С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
9.6551 |
- |
[Истории свойственно повторяться. Истории настольных игр тоже, ведь когда-то они уже были популярны, а у некоторых игр, таких, как нарды и шахматы, даже был свой собственный золотой век. Другие же игры, несмотря на всю свою славу, исчезли во тьме веков вместе с народами, их придумавшими. Питер Аттья, владелец небольшого онлайн-магазина настольных игр, вспоминает самые яркие истории из прошлого и настоящего настольных игр. Поможет ли это предугадать их будущее? — Прим. пер.]
Игра урских царей, 2600 г. до н. э.
В последние годы настольные игры переживают настоящий бум. В 2012 году «The Guardian» окрестил это «золотым веком настольных игр», отметив, что каждый год их показатель прироста увеличивается на 40 %, а это больше, чем у «Google», у которого он 20 %.
Растущий интерес к играм вдохновил Уила Уитона и Фелицию Дэй на съёмку теперь уже известного видеоблога «TableTop», в котором Интернет-знаменитости играют друг против друга в настольные игры. Каждый новый ролик собирает сотни тысяч просмотров.
Но как вообще могло стать так популярно столь архаичное развлечение? С чего всё это началось?
Немногие знают, что настольные игры существовали ещё в доисторические времена, то есть задолго до появления письменности. Вы спросите, какая игра была самой первой?.. Кости! Неотъемлемый атрибут многих современных игр — кубик — являлся основой и древнейших игр человечества.
В могильном кургане Башур-Хаюк на юго-востоке Турции был обнаружен набор из 49 обтёсанных и раскрашенных камешков. Эти 5000-летние камни являются самыми древними когда-либо найденными игровыми компонентами. Похожие камешки уже находили в Ираке и Сирии, что позволяет предположить, что родина настольных игр где-то на Плодородном полумесяце, охватывающем территории вокруг Нила, Тигра и Эвфрата. То есть получается, игры пришли оттуда же, откуда и спиртные напитки, бумага, мятные леденцы и календари — всё то, без чего непросто обойтись при подготовке очередного игрового вечера.
Существовали и другие игры в кости, в которых использовались плоские палочки с одной окрашенной стороной. Их собирали вместе и подкидывали, результатом броска служило количество «выпавших» окрашенных сторон. Месопотамские кости различались видом и материалом, для игр годились обтёсанные таранные кости, деревяшки, раскрашенные камешки и панцири черепах.
Четырёхсторонние кости и палочки-кости из Месопотамии
Кости из таранных костей, 500–300 лет до н. э., Греция/Фракия
Со временем кости стали изготавливаться из других материалов: из меди, олова, слоновой кости, мрамора и др. Кости, сохранившиеся со времён римского владычества, похожи на обычные 6-гранные кубики, которыми мы пользуемся по сей день. Существовали также кубики с дополнительными усечёнными гранями (как на картинке выше), дававшими дополнительные возможности для счёта — что-то вроде кубиков с большими цифрами из «D&D» и прочих ролевых игр.
Настольные игры пользовались популярностью у египетских царей. Особенно сенет. Игру неоднократно находили в захоронениях додинастической эпохи и периода первой династии. Сенет можно увидеть на настенных рисунках древнеегипетских гробниц. Ко времени Нового царства (1550–1077 гг. до н. э.) игра стала своеобразным талисманом путешествия в мир мёртвых.
Древние египтяне свято верили в концепцию судьбы. Вероятно, высокий элемент везения в сенете был тесно связан с этой концепцией. Считалось, что удачливому игроку покровительствуют сами боги египетского пантеона: Ра, Тот, а порой и Осирис. Вследствие этого, сенет часто клали в усыпальницу умершего наряду с другими необходимыми вещами для опасного путешествия в загробный мир. В связи с этим сенет упоминается в главе XVII «Книги мёртвых».
Если говорить о процессе игры, тут единого мнения нет. Сама по себе доска для сенета — это прямоугольное поле из 30 квадратов: 3 ряда по вертикали, 10 по горизонтали. В игре было два набора фишек (как минимум по 5 каждой, иногда находили и больше, а иногда находили укороченные версии игры с меньшим числом фишек). Историки выдвинули несколько гипотез относительно процесса игры, которые были подхвачены некоторыми компаниями, выпустившими собственные версии сенета.
Став популярными среди высших сановников, настольные игры заинтересовали рабочий класс, а вскоре и религиозные круги. Одним из последствий такого интереса стал мехен. Несмотря на то, что правила игры так и не были найдены, известно, что она была связана с богом Мехеном. Культ солнца изображал его в виде гигантсткого змея, кольцами опоясывающего бога солнца Ра (доска для игры тоже делалась в виде свернувшегося кольцами змея).
На каком-то этапе (гораздо раньше Древнего царства) игра и бог стали неразделимы, игра стала чем-то большим, нежели праздным времяпровождением — она во всех отношениях стала отождествляться со змееподобным богом. Тим Кендолл, исследователь Древнего Египта, говорит, что невозможно сказать (на основе имеющихся данных), чем именно было вдохновлено появление подобного божества: игрой или существовавшей мифологией.
Фигурка льва из мехена
Несмотря на то, что правила мехена так и остались неизвестными, существовала гиена, арабская игра с похожими параметрами. По этой причине правила гиены были адаптированы и под мехен.
Каждый игрок начинал с шестью шариками и одним львом. Палочки-кости (такие, как на одном из рисунков выше) определяли очки движения. Игроки начинали в хвосте змеи, с края доски, и наперегонки двигались шариками к её центру — туда, где покоилась голова змеи. Как только один из шариков достигал центра, направление движения менялось — игроки начинали двигаться к месту старта — а в игре появлялся лев, съедающий (забирающий) шарики соперников.
Многие полагают, что самая старая настольная игра, в которую играют до сих пор, — это нарды, однако, на самом деле, это игра урских царей. Игра, которая считалось утерянной, была полностью вытеснена нардами 2000 лет назад. Однако горячий поклонник игр Ирвин Финкел неожиданно увидел её правила, высеченные на древней каменной табличке. А потом с удивлением обнаружил фотографию такой же игры, сделанной в современной Индии. Вскоре после этого Финкел познакомился с учителем-пенсионером, который играл в эту же игру, когда был ребёнком. Всё это делает игру урских царей самой древней игрой в мире, в которую играют до сих пор.
Своё название игра получила от места, где её нашли — царской гробнице в иракском городе Уре. Также комплект этой игры был обнаружен в гробнице Тутанхамона. В игре урских царей использовались два набора из 7 фишек, чёрных и белых, а также три пирамидальные кости (4-гранных кубика).
Ludus duodecim scriptorum — популярная игра в Римской империи. Её название переводится как «игра в двенадцать отметок», по-видимому, в названии отражается элемент игровой доски, на которой имелось три ряда по 12 отметок в каждом. Считается, что Ludus duodecim scriptorum стала родоначальницей табулы, в любом случае, и та, и другая игра похожа на современные нарды.
Ludus duodecim scriptorum в музее г. Эфеса
На каждой из двух сторон игрового поля игры, предшествовавшей нардам, имелось по 12 отметок. Как и сейчас, каждый игрок использовал 15 шашек и шестигранные кубики. Цель игры была той же — первым убрать за поле все свои шашки. Отличия от современных нард заключались в использовании одного дополнительного кубика (итого трёх кубиков вместо двух) и начале игры за пределами поля — шашки вводились в игру с бара наподобие того, как это делается в современных нардах.
Короткие нарды стали безумно популярны в 1960-е годы благодаря князю Алексису Оболенскому, «отцу современных нард», одному из основателей Международного нардового сообщества, составившего официальные правила игры. Помимо этого, в 1963 году Алексис основал Международный нардовый клуб на Манхэттене, который разработал турнирную систему игры, а в марте 1964 года организовал первый масштабный международный турнир по нардам, привлёкший внимание аристократии, знаменитостей и прессы.
Игра мгновенно стала модным увлечением, в неё играли в колледжах, на дискотеках и в загородных клубах. По всей Америке и стар, и млад только и делали, что гоняли шашки по доскам. Производители сигарет, спиртных напитков и автомобилей начали спонсировать нардовые турниры, а Хью Хефнер устраивал нардовые вечеринки в своём особняке «Playboy Mansion». Стало открываться всё больше клубов нард и проводиться турниров, что естественным образом привело к Международному чемпионату 1967 года, проведённому в Лас-Вегасе.
Относительно недавно, в 2009 году, с целью возродить былую популярность нард в США была организована Американская нардовая федерация (USBGF). Среди её членов правления и комитета числится немало знаменитых игроков, организаторов турниров и авторов научных работ со всего мира.
Ludus latrunculorum («игра в разбойников») была стратегической настольной игрой для двух участников, в которую играли по всей Римской империи. Во времена Гомера о ней уже было хорошо известно и, судя по описаниям, она напоминала шахматы. Об игре не сохранилось подробных сведений, поэтому воссоздать её правила не представляется возможным, однако большинство историков сходятся во мнении, что это была военная тактическая игра. Существует теория, что именно воины XIII века до нашей эры повлияли на появление военно-стратегических игр.
В игре было множество фишек, а её поле напоминало шахматное. Поле называлось городом, а фишки — псами. Фишки были двух цветов, и идея игры заключалась в том, что фишка одного цвета, оказавшаяся между двух фишек другого цвета, выходила из игры.
Существует гипотеза, что ludus latrunculorum могла повлиять на историческое развитие ранних шахмат, особенно на ходы пешек. Когда шахматы появились в Германии, термины «шахматы» (chess) и «шах» (check) вошли в язык под словом «шах» (schach), однако в исконном немецком слово «шах» означало «разбой», поэтому словосочетание ludus latrunculorum часто использовалось в качестве средневекового латинского названия шахмат.
Поначалу настольные игры были достоянием исключительно взрослых представителей древних культур, однако со временем они пустили настолько глубокие корни в общественную жизнь, что стали частью детских забав. Несмотря на то, что классики нельзя назвать настольной игрой, они стали одной из первых игр, ориентированных на детей. Да-да, эта игра старше, чем вы думали.
Впервые играющие в классики (римские) дети упоминаются около 500 лет до н. э. Сегодня существует множество вариантов этой игры, однако основные правила остаются неизменными. Первый игрок бросает битку (камешек, монетку, жестяную банку) на первый квадрат, причём битка должна оказаться внутри очерченного квадрата и не должна задевать его границы. Далее, прыгая на одной ноге, игрок перемещается из квадрата в квадрат, толкая перед собой битку.
Первые письменные упоминания об игре в англоязычном мире датируются концом XVII века, чаще всего игру называют словами «scotch-hop» и «scotch-hopper». Согласно «Оксфордскому словарю английского языка», слово «hopscotch» («классики») происходит от слов «hop» («прыжок на одной ноге») и «scotch» в значении «прочерченная или процарапанная линия».
Несмотря на то, что в азиатской культуре настольные игры появились задолго до 400 г. до н. э., это были преимущественно переработанные версии игр Среднего Востока. Любо стала первым исключением из этого правила и первой известной нам игрой, созданной азиатской культурой. (А вскоре за ней последовала и го).
Игра была рассчитана на двоих, предполагается, что у каждого игрока было по 6 фишек, которые перемещались по точкам квадратного поля с характерным симметричным рисунком. Очки движения определялись броском шести палочек-костей.
Любо была весьма популярна во времена династии Хань, но впоследствии её слава сошла на нет. Возможно, игру затмила набирающая вес го. Как бы то ни было, любо оказалась практически забыта. В недавние годы, благодаря археологическим находкам её досок и фишек в древних гробницах, учёным удалось собрать больше сведений об этой игре.
Как правило, эту игру находили среди разных других вещей в гробницах времен династии Хань. Для изготовления любо служили разные материалы, она могла быть сделана из каменной плиты, дерева или представлять собой массивный стол с вырезанным игровым полем и бронзовыми фишками. Однако игровое поле, нарисованное или высеченное на поверхности, оставалось неизменным во всех версиях игры.
Компоненты многих дошедших до нас экземпляров практически не сохранились, поскольку традиционно изготавливались из органических материалов (например, дерева), которые со временем обращались в пыль. Однако в 1973 году археологам удалось отыскать полноценный набор игры в довольно хорошем состоянии.
Он включал в себя:
Как и в случае с большинством древних игр, правила любо не дошли до нас целиком. Однако вот краткий пересказ гипотетических правил:
Двое игроков садятся перед игровым полем друг напротив друга. Поле разделено на 12 троп с 2 концами, область посередине называется водой. В игре используется 12 фишек: согласно древним правилам, 6 чёрных и 6 белых. Также в игре имеются фишки «рыб», две помещаются в воду.
Игроки по очереди перемещают фишки в зависимости от результата брошенных палочек-костей. Когда фишка достигает определённого места, она ставится на ребро и превращается в «сову». После этого она может войти в воду и съесть (выудить) рыбу.
Каждый раз, когда игрок выуживает рыбу, он получает 2 счётные фишки. Если он выуживает 2 рыбы подряд, то за вторую рыбу получает уже 3 фишки. Если игрок выуживает 2 рыбы, но не побеждает, это называется двойным уловом.
Игрок, набравший 6 счётных фишек, побеждает в игре.
[Прим. ред. — Продолжение следует...]