но сегодня, спустя такой довольно продолжительный срок, можно уже кое-что заметить и кое о чём поговорить.

 

Начать можно со списка игр, которые были популярны в то далёкое время и какие популярны сейчас. Для этого воспользуемся статистикой BGG и нижеследующей табличкой. Некоторые изменения вызваны сменой алгоритмов ранжирования самого сайта, но, тем не менее, список даст хорошее представление о том, как изменялась популярность настолок со временем. 

 

 

Какие же выводы можно сделать из этого списка?

 

 

 

Евро-игры стали интернациональными. Список лучших коробок 2002 года включает в себя 8 немецких дизайнеров и двух американских. В 2017-ом же в наличии 5 американских авторов, один чешский, один француз и два немца. И это не выглядит как случайный закидон BGG, рынок евро действительно стал интернациональным. Мы видели как он распространился сначала во Францию и Италию, но теперь так называемые евроигры создаются и публикуются американскими дизайнерами в США, точно также как и в Европе.

 

Пятнадцать лет назад было ощущение, что мы импортируем лучшие игры из Германии. Сегодня Германия всё ещё доминирует на рынке, благодаря SdJ и Эссену, но американские компании, типа Stronghold и Stonemeier посягнули на положение вещей; в то время как ведущим издателем отрасли является французская компания Asmodee, которая держит под контролем две крупнейшие американские фирмы FFG и Z-Man. С другой стороны, такие компании как Queen и Ravensburger напрямую продают в США, ещё сильнее руша те старые барьеры. Итак, как класс евро-игра мертва. (Да здравствует евро-игра!)

 

 

 

Аукцион и мажорити-контроль игры мертвы. Поле евро-игр всегда было довольно разнообразным, но было время, когда аукционы и контроль стали доминирующими механиками. В 2002 году играми с аукционом были Princes of Florence и Modern Art. Игры, ориентированные на контроль, немного тяжелее определить, так как тот же Carcassonne (и в меньшей степени El Grande) – это больше чем просто контроль.

 

Сегодня сложно поверить, что мы увидим любую из этих игр на полках в качестве новинки на современном рынке. Разве что Carcassonne выжил бы. Чистый мажорити-контроль остался в прошлом. В то время как аукционы потеряли свой фавор в виде механики, за исключением каких-то малых частей в больших играх (Почему Carcassonne выжил? Потому что с самого начала не был просто игрой про мажорити-контроль и использовал эту механику лишь как часть игры, сфокусированной на интересном размещении тайлов).

 

 

 

Актуальные механики - это размещение рабочих, разыгрывание карт и война. Так что же пришло на смену тем древним механикам? Наиболее очевидным ответом является размещение рабочих. Ещё когда вышел Caylus (2005), мне он показался отличнейшей вещью, но, честно говоря, я удивлён, что двенадцать лет спустя, его центровая механика стала основой большинства евро-игр. Множество современных настолок теперь сосредоточены на том, что игрок выбирает какое-то действие из доступного списка, посредством размещения миплов, так как эта механика привносит в геймплей напряжённость и дефицит (читай конкурирование).

 

Разыгрывание карт так же значительно укрепило позиции в евро-играх. Конечно, карты ипользовались различными способами и в таких играх как Catan, El Grande и The Princes of Florence. Но сегодня, игры, типа  7 Wonders (2010) и Terraforming Mars, раскрыли важность карт как драйвера действий. Эта механика не так вездесуща как размещенеи рабочих, но стала распространена гораздо шире, чем раньше.

 

 

 

Третья механика на подъёме - война. Классические игры никогда не касались прямого противостояния и войны; даже в 2002 единственный их представитель Paths of Glory вышел из американской школы настолкостроения. Сегодня, из-за интернационализма в евро-играх, мы видим, что военные игры отжимают себе всё больше пространства. Например Scythe или Gloomhaven довольно популярны.

 

Простые игры мертвы. Общая простота, которая была присуща классическим настолкам, исчезла. Посмотрите на Tigris & Euphrates, одна из тяжелейших игр в 2002 году. Несмотря на это, она не такая уж сложная (и абстрактная, к тому же): в свой ход вы кладёте тайл или свой жетон одного из четырёх цветов на поле, всё. Сравните это с тем же Scythe и ощутите всю разницу.

 

 

 

И это изменение наблюдается не только в тяжёлых играх. По крайней мере в США, филлеры так же стали тяжёловесными, например Race for the Galaxy (2007). Даже новый жанр микроигр ощущается как нечто тяжёловесное для своего размера и продолжительности партии.

 

Абстрактные игры мертвы.  Вместе с абстрактными евро. И под этим я подразумевают не настоящие абстракты типа GIPF проекта, а игры книциевского типа с лёгким налётом тематичности, наподобие той же Tigris & Euphrates, которую я когда-то называл просто черно-сине-зелёно-красная. Я думаю, что если вы сравните пятёрку лучших игр прошлого  Puerto Rico / Tigris & Euphrates / The Princes of Florence / The Settlers of Catan / El Grande с топом сегодняшним Pandemic Legacy Season One / Gloomhaven / Through the Ages 2e / Twilight Struggle / Star Wars: Rebellion, то ничего говорить и не придётся. Сегодня акцент смещён на построение бэкграунда, с помощью текста, артов и соответствующих механик.

 

Это не означает что нет больше евро-абстрактов. Я играл в недавнюю очень абстрактную Century: Spice Road (2017), но подобные настолки, безусловно, гораздо менее распространены, чем раньше.

 

 

 

Вариативность – это новый ключевой фактор. Возросшая сложность наших современных евро-игр проявляется ещё одним образом: их высоким уровнем вариативности. Я прослеживаю тенденцию, возвращаясь к Dominion (2008), который показал как можно использовать разные наборы карт в каждой партии, через год после Race for the Galaxy (2007), продемонстрировавшей модель различного использования карт в каждой игре.

 

Любые колодострои продолжают следовать этому тренду, однако, мне кажется Ethnos (2017) показал, что можно быть очень простой, но популярной игры на сбор сетов (хотя в каждой партии наборы опять-таки разные). Эта тенденция может выдохнуться, но сейчас она кажется развивающейся идеей игрового дизайна, и мы увидем ещё больше подобных игр в 2018.

 

 

 

Итак, каково же резюме, как изменился геймдизайн за 15 лет? Если коротко – огромное влияние на индустрию оказали дизайнеры из совершенно разных уголков мира, мультикультурализм. Игры стали сложнее и насыщеннее. Механические изменения иногда живут недолго, но сегодняшние механики размещения рабочих и колодостроения сделали настолки глубже и красочней, чем устаревшие аукцион и мажорити-контроль.

 

Тем не менее, на протяжении всей своей истории евро-играм удаётся сохранить основу, проявляющуюся в жёстких механиках, которые позволяют играть в стратегические настолки с возможностью "подумать" и "попланировать". Лично мне хотелось бы, чтобы время партий не ползло вверх (как естественный результат других изменений), но я в восторге от того, что вижу как сильные стороны евро-игр и америтреша сливаются, объединяя отличную механику и интересную тему в один насыщенный коктейль.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
mmaj_aad написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Автор, за Катан ответишь?!

PituSW написал 14 дней назад: #

Берегись! Настольные гопники!)

lunarly написал полмесяца назад: # скрыть ответы
вопрос

а кто знает как смотреть топ bgg на какую-то старую дату?

DIWolf написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Видел таблицу Excel, в которой отмечены места в рейтинге для лучших игр (кажется это игры, входившие в топ-50) по годам , начиная c 2001.
https://boardgamegeek.com/filepage/157866/top50-bgg-monthly-ranking-january-2001-until-prese

lunarly написал полмесяца назад: #

спасибо!

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: # скрыть ответы
По теме

Для меня главной тенденцией (и бедой) современных настолок является их срок "жизни" - 10 партий или около того. Игр выходит очень много, интерес к игре живет от Эссена (локализации) до первых уверенных партий, после чего коробка отправляется на полку/МТ.
Падает качество геймдева (скорее, нет задачи шлифовать).
Плюс средний настольщик понял, что миньки-почти-как-в-Вахе это круто, а коробка меньше пяти кило - нет.
Поэтому растёт количество делюксов, супер делюксов и коллекционных ультра эдишенов.

Это не минус, а вполне естественные изменения. Ждём пиковую точку и будем наблюдать за коллапсом

scafandr написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Аналогичные мысли и у меня. Орлеан, ГВТ и т.д. играются 10 партий, пока ты проверяешь разные стратегии, а потом ты переходишь к другой игре.
Пару лет назад кто-то уже писал о том, что скоро настолки лопнут как мыльный пузырь - выходит много игр, слабых, недопиленных, которых через год забывают, и предложения уже больше, чем спроса. Файдутти что ли писал... А может Тшевичек. Не помню.

DIC написал полмесяца назад: #

Файдутти писал, на Тесере был даже перевод этой его статьи.

perec написал полмесяца назад: # скрыть ответы

> играются 10 партий, пока ты проверяешь разные стратегии, а потом ты переходишь к другой игре

Это ваша проблема, а не проблема игры.

В шахматах только одна стратегия, которая даже в правилах явно указана.

При этом играют в шахматы уже 600 лет и до сих пор как-то не надоедает. (Прямо сейчас на lichess 5500 одновременных партий, это наверняка раз в сто больше, чем BGA и BAJ вместе взятые.)

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: #

Ждали-ждали, одну минуточку! Сейчас второй патрон достану и попрошу вас подойти поближе. Не шевелитесь, сейчас будет выстрел!

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

С этим уже пора смириться, изменился вектор не только подачи хобби, но и само оно эволюционировало (хочется сказать выродилось) в нечто иное.

Жизнь.

Остаётся лишь придерживаться своих убеждений и - что совсем не странно, правда? - играть во что нравится. Другое дело, что найти новых партнёров всё сложнее, так как тот самый зордоковский культ новья захватил абсолютно всё, и интерес к игре сменился на интерес к... пусть будет, к коробкам.

Опять-таки, нельзя не признать, что и ветеранам интересны новинки, другое дело и суть проблемы в том, что одно дело интересоваться ими, пробовать и совсем другое бегать скупать, патамушта прадаёца. Что удивительно (или нет?) последних людей больше. А ещё печаль в том, что оно заразительно =(.

Rodgall написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А самое смешное, что тоже самое говорилось и 10-15-20 лет назад. Просто:
А) поток новинок был меньше;
Б) с каждой сыгранной игрой все сложнее восторгаться новым, потому что за редчайшим исключением это «уже было в Симпсонах». Вот так и становятся игры - коробками, процесс исключительно в ветеранских головах)
В общем,старческое брюзжание во всей красе)

Ifikl написал полмесяца назад: #

Еврогейм - прямо как AMD...

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Да, похоже на правду.
С другой стороны, есть действительно крутые новинки, которые не становятся коробками, а примыкают к коллекции игр.

И брюжжание это скорее по поводу именно потока новья, захлёствыющего и, как всё-таки верно заметил SSS, создающегося именно массой безыдейного мусора, требующегося рынку. Это хорошо, так как жемчужин можно наловить больше, и плохо, потому что усилий тоже больше для этого надо. Вот и приходится ворчать и матюкаться, отбрасывая в стороны кучи картона.

В общем, слишком хорошо живём, изобилие.

Rodgall написал полмесяца назад: #

Поток мусора и раньше был) может быть более явный. И не все было условным Puerto Rico или paths of glory и тогда) Просто раньше проще было охватить почти все, и при этом чувствовать себя незапятнанным
Я помню радость от посылок с trollandtoad, board and bits или thoughthammer, когда в 20 кг умещалось половина годичной годноты)
Но тогда было тогда, а сейчас - другое, и ничуть не хуже, имхо.

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Эээээ, нет.
Разница как на отечественном рынке, так за рубежом.

15 лет назад настолки в РФ это очень узкий сегмент, только для гиков, а теперь в них кто только не играет.

"Там" тоже многое изменилось - темпы выхода настолок, их количество, денег стало больше, M&A и все такое.

Ну и естественно багаж знаний. 10 лет назад мы кидались на каждую новость в блоге Юры Тапилина, а теперь и блогеров как грязи, и новости про настолки валом валят. Удивляться все сложнее, вкусы выкристаллизовались, а новичкового азарта почти не стало, ибо просто хочется играть в любимые игры.

Rodgall написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А я об чём) Блог Тапилина - отличный пример того, что может произойти, если попасть в пузырь времени. Юра, как я понимаю, счастлив, но каждый ли готов так остановиться, играть в любимые игры и игнорировать новинки?

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: #

Нет, но планка будет повышаться. Это неизбежно

Exxento написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А какие бы конкретно игры Вы противопоставили современным? И есть какие-то явные критерии, отличающие одни от других, кроме субъективного желания играть больше 10 партий? Мне видится, что это тенденция не настолок, а настольщиков :) А тенденция капризности и изощренности потребителя она вообще повсеместна и растет, потому что каждый мнит себя королём Великобритании :) Но другое дело там авто, или смартфон, а как могут качественно отличаться друг от друга настолки? Картон, деревяшки, пластмаски. Они разве не стали качественней? Видится мне также, что фуфла примерно такое же соотношение, что и раньше, просто общее количество предложения выросло.

Shad написал полмесяца назад: #

Ай-яй. Как же можно святое подгонять под конкретные критерии?! Они так же изменчивы, как и в любой развлекательной индустрии. Взгляните на кино и приведите критерии идеального фильма. Индустрия подстраивается под вкусы и меняется, эволюционирует. Если, конечно, есть спрос.

Fefnir написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Видится мне, это связано с количеством игр.
Уж простите, но мне проще пояснить эту мысль на примере видеоигр. Нагляднее слегка.
В прошлом веке, во времена nes там или даже msx игр было мало. Они были дорогие (особенно в нашей стране). И разрабатывались они, в общем-то, с уклоном на долгое прохождение (зачастую за счёт сложности, ибо объёмы картриджей были не очень). И большинство своих игр детства я заигрывал "до дыр". Наизусть знал даже, пожалуй. Потому что других не было.
А сейчас - я треть игр на полке даже не прошёл. Потому что стоят они копейки, выходят массово и всегда есть выбор из множества игр.
Прошёл сюжет - пошёл к следующей игре, грубо говоря.
И в настолках ситуация такая же. Нет необходимости звигрывать каждую игру. Нет необходимости даже искать идеальную стратегию. Поиграл, чувство новизны прошло, идёшь к следующей игре. И, эм, все.
Так что имхо, это не столько проблема современных игр, сколько проблема индустрии. Она перенасвщена, отсюда и итог.
Выражаясь метафорически, на столе стоит 500 разных блюд и вместо того чтобы наведаться одним, можно каждое понадкусывать.

Exxento написал полмесяца назад: #

Остаётся свобода воли! Самоограничение, что есть труд, или завалы "надкусанных" коробок :) Но без труда не выловишь рыбку из пруда! Выбираешь себе пару десятков настолок по душе и заигрываешь, получая примерно такое же удовольствие как раньше, при дефиците :) Понимая, что постоянное докупание новых - лишь иллюзия и ловушка. Примерно как с алкоголизмом. Кто-то ищет счастье в бутылке, а кто-то в коробке, но ни там, ни там его В ПОЛНОТЕ нет. Там лишь дозволенная по временам радость. При том большая, истинная и несомненная, но не основная в этой жизни :)

Надеюсь продавцы разноцветных коробок поймут меня правильно :)) Я лишь выражаю своё мнение, будучи несомненно любителем настолок :)

bibr написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Как написали ниже, "это тенденция не настолок, а настольщиков".
Мы вот три года играем в Агриколу и Терру Мистику. Я уж и не знаю, сколько игр сыграно, 200+?
С Терры пересели на Гайю, теперь видимо на ней будем 3 года)
Т.е. если игрок сыграл в сыроту 10 партий, нашёл эпик тактику и стало скучно, это одно. А если просто гонится за разнообразием, забрасывая годноту в угоду всё понадкусывать - это другое)

Shad написал полмесяца назад: #

Пускай надкусывает, лишь бы не начинал поучать)

Ifikl написал полмесяца назад: #

Когда настолки выходят по несколько в день, а неплохие по десятку в месяц - конечно, срок жизни такой коробушки на столе сокращается в разы. Но - это не проблема настолок, они особо не изменились (не буем учитывать всякие свистелки для настолок, как миньки, фольга, металл и т.п.)

kotgaf написал полмесяца назад: #

Падает качество геймдева

это не качество геймдева падает, сударь, это вы простите зажрались.
Если в детстве из-за ограничения выбора мы могли в монополию раз 50 играть, то сейчас выбор такой, что и не удивительно дропать игры после 1-10 партий.

Slider написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Нормальная аналитика. А, что до процесса - он такой во всем. Все, что делает человек постепенно усложняется и развивается: нельзя было придумать в 2002 ЗВ: Ребеллион просто потому, что до такой сложной вещи должна была дойти эволюция настольных игр. Как и нельзя было в 80х, к примеру снять Марвеловскую войну бесконечности =)

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: # скрыть ответы

что не помешало Лукасу снять SW в 70х ))))

Ifikl написал полмесяца назад: #

И начать с того эпизода, в котором он сразу мог показать то, до чего прогресс дошел. А не начинать тягомотину с первой части с десятью человеками в резине в кадре.

Slider написал полмесяца назад: #

Чем SW 70х отличается от Пуэрто Рико? ;)

serfalinskiy написал полмесяца назад: #

Хорошая статья!
Лично я перестал гнаться за новинками, что напрямую связано с уменьшением времени на настолки. Нет смысла покупать, чтобы лежало в шкафу...
Но онлайн играю часто за последние 6-7 месяцев дошел до 160 партий в Русские железные дороги, больше 100 в Бургундию (на самом деле всего где-то партий 300 сыграл в эту игру), уже 20 в Цолкин... То есть евро не надоедает)
И даже старые добрые Пуэрто-Рико и Каркассон временами очень приятно сыграть. Это как любимые альбомы Deep Purple или там Judas Priest - всегда со мной)