-AdRiver-
sergei написал 8 минут назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # Подскажите, может ли Венди Адамс в одной проверке сразу использовать а...
Ilych написал час назад к статье «Клинок и колдовство»! Впечатления: # "совсем примитивных зомбоцидов, Массивного Мусора и т.п игр." в субъек...
Arhiserg написал 4 часа назад к игре Цивилизация Сида Мейера: Новый рассвет: # нельзя
Desert_witch написал 5 часов назад к игре Pathfinder: ролевая игра: # В чем это выражается? ~^"
Desert_witch написал 5 часов назад к игре Pathfinder: ролевая игра: # Всем игрокам надо знать боевку. Прям вот всем, без исключений, чтобы н...
С миру по нитке [16.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» пер...
«Эволюция. Климат» на CrowdRepublic
На площадке народного финансирования CrowdRepublic началась кампания-предзаказ п...
На экранах [16.10.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [15.10.2018]
В этом выпуске: рецензия на игры «Каркассон», «Каменный век» и «Агрикола», а так...
«Шерлок Холмс, детектив-консультант»
«Шерлок Холмс» — неустаревающий прародитель жанра «настольных» детективов — уже ...

vladdrak

Homo sum

Игры-История-Культура №61, 10 июля 2013

Информация

добавить
игры Бридж
Преферанс
проекты Игры-История-Культура
Дата: 10 июля 2013
Оценка пользователей
8.6327
-

Это был очень красивый хомбре...

АБС, ОЗ

 

Драконий покер считается самой сложной

из всех когда-либо изобретённых карточных игр.

Р. Асприн

 

Заголовком статьи взято начало довольно известного латинского афоризма: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Дело в том, что сегодня речь пойдёт об игре под названием «Человек», бывшей, пожалуй, самой популярной игрой на протяжении более полутора веков.

 

Аукционная механика является одной из самых нелюбимых среди опытных игроков в настольные игры. Одной из причин этого может быть тот факт, что эта механика паразитирует на таком человеческом пороке, как тяга к азарту. Как говорил Пушкин: «Страсть к игре есть самая сильная из страстей». Но на протяжении веков карточные игры на деньги делились на две категории: коммерческие и азартные. В первых для победы важно было мастерство, во вторых же решал случай. И отношение властей в разных странах к этим играм было схожим: со вторыми пытались бороться, при этом первые, как правило, не трогали. И вот о предке большинства коммерческих игр и пойдёт речь. За свои заслуги в развитии настольных игр эта игра и заслуживает отдельной статьи.

 

Гравюра 1708 года.

Правительственная комиссия тестирует новую

карточную игру, если признают азартной — запретят.

 

Хотя мне кажется, что правила придумывались специально для того, чтобы отвратить людей от карточных игр :) В эпиграфе упомянут драконий покер. В нём, если верить автору, результат игры зависит от дня недели, положения игрока за столом, числа игроков и многого другого. Но при этом главный герой может играть и выигрывать, почти не зная правил. А вот попробовал бы он сделать хотя бы ход в игре, о которой дальше пойдёт речь. Попробуйте запомнить. В каждой масти король, дама и валет старше фосок (карт с цифрами), но в чёрных мастях цифры идут по убыванию, а в красных наоборот — двойка старше семёрки. И всё это справедливо, если масть не козырная. Если же она козырная, то порядок фосок меняется на противоположный. В этом новом порядке вторым по силе козырем становится карта, которая была самой младшей в некозырной масти. Вторым — потому что туз пик всегда самый старший козырь, вне зависимости от козырной масти. При этом если игрок играет «заказ», то козыря он определяет сам, а если «поляка», то козырь определяется по верхней карте в колоде...

 

Людовик XIV, «Король-Солнце»

 

Игра Hombre появилась в Испании в начале 17 века. Очень быстро она попала во Францию, где стала одной из самых популярных игр во времена Людовиков XIV и XV под французским названием L'hombre. И оба этих слова, испанское и французское, значат просто «человек». А в России она известна под названием «Ломбер». Это самая первая карточная игра, в которой присутствует аукцион за право стать разыгрывающим. И, как легко понять, «Ломбер» является дальним предком таких игр, как бридж и преферанс.

 

Играли в «Ломбер» втроём (или вчетвером; как в преферансе, сидящий напротив сдающего пропускал раунд) колодой в 40 карт. Из полной колоды в 52 карты удалялись 8, 9 и 10. Порядок карт я уже описал выше, но, зная, сколько у меня самого ушло времени, чтобы его понять, думаю, будет нелишним повторить, да ещё и с иллюстрациями.

 

Последовательность карт в мастях:

 

Последовательность карт, если масть козырная:

 

 

Тут уже начинаются интересные моменты, что количество козырей отличается в зависимости от козырной масти, и старшинство туза красной масти тоже зависит от того, козырная масть или нет. Но если всё это освоить и запомнить, то дальше будет легче. Хоть количество правил «Ломбера» достаточно велико. Но я собираюсь дать только общее представление об игре, поэтому не буду все пересказывать. Особенно, если учесть, что в те времена правила были весьма подробные. И, например, для «Ломбера» правило «В ходе игры нельзя заглядывать в чужие карты» является писаным правилом.

 

Три старших козыря называются матадорами, и каждый имеет своё название: туз пик — спадилья (spadille), козырь в зависимости от масти — манилья (manille), туз треф — баста (basta). При отсутствии у игрока масти он не обязан ходить в козыря. Единственное исключение связано с матадорами. Если ход в козыри, игрок не обязан играть матадора. Но если ход в матадора, а у игрока нет козырей, но есть младший матадор, он обязан сбросить его.

 

В начале игры каждому игрокам сдаётся по 9 карт и начинается торговля. Торговля (или, как её называли на Руси несколько веков назад — похвальба) в «Ломбере» намного проще, чем у его потомков. Борьба идёт за право взять больше карт, чем любой из соперников. Можно заказать одну из трёх игр по возрастанию:

  • Demande (entrada, заказ, воля) — игрок сбрасывает любое число карт, добирает до 9 из колоды и называет козыря. Соперники тоже могут поменять карты.
  • Sans prendre (vuelta, санпрендер, поляк) — аналогично предыдущему, но козыря определяет вскрытая верхняя карта колоды.
  • Solo (соло) — обязательство сыграть без обмена карт.

Как я понимаю, названия заказов со временем менялись. Поэтому привожу по несколько вариантов названия. Какие были раньше, а какие позже — не знаю.

 

Сейчас в Дании по-прежнему популярна игра Hombre, но там уже куда как более развитая торговля. Например, одним из старших контрактов является «Ноло» — аналог преферансного мизера.

 

После чего игроки начинают разыгрывать взятки по классическим правилам — старшая карта берёт. Игра идёт либо до розыгрыша всех карт, либо до того момента, пока кто-то не берёт пятую взятку. Впрочем, если это игрок, заказавший контракт, он может сказать «Tout» (т.е. «все», в России говорили «Тотус») и играть на взятие всех взяток. В случае успеха он получает двойной выигрыш. В системе ставок и выигрышей я так до конца и не разобрался. Там есть интересные правила вроде: «Если козырь такой же, как и в предыдущей игре, то игра идёт на двойную ставку». Но без углубления в детали игра может закончиться тремя исходами:

  • Выигрыш — заказавший игру берёт пять или больше взяток или четыре в раскладе 4-3-2. Он получает деньги с кона.
  • Ремиз (4-4-1) или тройной ремиз (3-3-3) — ситуация, когда заказавший набрал столько же взяток, сколько и другой игрок или другие игроки. Никто ничего не получает, заказавший платит штраф.
  • Кодилья (проигрыш) — когда другой игрок получает больше взяток, чем заказавший игру. Заказчик платит штраф, а победитель получает деньги как за выигранную игру.

В 18-м веке появились игры на основе правил «Ломбера», которые со временем вытеснили «Ломбер» с игровых столов. Которые по иронии по-прежнему называются ломберными. Это игры «Кадриль» (Quadrille) и «Посредник» (Mediateur). Обе игры играются ломберной колодой, но рассчитаны на четверых игроков. Вариации для троих и пятерых игроков получили названия Tritrille и Quintille, но распространены были меньше, поэтому я про них не буду рассказывать.

 

 

Так получилось, что «Кадриль» стала игрой преимущественно женской. И на излёте своей популярности успела даже попасть в «Гордость и предубеждение» Джейн Остин (опубликован в 1813) как любимая игра леди Кэтрин.

 

Всем игрокам сдаётся по 10 карт. И в торговле тоже есть три варианта:

  • Альянс — обязательство взять шесть взяток. Игрок называет козырей, а также называет короля некозырной масти, которого нет у него в руке. Игрок, у кого этот король, должен помогать в этом розыгрыше набирать взятки. Если же у игрока все три возможных короля, то такого игрока зовут Королевой (уж не знаю, это звание — за обладание Королями или потому что игра преимущественно дамская). И он может сам выбрать себе помощника.
  • Соло — обязательство при выбранном козыре взять шесть взяток, противодействуя трём другим игрокам.
  • Шлем — обязательство взять все взятки. По ходу розыгрыша игрок, если взял первые 6 взяток,  может поднять Соло до Шлема.

Игра «Посредник» появляется позже «Кадрили». И под своим названием играется только во Франции. Англичане, позаимствовав игру, продолжают называть её «Кадрилью». Основное отличие — в более развитой системе торгов. Тут по возрастанию существуют такие варианты:

  • Сталинград. Точнее — «Принудительные пики», но для знакомых с преферансом моё название должно быть понятней. Обязательство взять 6 взяток при условиях, что пики — козыри, и что владелец туза пик играет в альянсе.
  • Альянс. Аналогично «Кадрили».
  • Посредник. Игрок называет короля, меняет любые карты со своей руки с рукой владельца короля, а потом играет соло.
  • Респект. Игрок, имеющий двух чёрных тузов, может назвать короля. И с владельцем этого короля вдвоём должны брать взятки. В случае успеха награду за розыгрыш делят поровну.
  • Соло.
  • Грандиссимо. Бескозырка, обязательство взять взятки без козырей, кроме двух чёрных тузов.
  • Мизер. Обратно предыдущему — обязательство не брать взятки без козырей, кроме двух чёрных тузов.
  • Шлем. Так же обязательство взять все взятки.

И вот эти две игры к концу 18-го века вытеснили «Ломбер». В «Евгении Онегине» говорится, что ломбер —игра стариков. А со смертью тех стариков и игра была забыта. Впрочем, «Кадриль» ненадолго пережила «папашу».  В сборнике игр Хойла 1847 года написано:

 

«Игры, как и всё в этом подлунном мире, зависят от капризов и превратностей моды. «Кадриль», в начале века бывшая номером один во всех игральных домах Европы, ныне полностью изгнана из них и изредка встречается где-то в отдалённых провинциях, доставляя по-прежнему удовольствие престарелым вдовам».

 

Игра «Бостон», названная в честь «бостонского чаепития» была популярной

очень недолго, поэтому я не стал про неё рассказывать отдельно.

 

А вслед за «Кадрилью» пришли преферанс, винт, бридж. И продолжили семью игр с торговлей. И куда как известнее своих предков.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Ser_vershitel написал 5 лет назад: #

10 баллов!
Так описал, что кажутся очень интересными играми... но ведь наверно не зря их забыли? :)

Mazz_O написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Как всегда, отличная статья, Влад. Сыграем намедни? =)

vladdrak написал 5 лет назад: #

У меня мозг вскипел, пока я разбирался в порядке карт:) Так что если только в потомков, где таких сложностей с картами нет.

zalk написал 5 лет назад: #
Подобная игра

Помнится, в отрочестве мы во дворе резались в игру, похожую по мудренности козырей на эту. У нас она называлась "Козел" (хотя гугуль по этому имени показывает другую игру). Порядок козырей был такой: козырная шестерка (шамайка), валет треф, валет пик, валет бубей, валет червей, козырный туз, 10, К, Д, ... Играли "двое на двое", паре нужно было набрать 60 очков, чтобы "вылезти", иначе штраф. Как-то так.

Maxim_AT написал 5 лет назад: #

Уж три дни́ игроки за ломбером сидели,
Уж три дни, как они не пили и не ели;
Три раза солнца луч в игре их освещал,
И три раза́ их мрак вечерний покрывал;
И утомленные веселою работой,
Три раза спорили со гладом и с дремотой:
Уж счастье, над игрой держащее весы,
Трикраты их ко всем склоняло в те часы;
Но наконец когда к Леандру их склонило,
Искусство счастью верх победы уступило.
Спешат к Леандру все на помощь короли,
Манильи и тузы за ними ж вслед текли.
И се уж зрят его дремотой полны взоры
Грядущие к нему три главны матедоры:
В начале баста, ей последует маниль,
Потом предстала к ним великая шпадиль.

"Игрок ломбера", В.И. Майков, 1762 г.
http://www.rvb.ru/18vek/maykov/01text/01ic_poems/001.htm