| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
Перевод превью с BGG и обзора с BGG

В не столь отдалённом будущем на тёмной стороне Луны находят нечто, что провоцирует пробуждение Шеола, который окутывает Луну кромешной тьмой. Эта тьма со временем доходит до Земли и постепенно накрывает и её. Начинается новый ледниковый период, а во мраке появляются жуткие монстры-тени.
Последний оплот человечества — это Цитадель: гигантская башня, в которой находятся не только выжившие, но и остатки утерянных технологий из предшествующих катастрофе времён. Тут люди создают Сияние: единственное, что способно противостоять теням. Вы — разведчик, один из немногих, кто готов отправиться во тьму и одолеть живущих там монстров, прежде чем они доберутся до Цитадели и разрушат её.

Каждую партию вы выбираете миссию, которую будете проходить. В каждой миссии есть набор карточек миссии. На них указаны разнообразные задания, которые вам предстоит выполнить. Кроме того, вам зачастую будут попадаться опциональные побочные задания — тоже ветвящиеся. Иногда для их выполнения достаточно добраться до определённой клетки на поле, иногда нужно пройти испытание (стараясь выбросить определённую комбинацию на кубиках).
Сюжет раскрывается не только через карточки миссий; у каждой из территорий, до которых вы доберётесь, есть своя история, а также зачастую персональный набор событий и выбор из нескольких вариантов, что помогает погрузиться в атмосферу сеттинга.

По сути геймплей заключается в путешествии из Цитадели в теневые земли и сражениях со встреченными монстрами. Однако для этого необходимо создать источник света из Сияния; без него путешествовать во тьме невозможно. Но запасы Сияния, которое вы тратите на создание света, не бесконечны, причём они одновременно являются вашими HP — так что расходовать их придётся с осторожностью.
У каждого персонажа есть свой уникальный набор карточек, которые дают разнообразные способности или скидки на применение других действий. Ведь Сияние тратится не только на создание света, но и на сражения. И на освещение поджидающих вас во тьме врагов-теней.

Как уже упоминалось, тени стремятся к Цитадели, чтобы уничтожить её. Каждый ход новые тени спавнятся на поле и начинают идти к Цитадели. Но вы не знаете, кто именно приближается к вам, пока вы не прольёте на него свет. Без света они выглядят просто сигналами. Сигналами, которые могут убить вас и уничтожить башню. Они не неуязвимы, но попасть в скрывающегося во тьме врага гораздо тяжелее. Зато если подсветить его, вы не только поймёте, кто перед вами и какие у него способности, но и попадёте в него со 100-процентной вероятностью. Так что вам придётся делать непростой выбор.

Между миссиями вы занимаетесь менеджментом планшета Цитадели. За счет принесённых с миссии трофеев вы можете прокачать разнообразные районы города, что даёт бонусы на будущие сценарии или новые способности. Но это ещё не всё; вы не просто управляете городом в целом, но и тремя городскими фракциями. Чем больше вас уважает одна из фракций, тем больше у вас апгрейдов на выбор и товаров в магазине.
Я вложился в кикстартерный All-In: полный набор за исключением коврика и музыкальных треков.

На наш взгляд, S.H.E.O.L. в целом не оправдывает затраченного на неё времени. Начнём с того, что во время партии вам придётся возиться со множеством всяческих компонентов и жетонов. У меня суммарно ушло около 10 часов на распаковку игры, организацию хранения всех жетонов и карточек, знакомство с правилами (прочёл книгу правил от корки до корки, посмотрел 3–4 часа видео с обзором правил и геймплея) и раскладывание игры на столе. Последнее — процесс очень НЕбыстрый. Кикстартерная страница уверяет, что раскладка занимает минут 5, но это явная ложь. У меня на раскладку первой миссии ушло 20 минут. На сборку — тоже 20 минут. Никаких пакетиков в комплекте нет, а встроенный органайзер не даёт сортировать карточки по персонажам, что удлиняет раскладку следующей миссии: приходится ориентироваться по фото финального состояния предыдущего сценария, сделанное с телефона, чтобы вспомнить, какие карточки вы прикупили, и заново собирать колоду персонажа. Из-за всего этого первая партия оставила у моей жены и сына не слишком позитивные впечатления.

Оговорюсь, что мы обожаем америтреш. В S.H.E.O.L. хватает тематичности; она чувствуется в геймплее, в иллюстрациях и т. п. Мы также обожаем бросать кубики, однако мне совсем не нравится, как много разных видов кубиков есть в S.H.E.O.L. на каждый чих. На всех очень разные символы, и вам приходится запоминать их все. Есть кубик для атак врагов, есть кубик для перемещений врагов, есть два кубика ломки и ремонта вашего оружия (но обычно нужен только один из них), есть два разных кубика для спавна врагов (кубик тревоги и кубик угрозы).
После освоения мной правил на объяснение жене и сыну, как играть (а также прочтение вступительной части), ушло около часа. В правилах очень много всяческих нюансов и ситуаций «если ..., то» (например есть жетоны для барьеров, есть жетоны для источника света, есть правила насчёт движения игроков во тьме с источником света и без, есть правила насчёт движения монстров в зоне источника света и т. д.).

Движение — ключевой элемент геймплея. Причём переместиться куда пожелаете очень непросто. Во-первых, для перемещения необходимы жетоны источника света. Чтобы получить эти жетоны (если у вас не осталось с прошлого хода), нужно выполнить действие «планирование», потратив действие и Сияние. Затем нужно выполнить действие «освещение», которое тоже требует потратить действие и Сияние. А затем собственно двигаться, тратя очки движения. Если вы захотите переместиться на большее расстояние, придётся потратить больше Сияния (которое также является вашими HP). В результате переместиться в нужную точку занимает целую вечность. Причём никакой очерёдности ходов тут нет, так что вся эта возня происходит в общий ход игроков, которым приходится решать, кому двигаться следующим.
Когда вы наконец закончите движение, вам может повстречаться враг или же новые территории, в которых можно выполнить определённое действие. Что до событий, они по ощущениям пришиты к игре белым нитками. Когда миниатюра вашего персонажа встаёт на жетоны с событием, вы вытягиваете из колоды одну из 12 карточек и получаете жетон репутации фракции, маленький бонус или штраф. Не впечатляет.
Враги в основном делятся на три уровня: три вида теней, вестники и внешние лорды. За победу над тенями и вестниками вы получаете награду (умбру — игровую валюту), а за внешних лордов — нет, хотя это самые сложные противники в игре. Не вижу тут логики, особенно учитывая, что правила инструктируют вас избегать боёв с тенями и сосредоточиться на выполнении задач миссии, так как тени нужны, только чтобы отвлечь вас и задавить числом, если вы будете уделять слишком много внимания боям с ними.

Иллюстрации и дизайн поля и компонентов очень классные, но не компенсируют ощущений в конце миссии, что игра не стоила таких хлопот. Удовлетворения от победы не испытываешь.
Что до миниатюр, это одни из лучших виденных мной в настолках: очень детализированные и качественные. Вот только ключевой компонент игрового поля — Цитадель — сложен в сборке: он делится на несколько частей, которые вам придётся постепенно собирать. В отличие от двумерной версии, которая просто состоит из двух кусков картона. Учитывая, насколько нетороплив геймплей S.H.E.O.L., к тому моменту, как вы разложите на столе базовые компоненты, желание доставать из коробки множество миниатюр пропадает.
Да, насчёт книги правил: она страдает опечатками, ссылками на другие правила без указания нужной страницы и просто не очень внятно описанными моментами. Не худшая книга правил на свете, но в совокупности с прочими проблемами S.H.E.O.L. это отбивает желание продолжать играть.
Мне недавно приехала Oathsworn, так что я, скорее всего, переключусь на неё, а S.H.E.O.L. дам ещё один шанс как-нибудь потом. Но вряд ли что из этого выйдет, разве что если сюжет последующих миссий вдруг станет очень увлекательным.