-AdRiver-
SergBeg написал 6 минут назад к игре Space Race: The Card Game: # Про покорителей многие пишут, что неудачная игра (правда там часть в п...
RouslanKo написал 7 минут назад к игре Рыцарь-маг. Полное издание: # Первые фотографии русской коробки и родного органайзера: https://vk.co...
sputnik1818 написал 14 минут назад к игре Играем в несвежие настолки: # Охотно верю) С большим количеством партий приходит большее понимание -...
VDmitry написал 16 минут назад к игре Звёздные Войны: Восстание: # будет интересно у игры нет проблем от статичного поля, будь оно как Р...
Malgrim написал 25 минут назад к игре Кемет: # С красным тайлом "Телепорт" или с чёрным Сфинксомо в отряде можно от о...
На экранах [20.11.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [19.11.2018]
В этом выпуске: обзоры игр «Рейкхольт», «Великий западный путь» и «Остаться в жи...
«Кредо ассасина» на «Кикстартере»...
... в виде настольной игры Assassin's Creed: Brotherhood of Venice.
С миру по нитке [16.11.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» вып...
Портал в мир приключений [15.11.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...

oranged

«МИПЛ-2011». Доклад: «Настольные игры глазами Продавца»

Докладчик: Александр Пешков, генеральный директор ООО «Стиль жизни», 21 декабря 2011

Информация

добавить
персоны Александр Пешков
события Мипл
Дата: 21 декабря 2011
Оценка пользователей
9.2015
-

Перед вами текстовый пересказ доклада Александра Пешкова, генерального директора ООО «Стиль жизни», по теме «Настольные игры глазами Продавца». Доклад был сделан в рамках второй ежегодной выставки-ярмарки «МИПЛ», в Красноярске. Текстовое переложение предназначено для тех, у кого нет часа на то, чтобы ознакомиться с оригиналом, кому легче воспринимать текст, нежели аудио, кто хочет освежить материал в памяти...

 

Прим. ред. У Александра очень живой язык, так что я постеснялся резать или править. Кроме того, вычитывать и преобразовывать такой объём текста — труд для меня в данный момент неподъёмный. Если соберусь и найду время, то исправлю огрехи... А пока прошу извинить за ляпы и принимать, как есть.

Поскольку «Стиль жизни» (и «Игровед») начинал с розничной торговли, а сегодня занимается дополнительно изданием и дистрибьюторством настольных игр, доклад получился сочным, и поверьте, тут есть, что мотать на ус.

 

Настольные игры — здесь и там

 

Разница между тем, что есть у нас и что есть за границей, велика. Все слышали про Эссен — куча павильонов, куча настольных игр, а у нас пока единственная выставка в Красноярске, и то, большинство людей не знают об этом.

 

Рынок настольных игр за границей — это зрелый рынок, т.е.:

 

  1. Потребитель знает, что это за продукт.
  2. Рынок плотно заполнен. Между конкурентами идёт постоянная борьба за передел ниши. А значит имеет место ценовая конкуренция и т.д.
  3. Условия работы очень сильно отличаются от тех, что у нас.

 

А что у нас? Наш рынок переживает детство, ползает под столом на карачках и в памперсах:

 

  1. У нас ниже уровень конкуренции внутри ниши.
  2. Соответственно проще найти нового клиента на улице, чем отнять у конкурента.
  3. Потребитель не знает, о чём идёт речь. Он мало информирован.
  4. У нас очень сильно отличается работа с покупателем. Как и конкуренция, которая строится на других принципах.
  5. То, как мы продаём игры в России, отличается от того, как их продают за границей, и от того, как продают другие товары.

 

Что делать, чтобы рынок быстрее повзрослел?

 

Настольные игры — ниша специфическая. Все знают, что такое крем для рук или молочные продукты. Что такое настолки, надо объяснять. Поэтому принцип масс-маркетинга (пришёл, сравнил ценники, выбрал по цене/качеству и приобрёл) для игр не очень работает. Что мы видим в больших сетях, таких, как «Детский мир»? Там хоть и представлена какая-то часть настолок, но хорошо, если вы найдёте ценник. О консультанте и речи нет. Продавец, если повезёт, знает столько же, сколько и вы, а, скорее всего, и того меньше. Это стандартный подход для молока и крема, но для настолок он не работает. Поскольку рынок настолок в России просто находится в другой стадии развития. Понимают это далеко не все, и тот же «Детский мир» не занимается продвижением настолок. Этим занимаются в основном энтузиасты.

 

Что делать, чтобы рынок быстрее повзрослел? Самый правильный способ — живой контакт человека с игрой. Коробки на полке — классно, ценники — хорошо, но если вы хотите продавать настолки, очень важно, чтобы человек начал в них играть. Мог пощупать их, послушать опытного человека, который расскажет, что это такое.

 

Как издателю и дистрибьютору, приходится часто объяснять это нашим клиентам. Вот пришли люди, которые сказали, что хотят заняться продажей настолок: «У нас всё время спрашивают "Дикие джунгли", мы вышли по интернету на вас. Давайте, мы тоже будет продавать эту игру». Затем происходят разные истории...

 

1. Игры лежат у них на полке. Затем звонок:

 

— Какой-то ужас — эти ваши настолки. Ваши «Уно», «Активити» и «Джунгли» никто не берёт. Люди даже не знают, что это такое.

 

Остаётся только округлить глаза и призадуматься, как они смогли добиться такого эффекта.

 

2. А другие говорят:

 

— Настольные игры — такие классные, это так здорово, так интересно, пришлите ещё. Почему так мало? Их у нас с руками отрывают. Через дорогу открылись конкуренты...

 

Разница в подходе. Первые просто положили настолки на полочку между книжками, раскрасками и прочим. Продавцы не знают, что это. Им начальство сказало, что это модно, но никакого желания продавать это у них нет. В реальности так игры не продашь. По крайней мере, в нашей стране. В Германии такое может и сработает: пришёл в магазин человек, поинтересовался, что нового вышло, чтобы взять и попробовать.

 

Соответственно работа продавца заключается в том, чтобы познакомить покупателя с игрой.

 

Чтобы наш рынок рос и развивался, мы должны не только с конечными потребителями работать, но и с теми продавцами, которые и продают им игры. Напрямую всех на выставку не пригласишь. В конечных розничных точках должны сидеть люди, которые смогут объяснить покупателю, как это интересно и здорово, что в этом есть смысл и на это стоит тратить время и деньги. Это очень важно.

 

«Звезда» уже пыталась организовать мероприятия по обучению своих магазинов. Мы такие штуки тоже делаем: проводим игротеки для наших клиентов, плюс, мы стали делать игротеки для магазинов (оптовые игротеки), когда продавцы магазинов или их владельцы могут приехать — мы их учим, мы им рассказываем, чтобы они в итоге ушли уже с ярким светом прозрения в глазах, как это круто...

 

Побочный эффект, когда владельцы магазинов из разных уголков России начинают общаться между собой, делятся опытом, поскольку не страшно раскрывать найденные фишки, когда один работает в Рязани, а другой в Астрахани. После таких тренингов возрастают продажи. Обмен опытом — тоже важный момент таких игротек.

 

Ещё одна особенность нашего рынка: компании — больше энтузиасты, чем бизнесмены

 

Люди узнают откуда-то о существовании настолок и думают, что они одиноки в своём увлечении, а тут узнают, что это не так. У нас ведь пока всё делается энтузиастами, которые решили потратить на это своё время и деньги. Помню, когда мы начинали, у меня был склад на кухне, и трудно было пройти к плите, поскольку всё было заставлено коробками, а все заказы я собирал сам. Ещё одна особенность нашего рынка: компании — больше энтузиасты, чем бизнесмены.

 

Прим. ред. Впрочем, это особенность рынка настольных игр в целом. Гики делают и продают игры гикам. За примерами далеко ходить не надо: FFG и Z-Man Games... В США такая структура для специализированных ниш вообще прижилась. Поэтому можно найти клубы-магазины комиксов, настолок и т.д..

 

Это и хорошо, и плохо. Люди внутри рынка разговаривают на одном языке. Но людей с большого рынка продукт интересует лишь, как источник денег. Им интересны лишь общие технические параметры, и это главнее, классный продукт или нет лично для них. Продавцы настольных игр образуют своеобразную касту людей, которые помимо того, чтобы просто играть, решили поставить на кон свои время и деньги. Именно благодаря им рынок развивается. Есть люди, которые продвигают игры, но не продают их, но обычно есть маленькая коммерческая составляющая. Человеку понравились настолки, привёз себе, потом друзьям, потом решил продавать их. Очень важно понимать, чтобы хорошо продавать игры сейчас, надо быть энтузиастом, надо в них разбираться и надо быть в состоянии показать их клиентам в полной мере.

 

Есть ещё одна особенность. Т.к. рынок пока маленький и скромный, маркетинг пока более партизанский, чем какой-нибудь другой. По телевизору может и можно увидеть рекламу каких-либо игр Hasbro («Монополии», например), но вы вряд ли увидите там рекламу тех же «Простых правил». У нас пока нет тех оборотов и той известности, поэтому и методы продаж пока другие.

 

Иногда приходят продавцы с другого рынка. Они спрашивают, каков график выхода рекламы на телевидении. Ответ: никакого. «Как же вы тогда работаете? Как у вас всё происходит?». А у нас всё по другому. Как итог, они разочаровываются («Мы-то думали, у вас всё, как у больших, по-взрослому, а у вы в песочнице играете, как маленькие.») и уходят. У нас пока всё несерьёзно, но развивается. Зато у нас очень интересно и перспективно.

 

Важное отличие в осведомлённости клиента. Если в той же Германии экспертом является покупатель, то у нас таковым должен быть продавец.

 

Хорошая игра и продаваемая игра — вещи разные

 

Хорошая игра и продаваемая игра — вещи разные. Но их часто путают. Берём топ продаж какого-нибудь магазина и сравниваем с топом гика. Разница кардинальная. Та же «Уно» лишь в 8-ой тысяче на BGG по рейтингу. Это у активной аудитории.

 

В интернете пока альтернативная реальность. Всерьёз обсуждаются новинки, играются игры из разряда «Ужаса Аркхэма» и «Старкрафта»... Если не смотреть по сторонам, то можно подумать, что самое то, издать игру, чтобы длилась часа 4, в огромной коробке на метр, с миниатюрами килограмма на 2; будет, конечно, стоить 5000 руб. в розницу, ну так ведь будет явно, что все это любят. Потом ждёт жестокое разочарование... Поэтому продавцам-энтузиастам важно понимать разницу. А то обычно играют своей компанией, затем решают поделиться радостью с окружающими, убедить их, что то, что они искали — вот оно, рядом, коротенькое, на 9 часов. Правила мы расскажем. Что там читать-то? Всего 20-30 страниц на английском. В итоге ждёт разочарование. Мы советуем для начала Jungle Speed, «Монополию», приговаривая, что да, мы знаем, что она полный рандом, но вы возьмите... У вас её купят наверняка.

 

У нас в интернете и в магазинах — это две разные параллельные реальности. На Западе разница меньше, поскольку покупатель — чаще эксперт, т.е. подкован информационно.

 

Интернет-шум — интересное явление. Если послушать блогеров и т.д., получается, что наши издатели вообще не издают нормальных игр. Они задолбали уже своими семейными филлерами, где же нормальные локализации? Вот только «Мир хобби» иногда радует всякими там «Ужасами Аркхэма»... Они сетуют, что издатели бестолковые, но поверьте, что издатели тоже жить и есть хотят. Интернет — это как рупор. 5 человек кричат, а уже кажется, что всё — Болотная площадь наполнена, и все голосуют: «Дайте нам эту игру!». На самом деле всё по другому, и если этого не понимать, то потом происходят печальные вещи. Важно осознавать, что есть реальный рынок, где люди по улицам ходят и заходят в магазины, а есть продвинутые игроки, которые ездят по Эссенам, читают новости с BGG, обсуждают отличия в механиках, кто и что у кого позаимствовал, и вспоминают, что там издавалось 10 лет назад. Как правило, вкусы этих т.н. гиков не совпадают со вкусами издателей. 

 

Чтобы продать игру, надо купить игру

 

Как дистрибьюторы, мы много чего представляем в России, но не всё подряд. Изначально, при создании «Игроведа» у нас было идея — продавать только лучшее, что нам самим нравится и за что мы готовы поручиться. Поэтому, работая с компаниями, мы сразу предупреждаем, что вот это или вот то возить не будем. Обычно все всё понимают и не возражают — понимающие люди. Да и к счастью игр таких у них мало. Кроме того, мы хотим получать не просто хорошие игры, но и чтобы они ещё и продавались хорошо, интересовали людей.

 

У наших издателей, к счастью, вкусы разные, что позволяет разбиться по сегментам и меньше конкурировать. Мы предпочитаем семейные игры, для обычных людей, что называется. Хотя у нас есть Asmodee, геймерские игры.

 

Чтобы игра продавалась, мы выбираем игры с простыми и понятными правилами, чтобы они по возможности включали больше игроков (чем больше человек играют, тем больше узнают, тем больше купят — сарафанное радио). У нас ведь рынок не массовый и не рекламируется по телевизору с утра до ночи. Сарафанное радио и партизанские методы продвижения — одни из самых эффективных. Нам важно, чтобы люди поиграли, и им захотелось купить такую же себе.

 

Понятно, что нам нужны игры с небольшим возрастным цензом — чтобы могли играть игроки помладше. Соотношение цены/качества важно всегда. Это параметры, которые важны с точки зрения издателя. Гиков они совершенно не волнуют.

 

Не первый, но и не последний признак: чтобы игра обладала какой-то изюминкой что ли. Желательно, чтобы она была проста для понимания, но не обязательно — глупая или примитивная. Чтобы у неё была идея, которая легко бы осознавалась человеком, неподготовленным специально. И при этом цепляла (оставляла заинтересованным, восхищала и удивляла).

 

Та же «Уно». Что-то в ней есть... фактор скорости, того, что все быстро играют карты и друг друга перебивают... это и заставляет играть в неё снова и снова. То же самое с «Активити». Базовая идея (ассоциации) знакома всем. Но игра весёлая, в неё играет толпа народа, и есть много вариаций. Это игра социальная, она позволяет общаться и весело проводить время вместе. И она понятная. Идея очень проста, понятна и доступна. «Диксит» — простая, но очень оригинальная идея (что же раньше никто не додумался?). А в сочетании с классной графикой даёт ошеломительный эффект. «Дикие джунгли» — простая идея. Та же «Барабашка» — мы как увидели, сразу сказали, что берём. Она очень удачная. Игр много интересных, но выстреливают не все. Вот в ней есть что-то, что заставляет в неё играть. Сочетание идеи и исполнения. В конце концов настольная игра в отличие от компьютерных — это вещь, которую можно пощупать, потрогать, посмотреть (и ощутить, как она классно выглядит).

 

Чтобы продать игру, надо купить игру. И как издатель и дистрибьютор — мы занимаемся селекцией настолок. Эти факторы надо учитывать, даже если вы отбираете игры для магазина, а не только для издательства. Важно понять, что и кому вы собираетесь продавать, зачем, кто эти люди, которым вы будете продавать (поскольку существуют разные аудитории), и выбрать те самые игры, которые под всё это подходят, которые данной аудитории реально интересны.

 

За границей рынок переполнен, а мы сейчас снимаем сливки. Соответственно, выбрать не так-то и просто: хороших игр — море. Играешь в одну — отличная игра, интересная. Пробуешь вторую, третью... о, тоже хороши. Об исполнении вообще не говорим: за последние 10-15 лет оформление шагнуло далеко вперёд (эстетическая составляющая стала важной, улучшилось техническое исполнение — стали использоваться разнообразные трёхмерные объекты и т.д.). Но вот выбрать из этого разнообразия лучшее — не просто. Приходится отсекать много лишнего. 

 

Зато у них уже всё было, а у нас — будет

 

У нас только зарождается сословие местных авторов. Очевидно, что они не могли появиться на пустом месте, в отсутствие культуры. Вряд ли появится писатель, если литературы-то практически никакой и нет. Культуры нет, литературной традиции нет — откуда взяться писателю? Не у кого учиться — читать-то нечего. То же самое и с настольными играми. Без понимания, какие игры бывают, каковыми механиками обладают, что интересно, а что нет — без этого не из чего и своё придумать, не от чего отталкиваться. Может быть ты гений и взял, да и придумал, но это редкость. Как правило, из ничего ничего и получается.

 

Мы до сих пор не издали ни одной игры российского автора, потому что не попадалось ничего стоящего, хотя люди пишут письма. Я издатель, наблюдаю множество классных игр каждую выставку. А тут приходят люди, словно прилетают с другой планеты. Поэтому пока общение издателя с автором сводится к опусканию на землю: «Ребята, вы не станете миллионерами. К сожалению... Скорее всего... По крайней мере не так быстро. Жить этим и бросить другую работу пока не получится». Очень важно, чтобы идея подавалась правильно оформленной.

 

Но факт на лицо, что сейчас ситуация меняется. Развитие происходит, и есть игры хорошие. «Стиль жизни» последний год начал активно смотреть на работы местных авторов, даже человека для этого специально выделили. В следующем году выйдет игра одного нашего автора. Причём, мы не только рассматриваем игры, чтобы издавать самим, ведь у нас есть много партнёров, крутых издателей по меркам игрового мира (Gigamic, Zoch, Asmodee), и если появится хорошая игра российского автора, мы можем издать её и там. Зарубежные коллеги будут только рады: «Hебята, если появится что-то стоящее, обращайтесь к нам — двери открыты, мы поговорим».

 

Рынок переполнен, поэтому все издатели отчаянно ищут хит. Хороших игр много, но нужен хит. Там новые издательства появляются чуть ли не каждый день. У нас сейчас тоже активно наблюдается подобное, но там масштабы раз в 10 больше.

 

Сейчас стало просто технически издать игру. Есть немного денег, есть спецфабрики, рынок большой, как-нибудь свой тираж ты продашь. Там сейчас, как во время давки в переполненном трамвае. Старые издательства жалуются: «Вот помните, как было раньше — мы опытные издательства, нас все знают, у нас каждый год издательские планы, всё чинно и спокойно... А тут эти маленькие лезут-лезут-лезут, кошмар... Куда они лезут? Тут и так тесно!». Возник человек, издал игру, приехал в Эссен и продал 500 копий. Про него написали, он обрадовался и привёз в следующий раз ещё 500 копий. Большие издательства кричат: «Стой! Куда? Куда? У нас на следующий год в планах такая игра, что ж ты творишь-то?»

 

У нас пока такого нет, но, в принципе, близится. В любом случае нужен хит. А Россия — пока тёмная лошадка. Когда общался в первый раз с издателями, часто слышал:

 

— О, вы из России. Это у вас там все в шахматы играют. Наверно, и рынок есть.

Они все искренне думают, что у нас такая большая страна, где все играют в шахматы. Мы отвечаем:

— Да, в шахматы играют, давно уже не все, но в принципе играют, и рынок есть, маленький, но есть.

 

Страна у нас интересная и загадочная, и на нас смотрят, вдруг от нас какая-нибудь игра интересная вылезет, стоящая.

 

Надежда для российских авторов есть. Есть шансы и здесь быть увиденным, поскольку всё не так плотно забито, да и за границей шанс есть.

 

Простой тест для автора: сразу представьте себе, что вы не мне показываете игру, а на Западе. Надо, чтобы она сразу конкурировала с «Доминионами», «Дикситами», чтобы её могли номинировать на лучшую игру Германии. Если она хороша, но не настолько, не обижайтесь. Всё не от того, что мы такие гадкие и мерзкие капиталисты и вас не любим и не хотим поддержать отечественного производителя. Просто на самом деле игра не выдержит конкуренции, вот и всё.

 

У меня внутренний тест: если я чувствую, что могу показать игру зарубежным партнёрам, и что они не будут смотреть на меня оловянным взглядом «Не трать наше время», тогда я возьмусь.

 

У настолок в России большое будущее

 

Звучит обидно (что это мы равняемся на заграницу? У нас же всё самобытно), но это факт: нельзя же просто взять и выкинуть сформировавшуюся там культуру со скидкой на то, что она у нас сейчас формируется. Зато у них уже всё было, а у нас — будет. В этом смысле у нас большие перспективы, и у нас ещё много интересного можно сделать в связи с текущей стадией развития рынка. У нас рынок не развит, любой на улице — потенциальный покупатель, нет такой конкуренции, так что есть, куда влезть. В этом смысле продавцам сейчас не поздно вскочить на поезд. Лет через пять будет сложнее и дороже. Пока не в каждом даже большом городе есть магазин настолок. Даже в Москве и Санкт-Петербурге знают только стандартные игры, как то «Монополия» или «Скрэббл»:

 

— А чем занимаетесь?

— Настольными играми.

— А что это?

 

В последнее время на третьем месте «Алиас». Причём, более популярен, чем «Активити». Видимо, молодёжи больше известен.

 

Даже в более продвинутых регионах пока ещё люди не знают о настолках. Процент знающих маленький. И плотность неоднозначна. Пока всё пятнами на карте. Остальная часть пустует. А рынок на самом деле очень интересен. За этим есть будущее. И рынок очень быстро развивается, т.е. вход на рынок экономически оправдан. Конкуренция быстро нарастает, но место пока ещё есть. Тем более, что в России как раз не хватает этого, того, что способствует досугу и общению. Настолки и выжили из-за социального фактора, несмотря на компьютеры и консоли — ради живого общения.

 

Рынок маленький, но бодрый. Важно грамотно выбирать игры и уметь работать с людьми — со своими продавцами и покупателями. Если вкладывать в это душу, шансы на успех большие. Так что у настолок в России большое будущее.

 

О производстве и издании игр в России

 

Прим. ред. После доклада был задан вопрос примерно следующего содержания: «Некоторые российские авторы к вам обращаются, другие — нет. Появляются ужасно изданные игры, которые тем не менее заслуживают внимания. Тому пример — "Гексостратегия". Обращались ли авторы это игры к вам, и если да, по какой причине вы им отказали?». Он и наводящие вопросы породили очень познавательный монолог, который я и приведу.

 

Честно говоря, не помню поимённо, кто ко мне обращался. И признаюсь, что даже не всем сумел ответить.

 

Моим коллегам игра понравилась, так что мы её продаём. Не мега-бестселлер, но продаётся. Мы не задумывались, надо ли её издавать. Зачем? Вот она, уже издана. Я не помню, обращался ли автор к нам, но она не подходит под наш формат.

 

В чём разница между нашим и их рынком? В подходе к покупке. Есть импульсная покупка: о, шоколадка, взял и купил. В Германии так и с настолками, но в России они сравнительно дорогие. Часто дистрибьюторов и издателей обвиняют в том, что они заламывают цены («Я заказал на amazon.de в 2 раза дешевле!»). Но ведь игроки не платят пошлины. У нас покупки взвешенные, вложение денег. Т.е., с расчётом на долгое время, а тут начинает играть роль исполнение и оформление.

 

У нас есть сложности с производством настолок в России.

 

Издавая в России игру западного качества, мы получим очень дорогой продукт. Играет роль разница в количестве. Там тираж — 10000 копий, 30000... У нас же пробный тираж — 1000 копий.

 

У нас не умеют печатать коробки, поля хорошего качества... Так что пока сложно.

 

У «МКИ» стабильный уровень качества. Невысокий, зато стабильный. Они могут позволить себе рискнуть и издать такой проект.

 

После того, как издали, игру надо продать. Нюанс: мы в России производим игры премиум-класса (компании, представленные на выставке). Но есть и другая ниша, в которой игры стоят в розницу максимум 150 руб. Значит, отдаётся производителем за 70, и при этом производитель зарабатывает. Все, кто продаёт такие игры, говорит так: «Вот у нас склад, покупайте, а потом что хотите, то и делайте, ставьте цену, какую хотите». А вот игры класса премиум опираются на РРЦ (рекомендуемую розничную цену). МКИ пока торгует по старой схеме — гости из прошлого. (: Всё у них, как раньше.

 

К нам как-то пришёл автор с уже изданной игрой «Москва снизу-вверх». Люди вложили в неё кучу сил и средств, доведя процесс до конца. Игра уже готова. Качество средненькое, а цена ужасна. Лучше бы пришёл раньше. В итоге сговорились бы по цене ниже... Игра на самом деле хорошая, хоть и дорогая для своего качества. Но оказалось, что востребована. Викторина же...

 

За границей тоже есть такая практика самиздата. Но там-то человек издал игру своими силами, приехал на выставку, оценил спрос и начал обращаться к издателям. У нас пока всё только начинается, и вот автор застрял на первой фазе... А куда девать изданные копии, не знает. Т.е. есть примеры самиздата в России. Уже за это авторы молодцы.

 

Авторы часто не думают о практической части. Они всё продумали кроме одного — как игру произвести. (: Например, игра по классу — семейный филлер, но там 500 карточек, 40 сложных картонных фрагментов и какие-нибудь нестандартные кубики... плюс 20-30 фишек. Даже если игра нормальная, что с ней делать? Она будет стоить больших денег для своего класса и продаваться не будет.

 

В Европе есть специальные фабрики, которые делают только настолки. У них огромные павильоны: 2 склада по 12000 паллетов (3 квадратных метра каждый). Стадионы настольных игр. (:

 

За границей печатать вариант, но сложность импорта. Игра российская но за перевозку её оттуда в Россию придётся заплатить пошлину 20%. Игра в процессе дорожает минимум на 50%, если вы её импортируете.

 

Есть варианты: импортировать компонентами и собирать здесь. Но тогда надо собирать.

 

Есть смысл производить в Китае. Там можно делать классные игры. Оптимально по цене/качеству. Но есть сложность: риски, связанные с китайским производством. Был опыт: заплатили фабрике, а она рассосалась. Плюс, оттуда всё плывёт долго, причём сначала в Прибалтику, откуда машиной доставляется в Россию. 2,5 месяца.

 

Но мы пытаемся развивать производство и в России. Хотя, пока у нас нет мест, в которые можно обратиться с просьбой сделать игру. У нас пока так:

 

— У кого сделать коробки? Чтобы не развалились.

— У кого — поле? О, вы книжные переплёты делали. Эта такая штука, она почти, как книжный переплёт.

— Карты? Ну нет у нас производства карт. Календарики? О! Карты почти как календарики.

— Так, теперь вручную надо всё собрать...

 

Всё это — головная боль. За границей просто заказываешь и покупаешь готовую игру. В Китае дешевле, но дольше.

 

Надо понимать, что у нас из-за тиража в 500 штук никто свой производственный процесс менять не будет. Это посмеяться на досуге. Если бы были тиражи хотя бы в 5000000 штук — тогда другое дело.

 

Там минимальный тираж 2000-3000 штук, поскольку меньше просто в офсетную печать не пропустят. Есть цифровая печать — на больших принтерах, но никто так не делает — технически сложно и экономически не оправдано. Офсетная же печать — это печатный конвейер с длинными полосами бумаги.

 

— Сколько будет стоить 2000 штук?

— 2000 рублей.

— А 1000 штук?

— Столько же. Потому что мы всё равно сделаем 2000 штук, но 1000 выкинем и 1000 отдадим вам. (:

 

Что касается пластиковых компонентов, надо понимать, что создание одной пресс-формы занимает в лучшем случае 2 месяца. Это, если повезёт. И стоит она минимум 200000 рублей. И то это для кубиков... И каков должен быть тогда тираж игры?

 

Государство не способствует, мы пытаемся, но пока всё сложно.

 

За границей есть игровые магазины универсальных компонентов. 500 видов кубиков, миллионы видов миплов, карточки... Берёшь, заказываешь, чтобы тебе напечатали 500 полей. Так что можно воспользоваться там таким сервисом. У нас такого пока нет.

 

Про производство можно долго говорить... И много сложностей. По этой причине мы не анонсируем свои издательские планы — мы не любим нарушать своего слова. Мы не будем говорить, не получив игры, что издадим её в следующем квартале. Чёрта-с два. Пока игра не лежит на складе, мы её не анонсируем. Вот были у нас планы продемонстрировать на выставке некоторые новинки, но в последний день типография сказала, что что-то там не успевает. Что с ними, судиться? Можно, конечно. Но игры всё равно не будет сейчас. Так что, чтобы не обманывать, сроки мы не называем.

 

Прим. ред. Второй вопрос оказался проще: «В чём разница между "Мосигрой" и "Игроведом" с точки зрения организации сети?».

 

Они используют франшизу. Мы же столько сил и времени вложили в свои магазины, что нам пока страшно и жалко отдавать имя в третьи руки. Но франшиза хороша. Хотя мы больше делаем ставку на независимые магазины. Региональный рынок будет расти... Ведь сейчас там ничего нет, а природа не терпит пустоты. Большим магазинам сложно открыть свой магазин в другом городе, проще поддерживать чужой. В некотором смысле, мы сами растим себе конкурентов...

свернуть все темы
Hypha написал 6 лет назад: # скрыть ответы
"Зато у них уже всё было, а у нас — будет"

Доклад отличный, Александр умудрился в одном выступлении свести к одному все проблемы и надежды отечественного рынка настольных игр. Да, мы скоро найдем и вырастим своего покупателя и гика от настольных игр, да, научимся печатать поля и собирать коробки, да, отладим интернет торговлю и со временем займемся отечественными авторами. Сейчас наш двигатель энтузиазм, сарафанное радио и игротеки) Чем больше людей, тем лучше! И самый передний край - это конечно розница, работа с покупателями и клубная деятельность!

Zoyfar написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Очень интересный и обстоятельный доклад. Всё сильнее убеждаюсь в том, что нужно поскорее открывать игровой клуб/магазин.

Hypha написал 6 лет назад: #

Ооо, это очень хлопотно и интересно)

Greensign написал 6 лет назад: #

Второй вопрос на самом деле звучал так: "Не секрет, что известные магазины настольных игр, за исключением Мосигры, не представлены в регионах. Почему? Будет ли это меняться?"

JonyAS написал 6 лет назад: # скрыть ответы

если кто знает, дайте плз линки на магазины игровых компонентов, желательно в германии (чтобы знакомые привезли)

OberstDan написал 6 лет назад: #

http://www.spieleautorenseite.de/tipps/material.htm
http://www.spielmaterial.de/