Ориньяк. На заре человечества

Aurignac, 2023

свернуть все темы
pxseek написал 3 месяца назад: #

1. Ресурсами является рога, кости, копья одежда, рубила, шкура, кремень, еда, лес.
2. Жетоны Неандертальцев работают только во время сбора/изготовления именно такого же ресурса который на жетоне.
3. Если племя получает больше 2(сапиенс) или 3(неандертальцы) ран они не сохраняются, а сбрасываются ВСЕ.
4. КОПЬЕМЕТАЛКА работает со ВСЕМИ копьями. Даёт удаленное значение только одному копью. В описании в конце опечатка должно быть сила 6.
5. Если играется две карты действия природы, а на планшете уже есть два символа, то сначала играется первая карта, затем срабатывает комбинация символов, карты убираются и затем кладется вторая карта на планшет.

ZhekaGreen написал 3 месяца назад: #
Первый взгляд

Сыграли первую партию на пятерых. Тянули роли случайным образом, игра произвела на всех игроков разное впечатление. Обобщённое от всех:
1. За мать природу самый легкий гемплей, Но: Такое чувство что очень сложно победить. Всё очень сильно зависит от карт которые придут на руку.
2. Неандертальцы сильны и за них победить легче. Несмотря на это я сделал в начале нескольку тупых ходов что затормозило меня и не дало взять победу. Второй неандерталец всю игру терпел но внезапно расплодился в 9м раунде
3. За сапиенсов решили играть по русскоязычным правилам без оглядки на французкие (Как пишут тут на тесера сначало разыгрывается карта только потом какое либо действие) - показались имбой из за огромного количества действий пока хватает ресурсов. Играя за неандертальцев и мать природу мы даже несколько негодовали несправедливостью.

В целом же, мне игра показалась шикарной и интересной. Кому то из нашей компании игра показалась душноватой. Кто то воспринял как обычный проходняк. Кто то уже продумывает варианты игры на следующий раз. но в целом все сошлись во мнении что она очень реиграбельна, в силу разных ролей и ситуаций. Не думаю что мы будем раскладывать её каждую неделю как некоторые любимые игры, Но раз в месяцок два можно.

П. С. Заказывал с Озон от "Стиль Жизни", пришла в полном комплекте. Есть огрехи в качестве нарезки картона, какие то компоненты вываливались как только берешь планшет в руку - другие же при выдавливании норовили оставить слой внешней ламинации на старом месте.

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
Ошибка в правилах. Ход сапиенса.

В Русских правилах написано, что в свой ход можно:
1) разыграть карту
2) купить карту улучшения (один раз за ход)
3) сдвинуть за еду маркер прогресса произведения искусства (один раз за ход).
4) Спасовать.
В первой нашей партии сапиенс мог делать в свой ход покупку карты затем когда ход возвращался мог опять купить карту, или таким же образом он мог двигать маркеры искусства за еду.
Во французских правилах НАПИСАНО ИНАЧЕ.
(FAIRE UNE ACTION en jouant une ou plusieurs cartes. Il pourra alors soit ACHETER UNE CARTE AMÉLIORATIONS de la Rivière, Soit PROGRESSER D'UNE ÉTAPE SUR UNE CEUVRE.)
СДЕЛАЙТЕ ДЕЙСТВИЕ, сыграв одну или несколько карт. Затем он может либо КУПИТЬ КАРТУ УЛУЧШЕНИЯ у реки, ИЛИ ПРОДВИГАТЬСЯ НА ОДИН ШАГ В РАБОТЕ.

slflycat написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Где вы увидели несоответствие?

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

В русских правилах нигде не сказано, что БЕЗ РОЗЫГРЫША КАРТ нельзя совершать покупку карт или подвинуть маркер произведения за еду.
Если я ошибся, процитируйте, где в русских правилах это написано.

slflycat написал 3 месяца назад: #

Я думаю вы не правильно понимаете французский перевод. Сапиенса не обязательно разыгрывать карты как действие, чтобы иметь возможность выполнить второе или третье действие. Это слишком усложняет игру за сапиенса, т.к. разыграть карту как действие не всегда возможно.
Мы во всяком случае играли так, что любое из 3 действий было доступно в ход. И думаю раз так перевели, то были соответствующие консультации.

slflycat написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Хотя возможно вы и правы. Обязательное разыгрывание карты ограничивает количество ходов сапиенса до 5 за раунд. Без этого правила количество ходов сапиенса получается не ограничено.
Хотя не понятно, что делать сапиенсу, если сыграть карту как действие он не может, но у него есть возможность что-то купить у реки, или продвинуться по искусству. Паковать? Этот очень жестко и усложняет и без того не очень простую игру за сапиенса

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Добавил английские правила. В них так же сказано, что только после розыгрыша карт. Ограничение на 5 ходов важно. В случае плохих карт есть возможность сыграть адаптацию. В нашей первой партии сапиенс без этого правила покупал очень много карт. То что это усложняет игру вы правы. Теперь надо думать брать карту или подвигать маркеры. Мне кажется за сапиенса очень тяжело выиграть.

slflycat написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Так, добрался до русских правил.
Относительно того, где в русских правилах написано, что саипенс ДОЛЖЕН сыграть карту в ход, перед тем как выполнять действие покупки или продвижения по искусству.
Стр. 14 - В свой ход сапиенс ДОЛЖЕН (а не как у вас написано - МОЖНО) совершить действие, или спасовать.
Далее написано:
Разыграть одну или несколько карт - сапиенс ДОЛЖЕН сыграть в зону действий хотя бы одну карту, позволяющую выполнить действие.
Так что момент про то, что сапиенс ОБЯЗАН в свой ход сыграть хотя бы одну карту как действие в русских правилах есть.

Другой вопрос, что в отличии от оригинальных правил, упущен именно момент, что сапиенс ДОЛЖЕН СЫГРАТЬ ХОТЯ БЫ ОДНУ КАРТУ как действие, а затем еще и может докупить карту усовершенствования или продвинуться по треку искусства. Т.е. как бы выполняет два действия за ход. Из-за этого русский вариант читается именно так, как вы и написали (и как мы тоже играли), что любое из перечисленных действий доступно и выполняется само по себе один раз в ход, но количество этих ходов за раунд не ограничено. Что конечно принципиально меняет исходные правила, что у сапиенса максимум 5 ходов (5 карт в руке) за раунд.

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Обратите внимание в правилах коричневым цветом выделено СОВЕРШИТЬ ДЕЙСТВИЕ и СПАСОВАТЬ. А затем идут три равнозначных пункта выделенные оранжевым. По правилам именно читается как МОЖНО.
Алгоритм в русских правилах.
1. СОВЕРШИТЬ ДЕЙСТВИЕ:
а) разыграть одну или несколько карт
б) купить карту улучшений (один раз за ход)
в) продвинуть маркер прогресса по треку первобытного искусства (один раз за ход)
2. СПАСОВАТЬ.
Также по этим правилам можно трактовать, что можно по одному разу за ход купить улучшение и продвинуть маркер одновременно.
Я уверен все люди не знакомые с оригинальными правилами, прочитав русские, играли бы так же как и мы с вами.

slflycat написал 3 месяца назад: #

Коричневым выделено совершить действие ИЛИ (а не И) спасовать.
Нет, не равнозначны. Про разыграть карту именно написано ДОЛЖЕН, а не МОЖЕТ. А вот про другие два пункта написано можно.
И алгоритм русских правил
1) ДОЛЖЕН СОВЕРШИТЬ ДЕЙСТВИЕ, разыграв одну или несколько карт
2) купить карту улучшений
3) продвинулся по искусству

Ошибка русских правил в том, что в них не прописано, что после совершения ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ по карте можно ещё и ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИЛИ купить усовершенствование ИЛИ продвинулся по искусству.
Т.е. если не знать иностранный оригинал, то вообще не понятно, а когда же совершать действия покупки карт и продвижения по искусству, если сыграть карту как действие это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ действие, а за ход можно только 1 действие и сделать.

Artikul написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Сыграть карту, как действие, есть практически всегда, т.к. можно разыграть две карты и применить адаптацию.
Мы первую партию играли, что сапиенс может покупать карту с ряда идей и прокачивать треки произведений искусства без розыгрыша карт действий и я так думаю, что это не верно, т.к. сапиенсу становится очень просто победить. Вчера сыграли по правилам, что сапиенс не может покупать карты и прокачивать треки без розыгрыша карт - сапиенс победил, всё отлично работает.
Обращаю ваше внимание, что у неандертальца максимум только 5 или 6 ходов за раунд, если применить одноразовый бонусный жетон "Возврат".
Моё мнение, что однозначно необходимо выполнить действие через розыгрыш карты, а после один раз за ход купить карту с ряда идей и/или прокачать трек произведения искусства.

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

slflycat, уже третий человек который не правильно понял правила игры. Смысл доказывать, что в русских правилах нет ошибки в описании действий сапиенса?
Лучше подскажите страница 21 копьеметалка. В описании пишут: применяя на копьё с костяным наконечником получается сила 8. Только у костяного копья сила 3, если умножить на 2 то получаем 6 откуда сила 8 получилась? Так же в памятке пишется применяется на примитивное и костяное копье, хотя в описании карты написано, что действует на любое копьё (оленье,кремневое,костяное, примитивное).

pxseek написал 3 месяца назад: #

Автор сказал, что в правилах ошибка - сила костяного копья должна быть 6, и копьеметалка действует на одно ЛЮБОЕ копьё.

Virusoid написал 3 месяца назад: #

Мы так все партии играли =))) И матери-природе при игре на 5-ых почти нереально выиграть при таком раскладе. А на днях заметил разницу в ру и англ правилах в этом пункте)

pxseek написал 3 месяца назад: #

Сыграл 7 партий за мать природу против двух неандертальцев. Четыре первые партии проиграл на 7 ходу, последние три на 9 ходу. Как у кого со статистикой побед за мать природу?

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
Атака на племя

В правилах нигде не нашел можно ли нападать на племя которое спасовало. Если у неандертальца может быть запас жетонов копий и он может после паса отвечать на атаку путем сбрасывания этих жетонов, то сапиенс после паса должен скинуть карты с руки, соответсвенно он ответить на атаку не может.

Truni написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Если не ошибаюсь, Сапиенсы сбрасывают руку в конце сезона, тоесть когда оба племени спасует. Следовательно сапиенсы могут оставить себе карты копий, если ожидают атаки от Неандертальцев.

pxseek написал 3 месяца назад: #

По правилам после паса надо сразу сбросить с руки оставшиеся карты и карты в зоне действия в стопку сброса.
В большинстве сыгранных мной игр игроков, которые сделали пас уже нельзя атаковать. Но в правилах нигде не нашел этого.

pxseek написал 3 месяца назад: #

Автор игры на bgg написал, что можно нападать на племя которое спасовало.

denside написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
Вопрос по Неандертальцу.

Я правильно понимаю, что выставлять члена племени можно только в свободную ячейку действия?
И получается, что переместившись один раз за сезон, неандерталец больше не может двигаться до следующего сезона?

pxseek написал 3 месяца назад: #

Нет. Ячейки действий можно повторять каждый ход. На ячейки Охоты, Перемещения и Атаки можно за один ход выставить несколько рабочих, чтобы усилить действие.

Truni написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
Непонятки по правилам

Помогите мне понять как работает колода Сапиенса. Ни из русских, ни из английских не понял. У нас есть либо четвре, либо три колоды, это так же непонятно: 33 карты улучшения, карты голода и тут возникают вопросы.Справа планшета лежит колода руки или колода карт сапиенса? И если колода карт, то как её пополнять, в конце раунда и откуда брать карты. Так же не понял, что делать если колода карт Сапиенса заканчивается (опять же какая колода, улучшений или какая-то отдельна)? В общем помогите пожалуйста разобравшиеся люди, тут либо я не понял, либо там не сказано.

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Есть стартовые карты для каждого игрока. 6 карт для синего и 8 карт для оранжевого. В правилах, на рисунке, эта колода называется стартовые карты. Отдельно рядом положите колоду голода. От туда будете перекладывать в свою стартовую колоду карты голода. Третья стопка карт это карты улучшений, рядом с этой стопкой выложите рынок из 5 карт. В Четвертой стопке (СТОПКА СБРОСА) лицевой стороной вверх вы будете складывать купленные на рынке карты и в конце вашего хода положите в неё карты которые разыгрываете во время вашего хода. После раскладки как на рисунке на 8 странице вы берете пять карт из стартовой стопки.
Во время вашего хода вы выкладывает по одной или несколько карт перед собой (в правилах называется ЗОНА ДЕЙСТВИЯ) и делаете действие с разыгранных карт. После действия вы можете ЛИБО купить одну карту с рынка(после покупки сразу же выложите новую карту на рынок, чтобы было 5 карт), ЛИБО тратите вашу еду для того, чтобы продвинуть один маркер на планшете. После этого передаёте ход другому игроку. В следующем ходу вы повторяете выше описанное, ЛИБО пасуете. После паса скидываете вышли оставшиеся карты с РУКИ и вашей ЗОНЫ ДЕЙСТВИЙ и берете 5 карт из вашей стопки (стартовой стопки) если в ней не хватает карт перемешивайте СТОПКУ СБРОСА и делаете из этой стопки вашу "стартовую стопку".

Truni написал 3 месяца назад: #

Благодарю, в переводе нет точных обозначений разных колод из-за чего недопонял принцип.

Wehache написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

А есть отзывы?)

alexlap написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

по ссылке в "статьи" выше есть один) Что касается картона, то средненькое качество, но за те деньги, что за игру просят очень даже норм наполнение. Сам не играл ещё.

slflycat написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

А что с картоном не так? Карты не лен, еще что-то?

alexlap написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

При выдавливании вырубки может отрываться верхний слой (с печатью который), имеются "волны" (или как это назвать, когда к краю жетона, если смотреть под углом, видна неровность на поверхности) /недавно на стриме какой-то издатель это показывал как брак, что это проблема в картоне/. Да и в целом в руках держишь и видно, что качество так себе, но , повторюсь, за те деньги, что за игру просят по современным реалиям - грех жаловаться.

Wulkuw написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

С первым помогает выдавливание с изнанки, а не с лица. Бывает такое. Тоже заинтересовался и цена вкусная. Но пока игровой процесс до конца не оценил - жду летсплей.

pxseek написал 3 месяца назад: #

Сегодня провел первую партию на четверых. Играл за мать природу. Мне понравилось, так же думаю мне понравится за сапиенса. Вот за неандертальца под сомнением, но они хороши для моих родителей им проще играть в механике выставления рабочего. После первой партии могу сказать она стоит своих денег. По мне так качество изготовления игры хорошее.

slflycat написал 3 месяца назад: #

Ну с выдавливанием да, были с парой жетонов проблемы. В остальном качество считаю нормальное. Во всяком случае картон горбом не выгибается через две недели, как бывает у одного из издателей.

pxseek написал 3 месяца назад: #
Карта матери-природы НЕХВАТКА

Если племя неандертальцев с рубилом и бонусным жетоном делает сбор, а мать-природа играет карту НЕХВАТКА сколько надо брать ресурсов?
1. Ниодного ресурса (так играл сам)
2. При использовании рубила и бонусного жетона 2 ресурса вместо трёх.
Поидее рубило и бонусные жетоны срабатывают когда берешь ресурс.

pxseek написал 3 месяца назад: #
Жетоны неандертальцев.

1. Жетоны неандертальцев на сбор определенного ресурса дают бонус только во время сбора этого ресурса. Если во время сбора берете другой ресурс, то жетон не сработает.
2. На изготовление одежды, рубила и копий действует точно такое же правило.

pxseek написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
После прочтения правил появились вопросы.

1. В описании Мать-природы карты реакции: мать-природа может разыгрывать столько карт одного типа сколько захочет.
Далее в описании неандертальца в охоте написано довольно четко, что мать-природа может сыграть КАРТУ реакции.
А в описании сапиенсов на охоте: мать-природа может сыграть КАРТУ(-Ы)реакции.
2. Сапиенс в картах через "/" обозначают "или",тоесть только одно действие на выбор. Но отдельным абзацем написано: другие карты позволяют выполнить несколько различных действий. Сапиенс может выбирать действия, которые он хочет совершить, но он должен выбрать как минимум одно действие. Более того он должен соблюдать порядок указанный на карте. И дальше идёт пример с картой "пропитание", где сказано, что он может выбрать оба действия. Хотя там не два действия, а три(взять карту, перемещение, сбросить карту).
Я не понял этот момент.
3. Убрать карту из стопки сброса можно любую или только верхнюю?
4. С помощью пещеры неандерталец может за одну еду получить одного члена племени крайнего слева в жилой зоне. Я так понимаю если там один член племени который стоит в самом правом углу на изображении двух кубиков еды можно отправить на работу за одну еду?

pxseek написал 3 месяца назад: #

Перечитав правила (также посмотрев французские) буду играть так:
1. Мать-природа может играть сколько угодно карт реакции одновременно.(ЕСЛИ ЕСТЬ СОМНЕНИЯ КАК ТРАКТОВАТЬ ПРАВИЛА, ПРЕИМУЩЕСТВО ВСЕГДА БУДЕТ У МАТЕРИ-ПРИРОДЫ).
2.Есть некоторые карты которые могут давать отдельные бонусы, если нет знака / значит можно сделать несколько действий, если соблюдается порядок (слева направо).
3. Любую карту из стопки сброса.
4. За одну еду крайнего правого рабочего можно забрать.

Lesjar написал 4 месяца назад: # скрыть ответы
Природа и человечество

Как я понимаю, человечество является частью природы и зачем-бы целому стремиться полностью уничтожить часть себя? Видимо, кто-то и в играх внедряет идею порочности нашего вида чтобы антигуманные меры воспринимались легче.

Wulkuw написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Норм всё с темой. Просто подумайте, сколько видов эта «матушка» уничтожила за время существования самой жизни. Или представьте себе жизнь первобытных людей. Сплошная борьба за выживание. Разумеется, нам, «цивилизованным», трудно понять перманентный голод, отсутствие медицины, желание соседей тебя убить и, возможно, съесть и т.д. В последнем как раз и заключался великий гуманизм той эпохи: выживание тебя и твоих детей. Именно так наши предки-кроманьонцы выжили, съев неандертальцев (есть весомые теории, среди их причин). Причем желание убить, похоже, неискоренимо и через тысячелетия. Даже настолько, что можно в ад отправить и весь свой вид, и всё живое на планете.
Так что ужасов хватает и без надуманных теорий заговоров, уводящих в сторону от реального понимания прошлого и настоящего.

Lesjar написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Вот, вы говорите о борьбе человека за своё выживание и тут же оправдываете тему игры в которой человеку (игроку) предлагается уничтожить всё человечество. Полное противоречие себе, ведь играя в настолку вы явно не имеете мотивов уничтожать человечество, что ударило бы и по вам.

Wulkuw написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Принято, ведь по определению гуманизм мы распространяем только на сапиенсов. А неандертальцев не жалко. И огромную часть матушки-природы, доисторическую мегафауну с ее милыми саблезубыми котятами и мамонтятами, пропавшую с приходом наших вечно голодных предков. Туда же сегодняшнюю природу (читай – биоразнообразие) под промышленным, сельскохозяйственным и транспортным гнетом 8 миллиардиков с по-прежнему неуемным аппетитом.
Считаете, что природа только и «думает» о выживании человека, а без него загнется – пожалуйста. Не играйте в игры про уничтожение человечества. Но я твердо убежден, что эта конкретная игра к подобному в реале никак не приведет. Здесь речь про всего лишь несколько племен двух человеческих видов в тяжелых природных условиях. И это тематично и исторично. Сам наш вид, да и достаточное количество больших и малых групп людей были, говоря простым языком, на грани вымирания. Генетика это подтверждает.
И наконец про то, какие на самом деле идеи внедряет игра. Цитата из правил: «Гнев матери-природы: когда племя убивает последнее животное в стаде…». Кстати, природа побеждает не так уж кровожадно: если неандерталец или сапиенс не выполнят свои задачи до конца игры. Надежду на выживание оставили обоим. Но мы-то знаем…

Lesjar написал 3 месяца назад: #

С более-менее чистыми неандертальцами я не знаком, так что не могу сказать распространил ли бы на них гуманизм.
Что человек губит природу я вовсе не отрицал.

"Считаете, что природа только и «думает» о выживании человека, а без него загнется – пожалуйста. Не играйте в игры про уничтожение человечества."
Подобного я не писал, не нужно выдумывать. Спасибо за совет во что не играть.

Что я имею в виду - это что человеку вовсе не логично и противоестественно играть за сторону чья цель не дать выжить человечеству как виду. Что я думал и вам понятно.

oldgamer написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

вы свое противоречие на другого пытаетесь перекинуть. а что, если человек, играющий в настолку, не разделяет мотивов выбранной стороны и даже не ассоциируется с ней? или что, нужно быть нацистом, чтобы играть за немцев в Неустрашимых? или кроликом, чтобы играть в Королевство кроликов?

Lesjar написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

А какие "противоречия" вы нашли у меня???
Понятное дело, выполняя что-то хотя бы и в игре и "понарошку" человек хоть отчасти принимает это ближе и ближе.
С кроликами, понятно, что тема шуточная. Играть же за нацистов в моё далёкое детство обычно не хотели.

Siar написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Да ладно. Вы еще скажите, что в детстве не играли в русских и немцев.

Lesjar написал 3 месяца назад: #

Так, я же и сказал, что за "фашистов" играть обычно не хотели.

Lesjar написал 4 месяца назад: #

Уничтожение вами всех себе подобных противоречит уже основному инстинкту размножения, не говоря о многом другом.

Lurker написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Стиль Жизни открыли предзаказ на Ориньяк

slflycat написал 5 месяцев назад: #

Интересная асимметрия (природе нужно уничтожить "вирус" в виде людей и неандертальцев, неандертальцам выжить и приумножиться, людям выжить и развить искусство), интересный реалистичный исторический сеттинг, количество игроков от 1 до 5, большая коробка с кучей компонентов по цене, за которую сейчас продают в лучшем случае карточную игру и обещают доставку уже вот-вот (в декабре). Уже за это игру можно взять. А судя по правилам и зарубежным обзорам еще и довольно интересный, конфликтный игровой процесс. Надо брать.

Mira_Rezv написала полгода назад: #
Локализация

Вчера Стиль Жизни заанонсили локализацию. Меня зацепила игра, буду ждать.

Siar написал полтора года назад: #

Игра за природу против первобытных людей... Необычный сеттинг.